МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Защита прав в Европейском суде по правам человека

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ю.н., Профессор, И.В. Рехтина

Рецензент(ы):
Ст. преп., А.А. Серебряков

Рабочая программа дисциплины
Защита прав в Европейском суде по правам человека

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 г. № 144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Рехтина Ирина Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Рехтина Ирина Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение комплексных знаний о порядке защиты прав в ЕСПЧ, а также формирование профессиональных навыков для самостоятельного обращения с жалобой и квалифицированного представительства субъектов в Европейском Суде.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью осуществлять профессиональную деятельность в сфере международно-правового сотрудничества
ПСК-1.1 способностью осуществлять полномочия по отправлению правосудия с соблюдением принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и отраслевом законодательстве
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-6: условия обращения в ЕСПЧ за защитой прав и свобод; Основные акты, в т.ч. международные, регламентирующие порядок обращения в ЕСПЧ.
ПСК-1.1: требования, предъявляемые к жалобе, подаваемой в ЕСПЧ.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-6: толковать нормы конвенции "О защите прав человека и основных свобод" 1950 г. (Рим);
ПСК-1.1: анализировать и обобщать выводы, изложенные ЕСПЧ в своих постановлениях; Выявлять допущенные судами РФ нарушения норм Конвенции.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-6: навыками составления жалоб в ЕСПЧ о нарушении норм Конвенции 1950 г.;
ПСК-1.1: навыками определения влияния постановлений ЕСПЧ на отечественное законодательство и правоприменительную практику; Навыками определения возможности исполнения актов ЕСПЧ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Юридический статус Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года как международного договора. Порядок и условия присоединения новых государств к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Последствия ратификации Конвенции для Российской Федерации. Основные права и свободы, защищаемые Конвенцией и Протоколами к ней: общая характеристика, виды.
1.1. Юридический статус Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года как международного договора. Порядок и условия присоединения новых государств к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Последствия ратификации Конвенции для Российской Федерации. Основные права и свободы, защищаемые Конвенцией и Протоколами к ней: общая характеристика, виды. Лекции 5 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Юридический статус Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года как международного договора. Порядок и условия присоединения новых государств к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Последствия ратификации Конвенции для Российской Федерации. Основные права и свободы, защищаемые Конвенцией и Протоколами к ней: общая характеристика, виды. Практические 5 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Юридический статус Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года как международного договора. Порядок и условия присоединения новых государств к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Последствия ратификации Конвенции для Российской Федерации. Основные права и свободы, защищаемые Конвенцией и Протоколами к ней: общая характеристика, виды. Сам. работа 5 6 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Порядок образования и состав Европейского Суда по правам человека. Регламент Европейского Суда: основные положения. Порядок назначения и статус судей ЕСПЧ. Статистические данные ЕСПЧ. Роль Уполномоченного при Европейском Суде по правам человека, его права и обязанности.
2.1. Порядок образования и состав Европейского Суда по правам человека. Регламент Европейского Суда: основные положения. Порядок назначения и статус судей ЕСПЧ. Статистические данные ЕСПЧ. Роль Уполномоченного при Европейском Суде по правам человека, его права и обязанности. Лекции 5 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Порядок образования и состав Европейского Суда по правам человека. Регламент Европейского Суда: основные положения. Порядок назначения и статус судей ЕСПЧ. Статистические данные ЕСПЧ. Роль Уполномоченного при Европейском Суде по правам человека, его права и обязанности. Практические 5 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Порядок образования и состав Европейского Суда по правам человека. Регламент Европейского Суда: основные положения. Порядок назначения и статус судей ЕСПЧ. Статистические данные ЕСПЧ. Роль Уполномоченного при Европейском Суде по правам человека, его права и обязанности. Сам. работа 5 8 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Требования к оформлению и содержанию жалобы, подаваемой в ЕСПЧ. Порядок подачи жалобы в ЕСПЧ. Электронная форма и интернет ресурсы для подачи жалобы в ЕСПЧ. Условия приемлемости жалобы. Срок обращения и исчерпание внутригосударственных средств судебной защиты как основные условия приемлемости жалобы в ЕСПЧ.
