МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы материального права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-2018
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 6

Распределение часов по курсам

Курс 6 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Авилова О.Е.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы материального права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 г. № 144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев Антон Александрович, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Актуальные проблемы материального права» являются во-первых, теоретическое освоение базовых, методологических концепций материального права как предпосылка плодотворной юридической практики; во-вторых, изучение проблем материального права с учетом и на основе изученного студентами материала отраслевых дисциплин, что должно способствовать преодолению фрагментарности знаний и формированию целостного представления о материальном праве современной России, в-третьих, овладение необходимыми знаниями, навыками и умениями для правотворческой, правоохранительной и иной юридической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПСК-1.9 способностью к анализу и применению судебной практики и судебной статистики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5: основания дифференциации отраслей права на материальные и процессуальные; систему источников материального права; понятие и элементы механизма правового регулирования; правоприменительный процесс, его стадии и итоговые акты;
ПСК-1.9: особенности, цели, функции и значение судебной практики; особенности, цели, функции и значение судебной статистики.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5: толковать нормы материального права; моделировать ситуацию применения норм материального права в профессиональной деятельности; оценивать правовые явления в пра-воприменительной плоскости; осуществлять действия в рамках реализации норм материального права;
ПСК-1.9: анализировать и применять судебную практику и судебную статистику; использовать данные судебной практики и судебной статистики для аргументации собственной позиции.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5: способами толкования норм материального права; навыками определения природы спорного правоотношения; навыками разрешения коллизий между нормами материального права;
ПСК-1.9: навыками анализа судебной практики и судебной статистики и использования ее результатов в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Актуальные проблемы материального права
1.1. Актуальные проблемы материального права» как учебная дисциплина Лекции 6 0 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.2. Актуальные проблемы материального права» как учебная дисциплина Практические 6 0 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.3. Актуальные проблемы материального права» как учебная дисциплина Сам. работа 6 5 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.4. Материальное право в системе права Лекции 6 2 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.5. Материальное право в системе права Практические 6 2 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.6. Материальное право в системе права Сам. работа 6 8 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.7. Соотношение материального и процессуального права Лекции 6 0 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.8. Соотношение материального и процессуального права Практические 6 2 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.9. Соотношение материального и процессуального права Сам. работа 6 8 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.10. Структура материального права Лекции 6 0 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.11. Структура материального права Практические 6 2 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.12. Структура материального права Сам. работа 6 8 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.13. Актуальные проблемы форм (источников) российского материального права Лекции 6 0 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.14. Актуальные проблемы форм (источников) российского материального права Практические 6 0 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.15. Актуальные проблемы форм (источников) российского материального права Сам. работа 6 8 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.16. Регулирование общественных отношений отраслями материального права Лекции 6 0 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.17. Регулирование общественных отношений отраслями материального права Практические 6 2 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.18. Регулирование общественных отношений отраслями материального права Сам. работа 6 8 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.19. Нормы материального права Лекции 6 0 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.20. Нормы материального права Практические 6 0 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.21. Нормы материального права Сам. работа 6 8 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.22. Материальные правовые отношения Лекции 6 2 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.23. Материальные правовые отношения Практические 6 0 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.24. Материальные правовые отношения Сам. работа 6 8 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.25. Реализация и толкование материального права Лекции 6 0 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.26. Реализация и толкование материального права Практические 6 0 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.27. Реализация и толкование материального права Сам. работа 6 8 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.28. Проблема правонарушения в материальном праве Лекции 6 0 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.29. Проблема правонарушения в материальном праве Практические 6 0 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.30. Проблема правонарушения в материальном праве Сам. работа 6 8 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.31. Проблемы юридической ответственности в материальных отраслях права Лекции 6 0 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.32. Проблемы юридической ответственности в материальных отраслях права Практические 6 0 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
1.33. Проблемы юридической ответственности в материальных отраслях права Сам. работа 6 10 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Экзамен
2.1. Экзамен Экзамен 6 9 ПК-5, ПСК-1.9 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9318

