МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Судебная психиатрия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст. преп., Хромова Е.Б

Рецензент(ы):
Ст. преп., Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Судебная психиатрия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 г. № 144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.06.2023 г. № 08
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.06.2023 г. № 08
Заведующий кафедрой Давыдов С.И., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения учебной дисциплины «Судебная психиатрия» - способствовать профессиональному становлению специалиста-юриста в сфере овладения определенными знаниями и практическими навыками в области судебной психиатрии, необходимыми им в правоприменительной деятельности, а так же получение студентом-юристом теоретических знаний о сущности судебной психиатрии, о порядке назначения различных видов судебно-психиатрической экспертизы и о возможности их использования в процессе планомерного расследования, раскрытия и предупреждения преступлений, направленных против жизни, здоровья и достоинства личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ПК-7 способностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
ПСК-1.9 способностью к анализу и применению судебной практики и судебной статистики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-6:различные формы деятельности специалистов и экспертов, связанных с назначением и производством судебно-психиатрических экспертиз;распознавания наличия психического заболевания участников процесса расследования.современные возможности судебной психиатрии и уметь правильно их использовать;
ПК-7:правовые и организационные основы судебно-психиатрической экспертизы;организацию проведения и формы принудительного лечения;правовые и организационные основы судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе;особенности частной психиатрии: хронические психические расстройства, психические расстройства при экзогенно-органических заболеваниях головного мозга, расстройства влечений;
ПСК-1.9:особенности психиатрической помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы и обладающим не резко выраженными психическими аномалиями;симуляцию психических расстройств, судебно-психиатрическую экспертизу в отношении несовершеннолетних;организацию работы психиатрической службы, гарантии прав граждан при оказании психиатрической помощи.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-6:комплексно использовать в практической деятельности теоретические знания судебной психиатрии, а также смежных дисциплин: криминалистики, уголовного права и процесса, гражданского права и процесса, криминологии, этики, логики, социологии и др;
ПК-7:сформулировать вопросы, выносимые на разрешение судебно-психиатрической экспертизы;
ПСК-1.9:оценить и интерпретировать экспертное заключение с обязательным сопоставлением содержание описательной части, результатов дополнительных (лабораторных) методов исследования и выводов.анализировать и разрешать судебно-следственные ситуации, требующие применения познаний в области судебной психиатрии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-6:навыками грамотной постановки вопросов, при назначении экспертизы;оценки заключения судебно-психиатрической экспертизы;
ПК-7:навыками употребления судебно-психиатрической терминологии; определения экспертного учреждения;
ПСК-1.9:навыками работы с документами и материалами, относящимися к предмету судебно-психиатрических экспертиз.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи судебной психиатрии. Основы общей психопатологии.
1.1. Предмет и задачи судебной психиатрии. Основы общей психопатологии. Лекции 5 2 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет и задачи судебной психиатрии. Основы общей психопатологии. Практические 5 2 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
1.3. Предмет и задачи судебной психиатрии. Основы общей психопатологии. Сам. работа 5 8 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Синдромы. Классификация психических расстройств. Методы исследования в судебной психиатрии.
2.1. Синдромы. Классификация психических расстройств. Методы исследования в судебной психиатрии. Лекции 5 0 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
2.2. Синдромы. Классификация психических расстройств. Методы исследования в судебной психиатрии. Практические 5 0 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
2.3. Синдромы. Классификация психических расстройств. Методы исследования в судебной психиатрии. Сам. работа 5 8 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Правовые основы судебно-психиатрической экспертизы. Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе.
3.1. Правовые основы судебно-психиатрической экспертизы. Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе. Лекции 5 0 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
3.2. Правовые основы судебно-психиатрической экспертизы. Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе. Практические 5 0 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
3.3. Правовые основы судебно-психиатрической экспертизы. Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе. Сам. работа 5 8 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Частная психиатрия. Шизофрения, эпилепсия, аффективные психозы.
4.1. Частная психиатрия. Шизофрения, эпилепсия, аффективные психозы. Лекции 5 0 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
4.2. Частная психиатрия. Шизофрения, эпилепсия, аффективные психозы. Практические 5 0 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
4.3. Частная психиатрия. Шизофрения, эпилепсия, аффективные психозы. Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Психические расстройства позднего возраста. Атрофические заболевания головного мозга. Психические расстройства при экзогенно-органических заболеваниях головного мозга.
5.1. Психические расстройства позднего возраста. Атрофические заболевания головного мозга. Психические расстройства при экзогенно-органических заболеваниях головного мозга. Лекции 5 0 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
5.2. Психические расстройства позднего возраста. Атрофические заболевания головного мозга. Психические расстройства при экзогенно-органических заболеваниях головного мозга. Практические 5 0 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
5.3. Психические расстройства позднего возраста. Атрофические заболевания головного мозга. Психические расстройства при экзогенно-органических заболеваниях головного мозга. Сам. работа 5 8 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Алкоголизм, наркомании и токсикомании. «Исключительные состояния».
6.1. Алкоголизм, наркомании и токсикомании. «Исключительные состояния». Лекции 5 0 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
6.2. Алкоголизм, наркомании и токсикомании. «Исключительные состояния». Практические 5 0 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
6.3. Алкоголизм, наркомании и токсикомании. «Исключительные состояния». Сам. работа 5 6 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Психогенно обусловленные психические расстройства. Патологии развития (расстройства личности, олигофрении).
7.1. Психогенно обусловленные психические расстройства. Патологии развития (расстройства личности, олигофрении). Практические 5 0 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
7.2. Психогенно обусловленные психические расстройства. Патологии развития (расстройства личности, олигофрении). Сам. работа 5 8 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Расстройства влечений (привычек и влечений, расстройства полового влечения и парафилии). Психические расстройства у отдельных категорий граждан.
8.1. Расстройства влечений (привычек и влечений, расстройства полового влечения и парафилии). Психические расстройства у отдельных категорий граждан. Практические 5 0 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
8.2. Расстройства влечений (привычек и влечений, расстройства полового влечения и парафилии). Психические расстройства у отдельных категорий граждан. Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Симуляция психических расстройств. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних. Организация проведения и формы принудительного лечения.
9.1. Симуляция психических расстройств. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних. Организация проведения и формы принудительного лечения. Практические 5 2 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
9.2. Симуляция психических расстройств. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних. Организация проведения и формы принудительного лечения. Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Психиатрическая помощь и гарантия прав граждан при ее оказании. Организация работы психиатрической службы.
10.1. Психиатрическая помощь и гарантия прав граждан при ее оказании. Организация работы психиатрической службы. Практические 5 0 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
10.2. Психиатрическая помощь и гарантия прав граждан при ее оказании. Организация работы психиатрической службы. Сам. работа 5 4 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1
10.3. Зачет Зачет 5 4 ОК-6, ПК-7, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен принимать правовые решения и совершать юридические действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации

