Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
---|---|
Направление подготовки | 40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность |
Специализация | Судебная деятельность |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z40_05_04_СудПрокурДеят-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 62 | 62 | 62 | 62 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 04.07.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А., заведующий кафедрой
1.1. | усвоение студентами как на семинарских, лекционных занятиях, так и самостоятельно прочных знаний о понятии юридической техники, возникновении термина «юридическая техника» и исторических этапах ее развития, выработка навыков по приминению юридической техники. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ПК-1 | способностью осуществлять правотворческую деятельность на основе знаний о системе правового регулирования |
ПК-2 | способностью разрабатывать проекты нормативных правовых актов в соответствии с профилем профессиональной деятельности |
ПСК-1.6 | способностью к подготовке поступивших уголовных, гражданских, административных дел к судебному разбирательству (рассмотрению дел), материалов, заявлений и жалоб к разрешению |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1:знать основные принципы правотворческой деятельности на основе знаний о системе правового регулирования ПК-2:знать основные принципы создания проектов нормативных актов в соответсствии с профилем деятельности ПСК-1.6:знать основные принципы подготовки заявлений, жалоб имеющих отношение к судебному разбирательству |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-1:уметь использовать профессиональные навыки в правотворческой деятельности ПК-2:уметь создавать проекты нормативных актов в соответсствии с профилем деятельности ПСК-1.6:уметь готовить необходимую документацию для подготовки соответствующих решений по уголовным, административным и гражданским делам |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1:владеть способностью осуществлять правотворческую деятельность ПК-2:владеть умением создавать проекты нормативных актов в соответсствии с профилем деятельности ПСК-1.6:владеть способностью подготовки соответствующих решений по уголовным, административным и гражданским делам |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Юридическая техника | ||||||
1.1. | Понятие, значение и элементы юридической техники | Лекции | 3 | 1 | ПК-1, ПК-2, ПСК-1.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Понятие, значение и элементы юридической техники | Практические | 3 | 1 | ПК-1, ПК-2, ПСК-1.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Понятие, значение и элементы юридической техники | Сам. работа | 3 | 14 | ПК-1, ПК-2, ПСК-1.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Язык права | Лекции | 3 | 0 | ПК-1, ПК-2, ПСК-1.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Язык права | Практические | 3 | 1 | ПК-1, ПК-2, ПСК-1.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Язык права | Сам. работа | 3 | 14 | ПК-1, ПК-2, ПСК-1.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Техника составления и оформления нормативно-правовых актов | Лекции | 3 | 1 | ПК-1, ПК-2, ПСК-1.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Техника составления и оформления нормативно-правовых актов | Практические | 3 | 1 | ПК-1, ПК-2, ПСК-1.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.9. | Техника составления и оформления нормативно-правовых актов | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1, ПК-2, ПСК-1.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.10. | Юридические конструкции | Лекции | 3 | 0 | ПК-1, ПК-2, ПСК-1.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.11. | Юридические конструкции | Практические | 3 | 1 | ПК-1, ПК-2, ПСК-1.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.12. | Юридические конструкции | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1, ПК-2, ПСК-1.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.13. | Правовой диалог | Лекции | 3 | 0 | ПК-1, ПК-2, ПСК-1.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.14. | Правовой диалог | Практические | 3 | 0 | ПК-1, ПК-2, ПСК-1.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.15. | Правовой диалог | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-1, ПК-2, ПСК-1.6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Понятие юридической техники. Возникновение термина «юридическая техника» и исторические этапы ее развития. Значение юридической техники. 