3.1. Требования к оформлению и содержанию жалобы, подаваемой в ЕСПЧ. Порядок подачи жалобы в ЕСПЧ. Электронная форма и интернет ресурсы для подачи жалобы в ЕСПЧ. Условия приемлемости жалобы. Срок обращения и исчерпание внутригосударственных средств судебной защиты как основные условия приемлемости жалобы в ЕСПЧ. Лекции 5 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Требования к оформлению и содержанию жалобы, подаваемой в ЕСПЧ. Порядок подачи жалобы в ЕСПЧ. Электронная форма и интернет ресурсы для подачи жалобы в ЕСПЧ. Условия приемлемости жалобы. Срок обращения и исчерпание внутригосударственных средств судебной защиты как основные условия приемлемости жалобы в ЕСПЧ. Практические 5 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Требования к оформлению и содержанию жалобы, подаваемой в ЕСПЧ. Порядок подачи жалобы в ЕСПЧ. Электронная форма и интернет ресурсы для подачи жалобы в ЕСПЧ. Условия приемлемости жалобы. Срок обращения и исчерпание внутригосударственных средств судебной защиты как основные условия приемлемости жалобы в ЕСПЧ. Сам. работа 5 8 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Изменение порядка рассмотрения жалоб в ЕСПЧ в связи с принятием Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Основные этапы рассмотрения жалобы в ЕСПЧ. Условия принятия жалобы. Коммуницирование жалоб государству-ответчику. Подготовка государством-ответчиком отзыва на жалобу. Судебное разбирательство по жалобе.
4.1. Изменение порядка рассмотрения жалоб в ЕСПЧ в связи с принятием Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Основные этапы рассмотрения жалобы в ЕСПЧ. Условия принятия жалобы. Коммуницирование жалоб государству-ответчику. Подготовка государством-ответчиком отзыва на жалобу. Судебное разбирательство по жалобе. Лекции 5 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Изменение порядка рассмотрения жалоб в ЕСПЧ в связи с принятием Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Основные этапы рассмотрения жалобы в ЕСПЧ. Условия принятия жалобы. Коммуницирование жалоб государству-ответчику. Подготовка государством-ответчиком отзыва на жалобу. Судебное разбирательство по жалобе. Практические 5 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Изменение порядка рассмотрения жалоб в ЕСПЧ в связи с принятием Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Основные этапы рассмотрения жалобы в ЕСПЧ. Условия принятия жалобы. Коммуницирование жалоб государству-ответчику. Подготовка государством-ответчиком отзыва на жалобу. Судебное разбирательство по жалобе. Сам. работа 5 8 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Значение и виды актов ЕСПЧ. Решение ЕСПЧ о неприемлемости жалобы. Постановление ЕСПЧ по результатам рассмотрения жалобы. «Пилотные» постановления ЕСПЧ: сущность и правовое значение. Опубликование, размещение и распространение актов ЕСПЧ. Юридический статус и значение для государств-участников Конвенции актов ЕСПЧ. Прецедентная практика ЕСПЧ.
5.1. Значение и виды актов ЕСПЧ. Решение ЕСПЧ о неприемлемости жалобы. Постановление ЕСПЧ по результатам рассмотрения жалобы. «Пилотные» постановления ЕСПЧ: сущность и правовое значение. Опубликование, размещение и распространение актов ЕСПЧ. Юридический статус и значение для государств-участников Конвенции актов ЕСПЧ. Прецедентная практика ЕСПЧ. Лекции 5 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Значение и виды актов ЕСПЧ. Решение ЕСПЧ о неприемлемости жалобы. Постановление ЕСПЧ по результатам рассмотрения жалобы. «Пилотные» постановления ЕСПЧ: сущность и правовое значение. Опубликование, размещение и распространение актов ЕСПЧ. Юридический статус и значение для государств-участников Конвенции актов ЕСПЧ. Прецедентная практика ЕСПЧ. Практические 5 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Значение и виды актов ЕСПЧ. Решение ЕСПЧ о неприемлемости жалобы. Постановление ЕСПЧ по результатам рассмотрения жалобы. «Пилотные» постановления ЕСПЧ: сущность и правовое значение. Опубликование, размещение и распространение актов ЕСПЧ. Юридический статус и значение для государств-участников Конвенции актов ЕСПЧ. Прецедентная практика ЕСПЧ. Сам. работа 5 8 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Общий порядок исполнения постановлений ЕСПЧ государствами-ответчиками. Конвенционный механизм контроля за исполнением постановлений ЕСПЧ. Последствия неисполнения постановлений ЕСПЧ. Санкции в связи с неисполнением постановлений ЕСПЧ.
6.1. Общий порядок исполнения постановлений ЕСПЧ государствами-ответчиками. Конвенционный механизм контроля за исполнением постановлений ЕСПЧ. Последствия неисполнения постановлений ЕСПЧ. Санкции в связи с неисполнением постановлений ЕСПЧ. Лекции 5 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Общий порядок исполнения постановлений ЕСПЧ государствами-ответчиками. Конвенционный механизм контроля за исполнением постановлений ЕСПЧ. Последствия неисполнения постановлений ЕСПЧ. Санкции в связи с неисполнением постановлений ЕСПЧ. Практические 5 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Общий порядок исполнения постановлений ЕСПЧ государствами-ответчиками. Конвенционный механизм контроля за исполнением постановлений ЕСПЧ. Последствия неисполнения постановлений ЕСПЧ. Санкции в связи с неисполнением постановлений ЕСПЧ. Сам. работа 5 8 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Взаимодействие и правовой диалог России с Европейским Судом по правам человека. Механизм применения постановлений Европейского Суда по правам человека в России. Применение актов ЕСПЧ в связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней». Основные проблемы исполнения в Российской Федерации постановлений Европейского Суда по правам человека. Постановления Европейского Суда по правам человека как основание для пересмотра по новым обстоятельствам. Изменение порядка исполнения постановлений ЕСПЧ в связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 № 21-П. Примеры, причины, правовое обоснование неисполнения постановлений ЕСПЧ в РФ.