Вариант №1.
Вопрос 1. В чем состоит предмет судебной психиатрии?
1. В постановке заключения о вменяемости лиц, привлекаемых к уголовной ответственности.
2. В постановке заключения о дееспособности лиц, вызывающих сомнение в их психическом здоровье у суда в гражданском процессе.
3. В определение психического состояния лиц, обнаруживших признаки психического расстройства в период отбывания наказания.
4. В разработке психиатрических критериев, на основе которых даются заключения о невменяемости и недееспособности, в выборе тех или иных медицинских мер в отношении психически больных, совершивших преступление.
5. В определение в необходимых случаях психического состояния свидетелей и потерпевших.

Вопрос 2. Какова цель клинического психиатрического исследования?
1. систематизировать принципы судебной психиатрии;
2. разработать инструкции по проведению судебно-психиатрической экспертизы;
3. определить диагноз и тяжесть заболевания;
4. определить методику принудительного лечения;
5. обобщить опыт проведения судебно-психиатрической экспертизы.

Вопрос 3. По отношению к каким правовым нормам разрешаются клинические психиатрические вопросы?
1. По отношению к вменяемости.
2. По отношению к невменяемости.
3. По отношению к дееспособности.
4. По отношению к недееспособности.
5. По отношению к вменяемости и дееспособности.

Вопрос 4. Как в судебно-психиатрической практике называется преувеличение болезненных явлений испытуемым?
1. аггравация;
2. симуляция;
3. адаптация;
4. ассоциация;
5. вербигерация.

