МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Финансовое право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 125
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Н.Я. Гринчинко

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, А.Е.Канакова

Рабочая программа дисциплины
Финансовое право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 г. № 144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 13.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аничкин Е.С.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 13.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Аничкин Е.С.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель курса заключается в определении объема информации,которую необходимо изучить студентам,в обеспечении определенным уровнем знаний будущего высококвалифицированного юриста. Курс также предназначен для эффективной организации самостоятельной работы студентов.

Задачи курса состоят в оказании содействия в самостоятельной работе студентов,в усвоении знаний в области финансового права в соответствии с нынешним состоянием российской юридической науки,в формировании навыков и умений работы с финансово-правовыми актами,юридически обоснованной квалификации фактов и обстоятельств,научно-обоснованной оценки финансово-правовых явлений,формировании профессиональных компетенций юриста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью целенаправленно и эффективно получать юридически значимую информацию из различных источников, включая правовые базы (банки) данных, решать задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-5 способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-7 различные источники получения юридически значимой информации, включая правовые базы (банки) данных, способы решения задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением
информационно-коммуникационных технологий, а также основные требования информационной безопасности.
ПК-5 нормативные правовые акты, нормы материального и процессуального права
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК- 7 получать юридически значимую информацию из различных источников,включая правовые базы данных, решать задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением
информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Пк-5 оперировать нормативными правовыми актами, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОГПК- 7 навыками целенаправленного и эффективного получения юридически значимой информации из различных источников, включая правовые базы данных, решения задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК- 5 навыками работы с правовыми актами, на основе их анализа принимать решения о реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований
1.1. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований Лекции 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований Практические 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Финансовое право как отрасль российского права
2.1. Финансовое право как отрасль российского права Сам. работа 5 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Финансово-правовые нормы и отношения
3.1. Финансово-правовые нормы и отношения Практические 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Финансово-правовые нормы и отношения Сам. работа 5 5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля
4.1. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля Сам. работа 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Бюджетное право и бюджетное устройство РФ
5.1. Бюджетное право и бюджетное устройство РФ Сам. работа 5 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.2. Бюджетное право и бюджетное устройство РФ Практические 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Бюджетная компетенция Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований
6.1. Бюджетная компетенция Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований Сам. работа 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 7. Правовые основы бюджетного процесса
7.1. Правовые основы бюджетного процесса Сам. работа 5 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 8. Финансово-правовой режим целевых государственных внебюджетных фондов
8.1. Финансово-правовой режим целевых государственных внебюджетных фондов Сам. работа 5 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 9. Налоговое право: общая характеристика
9.1. Налоговое право: общая характеристика Сам. работа 5 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 10. Федеральные налоги и сборы
10.1. Федеральные налоги и сборы Сам. работа 5 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 11. Региональные и местные налоги
11.1. Региональные и местные налоги Сам. работа 5 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 12. Специальные налоговые режимы
12.1. Специальные налоговые режимы Сам. работа 5 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 13. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды
13.1. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды Сам. работа 5 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 14. Правовые основы государственного и муниципального кредита и долга
14.1. Правовые основы государственного и муниципального кредита и долга Сам. работа 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 15. Финансово-правовые основы страхования
15.1. Финансово-правовые основы страхования Сам. работа 5 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 16. Финансово-правовые основы государственных и муниципальных расходов
16.1. Финансово-правовые основы государственных и муниципальных расходов Сам. работа 5 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 17. Финансово-правовые основы расходов государственных внебюджетных фондов
17.1. Финансово-правовые основы расходов государственных внебюджетных фондов Сам. работа 5 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 18. Правовые основы банковской деятельности
18.1. Правовые основы денежного обращения и расчетов Сам. работа 5 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 19. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля
19.1. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля Сам. работа 5 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 20. Экзамен по Финансовому праву
20.1. Экзамен по Финансовому праву Экзамен 5 9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5558

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-7: способностью целенаправленно и эффективно получать юридически значимую информацию из различных источников, включая правовые базы (банки) данных, решать задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Финансовая деятельность государства это:
а) процесс планомерного образования, распределения и использования денежных фондов в целях реализации задач и функций государства;
б) осуществление муниципальными образованиями функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации их задач;
в) осуществление государством функций по перераспределению денежных фондов в целях реализации его задач;
г) осуществление юридическими и физическими лицами функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации стоящих перед государством задач?