7.1. Взаимодействие и правовой диалог России с Европейским Судом по правам человека. Механизм применения постановлений Европейского Суда по правам человека в России. Применение актов ЕСПЧ в связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней». Основные проблемы исполнения в Российской Федерации постановлений Европейского Суда по правам человека. Постановления Европейского Суда по правам человека как основание для пересмотра по новым обстоятельствам. Изменение порядка исполнения постановлений ЕСПЧ в связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 № 21-П. Примеры, причины, правовое обоснование неисполнения постановлений ЕСПЧ в РФ. Лекции 5 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Взаимодействие и правовой диалог России с Европейским Судом по правам человека. Механизм применения постановлений Европейского Суда по правам человека в России. Применение актов ЕСПЧ в связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней». Основные проблемы исполнения в Российской Федерации постановлений Европейского Суда по правам человека. Постановления Европейского Суда по правам человека как основание для пересмотра по новым обстоятельствам. Изменение порядка исполнения постановлений ЕСПЧ в связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 № 21-П. Примеры, причины, правовое обоснование неисполнения постановлений ЕСПЧ в РФ. Практические 5 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Взаимодействие и правовой диалог России с Европейским Судом по правам человека. Механизм применения постановлений Европейского Суда по правам человека в России. Применение актов ЕСПЧ в связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней». Основные проблемы исполнения в Российской Федерации постановлений Европейского Суда по правам человека. Постановления Европейского Суда по правам человека как основание для пересмотра по новым обстоятельствам. Изменение порядка исполнения постановлений ЕСПЧ в связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 № 21-П. Примеры, причины, правовое обоснование неисполнения постановлений ЕСПЧ в РФ. Сам. работа 5 8 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Постановления Европейского Суда по правам человека в РФ: юридический статус и значение. Воздействие актов ЕСПЧ на законодательство, правоприменительную практику и правовую доктрину РФ. Последствия воздействия постановлений ЕСПЧ. Унификация процессуального законодательства России под влиянием Конвенции. Право на справедливое судебное разбирательcтво (ст. 13 Конвенции) и принцип правовой определенности (res judicata) как основные конвенционные принципы. ЕСПЧ, Конституционный Суд РФ и Российская Федерация в условиях взаимодействия и построения правового диалога. Основные направления совершенствования национального законодательства под влиянием Конвенции.
8.1. Постановления Европейского Суда по правам человека в РФ: юридический статус и значение. Воздействие актов ЕСПЧ на законодательство, правоприменительную практику и правовую доктрину РФ. Последствия воздействия постановлений ЕСПЧ. Унификация процессуального законодательства России под влиянием Конвенции. Право на справедливое судебное разбирательcтво (ст. 13 Конвенции) и принцип правовой определенности (res judicata) как основные конвенционные принципы. ЕСПЧ, Конституционный Суд РФ и Российская Федерация в условиях взаимодействия и построения правового диалога. Основные направления совершенствования национального законодательства под влиянием Конвенции. Лекции 5 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Постановления Европейского Суда по правам человека в РФ: юридический статус и значение. Воздействие актов ЕСПЧ на законодательство, правоприменительную практику и правовую доктрину РФ. Последствия воздействия постановлений ЕСПЧ. Унификация процессуального законодательства России под влиянием Конвенции. Право на справедливое судебное разбирательcтво (ст. 13 Конвенции) и принцип правовой определенности (res judicata) как основные конвенционные принципы. ЕСПЧ, Конституционный Суд РФ и Российская Федерация в условиях взаимодействия и построения правового диалога. Основные направления совершенствования национального законодательства под влиянием Конвенции. Практические 5 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.3. Постановления Европейского Суда по правам человека в РФ: юридический статус и значение. Воздействие актов ЕСПЧ на законодательство, правоприменительную практику и правовую доктрину РФ. Последствия воздействия постановлений ЕСПЧ. Унификация процессуального законодательства России под влиянием Конвенции. Право на справедливое судебное разбирательcтво (ст. 13 Конвенции) и принцип правовой определенности (res judicata) как основные конвенционные принципы. ЕСПЧ, Конституционный Суд РФ и Российская Федерация в условиях взаимодействия и построения правового диалога. Основные направления совершенствования национального законодательства под влиянием Конвенции. Сам. работа 5 8 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Зачет
9.1. Зачет Зачет 5 4 ПК-6, ПСК-1.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4788


