МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.06.01. Юриспруденция
НаправленностьКонституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право; Криминалистика, судебно-экспертная деятельность, оперативно-розыскная деятельность; Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве; Уголовный процесс; Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право; Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz40_06_01_Юриспруденция-2021,2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 119
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
диф. зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4 8 8
Практические 2 2 2 2 4 4
Сам. работа 62 62 57 57 119 119
Часы на контроль 4 4 9 9 13 13
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Насыров Р.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 г. № 1538)

составлена на основании учебного плана:
40.06.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучаемых комплекса знаний и компетенций, необходимых для осуществления научно-исследовательской работы в области теории и истории права и государства, истории правовых учений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию комплексного процесса научного исследования, вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний с опорой на современные подходы, презентовать результаты научного исследования в виде публикаций и продвигать научные достижения в профессиональной деятельности
ПК-3 способность демонстрировать системное понимание в изучении права, мастерство в части умений и методов, используемых в области права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-4: иностранную юридическую терминологию;
ПК-11:основы и особенности научно-исследовательской работы в области права
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-4: переводить иностранную юридическую терминологию;
ПК-11: Определять актуальность научного исследования, его объект и предмет, методологию, теоретическую и эмпирическую базу, стадии.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-4: перевода иностранной юридической терминологии;
ПК-11:Иметь навыки проведения научного исследования правовых явлений, опредления актуальности научного исследования, его объекта и предмета, методологии,теоретической и эмпирической базы, стадий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика науки.
1.1. Понятие науки Лекции 1 4
1.2. Общая характеристика науки. Практические 1 2 Л1.1, Л1.4, Л2.3
1.3. Общая характеристика науки. Сам. работа 1 21 Л1.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 2. Общая характеристика научного исследования.
2.1. Общая характеристика научного исследования. Практические 1 0 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Общая характеристика научного исследования. Сам. работа 1 13 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
Раздел 3. Психология науки.
3.1. Психология науки. Сам. работа 1 8 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 4. Методология научного исследования.
4.1. Методология научного исследования. Практические 1 0 Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.2. Психология науки. Практические 1 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.3. Методология научного исследования. Сам. работа 1 20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 5. Этапы научной деятельности.
5.1. Этапы научной деятельности. Лекции 2 4
5.2. Этапы научной деятельности. Практические 2 2 Л1.1, Л2.3
5.3. Этапы научной деятельности. Сам. работа 2 16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 6. Источники информации.
6.1. Источники информации. Практические 2 0 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
6.2. Источники информации. Сам. работа 2 36 Л2.1, Л1.1, Л2.3
Раздел 7. Требования к диссертации.
7.1. Требования к диссертации. Практические 2 0 Л1.1, Л2.3
7.2. Требования к диссертации. Сам. работа 2 5 Л2.1, Л1.1, Л2.3
Раздел 8. Представление результатов.
8.1. Представление результатов. Практические 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.3
8.2. Представление результатов. Сам. работа 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Понятие методологии научного исследования.
2. Понятие и виды основных методов научного познания.
3. Понятие и содержание основных законов логики, используемых в научном исследовании.
4. Основания классификации методов научного познания.
5. Критерии выбора метода научного познания при подготовке письменной работы.
6. Роль методов научного познания в раскрытии темы письменной работы.
7. Взаимосвязь законов логики и качества научного исследования.
8. Понятие и виды теоретических источников научного исследования.
9. Нормативно-правовая база исследования.
10. Эмпирическая база научного исследования.
11. Понятие научной новизны исследования, критерии ее определения и оценки.
12. Основные требования к источникам, используемым при проведении научного исследования.
13. Способы проверки подлинности и точности сведений, содержащихся в источниках.
14. Понятие и содержание основ организации научного исследования.
15. Новые информационные технологии и их роль в научном исследовании.
16. Влияние организации исследовательской работы на эффективность проведенного научного исследования.
17. Способы организации научного исследования.
18. Общее и особенное в организации подготовки магистерской диссертации и иной предусмотренной учебным планом письменной работы.
19. Новые информационные технологии и качество научного исследования.