Вопрос 5. Кто из русских ученых занимался изучением психиатрических расстройств?
1. В. П. Сербский.
2. М.В. Ломоносов.
3. Н.Е. Введенский.
4. Д. И. Менделеев.
5. А.Н. Леонтьев.

Вариант №2

Вопрос 1. Что такое вменяемость?
1. Вменяемость означает способность отдавать себе отчет в своих действиях и руководить своими действиями.
2. Это юридический критерий.
3. Это показатель психического здоровья.
4. Это волевой признак.
5. Это медицинский критерий.

Вопрос 2. Какова формула невменяемости?
1. Формула невменяемости состоит из двух критериев – медицинского и юридического.
2. Формула невменяемости состоит из одного критерия – медицинского.
3. Формула невменяемости состоит из одного критерия – юридического.
4. Формула невменяемости состоит из трех критериев – медицинского, юридического и психологического.
5. Формула невменяемости состоит из трех критериев – медицинского, юридического и интеллектуального.

Вопрос 3. Какой критерий невменяемости появился первым?
1. Медицинский.
2. Юридический.
3. Психологический.
4. Интеллектуальный.
5. Медицинский и юридический одновременно.

Вопрос 4. Каково обязательное условие невменяемости?
1. Психическое заболевание.
2. Временное нарушение процессов высшей нервной деятельности.
3. Алкогольное опьянение.
4. Болезненные состояния.
5. Душевное волнение.

Вопрос 5. На какие признаки подразделяется юридический критерий невменяемости?
1. На волевой признак.
2. На интеллектуальный и волевой признаки.
3. На интеллектуальный признак.
4. На психологический признак.
5. На интеллектуальный и эмоциональный признаки.

Вариант №3

Вопрос 1. На какие признаки подразделяется медицинский критерий невменяемости?
1. Хроническое психическое расстройство.
2. Временное психическое расстройство.
3. Слабоумие
4. Иное болезненное состояние психики.
5. Все, перечисленное в п.п. 1-4.

Вопрос 2. Когда возникают вопросы о проведении судебно-психиатрической экспертизы?
1. Во время предварительного расследования.
2. Во время отбывания осужденными наказания.
3. В стадии судебного следствия.
4. В период до расследования.
5. перечисленное в п.п. 1-3.

Вопрос 3. Кому принадлежит право постановки вопросов о проведении судебно-психиатрической экспертизы?
1. Право назначения судебно-психиатрической экспертизы принадлежит следственным и судебным органам.
2. Право назначения судебно-психиатрической экспертизы принадлежит следственным органам.
3. Право назначения судебно-психиатрической экспертизы принадлежит судебным органам.
4. Право назначения судебно-психиатрической экспертизы принадлежит обвиняемому.
5. Право назначения судебно-психиатрической экспертизы принадлежит защитнику.

Вопрос 4. Что служит основанием для назначения судебно-психиатрической экспертизы?
1. общественная опасность поведения подозреваемого;
2. противоправное поведение свидетеля;
3. аморальное поведение подсудимого;
4. сомнения в нормальном состоянии психического здоровья прокурора;
5. сомнения в нормальном состоянии психического здоровья обвиняемого.

Вопрос 5. В чем заключается трудность проведения амбулаторной экспертизы?
1. в необходимости руководствоваться статьями уголовного и уголовно-процессуального кодексов;
2. в использовании многочисленных инструкций и приказов Министерства здравоохранения;
3. в однократном исследовании психического состояния испытуемого;
4. в многократном исследовании психического состояния испытуемого;
5. в предварительном наблюдении за психическим состоянием испытуемого

Вариант №4

Вопрос 1. Какие виды психических заболеваний требуют стационарной экспертизы?
1. В стационарной экспертизе обычно нуждаются лица, заболе¬вание которых носит неясный характер и установление диагноза заболевания которых вызывает затруднения.
2. В стационарной экспертизе обычно нуждаются лица, ранее состоявшие на учете у психиатра.
3. Стационарная экспертиза необходима, чтобы определить, в каком психическом состоянии находилось лицо ко времени совершения самоубийства.
4. В стационарной экспертизе обычно нуждаются все обвиняемые.
5. Стационарная экспертиза редко применяется в судебной практике.

