МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аудиовизуальная журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_Журналистика_УЖ-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 145
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 145 145 145 145
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Аудиовизуальная журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.В основе курса лежит междисциплинарный подход к феномену экранной культуры и аудиовизуальных технологий, и его цель – сформировать у студента комплексные представления об онтологии и истории аудиовизуальных искусств, взаимосвязи каждого этапа развития экранных технологий, начиная с появления фотографии и до трансформации традиционных электронных медиа в современные цифровые форматы. По итогам освоения курса студент должен знать константы визуального искусства, опирающиеся на её монтажную природу и «вечные» вопросы экранной режиссуры, зависящие от онтологической природы экранного, знать причины и механизмы жанровых и технологических трансформаций, владеть навыками работы со сложным экранным языком, создавать синопсисы, сценарные заявки и сценарии аудиовизуальных продуктов, понимать драматургические законы их создания и возможности «переупаковки» старых форматов под новые цифровые платформы и новые типы медиапотребления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-1.1 Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа
ПК-1.2 Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему
ПК-1.3 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.4 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.5 Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта
ПК-1.6 Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа
ПК-2Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
ПК-2.1 Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта
ПК-2.2 Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами
ПК-2.3 Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте
ПК-2.4 Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте /медиапродукте
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа.
ПК-1.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации, разграничивает факты и мнения.
ПК-1.5. Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта.

ПК-2.1. Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему.
ПК-1.3. Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников.

ПК-2.2. Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.6. Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа.

ПК-2.3. Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте.
ПК-2.4. Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте/медиапродукте.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экранная культура на пути к искусству: создание киноязыка
1.1. Неомифологизм экранной культуры. Аудиовизуальные артефакты и зарождение визуального искусства: от фотографии к движущейся картинке. Первые опыты синематографа: появление жанров и языка кино Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Проблема границ документального в экранной культуре. Первые режиссёры-документалисты. Феномен визуальной антропологии Роберта Флаэрти Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. От хроники к искусству: открытия советского киноавангарда. Дзига Вертов как первый тележурналист: манифесты и монтажная революция «Киноков», принцип «Киноправды Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Дзига Вертов и Роберт Флаэрти как два типа документализма и антиэстетическая школа Джона Грирсона Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Проблема соотношения репортажного и художественного начал в документалистике, манипулятивные возможности монтажа: эксперименты Льва Кулешова и феномен Лени Рифеншталь. Идеология военной хроники Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Открытие телевидения. Первые телевизионные опыты в Европе, Америке и СССР. Телевидение как канал распространения массовой культуры: примат развлекательного начала и информационная составляющая Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Трансформация рынка электронных медиа в условиях дигитализации. Последствия цифровизации телевидения Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Медиаизмерения как валюта рекламного рынка аудиовизуальных СМИ. Правовой и технологический аспект системы медиаизмерений в России. Методика Mediascope: что такое пиплметры, прайм, чем рейтинг отличается от доли, проблема выборки. Медиаизмерения нелинейного медиапотребления Сам. работа 2 19 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Техническая база современных аудиовизуальных СМИ. Обзор видеотехники и сопутствующего оборудования. Аппаратная эфирного вещания, «рюкзак» универсального репортёра, технические условия «прямых включений». Режиссура павильонной съёмки Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Этапы экранного производства: pre-production, production и post-production. Организация процесса телепроизводства: специфика горизонтальных и вертикальных структур служб информационного вещания, «бригадный» тип эфирного производства Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Аудиовизуальный продукт: синтез творческих и технологических правил. Принцип волновой зрительской рецепции. Правила программирования эфирной драматургии и типы вёрстки информационных выпусков Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Техническое задание с примерной сметой расходов для оснащения всем необходимым оборудованием Сам. работа 2 36 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Главные открытия в области жанровых форм экранного документа: от очерка до web-documentary
2.1. Идеологические и технологические факторы «взрыва документализма» в эпоху 1960-х гг.. Возвращение вертовских принципов в движениях «Cinema Verite» во Франции и «Direct Cinema» в США как ответ на унификацию телевизионных форматов Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Отечественные поиски в области документального экрана 1960-х гг.: появление теледокументалистики, тренд репортажного и скрытого методов съёмки. Новая визуальная антропология П.Когана, В.Ротенберга, В.Лисаковича и С.Зеликина. Оформление жанровой структуры документального экрана и телевизионного эфира Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Новые жанры и методы. Экранная эссеистика Криса Маркера и открытие дистанционного монтажа Артавазда Пелешяна. Трансформация документальных методов. Жанр докудрамы и метод игровой реконструкции. Жанр мондо как праобраз телевизионной трэш-эстетики Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Феномен мокьюментари и опасные эксперименты с жанром снафф Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Новый «бум документалистики» 1990-2000-х гг.. Манифест «Реального кино». Разрыв экранной культуры по линии массовое-элитарное: разделение на форматное (телевизионное) и неформатное (фестивальное) Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Аудиовизуальные технологии в условиях нового типа медиапотребления и дигитализации рынка СМИ. Нарратив и драматургия цифрового сторителлинга: web-documentary Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Этап pre-production: вектор движения от замысла к воплощению. Тема и идея. Конструкция будущего сюжета: драматургия события, выбор героев, локации. Основные принципы работы с синопсисом и сценарной заявкой Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Этап production. Примат визуального в экранном продукте. Работа в связке оператор-репортёр/автор на этапе междукадрового монтажа. Правила работы с видеорядом и как «подружить» картинку с текстом (рейперная точка, опорные кадры, монтажная фраза, контрапункт, роль лайфов, работа с синхронами и др.) Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Этап post-production. Работа за монтажным столом: технологический аспект. Возможности и ловушки нелинейного монтажа Сам. работа 2 30 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Трансформация технологий и жанровой структуры традиционного телеэкрана под влиянием нового типа медиапотребления. Запрос на «неформат». Виртуализация экранного пространства. Новые технологии монтажа в прямом эфире, дополненная реальность. Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Работа с идеей и драматургией в больших форматах Сам. работа 2 30 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Создание мультимедийной рецензии на документальный фильм Сам. работа 2 30 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7730