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6
Способностью осуществлять профессиональную деятельность в сфере международно-правового сотрудничества


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Рассмотрение в закрытом судебном заседании дела об усыновлении есть…
а) нарушение принципа состязательности;
б) нарушение принципа законности;
в) допускаемое законом исключение из принципа гласности;
г) нарушение принципа гласности.
Ответ: в
2. Какое действие должен совершить суд, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика надлежащим?
а) привлечь надлежащего ответчика в качестве второго ответчика;
б) произвести замену ненадлежащего ответчика надлежащим;
в) приостановить производство по делу;
г) рассмотреть дело в отношении первоначального ответчика.
Ответ: г
3. В каком случае возможно процессуальное правопреемство?
а) в деле о расторжении брака;
б) в деле о возмещении имущественного ущерба в случае смерти ответчика.
в) в деле о лишении родительских прав в случае смерти ребенка;
г) в деле о восстановлении на работе.
Ответ: б
4. Процессуальное соучастие допускается, если …
а) ответчик предъявил встречный иск;
б) права и обязанности нескольких истцов или ответчиков имеют одно основание;
в) в дело вступает третье лицо, заявляющее самостоятельное требование;
г) предметом спора являются общие права или обязанности нескольких истцов или ответчиков.
Ответ: г
5. Какое полномочие судебный представитель может осуществить без указания в доверенности?
а) заявлять отводы;
б) отказаться от заявленного иска;
в) признать иск;
г) обжаловать решение суда;
д) участвовать в исследовании доказательств.
Ответ: а
6. Какие права имеют третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора?
а) участвовать в исследовании доказательств;
б) изменять основание иска;
в) уменьшать размер исковых требований;
г) отказаться от иска;
д) заявлять отводы.
Ответ: д
7. Прокурор вступает в процесс для дачи заключения по …
а) любым делам;
б) делам, в которых затрагиваются интересы малоимущих граждан;
в) делам, предусмотренным ГПК и другими федеральными законами ;
г) делам, затрагивающим интересы прокуратуры.
Ответ: в
8. В каком из указанных случаев дело неподсудно мировому судье?
а) иск об определении порядка пользования земельным участком;
б) иск о разделе совместного имущества супругов в сумме 350 тыс. руб.;
в) иск о восстановлении на работе Иванова, уволенного за прогулы;
г) иск о взыскании долга в размере 35 тыс. руб.
Ответ: г
9. В каком случае лица не могут быть допущены к участию в деле в качестве представителя?
а) представитель организации представил доверенность, подписанную руководителем и скрепленную печатью этой
организации;
б) соучастники поручили ведение дела одному из них;
в) судья федерального суда представил доверенность от имени истца по делу о возмещении вреда, причиненного
здоровью;
г) родитель представил суду документы, удостоверяющие его родство и статус;
д) помощник прокурора обратился в суд в интересах своего несовершеннолетнего сына.
Ответ: д
10. Какое из требований можно отнести к положительным искам о признании?
а) о признании имущества бесхозяйным;
б) о взыскании морального вреда;
в) о защите чести и достоинства;
г) о признании права авторства на литературные произведения;
д) об оспаривании отцовства.
Ответ: г
11. В каком случае отсутствуют условия для принятия встречного иска?
а) ответчик по иску о взыскании оставшейся суммы по договору купли-продажи квартиры предъявил иск о признании
сделки недействительной;
б) ответчик по делу о возмещении вреда, причиненного здоровью истца, предъявил иск о взыскании долга;
в) ответчик по делу о расторжении брака предъявил иск о признании брака недействительным;
г) ответчик предъявил встречный иск о взыскании долга, превышающий сумму долга, взыскиваемую с него истцом.
Ответ: в
12. Когда судья не вправе принять исковое заявление?
а) заявление подано ненадлежащим истцом;
б) заявление подано об исполнении обязательства, срок исполнения которого еще не наступил;
в) заявление подано от имени истца лицом, не имеющим полномочий на ведение дела;
г) иск предъявлен после истечения срока исковой давности.
Ответ: в
13. Какие из действий судья вправе совершить на стадии подготовки дела?
а) назначить повторную экспертизу;
б) вызвать и допросить свидетеля;
в) прекратить производство по делу;
г) направить судебное поручение.
Ответ: г
14. В каких случаях необходимо назначение предварительного судебного заседания?
а) ответчик заявил, что полностью признает исковые требования;
б) на собеседовании у судьи стороны заявили, что решили заключить мировое соглашение;
в) во время подготовки в дело вступает третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно
предмета спора;
г) необходимо выяснить причины пропуска установленного законом срока обращения в суд.
Ответ: г
15.Какое влияние на ход судебного разбирательства оказывает признание иска ответчиком?
а) иск оставляется без рассмотрения;
б) рассмотрение дела продолжается, и суд выносит решение по делу;
в) разбирательство дела откладывается, и суд предлагает сторонам урегулировать спор во внесудебном порядке;
г) производство по делу прекращается.
Ответ: г


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Если в ходе судебного разбирательства установлено, что рассмотрение данного спора неподведомственно суду, то
Ответ: дело передается по надлежащей подведомственности.

