МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика личных решений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_Журналистика_УЖ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р эконом.наук, Проф., Шваков Е.Е.

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, Доц., Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Экономика личных решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.07.2022 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шваков Евгений Евгеньевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.07.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Шваков Евгений Евгеньевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование знаний по осуществлению экономических расчетов, необходимых при принятии личных экономических решений с которыми сталкивается человек в своей повседневной жизнедеятельности, а также умений и навыков их осуществления. Каждая тема курса предполагает приобретение знаний, а также обучение принятию решений в конкретных жизненных ситуациях, возникающих:
- при формировании общих доходов и доходов тех, с кем в настоящее время проживаете и ведете совместное хозяйство;
- при планировании личных расходов;
-при потребительском кредитовании;
- при жилищном ипотечной кредитовании;
- при налогообложении личных доходов и имущества;
- при личном участии в инвестиционной деятельности;
- при вступлении в страховые отношения;
- при организации личного дела и др..
освоение дисциплины призвано обеспечить формирование слудующих комптенций:
УК–1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (направления подготовки бакалавриата)
УК–1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (направления подготовки специалитета)
УК–3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК–5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (направления подготовки бакалавриата)
УК–5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (направления подготовки специалитета)
УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности (УК-9 для отдельных образовательных программ)

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи.
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
УК-9Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-9.1 Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения экономических агентов; основные виды финансовых институтов и финансовых инструментов, основы функционирования финансовых рынков; ресурсные ограничения экономического развития, источники повышения производительности труда, особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ и роль государства в их обеспечении
УК-9.2 Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере личных финансов; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для личных финансов; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием
УК-9.3 Владеет методами личного финансового планирования, оценки будущих доходов и расходов, сравнение условий различных финансовых продуктов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-3.1. Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
УК-9.1. Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений,
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-3.2. Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи.
УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
УК-9.2. Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-3.3. Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками.
УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.
УК-9.3. Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Личные решения в экономической сфере
1.1. Решения в системе отношений современного домашнего хозяйства. Практические 2 1 Л1.1, Л2.3
1.2. Решения в системе отношений современного домашнего хозяйства. Сам. работа 2 3 Л1.1, Л2.3
1.3. Решения при планирование экономики домашнего хозяйства и формировании его доходов и расходов. Практические 2 1 Л1.1, Л2.3
1.4. Решения при планирование экономики домашнего хозяйства и формировании его доходов и расходов. Сам. работа 2 5 Л1.1, Л2.3
1.5. Решения при формировании личных доходов и их налогообложения. Практические 2 0 Л1.1, Л2.3
1.6. Решения при формировании личных доходов и их налогообложения. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.3
1.7. Решения в системе «личные расходы - источники их обеспечения». Практические 2 0 Л1.1, Л2.3
1.8. Решения в системе «личные расходы - источники их обеспечения». Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.3
1.9. Решения в системе потребительского кредитования. Практические 2 0 Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.10. Решения в системе потребительского кредитования. Сам. работа 2 3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.11. Решения в системе жилищного ипотечного кредитования. Формы и механизмы оптимизации платежей по ипотечному кредиту. Практические 2 0 Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.12. Решения в системе жилищного ипотечного кредитования. Формы и механизмы оптимизации платежей по ипотечному кредиту. Сам. работа 2 3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.13. Решения в системе налогообложения физических лиц. Механизмы оптимизации налоговых платежей. Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.14. Решения в системе налогообложения физических лиц. Механизмы оптимизации налоговых платежей. Сам. работа 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.15. Решения по осуществлению сбережений и личных инвестиций. Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.16. Решения по осуществлению сбережений и личных инвестиций. Сам. работа 2 6 Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.17. Решения по страхованию личных рисков, как инструменте их нивелирования. Практические 2 0 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.18. Решения по страхованию личных рисков, как инструменте их нивелирования. Сам. работа 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.19. Решения по организации предпринимательской деятельности. Практические 2 0 Л1.1, Л2.3
1.20. Решения по организации предпринимательской деятельности. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Разработка личного экономического проекта (решения)
2.1. Идея проекта (решения) и механизм его воплощения в системе личных экономических решений Практические 2 0 Л1.1, Л2.3
2.2. Идея проекта (решения) и механизм его воплощения в системе личных экономических решений Сам. работа 2 16 Л1.1, Л2.3
2.3. Презентация личных экономических проектов (решений) Практические 2 2 Л1.1, Л2.3
2.4. Презентация личных экономических проектов (решений) Сам. работа 2 42 Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Промежуточная аттестация проводится в форме тистирования. Тест – это краткое задание с вариантами ответов. Тестирование является обязательным элементом и заключительной формой проведения промежуточной итоговой аттестации по курсу. Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы Moodle. Тест содержит 20 вопросов, отбираемых в случайном порядке из общей базы вопросов по курсу. На каждое тестовое задание отводится до 1 минуты. Тестовое задание может иметь один или более правильных ответов. В последнем случае после формулировки вопроса приводится количество позиций, которые нужно отметить для получения правильного ответа на вопрос. За каждый правильный ответ закрытого типа дается 1 балл. Для получения зачета по курсу необходимо ответить на 50% вопросов теста и более.
Пример оценочного средства:
Пример типового задания 1. В РФ порог индексации определен на уровне:
а) 2%;
б) 5%;
в) 6%;
г) 10%.
Пример типового задания 2. В рамках социального партнерства на уровне субъекта РФ заключаются:
а) профессиональное соглашение;
б) генеральное соглашение;
в) отраслевое соглашение;
г) коллективное соглашение.
Пример типового задания 3. Какой метод индексации доходов установлен законодательством РФ?
а) метод скользящей шкалы;
б) метод периодической индексации;
в) метод пограничной величины;
г) метод дифференцированной индексации.
Пример типового задания 4. Пособие по временной нетрудоспособности относится к пособиям в сфере
а) занятости;
б) пенсионного обеспечения;
в) социального страхования;
г) медицинского страхования.
Пример типового задания 5. Молодая семья берет кредит в банке для приобретения мебели. Какая форма кредита реализуется в описанных кредитных отношениях?
а. банковский;
б. ипотечный;
в. государственный;
г. потребительский.
Пример типового задания 6. В каком случаях возникают отношения потребительского кредита? (2 позиции)
а. кредит частному предпринимателю для организации производства;
б. кредит под залог квартиры;
в. кредит предприятия своему работнику для приобретения товаров собственного производства;
г. кредит банка частному лицу для приобретения квартиры.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Пример оценочного средства:
Пример типового задания 1. Опишите состав вашего домашнего хозяйства. Какую роль в его функционировании играет государство? Дайте характеристику вашей роли в функционировании домохозяйства.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования. Тестирование осуществляется с помощью автоматизированной программы Moodle. Тест содержит 20 вопросов, отбираемых в случайном порядке из общей базы вопросов по курсу. На каждое тестовое задание отводится до 1 минуты. Тестовое задание может иметь один или более правильных ответов. В последнем случае после формулировки вопроса приводится количество позиций, которые нужно отметить для получения правильного ответа на вопрос. За каждый правильный ответ закрытого типа дается 1 балл. Для получения зачета по курсу необходимо ответить на 50% вопросов теста и более.
Пример оценочного средства:
Пример типового задания 1. В РФ порог индексации определен на уровне:
а) 2%;
б) 5%;
в) 6%;
г) 10%.
Пример типового задания 2. В рамках социального партнерства на уровне субъекта РФ заключаются:
а) профессиональное соглашение;
б) генеральное соглашение;
в) отраслевое соглашение;
г) коллективное соглашение.
Пример типового задания 3. Какой метод индексации доходов установлен законодательством РФ?
а) метод скользящей шкалы;
б) метод периодической индексации;
в) метод пограничной величины;
г) метод дифференцированной индексации.
Пример типового задания 4. Пособие по временной нетрудоспособности относится к пособиям в сфере
а) занятости;
б) пенсионного обеспечения;
в) социального страхования;
г) медицинского страхования.
Пример типового задания 5. Молодая семья берет кредит в банке для приобретения мебели. Какая форма кредита реализуется в описанных кредитных отношениях?
а. банковский;
б. ипотечный;
в. государственный;
г. потребительский.
Пример типового задания 6. В каком случаях возникают отношения потребительского кредита? (2 позиции)
а. кредит частному предпринимателю для организации производства;
б. кредит под залог квартиры;
в. кредит предприятия своему работнику для приобретения товаров собственного производства;
г. кредит банка частному лицу для приобретения квартиры.