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2:
Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа

Тестовые задания открытой формы
1. _________ - это жанр документального кино, в котором предмет отображения всегда является реальным фактом действительности, но создаётся фильм методами игрового кино, методами постановки, инсценировки и реконструкции.
Вставьте пропущенное слово.
ОТВЕТ: докудрама
2. __________ - это жанр кино и телевидения, в котором создаётся иллюзия документальности за счёт особого набора методов, но предмет отражения в таком фильме, как правило, является вымышленным.
Вставьте пропущенное слово.
ОТВЕТ: мокьюментари
3. Назовите мокументальный фильм, запрещённый к показу на британском BBC.
ОТВЕТ: «Военная игра»
4. Какой метод съёмки допустим в документальном кино и тележурналистике?
ОТВЕТ: метод реконструкции факта
5. Какой метод съёмки не допустим в документальном кино и тележурналистике?
ОТВЕТ: инсценировка или постановка
6. На каком этапе экранного производства идёт работа над сценарием?
ОТВЕТ: pre-production
7. На каком этапе экранного производства осуществляется цветокоррекция?
ОТВЕТ: post-production
8. Как называется короткое сообщение в теленовостях?
ОТВЕТ: БЗ (войс, картинка)
9. Как называется анонс материалов выпуска теленовостей?
ОТВЕТ: шпигель
10. Как называется элемент телевизионного сюжета с коротким прямым интервью героя?
ОТВЕТ: синхрон
11. Как называется элемент телевизионного сюжета, представляющий живой видеофрагмент без закадрового текста.
ОТВЕТ: лайф
12. Как называется элемент телевизионного сюжета, представляющий видеофрагмент со звуками неживой природы без закадрового текста.
ОТВЕТ: люфт
13. Как называется элемент телевизионного сюжета с говорящим в кадре текст корреспондентом.
ОТВЕТ: стенд-ап
14. Как называется живой звук видеозаписи?
ОТВЕТ: интершум
15. __________ - это формат телесюжета-стенд-апа (вставьте пропущенное слово).
ОТВЕТ: лайф-ту-тейп
16. __________ - это структурирование выпуска теленовостей, определения порядка сюжетов в выпуске (вставьте пропущенное слово).
ОТВЕТ: вёрстка
17. Какому принципу необходимо подчинять драматургию выпуска теленовостей?
ОТВЕТ: волновой рецепции
18. В проблемном сюжете должно быть представлено минимум ____ точки зрения (вставьте пропущенное слово).
ОТВЕТ: две
19. В каком жанре тележурналистики нет закадрового текста?
ОТВЕТ: no comments
20. Профессионализм, обозначающий запись комментария по телефону.
ОТВЕТ: хрипун