2. Какой факт подлежит доказыванию в ходе судебного разбирательства?
Ответ: доказательственный факт;

3. Что представляет собой исключительность как свойство законной силы судебного решения?
Ответ: невозможность предъявления тождественного иска

4. Что значит преюдициальность как свойство законной силы судебного решения?
Ответ: недопустимость нового исследования фактов, если они установлены вступившим в законную силу решением;

5. По каким из приведенных требований можно выдать судебный приказ?
Ответ: о взыскании денежной суммы по опротестованному векселю;

6. Лица, материально-правовой спор которых суд должен рассмотреть и разрешить - это ... .
Ответ:стороны

7. Прокурор, подающий заявление, не несет обязанности по _____ судебных расходов
Ответ:уплате

8. Какой вид апелляции предусмотрен нормами ГПК РФ?
Ответ: полная

9.Какова продолжительность срока на кассационное обжалование?
Ответ: 3 месяца

10. Куда подается апелляционная жалоба на решения судов субъектов РФ?
Ответ: в апелляционный СОЮ через суд субъекта РФ

11. Какое полномочие не принадлежит суду апелляционной инстанции?
Ответ: отменить решение суда первой инстанции и направить дело на рассмотрение в суд вышестоящей инстанции;

12.Когда решение суда подлежит безусловной отмене в апелляционном порядке?
Ответ: в деле отсутствует протокол судебного заседания.

13. Ссылка на новые доказательства в апелляционной жалобе допускается …
Ответ: при условии обоснования невозможности их представления в суд первой инстанции;

14. Обжалованию в апелляционном порядке отдельно от решения подлежат определения суда первой инстанции ...
Ответ: исключающие возможность дальнейшего движения дела

15. Обращение к процедуре медиации в суде возможно:
Ответ: в любой момент до принятия решения по спору

16. Какой орган является судом надзорной инстанции?
Ответ: Президиум Верховного Суда РФ

17. Основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке являются …
Ответ: существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела

18.Какие акты не могут быть пересмотрены по новым или вновь открывшимся обстоятельствам?
Ответ: постановления президиума суда надзорной инстанции

19. Какие акты являются исполнительными документами?
Ответ: исполнительные листы и судебные приказы

20.Срок предъявления исполнительного листа ко взысканию составляет …
Ответ: 3 года

21.Гражданин или организация, в пользу которой осуществляется взыскание – это …
Ответ: взыскатель

22. Исполнительные действия совершаются ….
Ответ: по графику, определяемому старшим судебным приставом

23. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, защищают в процессе ...
Ответ:свои собственные права и интересы

24.В гражданском процессе в защиту чужих интересов в двух формах ( возбуждение дела и дача заключения по делу) могут участвовать ...
Ответ:государственные органы и органы местного самоуправления

25.При исправлении недостатков в назначенный срок, оставленное без движения заявление считается поданным в день ...
Ответ:первоначального представления его в суд

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПСК-1.1
Способностью осуществлять полномочия по отправлению правосудия с соблюдением принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и отраслевом законодательстве



ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Рассмотрение в закрытом судебном заседании дела об усыновлении есть…
а) нарушение принципа состязательности;
б) нарушение принципа законности;
в) допускаемое законом исключение из принципа гласности;
г) нарушение принципа гласности.
Ответ: в
2. Какое действие должен совершить суд, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика надлежащим?
а) привлечь надлежащего ответчика в качестве второго ответчика;
б) произвести замену ненадлежащего ответчика надлежащим;
в) приостановить производство по делу;
г) рассмотреть дело в отношении первоначального ответчика.
Ответ: г
3. В каком случае возможно процессуальное правопреемство?
а) в деле о расторжении брака;
б) в деле о возмещении имущественного ущерба в случае смерти ответчика.
в) в деле о лишении родительских прав в случае смерти ребенка;
г) в деле о восстановлении на работе.
Ответ: б
4. Процессуальное соучастие допускается, если …
а) ответчик предъявил встречный иск;
б) права и обязанности нескольких истцов или ответчиков имеют одно основание;
в) в дело вступает третье лицо, заявляющее самостоятельное требование;
г) предметом спора являются общие права или обязанности нескольких истцов или ответчиков.
Ответ: г
5. Какое полномочие судебный представитель может осуществить без указания в доверенности?
а) заявлять отводы;
б) отказаться от заявленного иска;
в) признать иск;
г) обжаловать решение суда;
д) участвовать в исследовании доказательств.
Ответ: а
6. Какие права имеют третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора?
а) участвовать в исследовании доказательств;
б) изменять основание иска;
в) уменьшать размер исковых требований;
г) отказаться от иска;
д) заявлять отводы.
Ответ: д
7. Прокурор вступает в процесс для дачи заключения по …
а) любым делам;
б) делам, в которых затрагиваются интересы малоимущих граждан;
в) делам, предусмотренным ГПК и другими федеральными законами ;
г) делам, затрагивающим интересы прокуратуры.
Ответ: в
8. В каком из указанных случаев дело неподсудно мировому судье?
а) иск об определении порядка пользования земельным участком;
б) иск о разделе совместного имущества супругов в сумме 350 тыс. руб.;
в) иск о восстановлении на работе Иванова, уволенного за прогулы;
г) иск о взыскании долга в размере 35 тыс. руб.
Ответ: г
9. В каком случае лица не могут быть допущены к участию в деле в качестве представителя?
а) представитель организации представил доверенность, подписанную руководителем и скрепленную печатью этой организации;
б) соучастники поручили ведение дела одному из них;
в) судья федерального суда представил доверенность от имени истца по делу о возмещении вреда, причиненного здоровью;
г) родитель представил суду документы, удостоверяющие его родство и статус;
д) помощник прокурора обратился в суд в интересах своего несовершеннолетнего сына.
Ответ: д
10. Какое из требований можно отнести к положительным искам о признании?
а) о признании имущества бесхозяйным;
б) о взыскании морального вреда;
в) о защите чести и достоинства;
г) о признании права авторства на литературные произведения;
д) об оспаривании отцовства.
Ответ: г
11. В каком случае отсутствуют условия для принятия встречного иска?
а) ответчик по иску о взыскании оставшейся суммы по договору купли-продажи квартиры предъявил иск о признании сделки недействительной;
б) ответчик по делу о возмещении вреда, причиненного здоровью истца, предъявил иск о взыскании долга;
в) ответчик по делу о расторжении брака предъявил иск о признании брака недействительным;
г) ответчик предъявил встречный иск о взыскании долга, превышающий сумму долга, взыскиваемую с него истцом.
Ответ: в
12. Когда судья не вправе принять исковое заявление?
а) заявление подано ненадлежащим истцом;
б) заявление подано об исполнении обязательства, срок исполнения которого еще не наступил;
в) заявление подано от имени истца лицом, не имеющим полномочий на ведение дела;
г) иск предъявлен после истечения срока исковой давности.
Ответ: в
13. Какие из действий судья вправе совершить на стадии подготовки дела?
а) назначить повторную экспертизу;
б) вызвать и допросить свидетеля;
в) прекратить производство по делу;
г) направить судебное поручение.
Ответ: г
14. В каких случаях необходимо назначение предварительного судебного заседания?
а) ответчик заявил, что полностью признает исковые требования;
б) на собеседовании у судьи стороны заявили, что решили заключить мировое соглашение;
в) во время подготовки в дело вступает третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора;
г) необходимо выяснить причины пропуска установленного законом срока обращения в суд.
Ответ: г
15.Какое влияние на ход судебного разбирательства оказывает признание иска ответчиком?
а) иск оставляется без рассмотрения;
б) рассмотрение дела продолжается, и суд выносит решение по делу;
в) разбирательство дела откладывается, и суд предлагает сторонам урегулировать спор во внесудебном порядке;
г) производство по делу прекращается.
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Если в ходе судебного разбирательства установлено, что рассмотрение данного спора неподведомственно суду, то
Ответ: дело передается по надлежащей подведомственности.