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5
Способен применять нормативно-правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. процессуальное право — это
- совокупность правовых норм, регулирующих порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения судом гражданских дел, а также пересмотра судебных решений, т. е. правосудие по гражданским делам, а также порядок принудительного исполнения судебных постановлений (решений, определений);
- урегулированная законом деятельность по принудительному исполнению судебных актов;
- система взглядов, воззрений, концепций, теорий о характере, сущности и закономерностях развития гражданского процессуального права, практики его применения;
- совокупность правовых норм, регулирующих способы защиты гражданских прав.
Ответ: совокупность правовых норм, регулирующих порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения судом гражданских дел, а также пересмотра судебных решений, т. е. правосудие по гражданским делам, а также порядок принудительного исполнения судебных постановлений (решений, определений)

Вопрос 2. Методом процессуального права является
- диапозитивный;
- императивный;
- предписания;
- императивно-диспозитивный.
Ответ: императивно-диспозитивный

Вопрос 3. Процессуальная форма - это?
- порядок рассмотрения гражданских дел;
- деятельность суда и других участвующих в деле лиц, направленная на рассмотрение и разрешение гражданских дел;
- последовательный, определенный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения гражданского дела, включающий в себя определенную систему гарантий;
- совокупность реквизитов процессуальных документов.
Ответ: последовательный, определенный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения гражданского дела, включающий в себя определенную систему гарантий

Вопрос 4. Какой из принципов относится к организационно-функциональным
- законности;
- диспозитивности;
- непрерывности судебного разбирательства;
- равенства граждан и организаций перед законом и судом.
Ответ: равенства граждан и организаций перед законом и судом.

Вопрос 5. Утверждение, что российское государство с ранних времен существования обладало признаками культурного, религиозного, этнического, социального многообразия?
- верно;
- неверно;
- это утверждение применимо только к современному периоду;
- это утверждение применимо только к периоду советского государства.
Ответ: верно

Вопрос 6. Процессуальное правопреемство — это:
- участие в деле нескольких истцов;
- участие в деле нескольких ответчиков;
- обязательное участие в деле всех субъектов спорного правоотношения в качестве истцов или ответчиков;
- замена в процессе лица, являющегося стороной или третьим лицом, другим лицом в связи с выбытием из процесса одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении.
Ответ: замена в процессе лица, являющегося стороной или третьим лицом, другим лицом в связи с выбытием из процесса одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении

Вопрос 7. Процессуальное соучастие — это:
- участие в одном деле нескольких истцов или ответчиков, интересы и требования которых не исключают друг друга;
- участие лица на стороне истца или ответчика в связи с тем, что решение по делу может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон;
- вступление лица в уже возникший между истцом и ответчиком процесс для защиты самостоятельных прав на предмет спора;
- замена в процессе лица, являющегося стороной или третьим лицом, другим лицом в связи с выбытием из процесса одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении.
Ответ: участие в одном деле нескольких истцов или ответчиков, интересы и требования которых не исключают друг друга

Вопрос 8. межкультурное взаимодействие - это:
- замена одного культурного пласта на другой;
- смена исторических эпох;
- контакт двух или более культурных традиций, в результате чего контрагенты оказывают взаимное влияние друг на друга;
- противоборство разных культур.
Ответ: контакт двух или более культурных традиций, в результате чего контрагенты оказывают взаимное влияние друг на друга.

Вопрос 9. Какое процессуальное положение занимает лицо, не заявляющее самостоятельных требований, вступающее в уже возникший процесс на стороне истца или ответчика?
- представитель ответчика;
- представитель истца;
- третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования;
- процессуальный соучастник.
Ответ: третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования.

Вопрос 10. Особенностями правоприменения в международном частном праве являются процедуры (стадии) правоприменения:
- разрешение коллизии права и применение материальных норм конкретного правопорядка;
- толкование юридических понятий и применение иностранного права;
- установление содержания норм иностранного права и сравнение его с содержанием российского права.
-герменевтика права.
Ответ: разрешение коллизии права и применение материальных норм конкретного правопорядка

Вопрос 11. Правовыми основаниями определения применимого права к гражданскоправовым отношениям, осложненным иностранным элементом являются?
- воля субъектов правоотношения;
- согласие других государств на применение из национального права в РФ;
- международный договор РФ; Гражданский кодекс РФ; другие федеральные законы; обычаи; признаваемые в РФ;
-обычаи.
Ответ: международный договор РФ; Гражданский кодекс РФ; другие федеральные законы; обычаи; признаваемые в РФ.