2. Что находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов в области финансовой деятельности:
а) федеральные налоги и сборы;
б) регулирование денежной эмиссии;
в) установление общих принципов налогообложения и сборов;
г) валютное регулирование.

3. В компетенцию какого государственного органа входит осуществление денежной эмиссии в Российской Федерации:
а) Министерства финансов РФ;
б) Правительства РФ;
в) Федеральной налоговой службы;
г) Центрального банка РФ.

4. Кому подотчетен Банк России:
а) Президенту РФ;
б) Государственной Думе РФ;
в) Правительству РФ;
г) Министерству финансов РФ.

5. Министерство финансов РФ осуществляет
а) лицензирование кредитных организаций;
б) денежную эмиссию;
в) выработку единой государственной финансовой, кредитной и денежной политики.

6. В систему какого органа входит Федеральное казначейство РФ:
а) Министерства финансов РФ;
б) Счетной палаты РФ;
в) Государственной Думы;
г) Федеральной налоговой службы.

7. Какие из приведенных актов являются индивидуальными финансово-правовыми актами:
а) смета бюджетного учреждения;
б) учредительный договор;
в) лицензия на право торговли;
г) свидетельство о регистрации юридического лица;
д) налоговое уведомление;
е) лицензия на осуществление банковских операций;
ж) постановление налогового органа (решение) о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика – организации;
з) судебный акт по иску к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину в результате незаконных действий должностных лиц федеральных государственных органов;
и) заключение Счетной палаты РФ по отчету об исполнении федерального бюджета;
к) Постановление Государственной Думы об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;
л) предписание Банка России об устранении кредитной организацией нарушений банковского законодательства.

8. Финансовое право - это:
а) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований в целях реализации их задач и иные властно-имущественные отношения;
б) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе деятельности Министерства финансов РФ и федеральных служб, находящихся в его ведении;
в) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования и распределения денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований в целях реализации их задач;
г) совокупность законодательных актов о финансах.

9. Какие правоотношения относятся к предмету финансового права:
а) отношения между коммерческим банком и юридическим лицом по поводу получения кредита;
б) отношения между предприятием и работником по поводу предоставления ссуды;
в) отношения по поводу перечисления части прибыли Центрального банка РФ в федеральный бюджет;
г) отношения между коммерческим банком и физическим лицом по банковскому вкладу;
д) отношения по поводу неналоговых бюджетных доходов;
е) налоговые отношения;
ж) бюджетные отношения?

10. Что является отличительной чертой метода финансового права:
а) правовая инициатива участников правоотношений;
б) возможность выбора по своему усмотрению вариантов поведения;
в) приоритет запретов;
г) приоритет предписаний и юридическое неравенство субъектов финансового права?

11. Какие из приведенных актов являются источниками финансового права:
а) Федеральный закон о банках и банковской деятельности;
б) Федеральный закон об образовании;
в) Федеральный закон об обязательном пенсионном страховании в РФ;
г) Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»;
д) Инструкция ЦБ РФ «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности»;
е) локальный акт частного юридического лица «О распределении прибыли и порядке формирования фонда материального поощрения работников».

12. Субъектами финансового права являются:
а) юридические и физические лица;
б) организации, граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства;
в) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования;
г) общественно-территориальные образования, коллективные и индивидуальные субъекты.

13. Из названных субъектов выберите коллективных субъектов финансового права:
а) семья;
б) трудовой коллектив;
в) группа избирателей;
г) государственное унитарное предприятие;
д) бюджетное учреждение;
е) Федеральная служба по финансовому мониторингу;
ж) органы, регистрирующие недвижимое имущество.

14. Из названных субъектов выберите индивидуальных субъектов финансового права:
а) физическое лицо;
б) семья;
в) религиозная община;
г) предприятие;
д) индивидуальный предприниматель;
е) директор муниципального унитарного предприятия;
ж) частный нотариус.

