МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Судебная медицина

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.м.н., доцент, Остробородов В.В.

Рецензент(ы):
Ст. преп., Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Судебная медицина

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.04.2022 г. № 08
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И. д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.04.2022 г. № 08
Заведующий кафедрой Давыдов С.И. д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения учебной дисциплины «Судебная медицина» - получение каждым студентом-юристом твердых теоретических знаний о сущности судебной медицины, о порядке назначения различных видов судебно-медицинской экспертизы и о ее возможностях в процессе планомерного расследования, раскрытия и предупреждения преступлений, направленных против жизни, здоровья и достоинства личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
ПК-6 Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в рамках своей профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-9.1. Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности,психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды.
ПК-6.1. Знает правовые основы экспертно-консультационной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-9.2. Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования.
ПК-6.2. Умеет давать квалифицированные заключения в рамках своей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-9.3. Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах.
ПК-6.3. Владеет навыками анализа юридико-фактической ситуации и определения акта, подлежащего применению.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Процессуальные и организационные формы судебной экспертизы.
1.1. Процессуальные и организационные формы судебной экспертизы. Лекции 5 2 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Процессуальные и организационные формы судебной экспертизы. Практические 5 0 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Процессуальные и организационные формы судебной экспертизы. Сам. работа 5 6 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц.
2.1. Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц. Лекции 5 0 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц. Практические 5 2 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц. Сам. работа 5 6 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Судебно-медицинская экспертиза механических повреждений.
3.1. Судебно-медицинская экспертиза механических повреждений. Лекции 5 0 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Судебно-медицинская экспертиза механических повреждений. Практические 5 0 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Судебно-медицинская экспертиза механических повреждений. Сам. работа 5 10 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Расстройство здоровья и смерть от острого кислородного голодания (задушение).
4.1. Расстройство здоровья и смерть от острого кислородного голодания (задушение). Лекции 5 0 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Расстройство здоровья и смерть от острого кислородного голодания (задушение). Практические 5 0 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Расстройство здоровья и смерть от острого кислородного голодания (задушение). Сам. работа 5 8 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Расстройство здоровья и смерть от воздействия различных физических факторов
5.1. Расстройство здоровья и смерть от воздействия различных физических факторов Лекции 5 0 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Расстройство здоровья и смерть от воздействия различных физических факторов Практические 5 0 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Расстройство здоровья и смерть от воздействия различных физических факторов Сам. работа 5 20 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Судебно-медицинская экспертиза отравлений
6.1. Судебно-медицинская экспертиза отравлений Лекции 5 1 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Судебно-медицинская экспертиза отравлений Практические 5 0 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Судебно-медицинская экспертиза отравлений Сам. работа 5 8 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Судебно-медицинская экспертиза трупа
7.1. Судебно-медицинская экспертиза трупа Лекции 5 1 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Судебно-медицинская экспертиза трупа Практические 5 0 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
7.3. Судебно-медицинская экспертиза трупа Сам. работа 5 16 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Исследование вещественных доказательств биологического происхождения как методы идентификации личности и орудий травмы
8.1. Исследование вещественных доказательств биологического происхождения как методы идентификации личности и орудий травмы Лекции 5 0 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
8.2. Исследование вещественных доказательств биологического происхождения как методы идентификации личности и орудий травмы Практические 5 2 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
8.3. Исследование вещественных доказательств биологического происхождения как методы идентификации личности и орудий травмы Сам. работа 5 10 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Отдельные виды ситуационных судебно-медицинских экспертиз
9.1. Отдельные виды ситуационных судебно-медицинских экспертиз Лекции 5 0 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
9.2. Отдельные виды ситуационных судебно-медицинских экспертиз Практические 5 2 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
9.3. Отдельные виды ситуационных судебно-медицинских экспертиз Сам. работа 5 10 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Самищенко, С. С Судебная медицина [Электронный ресурс]: : учебник для вузов Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Грицаенко П.П. Судебная медицина: М.: Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Грицаенко, П. П. Судебная медицина [Электронный ресурс]: учебник для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/F613E11D-F05E-4F17-B29C-71D41261A495/sudebnaya-medicina
Л2.2 А.Р. НАЗМИЕВА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДАВНОСТИ НАСТУПЛЕНИЯ СМЕРТИ ПРИ СУДЕБНО- МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ТРУПА СО СЛЕДАМИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЛАМЕНИ: «Вестник Башкирского государственного медицинского университета», 2015 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Судебная медицина" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Судебная медицина" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.