Вопрос 12. При затруднении в толковании юридических понятий иностранного права применяется:
- российское право как основа для толкования юридических понятий;
- всегда иностранное право, т.к.уяснению подлежит иностранное правовое понятие;
- толкование международного договора;
- решение не принимается.
Ответ: российское право как основа для толкования юридических понятий.

Вопрос 13. «Конфликт квалификаций» - это:
- несовпадение словесно или по содержанию юридических понятий, из которых состоят объем коллизионной нормы и коллизионная привязка;
- проблема правоприменения в международном частном праве;;
- квалификация по отечественному праву;
- конфликт между субьектами правоотношений.
Ответ: несовпадение словесно или по содержанию юридических понятий, из которых состоят объем коллизионной нормы и коллизионная привязка

Вопрос 14. Установление содержания норм иностранного права подчинено определенному алгоритму (последовательности)::
- установление содержания аналогичного понятия в российском праве и анализ судебной практики;
- обращение в Министерство юстиции для получения официального заключения;
- уяснение официального толкования иностранного права в соответствующем государстве; ознакомление с практикой применения и доктриной соответствующего иностранного государства;
- соответствие.
Ответ: уяснение официального толкования иностранного права в соответствующем государстве; ознакомление с практикой применения и доктриной соответствующего иностранного государства.

Вопрос 15. Риторсии - это?
- ограничения имущественных и неимущественных прав граждан и юридических лиц государства в ответ на уже имеющиеся ограничения прав российских граждан и юридических лиц в этом государстве;
- санкции ООН, принятые Советом Безопасности;
- экономические, торговые санкции государств против друг друга;
- международные штрафы.
Ответ: ограничения имущественных и неимущественных прав граждан и юридических лиц государства в ответ на уже имеющиеся ограничения прав российских граждан и юридических лиц в этом государстве

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Отраслью материального права является?
Ответ: гражданское право

Вопрос 2. Отраслью процессуального права является?
Ответ: арбитражно-процессуальное право.

Вопрос 3. Обжалование решений суда, не вступивших в законную силу, проводится в?
Ответ: апелляционном порядке

Вопрос 4. Распоряжение об исполнении решения суда в гражданском и арбитражном процессе называется?
Ответ: исполнительным листом

Вопрос 5. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, называются?
Ответ: доказательствами

Вопрос 6. Как юристы называют отрасли права, определяющие гражданские, административные и уголовные правоотношения?
Ответ: материальные

Вопрос 7. Что определяет правила реализации и защиты материальных прав?
Ответ: процессуальное право.

Вопрос 8. Что осуществляют суды на основе процессуального права?
Ответ: правосудие.

Вопрос 9. Укажите центральную и сложнейшую задачу суда.
Ответ: установление истины.

Вопрос 10. Укажите первую стадию судебного процесса?
Ответ: Возбуждение производства по делу

Вопрос 11. Когда решение суда вступает в законную силу, если его не обжаловали?
Ответ: После прохождения 10 суток с момента его объявления

Вопрос 12. Стадия гражданского процесса — это:
Ответ: его определенная часть, объединенная совокупностью процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной (окончательной) цели

Вопрос 13. Источником гражданского процессуального права является
Ответ: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

Вопрос 14. Принцип диспозитивности — это
Ответ: нормативно-руководящее положение гражданского судопроизводства, определяющее в качестве движущего начала процесса главным образом инициативу заинтересованных в исходе дела лиц.

Вопрос 15. Подведомственность — это
Ответ: относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов

Вопрос 16. Подсудность гражданского дела — это
Ответ: пределы компетенции суда относительно круга гражданских дел, которые он правомочен рассматривать.