20. Понятие, цели и способы структурирования научного исследования.
21. Стиль магистерской диссертации, иной письменной работы. Признаки научного (академического) стиля изложения содержания научного исследования.
22. Влияние структуры научного исследования на последовательность и полноту раскрытия темы работы.
23. Роль приложений к магистерской диссертации, иной письменной работе в повышении качества проведенного исследования.
24.Особенности научного (академического) стиля.
25. Составление рабочего плана и календарного графика работы над научным исследованием.
26. Подготовка перечня (картотеки) проведенных и близких по тематике диссертационных исследований, необходимой научной литературы по теме исследования, нормативных правовых источников, справочных, статистических, архивных материалов, материалов практики работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных источников по теме.
27. Уяснение очередности и логической последовательности намеченных работ.
28. Этапы изучения научных материалов.
30. Методика изложения научного материала.
31. Формально-логический способ изложения материала исследования.
32. Языково-стилистическая культура научного исследования.
33. Грамматические, синтаксические и стилистические особенности текста научной работы.
34. Требования к оформлению научного аппарата, библиографии исследования.
35. Общее оформление выполненной научной работы
36. Место и роль научных исследований в изучении теоретико-исторических дисциплин.
37. Значение научных исследований в обогащении теории юридической науки.
38. Актуальность научного исследования: проблемы соединения теории и практики.
39. Понятие объекта и предмета научного исследования. Цель и задачи научного исследования.
40. Метод научного исследования.
41. Методология научного исследования в публичном праве.
42. Теоретические и эмпирические источники научного исследования.
43. Понятие новизны научного исследования.
44. Основные формы организации научного исследования.
45. Структура научного исследования.
46. Основные способы раскрытия темы исследования.
47. Стиль научного исследования.
48. Авторские предложения и рекомендации в рамках научного исследования.
49. Научный аппарат и оформление научного исследования.
50. Аргументированность положений научного исследования
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика магистерских диссертаций
1. Основные типы правопонимания: сравнительная характеристика.
2. Эффективность правового регулирования: общие и специальные критерии.
3. Юридические и нравственные пределы толкования норм права.
4. Факторы воспитания правосознания.
5. Юридические процедуры: понятие, классификация.
6. Механизм преемственности в праве.
7. Толкование принципов права.
8. Механизм самоорганизации правовой системы общества.
9. Псевдоценности в юриспруденции: понятие, виды.
10. Правосознание как духовная основа правовой системы общества.
11. Религиозно-нравственные основания российского права.
12. Правовое моделирование как научный метод.
13. Мотивация правомерного поведения.
14. Нетипичные формы современных государств.
15. Охранительная правовая доктрина России.
16. Эволюция предмета правового регулирования в современных условиях.
17. Динамика и преемственность в праве.
18. Право и корпоративные нормы.
19. Церковное право в романо-германской правовой семье.
20. Политико-правовые взгляды Русской православной церкви.
21. Государственное устройство и суверенитет в современном мире.
22. Решения Европейского Суда по правам человека в системе источников (форм) права Российской Федерации.
23. Региональное правотворчество: состояния, проблемы, перспективы.
24. Муниципальное правотворчество: состояние, проблемы, перспективы.
25. Правопонимание в советской юридической науке.
26. Система источников современного российского права.
27. Понятие коллизионного права. Понятие и виды коллизионных норм.
28. Действие норм права во времени: теоретические проблемы.
29. Общая, специальная и исключительная нормы права.
30. Соотношение нормативно-правовых актов по юридической силе.
31. Грамматическое толкование норм права.
32. Системное толкование норм права.
33. Аутентическое толкование норм права.
34. Волостной суд в России XIX в.
35. Ценности крестьянского общинного правосознания.
36. Крестьянская община как основа российской государственности.
37. Сущность права.
38. Фикция в праве.
39. Правовые презумпции.
40. Аксиомы права.
41. Правовой анклав.
42. Злоупотребление правом.
43. Правовая психология.
44. Правовое воспитание.
45. Синтетическая теория права.
46. Судебная практика как источник права.