15. С какого возраста возникает финансово-правовая деликтоспособность физического лица:
а) с 14 лет;
б) с 18 лет;
в) с 16 лет;
г) с рождения?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Чем характеризуется прежде всего финансовая правоспособность физического лица?

2. Что является основанием для признания органов государственной власти субъектами финансового права?

3. В каких случаях коммерческий банк выступает субъектом финансового права?

4. В каких случаях предприятие выступает как субъект финансового права?

5. В чем заключается императивный характер финансово-правовых норм?

6. Какие финансовые отношения регулируются с помощью дозволений?

7. Какие виды ответственности применяются в сфере финансовой деятельности?

8. Финансовое правонарушение и нарушение норм финансового права это?

9. Административный порядок применения большинства финансово-правовых санкций означает?

10. Для осуществления финансового контроля за исполнением федерального бюджета Федеральное Собрание РФ образует?

11. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении своих предписаний Счетная палата РФ вправе?

12. Муниципальный финансовый контроль осуществляется за?

13. Проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, а также осуществление ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов – это функция?

14. Контроль за соблюдением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем осуществляет?
15. С какого возраста возникает финансово-правовая деликтоспособность физического лица?
16. Какие из приведенных актов являются источниками финансового права?

17. Субъектами финансового права являются?

18. Из названных субъектов выберите коллективных субъектов финансового права?

