МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Вопросы уголовного судопроизводства в решениях высших судебных органов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Неймарк М.А.

Рецензент(ы):
Препод., Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Вопросы уголовного судопроизводства в решениях высших судебных органов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания дисциплины является фундаментальная и специальная подготовка высококвалифицированных кадров в области юриспруденции, способных решать сложные профессиональные задачи, связанные с применением правовых норм.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен обеспечивать законность, правопорядок, безопасность личности, общества и государства
ПК-4.1 Знает правовую основу регулирования прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.
ПК-4.2 Умеет в рамках конкретной правовой ситуации определять подходящие формы и способы защиты прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.
ПК-4.3 Владеет навыками разрешения конфликтных ситуаций, затрагивающих права и законные интересы человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4.1. Знает нормативные правовые акты в сфере обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4.2. Умеет определять способы обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства в зависимости от конкретной юридической ситуации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4.3. Владеет навыками выявления и пресечения противоправного поведения при выполнении профессиональных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Решения Конституционного Суда РФ в уголовном судопроизводстве
1.1. Решения Конституционного Суда РФ в уголовном судопроизводстве Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Решения Конституционного Суда РФ в уголовном судопроизводстве Практические 4 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Решения Конституционного Суда РФ в уголовном судопроизводстве Сам. работа 4 12 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Практика Верховного Суда РФ и ее значение для уголовного процесса
2.1. Практика Верховного Суда РФ и ее значение для уголовного процесса Сам. работа 4 14 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Правовые позиции высших судебных органов, затрагивающие права потерпевшего
3.1. Правовые позиции высших судебных органов, затрагивающие права потерпевшего Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Правовые позиции высших судебных органов, затрагивающие права потерпевшего Практические 4 2 Л1.1, Л2.1
3.3. Правовые позиции Конституционного Суда РФ, затрагивающие права потерпевшего Сам. работа 4 14 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Правовые позиции высших судебных органов по вопросам рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей
4.1. Правовые позиции высших судебных органов по вопросам рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей Практические 4 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Правовые позиции высших судебных органов по вопросам рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей Сам. работа 4 16 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Правовые позиции высших судебных органов по вопросам участия адвоката (защитника, представителя) в уголовном судопроизводстве
5.1. Правовые позиции высших судебных органов по вопросам участия адвоката (защитника, представителя) в уголовном судопроизводстве Сам. работа 4 18 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Правовые позиции высших судебных органов по отдельным вопросам уголовного судопроизводства
6.1. Правовые позиции высших судебных органов по отдельным вопросам уголовного судопроизводства Сам. работа 4 20 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8679

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-4: Способен обеспечивать законность, правопорядок, безопасность личности, общества и государства
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Конституционный Суд РФ в своих постановлениях по результатам проверки отдельных положений статей УПК РФ на соответствие Конституции РФ…
a. принимает нормы уголовно – процессуального права, соответствующие конституционным положениям
b. на основе Конституции РФ восполняет пробелы в законодательной регламентации отдельных вопросов уголовного судопроизводства
c. разъясняет порядок применения норм уголовно – процессуального закона
d. признает норму уголовно-процессуального закона не соответствующей Конституции РФ, вследствие чего эта норма не подлежит применению при производстве по уголовным делам
Ответ: d
Вопрос 2. К основным процессуальным функциям в уголовном судопроизводстве относятся …
a. прокурорский надзор за исполнением законов
b. защита от обвинения
c. исполнение приговора
d. охрана прав и законных интересов граждан
Ответ: b
Вопрос 3. Специфика уголовно – процессуальных отношений проявляется в том, что…
a. в них не обязательно участвует орган или должностное лицо государства
b. им присущи свобода и автономия воли субъектов при вступлении в правоотношения
c. их возникновение возможно без согласия одной из сторон, а иногда и вопреки ее воле
d. для них обязательно наличие инициативы всех субъектов при вступлении в правоотношения
Ответ: c
Вопрос 4. Уголовно – процессуальный закон это…
a. нормативно – правовой акт субъекта РФ, содержащий нормы уголовно – процессуального права
b. нормативно-правовой акт РФ, регламентирующий процедуру уголовного судопроизводства
c. нормативно – правовой акт местного самоуправления, содержащий нормы уголовно – процессуального права
d. Конституция РФ
Ответ: b
Вопрос 5. Уголовное судопроизводство в Российской Федерации ведется на…
a. русском языке
b. государственном языке РФ
c. языке обвиняемого
d. языке большинства населения муниципального образования
e. языке национальных меньшинств в местах их компактного проживания
Ответ: a
Вопрос 6. Обеспечение права на защиту подозреваемого, обвиняемого предусматривает...