Вопрос 17. Альтернативная подведомственность — это
Ответ: подведомственность, при которой спор о субъективном праве может быть рассмотрен по выбору заинтересованного лица как в суде, так и в ином государственном органе или общественной организации.

Вопрос 18. Императивная подведомственность — это
Ответ: подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности.

Вопрос 19. Виды подсудности — это
Ответ: родовая, общая территориальная, альтернативная, исключительная, договорная и по связи дел.

Вопрос 20. Укажите момент гражданского процесса, не допускающий вступления третьих лиц в возникший процесс?
Ответ: постановление и оглашение решения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПСК – 1.9
Способностью к анализу и применению судебной практики и судебной статистики

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. На каком из перечисленных принципов НЕ базируется проведение общественной экспертизы в соответствии с действующим законодательством и в рамках судебной практики и статистики:
а) законность
б) демократизм
в) обязательность
Ответ: б)

Вопрос 2. Судебная практика считает, что основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются (выберите два варианта ответов)
а) обоснованность
б) независимость
в) нормативность
г) состязательность
д) демократизм
Ответ: а).

Вопрос 3. Проводя анализ судебной практики, в ходе проведения правовой экспертизы нормативно-правового акта в части соотнесения его положений с регулируемыми актом общественными отношениями оценивается
а) необходимость и достаточность НПА
б) только необходимость НПА
в) только достаточность НПА
г) соответствие иным нормативным правовым актам
Ответ: а

Вопрос 4. Укажите верную структуру нормативного правового акта
а) Вводная, описательная, мотивировочная, резолютивная части
б) Основная и просительная части
в) Преамбула, общая часть, особенная часть, заключительные положения.
г) Предмет, права и обязанности, ответственность, заключительные положения.
Ответ: в

Вопрос 5. Проводя анализ судебной практики, выявлено, что прокурором г. Барнаула было подготовлено отрицательное заключение по итогам проведения антикоррупционной экспертизы проекта муниципального правового акта в связи с наличием юридико-лингвистических ошибок в тексте проекта правового акта. Выберете верное утверждение.
а) Юридико-лингвистическая неопределенность текста проекта правового акта не препятствует принятию нормативного правового акта и не свидетельствует о наличии в нем коррупциогенных факторов.
б) Юридико-лингвистическая неопределенность предполагает употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера, в связи с чем является коррупциогенным фактором.
в) В компетенцию прокуратуры не входит оценка проектов нормативных правовых актов на предмет их законности.
г) верного ответа нет
Ответ: б

Вопрос 6. 2. В рамках анализа судебной практики и судебной статистики какой экспертизой проверяются наличие и правильность реквизитов?
а) антикоррупционной
б) лингвистической
в) технико-юридической
г) научной
Ответ: в)

Вопрос 7. Экспертиза нормативного правового акта, предметом которой является выявление коррупциогенных факторов, - это экспертиза
а) антикоррупционная
б) лингвистическая
в) юридико-техническая
г) общественная
Ответ: а

Вопрос 8. Стиль текста нормативных (индивидуальных) правовых актов должен быть
а) официально-деловой
б) разговорный
в) художественный
г) научный
Ответ: а

Вопрос 9. Какая лексическая ошибка допущена в формулировке преамбулы проекта закона «Основной целью правового регулирования сферы образования является улучшить уровень качества предоставляемых образовательных услуг»?
а) нарушение лексической сочетаемости
б) смешение паронимов
в) тавтология
г) употребление устаревших слов
Ответ: а

Вопрос 10. Судебная статистика отмечает, что ошибки проектов правовых актов, которые выражаются в их несогласованности с нормами и тенденциями российского законодательства, называются
а) концептуальные
б) компетентностные
в) юридико-технические
г) лингвистические
Ответ: а

Вопрос 11. Что НЕ может стать объектом юридической экспертизы в рамках судебной практики и статистики?
а) действующий нормативный правовой акт
б) часть действующего нормативного правового акта
в) проект нормативного правового акта
г) недействующий нормативный правовой акт
Ответ: г