19. Из названных субъектов выберите индивидуальных субъектов финансового права?
20. Какие правоотношения относятся к предмету финансового права?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Финансы и финансовые инструменты- это:
1)все имущественные отношения;
2)все неимущественные отношения;
3)денежные, имущественные и неимущественные отношения;
4)только денежные отношения.
2.Финансовое право — это:
1)совокупность нормативных актов, регулирующих финансовые отношения в области финансовой деятельности государства;
2)совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;
3) совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе образования централизованных фондов денежных средств;
4) совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе использования децентрализованных фондов денежных средств.
3.По предмету финансовое право наиболее тесно связано с:
1)земельным правом;
2)гражданским правом;
3)административным правом;
4)уголовным правом.
4.По методу финансовое право наиболее тесно связано с:
1)гражданским правом;
2)административным правом;
3)уголовным правом;
4)международным частным правом.
5.Предмет финансового права:
а) отношения по поводу оборота денежных средств;
б) отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
в) научные представления по вопросам экономической деятельности.
5.Финансовая деятельность государства и муниципальных образований – это:
а) деятельность по взиманию налогов и сборов;
б) деятельность по финансированию и кредитованию за счет средств бюджета;
в) деятельность по сбору, распределению и использованию фондов денежных средств для достижения задач и функций государства и муниципальных образований.
6.В финансовом праве в основном используется метод:
а) властных предписаний;
б) согласований;
в) рекомендаций;
г) сочетания императивного и диспозитивного методов;
7.Финансы – это:
а) совокупность наличных денег на территории государства;
б) совокупность финансовых институтов;
в) отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.
8. По юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на:
а) законодательные;
б) нормативные;
в) индивидуальные;
г) подзаконные.
8. Признаки налогов:
а) свобода выбора;
б) односторонний характер;
в) обязательность;
г) нерегулярный характер;
д) безвозмездность.
9. Элементы, которые включает в себя система банковского надзора любого государства:
а) регистрация и лицензирование;
б) налогообложение;
в) перераспределение денежных средств;
г) ликвидационные процедуры;
д) инспектирование.
10. Отметьте функции бюджета:
а) распределительная;
б) стимулирующая;
в) регулирующая;
г) контрольная;
д) доходная.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что понимается под валютными правоотношениями? Какова их структура?
2. Какие типы валютных режимов существуют?
3. Что понимается под валютой РФ?
4. Что понимается под иностранной валютой?
5. Что понимается под внутренними и внешними ценными
бумагами?
6. Что относится к валютным ценностям?
7. Какие принципы валютного регулирования и валютного
контроля закреплены в валютном законодательстве РФ?
8. Какие органы вправе осуществлять валютное регулирование в Российской Федерации?
9. Кем осуществляется валютный контроль в Российской
Федерации?
10. Что представляет собой паспорт сделки?
11. Могут ли казенные, автономные и бюджетные учреждения совершать валютные операции?
12. Что представляет собой денежное обращение? Каковы задачи его правового регулирования?
13. Какие существуют формы денежного обращения?
14. Что представляет собой эмиссия денег?
15. Какие нормативные акты служат правовой основой денежного обращения в России?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Финансовая деятельность государства: понятие, особенности, задачи, принципы и основные направления совершенствования правового регулирования.
2. Методы и формы осуществления финансовой деятельности государства.
3. Функции федеральных органов специальной компетенции в области финансов.
4. Особенности правового статуса Счетной палаты РФ.
5. Контрольно-надзорные полномочия Центробанка РФ.
6. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации. Бюджет Пенсионного фонда РФ. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
7. Финансовая система РФ: понятие, состав и общая характеристика.
8. Финансовое право: предмет и место в системе российского права и особенности его как отрасли права. Особенности правового регулирования финансовых отношений (метод финансового права).
9. Источники финансового права. Роль кодифицированных актов в регулировании финансовых отношений.
10. Особенности финансовой правосубъектности публично-правовых образований.
11. Особенности финансово-правового статуса физических лиц. Способы охраны их законных интересов.
12. Особенности финансово-правового статуса организаций (юридических лиц).
13. Принуждение как способ охраны публичных интересов. Финансовое принуждение: понятие, особенности, виды.
14. Финансово-правовая ответственность: понятие, признаки, место в системе юридической ответственности.
15. Финансово-правовые санкции: понятие, особенности, виды, основание и порядок их применения.
16. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации.
17. Налоговые органы: система, их права и обязанности.
18. Налоговый контроль: его формы, сфера, процессуальные правила. Налоговые проверки.