2. Понятие и своеобразие языка права. Определение и основные черты юридического стиля речи; отграничение от публицистического, научного, художественного. 3. Понятие и виды юридических терминов. Требования юридической терминологии. Проблема использования иностранных слов, архаизмов, неологизмов, повседневно-бытовой лексики. 4. Юридические дефиниции: понятие, виды, структура. Проблема обеспечения единства правовых понятий в российском законодательстве. 5. Понятие и роль юридических конструкций в праве. Нормативность юридических конструкций. 6. Определение правотворческой (законодательной) техники. 7. Наименование правового акта. 8. Стандарты и реквизиты правовых актов. 9. Способы изложения норм права. Норма права и статья нормативно-правового акта. 10. Понятие и способы экспертизы правового акта. 11. Понятие коллизий в праве и способы их преодоления. 12. Особенности составления и оформления индивидуальных правых актов: актов правоприменения, договоров, претензий, жалоб, заявлений. 13. Понятие и требования этики юридического письма. 14. Роль межличностных коммуникаций в деятельности юриста. 15. Определение юридического диалога и его виды: беседа, консультация, судебные прения, публичное выступление, полемика, реплика. 16. Юридическое доказательство: понятие, виды, способы. 17. Стратегия и тактика юридического диалога: конструктивный и деконструктивный юридический диалог. 18. Методы расширения поля аргументации, альтернативного доказывания, компромисса, концентрации аргументов и др. 19. Этика юридического диалога. Соотношение цели и средств в юридическом диалоге. 20. Понятие и виды уловок (манипуляций) в юридическом диалоге. 21. Определение софизма и его виды: подмена тезиса доказательства, порочный круг доказательства, изменение условности или модальности тезиса, предвосхищение основания и др. 22. Недопустимые аргументы: к авторитету, к массам, к аудитории, к невежеству, к тщеславию, к личности, аргумент-гипербола, грубая аналогия. 23. Понятие и виды психологических уловок в юридическом диалоге. 24. Организационно-процедурные уловки в юридическом диалоге. 25. Способы нейтрализации недопустимых приемов в юридическом диалоге. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотренно |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС 3 + ЮТ СПД.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Альбова А.П., Николюкина С.В. | Правотворчество: В данном учебном пособии раскрываются особенности правотворчества, в том числе законотворчества, муниципального и корпоративного правотворчества. Рассматриваются особенности правотворческой деятельности в Российской Федерации. Особое внимание уделяется вопросам разработки и реализации правил юридической техники, экспертизе проектов законов и лингвистическим проблемам в правотворчестве | Юрайт, 2021 | urait.ru |
Л1.2 | Горохова С.С. | Юридическая техника: учебник и практикум для вузов | Юрайт, 2022 | https://www.urait.ru/bcode/489273 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Максимова Т. Ю., Маркова Т. Ю., Михайлова Л. П. | Профессиональные навыки юриста: Пособие по дисциплине «Профессиональные навыки юриста» подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебной программой указанной дисциплины, разработанной и используемой в современном образовательном процессе юридического вуза. | Юрайт, 2021 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | справочно - правовая система КонсультантПлюс | |||
Э2 | справочно - правовая системаГарант | |||
Э3 | сайт кафедры теории и истории государства и права | |||
Э4 | ЭУМКД "Юридическая техника" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. СПС "КонсультантПлюс" (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). 2. Электроннная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com). 3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://www.elibrary.asu.ru/). ЭУМКД "Юридическая техника" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2970 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
213С | учебный зал судебных заседаний - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 50 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M; проектор: марка Epson - 1 единица; герб, флаг РФ; стол и кресла для судей; стол для адвоката; стол для прокурора; стол секретаря судебного заседания; трибуна; юридическая литература (кодексы) |
