МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Судебная адвокатура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 6

Распределение часов по курсам

Курс 6 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.юрид.наук, профессор, Петухов Е.Н.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Судебная адвокатура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 г. № 144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И., д.ю.н, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Давыдов С.И., д.ю.н, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.«Судебная адвокатура» - фундаментальная и специальная подготовка высококвалифицированных кадров в области юриспруденции, целью изучения которой является приобретение навыков по решению сложных и ответственных задач, которые стоят перед юристами-адвокатами; умеющими оказывать квалифицированную юридическую помощь физическим и юридическим лицам, профессионально применять правовые нормы, обеспечивая законные, справедливые и объективные решения в условиях состязательного судопроизводства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ПСК-1.9 способностью к анализу и применению судебной практики и судебной статистики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3:законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре; принципы организации и функции адвокатской деятельности;
ПСК-1.9:этические нормы адвокатской деятельности;проблемы теории и практики адвокатской деятельности и адвокатуре и способах их разрешения.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3:находить, анализировать и применять законодательные и иные нормативные акты, являющиеся источниками адвокатской деятельности.
ПСК-1.9:толковать законодательные и иные нормативные акты, являющиеся источниками адвокатской деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3:правильного определения позиции защиты по делу в интересах своего доверителя или подзащитного; составлять заявления и возражения, заявлять ходатайства, приносить жалобы, составлять письменные документы правового характера; Формулировать вопросы и оценивать ответы; выступать в судебных прениях;
ПСК-1.9:своевременно и адекватно реагировать на нарушения прав доверителя или подзащитного; быстро ориентироваться в законодательстве и верно его применять, аргументируя свою позицию.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Право на получение квалифицированной юридической помощи и современная организация российской адвокатуры . Принципы деятельности адвокатуры
1.1. Право на получение квалифицированной юридической помощи и современная организация российской адвокатуры . Принципы деятельности адвокатуры Лекции 6 2 ПК-3, ПСК-1.9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Право на получение квалифицированной юридической помощи и современная организация российской адвокатуры . Принципы деятельности адвокатуры Практические 6 2 ПК-3, ПСК-1.9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Право на получение квалифицированной юридической помощи и современная организация российской адвокатуры . Принципы деятельности адвокатуры Сам. работа 6 8 ПК-3, ПСК-1.9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Статус адвоката и его функции
2.1. Статус адвоката и его функции Сам. работа 6 6 ПК-3, ПСК-1.9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Адвокатская этика
3.1. Адвокатская этика Сам. работа 6 12 ПК-3, ПСК-1.9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Участие адвоката в ходе досудебного производства по уголовным делам
4.1. Участие адвоката на стадии рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции Сам. работа 6 4 ПК-3, ПСК-1.9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Участие адвоката в ходе досудебного производства по уголовным делам Сам. работа 6 4 ПК-3, ПСК-1.9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Участие адвоката на стадии рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции
5.1. Участие адвоката на стадии рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции Практические 6 2 ПК-3, ПСК-1.9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Участие адвоката в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций
6.1. Участие адвоката в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций Сам. работа 6 4 ПК-3, ПСК-1.9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Участие адвоката в защите интересов доверителей на стадии исполнения приговора
7.1. Участие адвоката в защите интересов доверителей на стадии исполнения приговора Сам. работа 6 4 ПК-3, ПСК-1.9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Участие адвоката в гражданском и арбитражном процессах и в третейском суде
8.1. Участие адвоката в гражданском и арбитражном процессах и в третейском суде Сам. работа 6 10 ПК-3, ПСК-1.9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Участие адвоката в Конституционном суде и Европейском суде по правам человека и в производстве по делам об административных нарушениях
9.1. Участие адвоката в Конституционном суде и Европейском суде по правам человека и в производстве по делам об административных нарушениях Сам. работа 6 10 ПК-3, ПСК-1.9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.2. Зачет Зачет 6 4 ПК-3, ПСК-1.9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2645

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-3: способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Обеспечение права на защиту подозреваемого, обвиняемого предусматривает...