19. Понятие, роль и структура бюджета. Принцип сбалансированности бюджета. Дефицит бюджета и источники его покрытия.
20. Бюджетное право: понятие, особенности, круг регулируемых отношений.
21. Бюджетное законодательство: понятие, структура, особенности содержания.
22. Источники бюджетного права. Место Бюджетного кодекса РФ в системе источников бюджетного права.
23. Бюджетное устройство Российской Федерации: понятие, особенности и принципы.
24. Расходы бюджетов: понятие, классификация и принципы осуществления расходов. Бюджетные ассигнования и их виды. Соотношение категорий расходы бюджетов и расходные обязательства.
25. Межбюджетные отношения: понятие, принципы, тенденции развития.
26. Порядок распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
27. Межбюджетные трансферты: понятие, формы и условия предоставления.
28. Бюджетно-правовой статус Российской Федерации. Федеральный бюджет: понятие, структура, общая характеристика.
29. Бюджетно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Региональный бюджет (бюджет субъекта федерации РФ): понятие, структура, общая характеристика.
30. Бюджетно-правовой статус муниципальных образований. Местный бюджет: понятие, структура, общая характеристика.
31. Бюджетный процесс: понятие, принципы, стадии, полномочия участников бюджетного процесса.
32. Правовые основы исполнения бюджетов.
33. Порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
34. Бюджетный контроль: правовые основы, понятие, основные направления, субъекты.
35. Основы правового регулирования расходных обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
36. Основы правового регулирования расходов государственных социальных внебюджетных фондов.
37. Финансово-правовой статус учреждений.
38. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ. Порядок применения мер принуждения.
39. Государственные социальные внебюджетные фонды: правовые основы, понятие, виды, назначение, порядок их формирования.
40. Налоги: понятие, признаки, отличие от других обязательных платежей. Их функции и роль.
41. Действующая система налогов в Российской Федерации: понятие, состав и принципы.
42. Налоговое право: понятие, особенности, субъекты, круг регулируемых отношений и принципы.
43. Источники налогового права. Налоговый кодекс РФ в системе источников налогового права.
44. Законодательство о налогах и сборах: понятие, структура, содержание. Основные начала законодательства о налогах и сборах.
45. Элементы налогообложения.
46. Налогоплательщики: понятие, виды, права и обязанности.
47. Принудительная процедура взыскания налогов и страховых взносов в социальные внебюджетные фонды: условия и основания ее применения, виды процедур.
48. Порядок принудительного взыскания налогов и страховых взносов в социальные внебюджетные фонды с организаций и индивидуальных предпринимателей.
49. Порядок принудительного взыскания налогов и страховых взносов в социальные внебюджетные фонды с физических лиц, не являющихся ИП.
50. Налоговые правонарушения: понятие, признаки, юридический состав и виды. Производство по делам о налоговых правонарушениях.
51. Ответственность за совершение налоговых правонарушений: понятие, признаки, общие условия привлечения, субъекты, налоговые санкции, порядок их применения.
52. Налоговые санкции, понятие, виды, порядок их применения.
53. Правовые основы налогообложения физических лиц: система и общая характеристика.
54. Налоги с организаций: система и общая характеристика.
55. Налог на доходы физических лиц.
56. Поимущественные налоги: виды, субъекты, объекты, порядок исчисления и уплаты.
57. Государственный и муниципальный кредит: понятие, роль, виды, формы. Соотношение категорий государственный кредит и государственный долг. Отличие государственного кредита от банковского кредита.
58. Правовые основы страхования. Финансово-правовое регулирование обязательного страхования.
59. Правовые основы сметно-бюджетного финансирования. Порядок и принципы осуществления расходов.
60. Получатели бюджетных средств: понятие, права и обязанности. Правовой режим средств, получаемых учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
61. Банки: понятие, отличие от иных юридических лиц. Публично-правовые обязанности банков. Ответственность банков за нарушение обязанностей, предусмотренных финансовым законодательством.
62. Банковская система России. Виды банков. Особенности правового статуса Сбербанка РФ и Банка развития.
63. Основы правового положения Банка России.
64. Банковские операции: понятие, признаки, отличие от других банковских сделок, виды и общая характеристика.
65. Правовой режим банковских счетов. Основания безакцептного списания денежных средств с банковского счета юридического лица, предусмотренные публично-правовыми нормами.
66. Правовые основы безналичных денежных расчетов. Особенности расчетных отношений, возникающих из финансово-правовых обязательств.
67. Правовое регулирование сберегательного дела в РФ. Основы правового статуса Агентства по страхованию вкладов. Обязательное страхование вкладов физических лиц в банках России.
68. Правовые основы денежного обращения в России.
69. Правила ведения кассовых операций на территории РФ.
70. Валютное регулирование в Российской Федерации.
71. Валютный контроль. Полномочия органов и агентов валютного контроля.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.