Вопрос 2. Когда судебно-психиатрическая экспертиза проводится в суде и у следователя?
1. при временных расстройствах психической деятельности испытуемого;
2. когда речь идет о ретроспективном исследовании расстройства психической деятельности испытуемого;
3. когда вопрос об экспертизе возникает во время судебного процесса;
4. при отсутствии необходимости в про ведении амбулаторной или стационарной экспертизы:
5. во всех перечисленных случаях.

Вопрос 3. Когда назначается заочная судебно-психиатрическая экспертиза?
1. лишь в исключительных случаях, когда подэкспертный не может быть доставлен для личного освидетельствования;
2. если у суда не возникает сомнения в обоснованности заключения психиатрической экспертизы;
3. если у суда нет времени на проведение стационарной экспертизы;
4. когда у суда нет времени на проведение амбулаторной экспертизы;
5. когда не была проведена амбулаторная экспертиза.

Вопрос 4. Какой вид судебно-психиатрической экспертизы используется в случае самоубийства?
1. Судебно-психиатрическая экспертиза у следователя.
2. Заочная экспертиза.
3. Экспертиза в суде.
4. Амбулаторная экспертиза.
5. Стационарная экспертиза.

Вопрос 5. Кто привлекается в качестве судебно-психиатрических экспертов?
1. Любое лицо, если оно отвечает требованиям, предъявляемым к экспертам.
2. Врачи.
3. Психиатры.
4. Юристы.
5. Адвокат.

Вариант №5

Вопрос 1. Какие из перечисленных данных о психическом заболевании учитывают при постановке диагноза?
1) этиологию;
2) симптоматику;
3) клиническое течение;
4) фазу процесса;
5) совокупность всех перечисленных сведений.

Вопрос 2. Как называется сознательное изображение здоровым человеком психической болезни или ее отдельных симптомов?
1) аггравация;
2) симуляция;
3) сопутствующие психогенные реакции;
4) видоизмененные симптомы основного страдания;
5) неотчетливость клинической картины и необходимость распознавания стертых форм психических заболеваний.

Вопрос 3. Что включает в себя понятие аггравации?
1. Аггравация – это диссимуляция.
2. Аггравация – это несложная симуляция.
3. Аггравация – это сознательное преувеличение тяжести симптомов реально существующего заболевания или болезненности состояния.
4. Аггравация – это демонстративное поведение.
5. Аггравация – это болезненное расстройство.

Вопрос 4. Каковы критерии оценок психических расстройств при депрессивных реакциях?
1. преобладание процесса торможения;
2. помутнение сознания;
3. двигательная активность;
4. мутизм;
5. резонерство.

Вопрос 5. Как в судебно-психиатрической клинике учитывается специфика симулятивных галлюцинаций?
1. Симулятивные галлюцинации отличаются неправдоподобной и чрезмерной конкретностью, фантастичностью.
2. Специфика симулятивных галлюцинаций в судебно-психиатрической клинике не учитывается.
3. Симулятивные галлюцинации в судебно-психиатрической клинике определяются без особых трудностей.
4. Симулятивные галлюцинации – это почти всегда только фигуры людей.
5. Симулятивные галлюцинации – это почти всегда только фигуры животных.

Вариант №6

Вопрос 1. Что включает в себя понятие шизофрения?
1. Шизофрения представляет собой прогрессирующее психическое заболевание, нередко ведущее к значительному изменению личности.
2. Шизофрения – редко встречающее психическое заболевание.
3. Шизофрения - психическое заболевание, не ведущее к значительному изменению личности.
4. Шизофрения - психическое заболевание, являющееся основанием невменяемости.
5. Шизофрения - психическое заболевание, являющееся основанием для помещения больного в психиатрическую лечебницу.

Вопрос 2. Каковы причины шизофрении?
1. Причины шизофрении до конца не ясны.
2. Причины шизофрении связаны с нарушением обмена ве¬ществ.
3. Причины шизофрении связаны с наследственностью.
4. Причины шизофрении связаны с перенесенными инфекционными заболеваниями.
5. Причины шизофрении связаны со слабость корковых клеток.