Изучение курса «Юридическая техника» предполагает знание студентами материала базовых юридических дисциплин «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». Основная цель курса – углубление знаний по проблемам юридического языка, техники нормотворчества, правовых конструкций и правового диалога. Для изучения всего курса в целом необходимо ознакомиться с современными монографическими исследованиями, посвященными общей вопросам юридической техники: Перевалов, В.Д. Теория государства и права : учебник / В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2010. - 379с.; Кашанина, Т.В. Юридическая техника: учебник/ Т. В. Кашанина.- М.: Норма, 2011.- 496с.; Лазарев В.В. Теория государства и права : учеб. для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень ; МГЮА. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2010. - 634с. Эти работы позволят также подготовиться по основным темам курса, вынесенным на семинарские занятия. При изучении учебной дисциплины «Юридическая техника» студент может пользоваться библиотечным фондом Алтайского государственного университета, в том числе электронно-библиотечной системой издательства «Лань» (http://e.lanbook.com/) адрес, а также юридическими базами информационных справочных систем типа «Консультант Плюс», «Гарант». Помимо указанных монографий, а также материала основных учебников по теории государства и права и проблемам теории государства и права, при подготовке к семинарскому занятию № 1 необходимо ознакомиться с монографией Р.В. Насырова «Человек как самоценность: о формулировке статьи 2 Конституции РФ 1993 г.: курс лекций. – М.: Юрлитинформ, 2011», чтобы получить общее представление о понятии и структуре юридической техники. Для углубленного изучения проблемных вопросов юрислингвистики необходимо изучить фундаментальную работу: Кашанина, Т.В. Юридическая техника: учебник/ Т. В. Кашанина.- М.: Норма, 2011.- 496с. При подготовке к семинарскому занятию № 2 особое внимание необходимо обратить на работы, написанные на стыке правовых и филологических дисциплин: Гамзатов, М. Г. Синонимия в толковании и переводе юридических текстов/ М.Г. Гамзатов.// Правоведение. - 2010. - № 3. - С. 27 – 48; Гамзатов, М.Г. Юридическая латынь в толковании и переводе правовых текстов/ М. Г. Гамзатов.// Правоведение. -2008 - № 6. - С. 221 – 245. Студентам необходимо сформировать четкое представление об актуальной проблеме заимствования иностранных терминов современным русским правовым языком. Подготовка к семинарскому занятию № 3 также предполагает углубленное знакомство с коллективной работой: Закон: создание и толкование./ Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Спарк, 1998. – 283с., со статьями: Филиппов, А. Н. О юридической технике в правотворчестве органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления/ А. Н. Филиппов// Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации.-2010. - N 1.-С. 24-29.; Третьякова, Е. -Д. С. Основные нарушения правил юридической техники в нормативных правовых актах субъектов российской Федерации: (на примере Сибирского федерального округа) / Е. -Д. С. Третьякова// Современное право.-2010. - N 5.-С. 64-67. Для углубленного изучения темы необходимо обратиться к анализу нормативно-правового материала: Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства РФ».// «Российская газета», N 89, 14.05.1996. Для подготовки к семинарскому занятию № 4 в качестве дополнительной литературы рекомендуются монографии и статьи: Насырова, Р.В. Человек как самоценность: о формулировке статьи 2 Конституции РФ 1993 г.: курс лекций. – М.: Юрлитинформ, 2011. – 549с.; Кашанина, Т.В. Юридическая техника: учебник/ Т. В. Кашанина.- М.: Норма, 2011.- 496с.; Соловьев, О. Г. Юридическая техника в правотворческой и правоприменительной деятельности: понятие и виды / О. Г. Соловьев // Юридический мир.-2009. - N 1 (145).-С. 68-71. Изучение указанных работ, в совокупности с ранее рекомендованными источниками по всему курсу позволит подготовить рефераты по предложенным в плане семинарского занятия темам, а также решить касающиеся темы семинарского занятия задачи. В рамках семинарского занятия № 5 помимо анализа монографии Насырова, Р.В. Человек как самоценность: о формулировке статьи 2 Конституции РФ 1993 г.: курс лекций. – М.: Юрлитинформ, 2011. – 549с., целесообразно также определенное время посвятить вопросу о выдающихся судебных ораторах России XIX в.: Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, П.С. Пороховщиков, А.Ф. Кони и др. При этом студенты на выбор знакомятся с одной из речей Ф.Н. Плевако (из книги: Плевако, Ф.Н. Избранные речи./ Ф.Н. Плевако. - М.: Юрайт, 2010.- 649с.) с последующим анализом избранного оратором способа аргументации и иных элементов правового диалога. |