Вопрос 12. Проведение общественной экспертизы и юридической статистики нормативных правовых актов в РФ регламентируется следующим законом
а) ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»
б) ФЗ «О противодействии коррупции»
в) ФЗ «О прокуратуре РФ»
г) ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»
Ответ: а

Вопрос 13. В соответствии с Приказом Минюста РФ от 31 мая 2012 г. «Об утверждении методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» при проведении экспертизы проводится оценка
а) формы НПА, его целей и задач
б) предмета правового регулирования
в) порядка принятия и обнародования
г) все ответы верны
Ответ: г

Вопрос 14. Представительный орган местного самоуправления в своем нормативном правовом акте ввел уголовную ответственность за порчу зеленых насаждений. Что за ошибка им допущена с точки зрения правовой юридической практики и статистики?
а) юридико-компетенционная
б) юридико-языковая
в) юридико-техническая
г) содержательная
Ответ: а

Вопрос 15. Выберите из ниже приведенного списка ошибку, которая НЕ может быть охарактеризована как ошибка, связанная с нарушением компетенции при издании акта.
а) преждевременность издания НПА в контексте отсутствия необходимых экономических и социальных условий
б) принятие субъектом РФ акта, регулирующего общественные отношения, находящиеся в исключительном ведении РФ
в) принятие органом федеральной государственной власти акта, регулирующего общественные отношения, находящиеся в исключительном ведении субъекта РФ
г) принятие органом местного самоуправления акта, затрагивающего вопросы жизнедеятельности другого муниципального образования.
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. отрасль статистики, изучающая количественные и качественные характеристики деятельности системы правоохранительных органов (полиция, налоговая служба, служба контроля за оборотом наркотиков, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, суды, прокуратура и др.) по решению задач противодействия преступности, предупреждения (профилактики) преступлений и иных правонарушений, надзора и контроля за лицами, склонными к совершению правонарушений, учета правонарушителей, последствий преступности.
Ответ: правовая статистика.

Вопрос 2. активный процесс обобщенного и опосредованного отражения, обеспечивающий познание социальных фактов преступности на основе выполнения требований норм уголовного права, которыми устанавливается перечень общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями.
Ответ: правовой подход к анализу преступности

Вопрос 3. количественная сторона массовидных явлений и процессов противоправного поведения, практики противодействия таким явлениям и процессам, предупреждения (профилактики) совершения преступлений, выявления и устранения причин и условий преступности
Ответ: предмет криминологической статистики

Вопрос 4. Охарактеризуйте внутреннюю правовую экспертизу нормативных правовых актов.
Ответ: внутренняя правовая экспертиза – это экспертиза в отношении собственного нормативного правового акта.

Вопрос 5. комплекс технических приемов, обеспечивающих построение и наглядное отображение статистических рядов на этапе статистического исследования, связанном с представлением собранного в процессе наблюдения статистического материала.
Ответ: Визуализация статистических данных

Вопрос 6. заключается в том, что вычисляется средний уровень из определенного числа первых по счету уровней, затем из такого же числа уровней, но начиная со второго по счету, далее — начиная с третьего и т.д. Таким образом, средняя как бы «скользит» по ряду динамики, передвигаясь на один уровень?
Ответ: метод скользящей средней

Вопрос 7. Что является предметом юридической статистики как науки
Ответ: Правовая статистика имеет своим предметом юридические явления как элементы правовой системы общества. Ее главные составляющие - официальная юридическая практика и общественное правосознание.

Вопрос 8. Заключение, подготовленное по результатам проведения общественной экспертизы, кроме оценки соответствия требованиям законодательства исследуемых материалов, должно также содержать оценку правовых и иных _________________.
Ответ: последствий их принятия.

Вопрос 9. Охарактеризуйте научную экспертизу правовых актов с точки зрения своеобразия субъекта экспертизы.
Ответ: Научная экспертиза осуществляется научными учреждениями и ВУЗами соответствующего профиля, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов.

Вопрос 10. Кто занимается ведением судебной статистики?
Ответ: № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (ст. 6): Судебный департамент и органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации осуществляют ведение судебной статистики.