Вопрос 3. Каковы клинические признаки шизофрении?
1. Характерным признаком шизофрении является нарушение контакта с окружающими, отгороженность от внешнего мира (аутизм).
2. Характерным признаком шизофрении является потеря памяти.
3. Характерным признаком шизофрении является повышенный интерес к окружающему миру.
4. Характерным признаком шизофрении является диссоциация, нарушение психических связей, расстройства эмо¬ционально-волевой сферы и мышления.
5. Характерным признаком шизофрении является чрезмерная активность.

Вопрос 4. Какая форма шизофрении распознается труднее всего?
1. Параноидная.
2. Кататоническая.
3. Гебефреническая.
4. Простая форма шизофрении.
5. Параноидная и кататоническая.

Вопрос 5. Как относительно больных шизофренией судебно-психиатрическая экспертиза решает вопрос вменяемости?
1. Больных шизофренией, в подавляющем большинстве случаев, следует считать невменяемыми.
2. Больных шизофренией, в подавляющем большинстве случаев, следует считать вменяемыми.
3. Больных шизофренией, в подавляющем большинстве случаев, следует считать дееспособными.
4. Больных шизофренией, в подавляющем большинстве случаев, следует госпитализировать.
5. Больные шизофренией, в подавляющем большинстве случаев, нуждаются в опеке.

Вариант №7

Вопрос 1. Что такое эпилепсия?
1. Это психическое заболевание, выражающееся в судорожных припадках с потерей сознания, в периодических, острых психических расстройствах и, в постепенно наступающих, общих изменениях психики.
2. Это психическое заболевание, не связанное с изменением психики.
3. Это психическое заболевание, не имеющее ярко выраженной клинической картины.
4. Это психическое заболевание, связанное с потерей памяти.
5. Это психическое заболевание, известное сравнительно недавно.

Вопрос 2. Каковы причины эпилепсии?
1. Патологическая инертность процесса возбуждения.
2. Наследственное отягощение.
3. Влияние внешних факторов.
4. Ранее перенесенные инфекционные заболевания.
5. Наследственное отягощение, усугубленное влиянием внешних факторов.

Вопрос 3. Какой наиболее характерный клинический признак эпилепсии?
1. Судорожный эпилептический припадок.
2. Потеря сознания.
3. Повышенная тревожность.
4. Умственная слабость.
5. Агрессивность.

Вопрос 4. В чем специфика судебно-психиатрической оценки острых психических расстройств эпилептиков?
1. в большинстве случаев исключает вменяемость;
2. в большинстве случаев не исключает вменяемости;
3. не влияет на оценку психического состояния;
4. резко изменяет психику;
5. имеет целью привлечь к себе внимание.

Вопрос 5. Чем следует руководствоваться в трудных и сомнительных случаях в вопросе о вменяемости больных эпилепсией?
1. Степенью сохранности интеллектуальных способностей и работоспособности.
2. Резко повышенная аффективность.
3. Общий характер заболевания.
4. Особенности течения заболевания.
5. Опасное поведение больного.

Вариант №8

Вопрос 1. В чем проявляется маниакально-депрессивный психоз?
1. Маниакально-депрессивный психоз проявляется в периодически возникающих приступах маниакального и депрессивного состояний.
2. Состоянием возбуждения.
3. Двигательным возбуждением.
4. Ускоренным мышлением.
5. Повышенным настроением.

Вопрос 2. Что лежит в основе маниакального состояния?
1. длительное преобладание в мозгу процесса возбуждения и торможения.
2. длительное преобладание в мозгу процесса возбуждения.
3. длительное преобладание в мозгу процесса торможения.
4. запредельное торможение коры головного мозга.
5. расстройство сознания.

Вопрос 3. Каково течение маниакально-депрессивного состояния?
1. Депрессивные и маниакальные приступы чередуются с нормальным психическим состоянием.
2. Маниакальный приступ.
3. Депрессивный приступ.
4. Длинные психотические приступы.
5. Нормальное психическое состояние.