a. право подозреваемого, обвиняемого защищаться самостоятельно
b. право на защиту подозреваемого, обвиняемого со стороны следователя, прокурора
c. право на защиту лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя
d. право на участие законного представителя со стороны защиты
e. право на участие общественного защитника
Ответ: c
Вопрос 7. Действия следователя могут быть обжалованы…
a. начальнику органа дознания
b. начальнику следственного отдела
c. в суд, прокурору и руководителю следственного органа
d. прокурору
e. руководителю следственного органа
Ответ: c
Вопрос 8. Указать составы суда по действующему законодательству:
a. коллегия из трех мировых судей
b. коллегия из трех федеральных судей и коллегия из двенадцати присяжных заседателей
c. коллегия из трех федеральных судей; мировой судья единолично
d. федеральный судья и два народных заседателя
e. коллегия из двух федеральных судей и коллегия из восьми присяжных заседателей
Ответ: c
Вопрос 9. Формами осуществления судебной власти в уголовном судопроизводстве являются:
a. судебный контроль
b. надзор за деятельностью органов следствия
c. уголовное преследование по делам частного обвинения
d. надзор за деятельностью органов дознания
e. исполнение наказания
Ответ: a
Вопрос 10. Международные договоры на территории Российской Федерации…
a. действуют наряду с внутригосударственными актами РФ, принятыми во исполнение международного договора
b. непосредственно не действуют
c. не действуют, даже при отсутствии какого-либо внутригосударственного правового акта
d. действуют непосредственно, если не противоречат законам РФ
e. не действуют, если это предусмотрено в договоре
Ответ: a
Вопрос 11. Если обязательность международного договора для Российской Федерации признана ведомственным нормативным актом, то в случае противоречия положений этого договора с…
a. Федеральным конституционным законом, применяются положения международного договора
b. Конституцией РФ, применяются положения международного договора
c. Федеральным законом, применяются положения международного договора
d. Федеральным законом, применяются нормы федерального закона
e. Указом Президента РФ, применяются положения международного договора
Ответ: d
Вопрос 12. Что из перечисленного является стадией уголовного процесса?
a. проверка сообщения о преступлении
b. судебное разбирательство
c. заключение под стражу
d. судебные прения
Ответ: b
Вопрос 13. Суд вправе…
a. задержать лицо по подозрению в совершении преступления
b. продлить срок задержания
c. отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
d. допросить подозреваемого
e. возбудить уголовное дело
Ответ: b
Вопрос 14. Может ли суд возбудить уголовное дело?
a. да, может при установлении в деянии признаков преступления
b. нет, не может ни при каких условиях
c. может по делам частного обвинения
d. может, если в ходе судебного разбирательства выяснится, что подсудимый совершил еще одно преступление либо к преступлению причастно лицо не привлеченное к уголовной ответственности
e. да, может по инициативе участников процесса
Ответ: b
Вопрос 15. При совершении убийства при отягчающих обстоятельствах уголовное дело не может быть рассмотрено…
a. федеральным судьей районного суда
b. коллегией из трех судей краевого суда
c. коллегией из трех судей районного суда
d. мировым судьей единолично
e. судом присяжных заседателей
Ответ: d
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Каковы последствия внесения в Конституционный Суд РФ запроса суда о проверке конституционности соответствующего нормативного акта?
Ответ: с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд РФ и до принятия постановления КС РФ производство по делу всегда приостанавливается
Вопрос 2. Итоговое решение КС РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене именуется…
Ответ: заключением
Вопрос 3. Конституционный Суд РФ в ходе осуществления конституционного судопроизводства принимает решения в форме -
Ответ: постановления, заключения, определения
Вопрос 4. Конституционный Суд РФ принимает постановления и дает заключения только по предмету...