Вопрос 11. Допущена ли ошибка в структуре текста законопроекта, если нумерация статей в каждой из его глав начинается заново?
Ответ: да, ошибка допущена – нарушено требование сквозной нумерации.

Вопрос 12. В приведенном фрагменте нормативного правового акта допущена ошибка. «Образовательные организации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов законодательной власти».
Переформулируйте текст правильно.
Ответ: Образовательные организации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Вопрос 13. Что проверяет Росстат?
Ответ: Росстат исследует экономические показатели и ждёт статистическую отчётность от предпринимателей. Крупные предприятия отчитываются регулярно, а микро- и малый бизнес — если попадает в выборку Росстата.

Вопрос 14. Допущена ли ошибка в правовом акте, если в нем воспроизведены положения акта, имеющего большую юридическую силу?
Ответ: нет, ошибки здесь нет (такое воспроизведение не свидетельствует об ошибочности или незаконности акта).

Вопрос 15. Какое требование нарушено в тексте нормативно-правового акта, если юридический термин употреблен в нем в ином значении, чем данному термину придается в другом нормативно-правовом акте?
Ответ: единство терминологии / требование единства терминологии

Вопрос 16. Укажите вид и содержание ошибки, допущенной в правовом акте, если в нем отсутствует указание должности лица его подписавшего, а также места и даты его принятия?
Ответ: технико-юридическая ошибка – частичное отсутствие реквизитов.

Вопрос 17. Укажите, какой коррупциогенный фактор содержится в приведенной норме и в чем он заключается: «… В исключительных случаях, на основании мотивированного предложения должностных лиц, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки продлевается руководителем Инспекции, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на 15 часов».
Ответ: юридико-лингвистическая неопределенность – формулировка «в исключительных случаях» имеет оценочный характер.

Вопрос 18. На какая ошибку нужна указать при проведении правовой экспертизы следующего фрагмента нормативного правового акта: «под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций»?
Ответ: ошибка лексическая – определение не раскрывает содержание приведённого понятия, оно тавтологично.

Вопрос 19. На какой коррупциогенный фактор следует указать при проведении правовой экспертизы НПА, в котором содержится такое правоположение: «Должностное лицо, осуществляющее личный прием гражданина, в пределах своей компетенции, руководствуясь законодательством, вправе:
- удовлетворить обращение гражданина;
- отказать в удовлетворении обращения гражданина;
- принять от гражданина письменное обращение»?
Ответ: определение компетенции по формуле «вправе».