6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. И. Землин, О. М. Землина, Н. П. Ольховска Финансовое право Российской Федерации: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/494692
Л1.2 Г. Ф. Ручкина Финансовое право: учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/495671
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. А. Крохина. Бюджетное право России: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/488620
Л2.2 Е. В. Рябова Бюджетное устройство Российской Федерации: учебное пособие для вузов Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/496267
Л2.3 Тедеев, А. А. Налоговое право России: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов:
Э2 Правительство РФ - http://xn--80aealotwbjpid2k.xn--p1ai/
Э3 Президент РФ - http://www.kremlin.ru/
Э4 Конституционный Суд РФ - http://www.ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx
Э5 Федеральное Собрание РФ - http://www.gov.ru/main/page7.html
Э6 курс в Мудл Финансовое право portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение финансового права отличается рядом особенностей, обусловленных, во-первых, тесной связью отрасли и науки с другими отраслями права (особенно с административным и гражданским правом); во-вторых, наличием специальных терминов и понятий, имеющих финансово-экономическое происхождение: это, с одной стороны, предполагает преемственность знаний, а, с другой – многие из этих понятий близки экономическим, но отличаются от них своей правовой направленностью и содержанием (например, «бюджетный кредит», «трансферт», «депозитные средства», «бюджетное обязательство» и т.п.). Кроме того, многие понятия иных отраслей права, в частности, гражданского, не применимы к финансовым (налоговым) отношениям, что нашло законодательное закрепление (ст. 11 НК РФ). В связи с этим возникает необходимость запоминания «нового» (по сравнению с курсом экономической теории, гражданским и предпринимательским правом) содержания уже известных студенту терминов, а также изучения большого количества новых достаточно сложных терминов и финансово- правовых категорий; в-третьих, периодом становления и развития отрасли и науки финансового права, когда происходит пересмотр и переоценка некоторых теоретических представлений и концепций; в-четвертых, обилием нормативного материала, многочисленностью источников права, включая акты федерального и регионального уровней.
Названные особенности и специфические черты финансового права обусловливают необходимость системного изучения этой дисциплины. Усвоению проблемных тем курса помогают участие студентов в коллоквиумах, деловых и иных имитационных играх, дискуссиях, в анализе конкретных ситуаций и в других видах интерактивных занятий, выступления на научном кружке и научных студенческих конференциях, а также в написании курсовых работ.
Выбор правовых источников и литературы для семинарских занятий обусловлен их значимостью (например, кодифицированные акты, некоторые ФЗ, объемом круга регулируемых финансовых отношений, доступностью (учебная, научная литература), необходимостью анализа различных научных подходов, раскрытия существующих тенденций развития финансового права как отрасли права, так и отрасли российского законодательства и науки.
В методических указаниях дается общий список нормативных правовых актов ко всем темам семинарских занятий, где приводится перечень, во-первых, кодифицированных нормативных правовых актов (кодексов), во-вторых, иных, наиболее значимых актов, содержащих финансово-правовые нормы.
Студентам необходимо систематически знакомиться с изменениями действующего федерального и регионального (Алтайского края) законодательства и использовать к семинарским занятиям НПА в последней, действующей на момент проведения занятия редакции. В методических рекомендациях не приводятся акты, имеющие временный характер (например, ФЗ о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на соответствующий финансовый год или Закон Алтайского края на соответствующий финансовый год и плановый период: поиск таких актов и их изучение является составной частью СРС).
Из подзаконных актов рекомендуется только минимум, необходимый для ознакомления с соответствующим финансово-правовым институтом или изучения специфики правового регулирования соответствующего блока финансовых отношений.
Не является исчерпывающим и перечень дополнительной специальной литературы. Финансовое право является развивающейся отраслью права, поэтому постоянно появляются новые монографические исследования, научные статьи в специальных юридических и финансовых журналах (см. список журналов, в которых имеется большое количество публикаций по финансовому праву). Самостоятельный поиск таких исследований и анализ их с последующим выступлением на семинарских занятиях оценивается как максимально эффективное изучение соответствующего вопроса. При изучении учебной дисциплины «Финансовое право» студент может пользоваться библиотечным фондом Алтайского государственного университета, в том числе электронно-библиотечной системой, а также юридическими базами информационных справочных систем типа «КонсультантПлюс», «Гарант»
Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Финансовое право» завершается экзаменом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины «Финансовое право» производится в рамках 4-балльной системы. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы экзаменационного билета с учетом результатов решения задач, практических заданий, выполненных им в течение семестра, а также пройденного тестирования.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию, ответ при решении задачи озвучивается устно. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Работа с вопросами и заданиями к текущему и рубежному контролю проводится на специально выделенном для этого семинарском занятии и представляет собой экспресс-опрос по заявленной теме. Проводится он по окончании каждого раздела программы дисциплины. Критерии оценивания представлены выше.
Практические задания представляют собой представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий и направленное на проявление аналитических способностей. Выполнение практического задания оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Контрольная работа (для заочного отделения) предполагает письменное решение задачи, подразумевающее анализ предложенной ситуации, поиск и изучение соответствующих нормативных и научных источников, а также развернутое аргументирование сделанного вывода. Студенты, фамилии которых начинаются с «А» до «П», выполняют первый вариант, а с «Р» до «Я» - второй вариант.Выполнение контрольной работы оценивается по бинарной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Письменные работы являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы обговаривается с преподавателем. Письменная работа является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материала по данному вопросу. Письменные работы назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит четыре варианта ответа, только один из которых является правильным. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по бинарной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Вопросы на экзамен включаются в экзаменационные билеты. Каждый экзаменационный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 30 минут. Экзамен проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Экзамен оценивается по 4-балльной шкале.