Вопрос 4. Как решается вопрос о невменяемости при маниакально-депрессивных состояниях?
1. Если правонарушение совершено в "светлом промежутке", то субъект признается вменяемым, так как приступы маниакально-депрессивного психоза обычно не оставляют после себя дефектных симптомов.
2. Маниакально-депрессивный психоз всегда считается причиной невменяемости.
3. Маниакально-депрессивный психоз никогда не считается причиной невменяемости.
4. Период психотического состояния считается причиной невменяемости.
5. Период психотического состояния не считается причиной невменяемости.

Вопрос 5. В чем трудности оценки судебно-психиатрической экспертизы маниакально-депрессивных больных?
1. Большие трудности представляет оценка состояния больного, когда правонарушение совершено в промежутке между приступами.
2. Большие трудности представляет оценка состояния больного, когда правонарушение совершено в промежутке между приступами, но психотическое состояние развивается в процессе следствия или судебного разбирательства.
3. Нет трудностей.
4. Возможность возникновения психогенной депрессии после совершения правонарушения.
5. Иногда депрессивные больные склонны к диссимуляции своего состояния.

Вариант №9

Вопрос 1. Как называется патологическое влечение к приему психоактивных веществ?
1) абстиненция;
2) патологическое опьянение;
3) хронический алкоголизм;
4) белая горячка;
5) алкогольный галлюциноз.

Вопрос 2. Каковы признаки патологического опьянения?
1) внезапное и резкое расстройство сознания опьяневшего;
2) искаженность сознания скрывается под внешне упорядоченным поведением;
3) изменение в поведении зависит от количества выпитого алкоголя;
4) поведение пьющего зависит от его личности;
5) поведение пьющего зависит от состояния его организма.

Вопрос 3. Какова продолжительность патологического опьянения?
1. 10 секунд;
2. от нескольких минут до нескольких часов;
3. один день;
4. до трех дней;
5. Неделя.

Вопрос 4. Как при судебно-психиатрической экспертизе рассматривается вопрос о вменяемости в состоянии алкогольного опьянения?
1. Обычное опьянение не исключает вменяемости.
2. Патологическое опьянение не исключает вменяемости.
3. Патологическое опьянение исключает вменяемость.
4. Обычное опьянение исключает вменяемость.
5. Необходимо исходить из существования двух качественно различных состояний: обычного опьянения, не исключающего вменяемости, и кратковременного расстройства психической деятельности, возникшего в связи с приемом алкоголя (патологического опьянения), исключающего вменяемость.

Вопрос5. Как при судебно-психиатрической экспертизе рассматривается вопрос о вменяемости в состоянии наркотического опьянения?
1. Не исключают вменяемости и не снимают ответственности за совершенные правонарушения.
2. В редких случаях признается вменяемость.
3. Исключает вменяемость.
4. Всегда признается вменяемость.
5. В судебной психиатрии это является спорным вопросом.

Вариант №10

Вопрос 1. Что в судебной психиатрии понимается под исключительными состояниями?
1. Это временные расстройства психической деятельности, возникающие внезапно.
2. Это сонливость.
3. Это потеря памяти.
4. обычное опьянение.
5. наркотическое опьянение.

Вопрос 2. Что является причиной возникновения исключительных состояний?
1. возникают беспричинно;
2. внешнее воздействие;
3. травматическое заболевание головного мозга;
4. психопатические черты характера;
5. алкогольное опьянение.

Вопрос 3. Чем исключительные состояния отличаются от других временных расстройств психической деятельности?
1. Внезапностью и кратковременностью.
2. Продолжительностью во времени.
3. Ярко выраженной симптоматикой.
4. Не ярко выраженной симптоматикой.
5. Двигательным возбуждением.

Вопрос 4. Могут ли исключительные состояния возникать повторно?
1. Для исключительных состояний характерно отсутствие наклонности к повторному возникновению.
2. Для исключительных состояний характерно повторное возникновение.
3. Повторяются через короткий промежуток времени.
4. Не возникают никогда.
5. Возникают очень часто.