a. право подозреваемого, обвиняемого защищаться самостоятельно
b. право на защиту подозреваемого, обвиняемого со стороны следователя, прокурора
c. право на защиту лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя
d. право на участие законного представителя со стороны защиты
e. право на участие общественного защитника
Ответ: c
Вопрос 2. Конституционный Суд РФ в своих постановлениях по результатам проверки отдельных положений статей УПК РФ на соответствие Конституции РФ…
a. принимает нормы уголовно – процессуального права, соответствующие конституционным положениям
b. на основе Конституции РФ восполняет пробелы в законодательной регламентации отдельных вопросов уголовного судопроизводства
c. разъясняет порядок применения норм уголовно – процессуального закона
d. признает норму уголовно-процессуального закона не соответствующей Конституции РФ, вследствие чего эта норма не подлежит применению при производстве по уголовным делам
Ответ: d
Вопрос 3. К основным процессуальным функциям в уголовном судопроизводстве относятся …
a. прокурорский надзор за исполнением законов
b. защита от обвинения
c. исполнение приговора
d. охрана прав и законных интересов граждан
Ответ: b
Вопрос 4. Специфика уголовно – процессуальных отношений проявляется в том, что…
a. в них не обязательно участвует орган или должностное лицо государства
b. им присущи свобода и автономия воли субъектов при вступлении в правоотношения
c. их возникновение возможно без согласия одной из сторон, а иногда и вопреки ее воле
d. для них обязательно наличие инициативы всех субъектов при вступлении в правоотношения
Ответ: c
Вопрос 5. Уголовно – процессуальный закон это…
a. нормативно – правовой акт субъекта РФ, содержащий нормы уголовно – процессуального права
b. нормативно-правовой акт РФ, регламентирующий процедуру уголовного судопроизводства
c. нормативно – правовой акт местного самоуправления, содержащий нормы уголовно – процессуального права
d. Конституция РФ
Ответ: b
Вопрос 6. Уголовное судопроизводство в Российской Федерации ведется на…
a. русском языке
b. государственном языке РФ
c. языке обвиняемого
d. языке большинства населения муниципального образования
e. языке национальных меньшинств в местах их компактного проживания
Ответ: a
Вопрос 7. Действия следователя могут быть обжалованы…
a. начальнику органа дознания
b. начальнику следственного отдела
c. в суд, прокурору и руководителю следственного органа
d. прокурору
e. руководителю следственного органа
Ответ: c
Вопрос 8. Указать составы суда по действующему законодательству:
a. коллегия из трех мировых судей
b. коллегия из трех федеральных судей и коллегия из двенадцати присяжных заседателей
c. коллегия из трех федеральных судей; мировой судья единолично
d. федеральный судья и два народных заседателя
e. коллегия из двух федеральных судей и коллегия из восьми присяжных заседателей
Ответ: c
Вопрос 9. Формами осуществления судебной власти в уголовном судопроизводстве являются:
a. судебный контроль
b. надзор за деятельностью органов следствия
c. уголовное преследование по делам частного обвинения
d. надзор за деятельностью органов дознания
e. исполнение наказания
Ответ: a
Вопрос 10. Международные договоры на территории Российской Федерации…
a. действуют наряду с внутригосударственными актами РФ, принятыми во исполнение международного договора
b. непосредственно не действуют
c. не действуют, даже при отсутствии какого-либо внутригосударственного правового акта
d. действуют непосредственно, если не противоречат законам РФ
e. не действуют, если это предусмотрено в договоре
Ответ: a
Вопрос 11. Если обязательность международного договора для Российской Федерации признана ведомственным нормативным актом, то в случае противоречия положений этого договора с…
a. Федеральным конституционным законом, применяются положения международного договора
b. Конституцией РФ, применяются положения международного договора
c. Федеральным законом, применяются положения международного договора
d. Федеральным законом, применяются нормы федерального закона
e. Указом Президента РФ, применяются положения международного договора
Ответ: d
Вопрос 12. Что из перечисленного является стадией уголовного процесса?
a. проверка сообщения о преступлении
b. судебное разбирательство
c. заключение под стражу
d. судебные прения
Ответ: b
Вопрос 13. Суд вправе…
a. задержать лицо по подозрению в совершении преступления
b. продлить срок задержания
c. отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
d. допросить подозреваемого
e. возбудить уголовное дело
Ответ: b
Вопрос 14. Может ли суд возбудить уголовное дело?
a. да, может при установлении в деянии признаков преступления
b. нет, не может ни при каких условиях
c. может по делам частного обвинения
d. может, если в ходе судебного разбирательства выяснится, что подсудимый совершил еще одно преступление либо к преступлению причастно лицо не привлеченное к уголовной ответственности
e. да, может по инициативе участников процесса
Ответ: b
Вопрос 15. При совершении убийства при отягчающих обстоятельствах уголовное дело не может быть рассмотрено…
a. федеральным судьей районного суда
b. коллегией из трех судей краевого суда
c. коллегией из трех судей районного суда
d. мировым судьей единолично
e. судом присяжных заседателей
Ответ: d
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Каким свойством является способность доказательства своим содержанием служить
средством установления обстоятельств, имеющих значение для дела?