Ответ: указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении
Вопрос 5. При рассмотрении уголовного дела в какой инстанции суд придя к выводу о несоответствии Конституции РФ нормы уголовно-процессуального закона, подлежащей применению им в указанном деле, вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности соответствующего нормативного акта?
Ответ: в любой инстанции
Вопрос 6. Верно ли, что решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно, но требует подтверждения другими органами и должностными лицами?
Ответ: Нет. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами
Вопрос 7. Могут ли решения КС РФ основываться на материалах, не исследованных КС РФ.
Ответ: Нет. Решения КС РФ должны основываться только на материалах, исследованных КС РФ.
Вопрос 8. Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение по делу оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл...
Ответ: придаваемый ему официальным и иным толкованием, в том числе в решениях по конкретному делу, или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов
Вопрос 9. Решение Конституционного Суда РФ, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании вступает в силу...
Ответ: немедленно после его провозглашения
Вопрос 10. Подозреваемый должен быть допрошен…
Ответ: в течение 24 часов с момента задержания
Вопрос 11. Каким свойством является способность доказательства своим содержанием служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для дела?
Ответ: относимость
Вопрос 12. Протокол допроса свидетеля – это…
Ответ: процессуальная форма закрепления показаний свидетеля
Вопрос 13. Каким доказательством будет являться видеопленка с изображением совершаемого преступления?
Ответ: вещественным доказательством
Вопрос 14. Вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до:
Ответ: вступления приговора в законную силу
Вопрос 15. Целями применения мер государственного принуждения в уголовном процессе являются…
Ответ: обеспечение установленного порядка производства по уголовным делам
Вопрос 16. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение…
Ответ: 12 часов
Вопрос 17. Срок уголовно - процессуального задержания исчисляется с момента…
Ответ: фактического задержания
Вопрос 18. На какой срок суд может продлить срок задержания для представления стороной дополнительных доказательств обоснованности либо необоснованности заключения под стражу?
Ответ: 72 часа
Вопрос 19. В отношении несовершеннолетнего обвиняемого, совершившего преступление небольшой тяжести, нельзя избрать в качестве меры пресечения …
Ответ: заключение под стражу
Вопрос 20. Ходатайство следователя о заключении под стражу обвиняемого может быть рассмотрено судом в отсутствии обвиняемого, если
Ответ: обвиняемый находится в международном розыске
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: вопрос теоретического характера и вопрос практико-ориентированного характера.
Примерный перечень вопросов теоретического характера к зачету
1. Конституционный контроль в уголовном судопроизводстве.
2. Понятие, значение и виды решений Конституционного Суда РФ в уголовном судопроизводстве.
3. Требования, предъявляемые к решениям Конституционного Суда РФ в уголовном судопроизводстве, исправление их неточностей и разъяснение. Особое мнение судьи.
4. Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ, их исполнение и нормативный характер в уголовном судопроизводстве.
5. Понятие, природа и виды правовых позиций Конституционного Суда РФ в уголовном судопроизводстве.
6. Практика Верховного Суда РФ: общая характеристика и отдельные виды.
7. Понятие, признаки и значение правовых позиций Верховного Суда РФ, их реализация в уголовном судопроизводстве.
Примерный перечень вопросов практико-ориентированного характера к зачету
1. Правовые позиции высших судебных органов, затрагивающие права потерпевшего.
2. Правовые позиции высших судебных органов по вопросам рассмотрения дел с участием присяжных заседателей.
3. Правовые позиции высших судебных органов по вопросам участия адвоката (защитника, представителя) в уголовном судопроизводстве.
4. Правовые позиции высших судебных органов по отдельным вопросам института доказывания.
5. Правовые позиции высших судебных органов по вопросам применения мер процессуального принуждения.
6. Правовые позиции высших судебных органов по отдельным вопросам обжалования и пересмотра судебных актов в уголовном судопроизводстве.
7. Влияние правовых позиций высших судебных органов на уголовно-процессуальное законодательство и практику.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Манова Н.С., Францифоров Ю.В. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 10-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Булатов Б.Б. - отв. ред., Баранов А.М. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 6-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Вопросы уголовного судопроизводства в решениях высших судебных органов" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Вопросы уголовного судопроизводства в решениях высших судебных органов" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучающихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.