2. Какой факт подлежит доказыванию в ходе судебного разбирательства?
Ответ: доказательственный факт;

3. Что представляет собой исключительность как свойство законной силы судебного решения?
Ответ: невозможность предъявления тождественного иска

4. Что значит преюдициальность как свойство законной силы судебного решения?
Ответ: недопустимость нового исследования фактов, если они установлены вступившим в законную силу решением;

5. По каким из приведенных требований можно выдать судебный приказ?
Ответ: о взыскании денежной суммы по опротестованному векселю;

6. Лица, материально-правовой спор которых суд должен рассмотреть и разрешить - это ... .
Ответ:стороны

7. Прокурор, подающий заявление, не несет обязанности по _____ судебных расходов
Ответ:уплате

8. Какой вид апелляции предусмотрен нормами ГПК РФ?
Ответ: полная

9.Какова продолжительность срока на кассационное обжалование?
Ответ: 3 месяца

10. Куда подается апелляционная жалоба на решения судов субъектов РФ?
Ответ: в апелляционный СОЮ через суд субъекта РФ

11. Какое полномочие не принадлежит суду апелляционной инстанции?
Ответ: отменить решение суда первой инстанции и направить дело на рассмотрение в суд вышестоящей инстанции;

12.Когда решение суда подлежит безусловной отмене в апелляционном порядке?
Ответ: в деле отсутствует протокол судебного заседания.

13. Ссылка на новые доказательства в апелляционной жалобе допускается …
Ответ: при условии обоснования невозможности их представления в суд первой инстанции;

14. Обжалованию в апелляционном порядке отдельно от решения подлежат определения суда первой инстанции ...
Ответ: исключающие возможность дальнейшего движения дела

15. Обращение к процедуре медиации в суде возможно:
Ответ: в любой момент до принятия решения по спору

16. Какой орган является судом надзорной инстанции?
Ответ: Президиум Верховного Суда РФ

17. Основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке являются …
Ответ: существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела

18.Какие акты не могут быть пересмотрены по новым или вновь открывшимся обстоятельствам?
Ответ: постановления президиума суда надзорной инстанции

19. Какие акты являются исполнительными документами?
Ответ: исполнительные листы и судебные приказы

20.Срок предъявления исполнительного листа ко взысканию составляет …
Ответ: 3 года

21.Гражданин или организация, в пользу которой осуществляется взыскание – это …
Ответ: взыскатель

22. Исполнительные действия совершаются ….
Ответ: по графику, определяемому старшим судебным приставом

23. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, защищают в процессе ...
Ответ:свои собственные права и интересы

24.В гражданском процессе в защиту чужих интересов в двух формах ( возбуждение дела и дача заключения по делу) могут участвовать ...
Ответ:государственные органы и органы местного самоуправления