Ответ: относимость
Вопрос 2. Классифицировать доказательство: показания свидетеля – очевидца, уличающие
обвиняемого в совершении преступления
Ответ: прямое
Вопрос 3. Будет ли являться доказательством объяснение очевидца преступления данное
им оперативному работнику органа дознания до возбуждения уголовного дела?
Ответ: нет, не будет
Вопрос 4. Протокол допроса свидетеля – это…
Ответ: процессуальная форма закрепления показаний свидетеля
Вопрос 5. Каким доказательством будет являться видеопленка с изображением совершаемого преступления?
Ответ: вещественным доказательством
Вопрос 6. Каким источником доказательств является справка о судимости?
Ответ: иной документ
Вопрос 7. Показания получает следователь при проведении какого следственного действия?
Ответ: допроса
Вопрос 8. Доказывание – это …
Ответ: собирание, проверка, оценка доказательств
Вопрос 9. В процессе доказывания запрещается использовать…
Ответ: результаты оперативно – розыскной деятельности
Вопрос 10. Подозреваемый должен быть допрошен…
Ответ: в течение 24 часов с момента задержания
Вопрос 11. Каким свойством является способность доказательства своим содержанием служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для дела?
Ответ: относимость
Вопрос 12. Протокол допроса свидетеля – это…
Ответ: процессуальная форма закрепления показаний свидетеля
Вопрос 13. Каким доказательством будет являться видеопленка с изображением совершаемого преступления?
Ответ: вещественным доказательством
Вопрос 14. Вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до:
Ответ: вступления приговора в законную силу
Вопрос 15. Целями применения мер государственного принуждения в уголовном процессе являются…
Ответ: обеспечение установленного порядка производства по уголовным делам
Вопрос 16. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение…
Ответ: 12 часов
Вопрос 17. Срок уголовно - процессуального задержания исчисляется с момента…
Ответ: фактического задержания
Вопрос 18. На какой срок суд может продлить срок задержания для представления стороной дополнительных доказательств обоснованности либо необоснованности заключения под стражу?
Ответ: 72 часа
Вопрос 19. В отношении несовершеннолетнего обвиняемого, совершившего преступление небольшой тяжести, нельзя избрать в качестве меры пресечения …
Ответ: заключение под стражу
Вопрос 20. Ходатайство следователя о заключении под стражу обвиняемого может быть рассмотрено судом в отсутствии обвиняемого, если
Ответ: обвиняемый находится в международном розыске
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПСК-1.9: способностью к анализу и применению судебной практики и судебной статистики
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Заявление по делам частного обвинения, направляемое мировому судье не должно содержать:
a. описание события преступления, места, времени
b. сумму иска, предъявляемого в порядке гражданского судопроизводства
c. просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству
d. данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности
Ответ: b
Вопрос 2. Обвинение в судебном заседании по уголовным делам частного обвинения поддерживает:
a. государственный обвинитель
b. частный обвинитель
c. дознаватель
d. следователь
Ответ: b
Вопрос 3. Предварительное слушание не проводится:
a. при наличии ходатайства стороны об исключении доказательства
b. для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей
c. при наличии основания для возвращения уголовного дела прокурору
d. для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела в особом порядке принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.
Ответ: d
Вопрос 4. Какое решение при подготовке судебного заседания может быть принято только в предварительном слушании?
a. о передаче дела по подсудности
b. об обеспечении гражданского иска
c. об исключении доказательств
d. о назначении судебного заседания
Ответ: c
Вопрос 5. Суд вправе…
a. задержать лицо по подозрению в совершении преступления
b. продлить срок задержания
c. отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
d. допросить подозреваемого
e. возбудить уголовное дело
Ответ: b
Вопрос 6. Какие действия могут быть проведены на предварительном слушании?