Вопрос 5. В чем трудность судебно-психиатрической оценки исключительных состояний?
1. Судебно-психиатрическая оценка исключительных состояний не представляет особенных трудностей.
2. Необходимостью ретроспективно восстанавливать поведение и состояние испытуемого в момент преступления.
3. В отдельных случаях бывает необходимо участие психиатра.
4. Необходимостью анализа клинической картины в целом.
5. Необходимостью опроса свидетелей.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Судебная психиатрия как прикладная отрасль медицинской науки - психиатрии. Задачи судебной психиатрии.
2. Задачи судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе.
3. Задачи судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе.
4. Понятие о дееспособности и недееспособности. Правовые последствия признания гражданина недееспособным. Опека и ее назначение.
5. Основания для назначения судебно - психиатрической экспертизы в уголовном процессе.
6. Понятие о невменяемости.
7. Права и обязанности психиатра-эксперта.
8. Понятие об «ограниченной вменяемости» - ст. 22 УК РФ. Медицинский (психиатрический) и юридический критерии «ограниченной вменяемости». Правовые последствия «ограниченной вменяемости».
9. Судебно-психиатрическая экспертиза потерпевших и свидетелей.
10. Виды судебно - психиатрических экспертиз. Амбулаторная судебно - психиатрическая экспертиза.
11. Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза. Порядок ее назначения. Виды стационарных судебно-психиатрических отделений.
12. Заочная и посмертная судебно-психиатрическая экспертизы.
13. Меры медицинского характера в отношении лиц, признанных невменяемыми. Порядок назначения и отмены.
14. Принципы выбора вида принудительных мер медицинского характера в отношении невменяемых.
15. Виды мер медицинского характера в отношении невменяемых.
16. Принудительные меры медицинского характера при алкоголизме и наркомании (ст. 97 и ст. 99 УК РФ).
17. Медицинский критерий невменяемости (ст. 21 УК РФ).
18. Юридический (психологический) критерий невменяемости (ст. 21 УК РФ).
19. Понятие о пенитенциарной психиатрии.
20. Особенности назначения и экспертной оценки психических расстройств у осужденных.
21. Понятие о «беспомощном состоянии» потерпевшего. Судебно-психиатрическая оценка «беспомощного состояния».
22. Подготовка следователем материалов, которые необходимы для проведения судебно-психиатрической экспертизы.
23. Основные вопросы, которые могут ставиться следствием и (или) судом при назначении судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе.
24. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Круг вопросов, решаемых этой экспертизой.
25. Комплексная сексолого - психиатрическая экспертиза. Вопросы, которые решает эта экспертиза.
26. Понятие о комплексных судебных экспертизах. Компетенция экспертов разных специальностей в комплексных экспертизах.
27. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Возможность проведения судебно-психиатрической экспертизы при правовых спорах, связанных с этим законом.
28. Судебно-психиатрическая экспертиза по признанию сделок недействительными в гражданском процессе.
29. Понятие опасности психических расстройств.
30. Особенности участия лица с психическими расстройствами в производстве по делу. «Уголовно-процессуальная дееспособность».
31. Судебно-психиатрическая оценка «завещательной дееспособности».
32. Основания для выбора вида судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе.
33. Оценка заключения (акта) судебно-психиатрической экспертизы судом. Определение суда о признании обвиняемого вменяемым или невменяемым и назначении мер медицинского характера в отношении невменяемого или «ограниченно вменяемого».
34. Повторные и дополнительные судебно-психиатрические экспертизы. Основания для их назначения. Особенности проведения таких экспертиз.
35. Расстройства привычек и влечений. Пиромания, клептомания, дромомания, гемблинг и другие. Судебно-психиатрическое значение.
36. Расстройства восприятия. Иллюзии, галлюцинации, другие симптомы расстройства восприятия.
37. Расстройства настроения. Мания, депрессия, дисфория, эйфория и другие.
38. Расстройства памяти. Виды амнезий, их судебно-психиатрическое значение.
39. Расстройства мышления. Вязкость, резонерство, разорванность, ускоренность и замедленность. Парологичное мышление. Значение для судебно-психиатрической диагностики.
40. Бредовые расстройства. Сверхценные и навязчивые идеи. Роль патологических идей в опасном поведении больных.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Березанцев А.Ю. СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ + ДОП. МАТЕРИАЛ В ЭБС 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Я. Драпкин [и др.] ; отв. ред. Л. Я. Драпкин Криминалистика в 3 ч. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Судебная психиатрия" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Судебная психиатрия" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.