Вопрос 20. Прочитайте представленный фрагмент: «Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, Конституцией (Основным Законом) Алтайского края, законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края …». Что при проведении правовой экспертизы должно быть обозначено в качестве допущенной ошибки?
Ответ: Основной закон Алтайского края – Устав, а не Конституция.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Материальное право как единый правовой блок (подсистема) в системе права.
2. Материальное право и проблемы модернизации российской правовой системы.
3. Своеобразие и значение системного подхода в исследовании материального права.
4. Право материальное и процессуальное, право публичное и частное: проблема соотноше-ния.
5. Диалектика взаимодействия материального и процессуального права: генетические, структурные и функциональные связи.
6. Соотношение материальных и процессуальных норм в системе российского права.
7. Граница между «материальным» и «процессуальным» в системе права.
8. Проблема подразделения правовых явлений на материальные и процессуальные.
9. «Материальное» в праве (интерес, ущерб, санкция, ответственность).
10. Материальное и процессуальное право в Древнем Риме.
11. Материальное и процессуальное право в феодальной Англии.
12. Материальное и процессуальное право в СССР.
13. Специфика функционирования материального права.
14. Организационно-процедурные нормы: место в системе права.
15. Процедура в праве.
16. Кодификация материального права.
17. Диспозитивность в материальном праве.
18. Соотношение материальной и процессуальной правосубъектности.
19. Правопреемство в материальном праве.
20. Влияние материального права на гражданское процессуальное право.
21. Российское административное право: соотношение материальных и процессуальных норм.
22. Взаимосвязь материального и процессуального уголовного права.
23. Судебное решение как акт применения норм материального и процессуального права.
24. Судебное решение как юридический факт в материальном праве.
25. Спор о праве через призму материального и процессуального права.
26. Материальное и процессуальное в судебном доказывании.
27. Субсидиарное применение норм материального права.
28. Аналогия в материальном праве России: история и современность.
29. Коллизии норм материального и процессуального права.
30. Юридическое значение правильного определения отраслевой принадлежности норм ма-териального права.
31. Обеспечение демократии нормами материального права.
32. «Нейтрализация» норм материального права с помощью норм процессуального права (по мотивам публикаций С.А. Денисова).
33. Понятие договора в материальном праве.
34. Система субъектов материального права в России.
35. Система форм (источников) материального права в России.
36. Санкции в отраслях материального права.
37. Судебные ошибки в применении норм материального права.
38. Новое толкование нормы материального права как основание для пересмотра ранее при-нятых судебных актов.
39. Институт юридической ответственности в материальном праве.
40. Эффективность норм материального права.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Системно-иерархический характер источников права;
2. Источники современного российского права;
3. Закон в системе источников современного российского права;
4. Классификация законов: критерии, виды;
5. Конституция РФ 1993 года - Основной закон современного российского государства;
6. Подзаконные акты как источники современного российского права;
7. Указы Президента Российской Федерации;
8. Постановления Правительства РФ и федеральные ведомственные акты;
9. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации;
10. Правовая политика современной России и региональные акты;
11. Акты органов местного самоуправления и другие источники права;
12. Системность права. Система, структура, внутренняя форма права.
13. Соотношение системы права, системы законодательства, правовой системы.
14. Элементный ряд системы права: устоявшиеся и новые подходы.
15. Отрасль права: теоретические проблемы обособления отраслей права и их классификация.
16. Системный подход в изучении материального права.
17. Процедура в праве.
18. Кодификация материального права.
19. Диспозитивность в материальном праве.
20. Соотношение материальной и процессуальной правосубъектности.



ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Правовой договор, общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России;
2. Развитие идей судейского (прецедентного) правотворчества и определение юридической природы судебной практики как источника права;
3. Судебная практика как источник современного российского права;
4. Правовые позиции Конституционного Суда как форма судейского правотворчества;
5. Систематизация нормативных правовых актов: понятия и виды;
6. Источники романо-германского права;
7. Основные виды источников романо-германского права и критерии их классификации;
8. Закон в системе источников романо-германского права;
9. Обычай как источник романо-германского права: понятие, роль, виды;
10. Соотношение прецедента с другими источниками права;
11. Источники англосаксонского (общего) права;
12. Основные периоды становления и развития общего права и его источников;
13. Понятие материального права. Место материального права в системе права.
14. Развитие научных взглядов на соотношение материального права и процесса в юриспруденции.
15. Соотношение материального и процессуального права в различных правовых системах.
16. Взаимообусловленность материального и процессуального права.
17. Структура материального права: понятие и подходы.
18. Правопреемство в материальном праве.
19. Влияние материального права на гражданское процессуальное право.
20. Российское административное право: соотношение материальных и процессуальных норм.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Селютина, Е. Н. Проблемы теории государства и права: учебное пособие для вузов Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. Н. Селютина, В. А. Холодов История и методология юридической науки : учебник и практикум для вузов М.: Юрайт // ЭБС, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э2 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э3 Сайт кафедры теории и истории АлтГУ tigp.wordpress.com
Э4 Актуальные проблемы материального права: курс в moodle на едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7446 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа курса рассчитана на усвоение основных тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tgip.worldpress.com, на сайте образовательного портала "Юридическая Россия", Научной электронной библиотеки elibrary.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Актуальные проблемы материального права» завершается экзаменом. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы экзаменационного билета с учетом результатов решения задач, выполненных им в течение семестра.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит не-сколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Письменные работы (рефераты) являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы (реферата) обговаривается с преподавателем. Письменная работа является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материалом по данному вопросу. Письменные р-боты назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Вопросы на экзамен включаются в экзаменационные билеты. Каждый билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 30 минут. Экзамен проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Экзамен оценивается по 4-балльной шкале.