a. обыск
b. выемка
c. освидетельствование
d. допрос
Ответ: d
Вопрос 7. Приговор мирового судьи, не вступивший в законную силу, может быть обжалован в порядке …
a. апелляции
b. кассации
c. надзора
d. по новым и вновь открывшимся обстоятельствам
Ответ: a
Вопрос 8. Судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из восьми присяжных заседателей, может рассматривать уголовные дело только при:
a. заявленном ходатайстве обвиняемого о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе
b. согласия потерпевшего с данным составом суда
c. согласия прокурора с данным составом суда
d. заявленном ходатайстве защитника о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе
Ответ: a
Вопрос 9. Какой стадией уголовного процесса является предварительное слушание дела?
a. стадией суда присяжных
b. стадией предварительного расследования
c. стадией назначения судебного заседания
d. стадией судебного разбирательства
Ответ: c
Вопрос 10. Обвиняемый ходатайствует о вынесении приговора без судебного разбирательства, но при этом он считает себя невиновным. Какое решение примет суд?
a. проведет дополнительное предварительное слушание
b. удовлетворит ходатайство, если с ним согласны государственный обвинитель, потерпевший и защитник
c. примет решение о назначении судебного разбирательства в общем порядке
d. удовлетворит ходатайство, но при этом может постановить как обвинительный, так и оправдательный приговор
Ответ: c
Вопрос 11. При рассмотрении ходатайства об исключении доказательства, заявленного стороной защиты на том основании, что доказательство было получено с нарушением требований УПК РФ, бремя опровержения доводов, представленных стороной защиты, лежит на:
a. стороне, заявившей ходатайство
b. следователе
c. руководителе следственного органа
d. прокуроре
Ответ: d
Вопрос 12. После вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания рассмотрение дела, по общему правилу, должно быть начато:
a. не позднее 10 суток
b. не позднее 14 суток
c. не позднее 7 суток
d. срок не установлен
Ответ: b
Вопрос 13. Судья, по поступившему в суд уголовному делу принимает решение о …
a. прекращении уголовного дела
b. назначении предварительного слушания
c. возвращении уголовного дела прокурору
d. рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей
Ответ: b
Вопрос 14. Решение по поступившему в суд делу в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, должно быть принято не позднее … суток.
a. десяти
b. четырнадцати
c. двадцати
d. тридцати
Ответ: b
Вопрос 15.Судья по поступившему в суд уголовному делу в первую очередь должен выяснить …
a. подсудно ли дело данному суду
b. кем проведено предварительное расследование
c. вручена ли обвиняемому копия обвинительного заключения
d. кто подлежит вызову в судебное заседание
Ответ: a
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Апелляционные жалоба, представление на приговор или иное решение суда первой инстанции могут быть поданы в течение...
Ответ: 15 суток
Вопрос 2. Кассационные жалоба, представление, подлежащие рассмотрению в порядке, предусмотренном ст.401.7 и 401.8 УПК РФ, могут быть поданы в течение...
Ответ: шести месяцев со дня вступления в законную силу приговора или иного итогового судебного решения
Вопрос 3. Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато в апелляционном суде общей юрисдикции, апелляционном военном суде и в Верховном Суде Российской Федерации не позднее ..
Ответ: 45 суток со дня поступления его в суд апелляционной инстанции.
Вопрос 4. О месте, дате и времени судебного заседания апелляционной инстанции стороны должны быть извещены не менее чем...
Ответ: за 7 суток до его начала
Вопрос 5. В качестве какой инстанции верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа могут рассматривать дела ..
Ответ: первой и апелляционной инстанции
Вопрос 6. Приговор мирового судьи, не вступивший в законную силу, может быть обжалован в порядке …
Ответ: апелляции
Вопрос 7. Вправе ли суд, разрешая конкретное уголовное дело, применить непосредственно Конституцию РФ?
Ответ: вправе, когда закрепленные нормой Конституции РФ положения не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия соответствующего федерального закона
Вопрос 8. Доказывание – это …
Ответ: собирание, проверка, оценка доказательств
Вопрос 9. В процессе доказывания запрещается использовать…
Ответ: результаты оперативно – розыскной деятельности
Вопрос 10. Бремя доказывания виновности лежит на…
Ответ: государственном обвинителе
Вопрос 11. Какие показания потерпевшего нельзя использоваться в качестве доказательства:
Ответ: показания, основанные на предположениях, слухах, догадках
Вопрос 12. Может ли защитник доказательство признать недопустимым :
Ответ: не может
Вопрос 13. Показания свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, являются:
Ответ: недопустимым доказательством
Вопрос 14. Каким видом доказательств являются сведения, известные свидетелю с чужих слов
Ответ: производным доказательством
Вопрос 15. Какое решение следователя придает предмету значение вещественного доказательства
Ответ: постановление о приобщении к делу в качестве вещественного доказательства
Вопрос 16. К каким источникам доказательств относится паспорт
Ответ: иные документы
Вопрос 17. Подозреваемый должен быть допрошен…
Ответ: в течение 24 часов с момента задержания
Вопрос 18. Каким свойством является способность доказательства своим содержанием служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для дела?