25.При исправлении недостатков в назначенный срок, оставленное без движения заявление считается поданным в день ...
Ответ:первоначального представления его в суд

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра Экзамен (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Юридический статус Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года как международного договора.
Порядок и условия присоединения новых государств к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Последствия ратификации Конвенции для Российской Федерации.
Основные права и свободы, защищаемые Конвенцией и Протоколами к ней: общая характеристика, виды.
Порядок образования и состав Европейского Суда по правам человека.
Регламент Европейского Суда: основные положения.
Порядок назначения и статус судей ЕСПЧ.
Статистические данные ЕСПЧ.
Роль Уполномоченного при Европейском Суде по правам человека, его права и обязанности.
Требования к оформлению и содержанию жалобы, подаваемой в ЕСПЧ.
Порядок подачи жалобы в ЕСПЧ.
Электронная форма и интернет ресурсы для подачи жалобы в ЕСПЧ.
Условия приемлемости жалобы.
Срок обращения и исчерпание внутригосударственных средств судебной защиты как основные условия приемлемости жалобы в ЕСПЧ.
Изменение порядка рассмотрения жалоб в ЕСПЧ в связи с принятием Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Основные этапы рассмотрения жалобы в ЕСПЧ.
Условия принятия жалобы.
Коммуницирование жалоб государству-ответчику.
Подготовка государством-ответчиком отзыва на жалобу.
Судебное разбирательство по жалобе.
Значение и виды актов ЕСПЧ.
Решение ЕСПЧ о неприемлемости жалобы.
Постановление ЕСПЧ по результатам рассмотрения жалобы.
«Пилотные» постановления ЕСПЧ: сущность и правовое значение.
Опубликование, размещение и распространение актов ЕСПЧ.
Юридический статус и значение для государств-участников Конвенции актов ЕСПЧ.
Прецедентная практика ЕСПЧ.
Общий порядок исполнения постановлений ЕСПЧ государствами-ответчиками.
Конвенционный механизм контроля за исполнением постановлений ЕСПЧ.
Последствия неисполнения постановлений ЕСПЧ.
Санкции в связи с неисполнением постановлений ЕСПЧ.
Механизм применения постановлений Европейского Суда по правам человека в России.
Применение актов ЕСПЧ в связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней».
Основные проблемы исполнения в Российской Федерации постановлений Европейского Суда по правам человека.
Постановления Европейского Суда по правам человека как основание для пересмотра по новым обстоятельствам.
Изменение порядка исполнения постановлений ЕСПЧ в связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 № 21-П.
Примеры, причины, правовое обоснование неисполнения постановлений ЕСПЧ в РФ.
Постановления Европейского Суда по правам человека в РФ: юридический статус и значение.
Воздействие актов ЕСПЧ на законодательство, правоприменительную практику и правовую доктрину РФ.
Последствия воздействия в РФ постановлений ЕСПЧ.
Унификация процессуального законодательства России под влиянием Конвенции.
Право на справедливое судебное разбирательcтво (ст. 13) в системе конвенционных норм.
Принцип правовой определенности (res judicata) как основной принцип Конвенции
ЕСПЧ, Конституционный Суд РФ и Российская Федерация в условиях взаимодействия и построения правового диалога.
Основные направления совершенствования национального законодательства под влиянием Конвенции.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Ответчик Санин А.А., написал заявление в Ленинский районный суд г. Барнаула о невозможности явиться в судебной заседание 03.03.2018 г., ввиду санаторно-курортного лечения в пансионате «Волна» (Республика Крым) и желания дать объяснения при помощи средств видеоконференцсвязи. Находясь на отдыхе в г. Ялта, Санин А.А. в назначенную дату явился в Крымский районный суд г. Ялта, но по техническим причинам не удалось установить видеоконференцсвязь между судами. Санин А.А., вернувшись с отдыха, решил обжаловать судебное решение, т.к. его право на выступление в суде, а также принципы состязательности, процессуального равенства, законности и гласности были нарушены".
Оцените ситуацию? Каковы последствия принятия такого решения? Нарушены ли принципы гражданского процессуального права?

2. Судья после рассмотрения дела о защите чети, достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда удалился в свой кабинет для принятия решения. Во время вынесения решения в кабинет судьи вошел секретарь с целью забрать свои вещи. Данный факт был замечен ответчиком и после получения решения об отказе в иске, он решил обжаловать судебный акт.
Оцените ситуацию. Подлежит ли решение отмене? Какие принципы были нарушены?

3.Решите задачу по предложенной фабуле. Свой ответ прикрепите в виде файла.
"Солнышков И.И. в подтверждение порочащей чести, достоинства и деловой репутации, размещенной в сети «Интернет» публикации, представил в суд скриншот страницы с сайта «ГазетаРулит»"

Как следует поступить суду? Каков порядок приобщения доказательств к делу?
4. Решите задачу о предложенной фабуле. Свой ответ прикрепите в виде файла.
Тимофеев и Курников, находясь на отдыхе в Сочи, ввиду отсутствия под рукой бумаги заключили договор займа на сумму 200 000 руб., расписку написали на пришвартованной лодке. После чего сфотографировали. При возникновении спора и невозврате долга Курников представил фото расписки в суд.
Как следует поступить суду? Оцените допустимость данного доказательства.