Критерии оценивания тестирования:
1. Полнота выполнения тестовых заданий
2. Своевременность выполнения
3. Правильность ответов на вопросы
4. Самостоятельность тестирования
5. Умение пользоваться полученными знаниями
Оценка «зачтено» выставляется, если:
- студентом понимаются используемые при составлении тестового вопроса термины, их взаимосвязи и взаимообусловленность, правильно выполнено 85 -100 % заданий предложенного теста (повышенный уровень);
- студентом в основном понимаются используемые при составлении тестового вопроса термины, их взаимосвязи и взаимообусловленность, правильно выполнено 50-84% заданий предложенного теста (базовый уровень).
Оценка «не зачтено» выставляется, если студентом не понимаются используемые при составлении тестового вопроса термины, их взаимосвязи и взаимообусловленность. Правильно выполнено менее 50 % заданий предложенного теста (уровень не сформирован).


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Корнейчук Б.В. Микроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Н.Г. Ивановой. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Гончаренко Л.И. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Мазаева М.В. СТРАХОВАНИЕ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Кумбашева, Ю. А. Человек в современном мире : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83373
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экономика личных решений portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины магистрантами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Самостоятельная работа предусматривает подготовку к практическим занятиям и выполнение заданий. Самостоятельная работа призвана закрепить полученные на практических занятиях учения и навыки. Поэтому по каждой теме необходимы выполнить НЕ МЕНЕЕ одного задания.
Самостоятельная работа предполагает также разработку личного решения по одной из Ваших личных жизненных ситуаций. В качестве такой ситуации может выступать:
- получение налогового вычета;
- личное или имущественное страхование;
- выбор кредитной организации для получения потребительского кредита;
- разработка инициативного проекта с целью получения гранта (в том числе коллективного);
- вложение личных сбережений и т. д.
Перечень разрабатываемых личных решений (проекта) открыт. Решение о разработке того или иного личного решения (проекта) принимаете Вы. Отдельные проекты могут носить коллективный характер и выполняется командой (несколькими студентами). Однако, в рамках практических занятий Вы презентую свою идею личного решения и совместно с преподавателем определяете формат дальнейшей работы над ним. После его проработки презентуете свое личное решение. Презентация личного решения является первым элементом аттестации по курсу.
Промежуточная итоговая аттестация по курсу предусматривает разработку и презентацию личного решения (в том числе группового). После чего вы получаете доступ к прохождению итогового тестирования. Итоговый тест содержит 20 вопросов, отобранных случайным образом из банка тестовых вопросов. Вопросы итогового тестирования охватывают основные жизненные ситуации, рассмотренные в рамках курса "Экономика личных решений".