Ответ: относимость
Вопрос 19. Вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до:
Ответ: вступления приговора в законную силу
Вопрос 20. На какой срок суд может продлить срок задержания для представления стороной дополнительных доказательств обоснованности либо необоснованности заключения под стражу?
Ответ: 72 часа
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: вопрос теоретического характера и вопрос практико-ориентированного характера.
Примерный перечень вопросов теоретического характера к зачету
1. Адвокатская деятельность, как гарант права на получение квалифицированной юридической помощи;
2. Адвокат: понятие, порядок получения статуса;
3. Основание и порядок приостановления статуса адвоката;
4. Основание и порядок прекращения статуса адвоката;
5. Адвокатская деятельность: понятие, цель, признаки.
6. Превентивная функция адвокатской деятельности.
7. Восстановительная функция адвокатской деятельности.
8. Охранительная функция адвокатской деятельности.
9. Дисциплинарная функция адвокатской деятельности.
10. Источники адвокатской деятельности.
Примерный перечень вопросов практико-ориентированного характера к зачету
1. Обжалование адвокатом решений дознавателя, следователя, прокурора и суда.
2. Заявление адвокатом ходатайств, возражений и отводов по уголовному делу.
3. Свидание адвоката с подзащитным. Содержание беседы.
4. Сбор адвокатом материала, характеризующего личность подзащитного и доверителя.
5. Участие адвоката в ознакомлении с материалами дела. Значение и содержание адвокатского досье.
6. Действия адвоката после направления дела в суд.
7. Участие адвоката в стадии назначения судебного заседания.
8. Участие адвоката в стадии судебного разбирательства.
9. Содержание защитительной речи адвоката.
10. Участие адвоката в суде второй инстанции (апелляционной и кассационной).
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Томин В.Т., Марфицин П.Г., Зинченко И.А. Уголовный процесс. Проблемные лекции. : Учебник для магистров. М.: Юрайт., 2015 biblio-online.ru
Л1.2 ; отв. ред. В. В. Ершов, Г. И. Загорский, В. И. Качалов. Суд и правоохранительные органы Российской Федерации в 2 ч. Часть 1[Электронный ресурс] : : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2023 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Т. Томин [и др.] ; под ред. В. Т. Томина, И. А. Зинченко Уголовный процесс современной России. Проблемные лекции в 2 т. Том 1. Общие положения уголовного судопроизводства [Электронный ресурс: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/ugolovnyy-process-sovremennoy-rossii-problemnye-lekcii-v-2-t-tom-1-obschie-polozheniya-ugolovnogo-sudoproizvodstva-421351
Л2.2 В. Т. Томин [и др.] ; под ред. В. Т. Томина, И. А. Зинченко Уголовный процесс современной России. Проблемные лекции в 2 т. Том 2. Досудебное и судебное производство [Электронный ресурс]:: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс "Цифровой университет" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
211С лаборатория трасологических исследований – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson модель EB-X14 - 1 единица; монитор: марка ACER модель V233H - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 3 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 4 шт.; прибор для обнаружения и фиксации пылевых следов обуви «ПОС-Т1» - 1 шт.; комплект для выявления следов рук парами йода – 1 шт.; комплект «№2» для выявления следов рук на месте происшествии и дактилоскопированию живых лиц – 32 шт.; лотки с песком для изъятия следов обуви – 2 шт.; плеер LG; экран LIMIEN – 1 шт.; документ-камера AVerMedia – 2 шт. ; МФУ (принтер) HP LaserJet – 1 шт.; верстак – 1 шт.; тиски – 1 шт.; точило -1 шт.; сверлильная установка – 1 шт.; дрель – 1 шт.; лобзик – 1 шт.; пылесос – 1 шт.; штангенциркуль - 16 шт.; комплект для оттисков подошв обуви – 2 шт.; комплект для объемных следов – 1 шт.; комплект химреактивов - 3 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.; съемный стенд – 17 шт.; система звукоусиления - Aver-Vision CP-300
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Судебная адвокатура" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.