5. Саранина предъявила к Мещерских иск о разделе дома. В связи с тем, что исковое заявление не было оплачено госпошлиной и к нему не были приложены необходимые документы оно было оставлено без движения. В течение недельного срока, установленного определением судьи, Саранина внесла госпошлину, но требуемых документов предъявить не смогла. Определением судьи производство по делу прекращено.
Составьте исковое заявление (недостающие данные восполните по своему усмотрению).

6. В отношении Попова В.В. было вынесено заочное решение о взыскании долга в размере 120.000 руб. Попов В.В. получил данное решение, когда судебный пристав выслал в его адрес постановление о возбуждении исполнительного производства. Попов В.В. был категорически не согласен с данным актом, т.к. не знал, что в отношении него вынесено решение о взыскании и указанную сумму он платить не собирается и планирует обжаловать данное заочное решение.
Дайте юридическую консультацию Попову В.В. Назовите особенности отмены и обжалования заочных решений

7.Сидоров С.С. подал апелляционную жалобу на решение, вынесенное в порядке упрощенного производства, суд апелляционной инстанции рассмотрел жалобу без заслушивания объяснений Сидорова С.С. и отказал в ее удовлетворении. Сидоров, считая, что данными действиями было нарушено его право на судебную защиту, подал кассационную жалобу.
Оцените ситуацию. Подлежит ли кассационная жалоба удовлетворению?

8.Железнодорожный районный суд г. Барнаула отказал в удовлетворении требований Петрова о признании права собственности на земельный участок. Не согласный с решением суда Петров решил обжаловать его.
Дайте юридическую консультацию Петрову. В каком порядке возможно обжалование данного решения? Назовите суды, полномочные рассматривать данные жалобы? Какой суд будет выступать последней инстанцией по данному делу в РФ?

9.Вершинина обратилась в районный суд с иском к Кореневой о возмещении вреда, причинённого её здоровью в результате укуса собаки, принадлежащей Кореневой. Суд удовлетворил иск и взыскал с Кореневой в возмещение вреда 56 тыс. рублей. Коренева обжаловала решение районного суда, указав, что не была извещена о дне слушания дела, к тому же вред Вершининой она не причиняла, так как в день, когда был причинили вред, она находилась на даче за городом вместе со своей собакой. В жалобе содержалось ссылка на ряд лиц, которые могут подтвердить этот факт.
Подлежит ли удовлетворению апелляционная жалоба Кореневой? Составьте определение суда кассационной инстанции по жалобе Кореневой.

10. Решением мирового судьи, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, Алексеевой А.В. отказано в иске о взыскании долга и компенсации морального вреда.
В какой суд может быть подана кассационная на судебные постановления по данному делу? Возможно ли в случае отказа в удовлетворении кассационной жалобы дальнейшее обжалование данных судебных постановлений и, если возможно, - в какие суды?


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.В. Ярков Гражданский процесс: Учебник Infotropic Media, 2021 e.lanbook.com
Л1.2 М.Ю. Лебедев Гражданский процесс: Учебник Юрайт, 2020 : www.biblio-online.ru/book/8EDB9779-1BC9-453E-AB21-929AE9A53341
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.А. Фокина Курс доказательственного права: Гражданский процесс. Арбитражный процесс [Электронный ресурс] / под ред. М.А. Фокиной. : учебник , 2021 Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=449275 — Загл. с экрана.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Европейского суда по правам человека www.echr.coe.int
Э2 Ссылка на ЭУМКД portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows, Microsoft office.
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) указываем все из этого списка

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
213С учебный зал судебных заседаний - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 50 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M; проектор: марка Epson - 1 единица; герб, флаг РФ; стол и кресла для судей; стол для адвоката; стол для прокурора; стол секретаря судебного заседания; трибуна; юридическая литература (кодексы)
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аттестация студентов предполагает проведение зачета. В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. При этом учитываются результаты решения задач студентом в течение семестра. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 15 минут. Преподаватель оценивает ответ студента на каждый из предложенных вопросов на оценку «зачтено» или «не зачтено», определяя впоследствии итоговую оценку. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы зачетного билета с учетом результатов решения задач, а также иных оценочных средств, выполненных им в течение семестра.
Теоретические вопросы рассматриваются в рамках семинарских занятий. После ответа студенту могут быть заданы дополнительные уточняющие вопросы, по результатам ответов на которые, будет произведено оценивание по четырехбалльной шкале.
Тестовые задания подразумевают выбор одного ответа (правильного, на взгляд студента), из четырех предложенных вариантов.
Фабула для выполнения практического задания предлагается преподавателем. Выполнение задания должно содержать процессуальные документы, составляющие часть дела, рассматриваемого в ЕСПЧ.
При решении задачи студенту необходимо квалифицировать сложившуюся фактическую ситуацию и дать ей правовой анализ.