47. Проблема нормы и патологии в юриспруденции.
48. Пределы толкования в праве.
49. Заимствование в праве: механизм, пределы и основания.
50. Категория вреда в правовой сфере: история и теория вопроса.
51. Презумпция беспредельности права: теоретическое обоснование.
52. Общая теория юридической квалификации.
53. Нетрадиционные виды юридической ответственности: вопросы теории
54. Философия права Н.Н. Алексеева.
55. Философские и социальные основания юридической ответственности.
56. Состав правонарушения: теоретическая характеристика элементов и признаков.
57. Общественная опасность правонарушения: вопросы теории.
58. Проблемы становления института судебных приставов в России.
59. История оборота оружия в России.
60. Правовое регулирование оборота наркотических средств.
61. История становления института губернаторства в России.
62. История правового регулирования предпринимательства в России.
63. Конфуцианство и легизм в истории Китая.
64. Военные диктатуры в Риме.
65. Борьба плебеев и патрициев в Риме.
66. Декларация прав человека и гражданина 1789 года.
67. Конституция США 1787 года.
68. И. Кант о праве и государстве.
69. Протекторат О. Кромвеля.
70. Якобинская диктатура.
71. Конституционные акты Великобритании.
72. Рецепция римского права.
73. Методология юридической науки: новые подходы.
74. Юриспруденция в системе социальных наук: отграничение и взаимосвязь.
75. Принцип цивилизационного многообразия в истории права и юридической науки.
76. Римская юриспруденция: возникновение, этапы становления, стиль мышления.
77. Рецепция римского права: понятие и значение.
78. Доктрина как источник мусульманского права.
79. Понятие права в западной юридической науке в XVII-XX вв.: эволюция парадигм.
80. Зарождение и этапы становления юридической науки в России.
81. Проблемы самоидентификации российской правовой культуры.
82. Юридическая наука в условиях постмодерна.
83. Нетрадиционные подходы к праву.
84. Философские проблемы правотворчества.
85. Философские проблемы русской истории права.
86. Взаимодействие права и нравственности.
87. Дореволюционное учение о праве.
88. Церковь и государство: характер взаимодействия.
89. Обычай как источник права.
90. Генезис обычного права.
91. Обычное право коренных малочисленных народов.
92. Обычное право сибирского казачества.
93. Нравственные основания юридической ответственности.
94. Нравственные основания деятельности судьи.
95. Нравственные основания деятельности прокурора.
96. Нравственные основания деятельности следователя.
97. Нравственные основания деятельности адвоката.
98. Правовое регулирование кризисов.
99. Правовое регулирование чрезвычайных ситуаций.
100. Учение И.А. Ильина о правоотношении.
101. Учение Л.И. Петражицкого о правоотношении.
102. Учение Л.И. Петражицкого о юридической ответственности.
103. Учение П.И. Новгородцева об общественном идеале.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.: Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие М.: Дашков и Ко, 2019 biblioclub.ru
Л1.2 Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие Изд-во «Дашков и К» // ЭБС «Лань», 2017., 2019 biblioclub.ru
Л1.3 И.В. Демидов; под ред. Б.И. Каверин Логика: учебник М.: Дашков и Ко// ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014
Л1.4 Новиков А.М. Методология научного исследования : Либроком, 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. В. Ушаков Введение в философию и методологию науки: учебник М.: Экзамен, 2005
Л2.2 Кожухар В.М. Основы научных исследований: М.: Изд-во «Дашков и К» // ЭБС «Лань», 2012., 2012
Л2.3 Кожухар В.М. Основы научных исследований: ЭБС «Университетская библиотека online», 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов: Совет Федерации www.council.gov.ru www.council.gov.ru
Э2 Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
100С центр деловых игр – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места (модульные столы 8 шт.); телевизор LG; диван; пуфик – 2 шт., журнальный столик – 1 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с нормативными правовыми актами, юридической практикой, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки научной и правовой информации, применению полученных знаний в процессе проведения научных исследований в сфере т права.
Наиболее эффективный алгоритм работы с правовыми системами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.