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


Тестовые задания закрытого типа
1. Какой метод вы примените для обеспечения максимально естественного поведения героя в кадре.
А. репортажный
Б. привычная камера
В. субъективная камера
ОТВЕТ: Б
2. Одно из требований к «чистой» документалистике, прописанное манифестами разных движений, это:
А. отсутствие штатива при съёмке
Б. использование скрытой камеры
В. только репортажная съёмка
ОТВЕТ: А
3. Кто установил для документальной съёмки правило «максимум двух снимающих»?
А. Ричард Ликок
Б. Кен Лоуч
В. Эдгар Морен
ОТВЕТ: А
4. Сколько петличек необходимо для записи интервью с одним гостем?
А. 1
Б. 2
В.3
ОТВЕТ: 2
5. На какое место в выпуске теленовостей вы поставите самый скучный сюжет?
А. последнее
Б. третье
В. второе
Г. в середину
ОТВЕТ: В
6. Соотнесите тип крупности плана и его процентное содержание в исходнике.
1) Крупный
2) Средний
3) Общий
4) Деталь
А – 5%
Б – 40-45%
В – 5-10%
Г – 30-35%
ОТВЕТ: 1-Б, 2-Г, 3-В, 4-А
7. Что необходимо точно прописать в синопсисе сюжета?
А. аудиторию
Б. место в вёрстке
В. идея
ОТВЕТ: В
8. Самая массовая группа жанров в теледокументалистике:
А. очерковая
Б. информационная
В. художественно-документальная
ОТВЕТ: Б
9. К какой группе жанров относится мокьюментари?
А. художественно-документальной
Б. эссеистика
В. информационная
ОТВЕТ: А
10. Кто впервые использовал приём вмонтирования игрового персонажа в хроникальные кадры?
А. Вуди Ален
Б. Алексей Федорченко
В. Питер Джексон
ОТВЕТ: А
11. Все этические вопросы необходимо решать за монтажным столом. Кто автор этого правила документалистики?
А. Александр Расторгуев
Б. Виталий Манский
В. Антуан Каттин
ОТВЕТ: Б
12. Для запуска телепроекта необходима:
А. реклама проекта
Б. сценарная заявка
Г. пробная съёмка
ОТВЕТ: Б
13. Прообразом ток-шоу в отечественной практике телевидения стал эпизод фильма:
А. Шинов и другие
Б. Мать
В. Маринино житьё
ОТВЕТ: А
14. ______ - это временной отрезок телепрограммирования. Какое слово пропущено.
А. хронометраж
Б. таймкод
В. слот
ОТВЕТ В
15. Единица измерения телерейтинга –
А. пиплометр
Б. секунда
В. эфирная единица
ОТВЕТ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1:
Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта

Тестовые задания открытой формы
1. Кто и когда сделал первую из сохранившихся фотографий?
ОТВЕТ: Жозеф Несифор Ньепс, 1926
2. Как называется первая из сохранившихся фотографий? На какой выдержке она была сделана?
ОТВЕТ: «Вид из окна», 8 часов
3. Кого называют создателями кино?
ОТВЕТ: братья Люмьер
4. Когда и где состоялся кинопоказ, который считается днём рождения кинематографа?
ОТВЕТ: 28 декабря 1995 г. на бульваре Капуцинок в Париже
5. Назовите первые фильмы братьев Люмьер.
ОТВЕТ: «Выход рабочих с фабрики», «Прибытие поезда», «Политый поливальщик»
6. Когда и где состоялся первый в России кинопоказ?
ОТВЕТ: 4 мая 1996 г, Санкт-Петербург, сад «Аквариум»
7. Кто, когда и по какому поводу произвёл первую в России киносъёмку?
ОТВЕТ: Камилл Серф, 1996 год, коронация Николая II
8. Кто и где впервые в России начал снимать документальные кадры?
ОТВЕТ: Владимир Сашин-Фёдоров, в Москве, в театре Корша
9. Кто считается автором первого российского кинофильма, что это был за фильм и когда состоялся его показ?
ОТВЕТ: Альфред Федецкий, «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков», 30 сентября 1996 г.
10. Назовите автора документального фильма «К 80-летию графа Л.Н.Толстого»?
ОТВЕТ: Александр Дранков
11. Кого называют пионером кинематографа за внедрение в практику кино крупного плана, параллельного монтажа и.т.д.?
ОТВЕТ:Дэвид Уорк Гриффит
12. Кого называют отцом документального кино?
ОТВЕТ: Роберт Флаэрти
13. Назовите первый фильм Роберта Флаэрти.
ОТВЕТ: Нанук с севера
14. Назовите фильм Роберта Флаэрти, запрещённый к показу в США?
ОТВЕТ: Земля
15. Назовите режиссёра, первым чётко разделившего документальный и игровой методы.
ОТВЕТ: Дзига Вертов
16. Назовите главный фильм Дзиги Вертова.
ОТВЕТ: Человек с киноаппаратом
17. Как Дзига Вертов назвал свою группу кинематографистов?
ОТВЕТ: Киноки
18. Первый звуковой фильм Дзиги Вертова?
ОТВЕТ: Симфония Донбасса
19. Название манифеста Вертова, в котором впервые утверждались принципы документального кино.
ОТВЕТ: «Мы»
20. Первый экспериментальный фильм-манифест Вертова.
ОТВЕТ: Киноглаз
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Тестовые задания закрытого типа
1. Какое понятие лежит в основе монтажной теории Дзиги Вертова?
А. темп
Б. ритм
В. интервал
ОТВЕТ: В
2. Какой метод, популярный в тележурналистике, применил Роберт Флаэрти при создании фильма «Нанук с севера»?
А. постановка
Б. репортажная съёмка
В. реконструкция факта
ОТВЕТ: В
3. Соедините фильм и режиссёра.
1) Роберт Флаэрти
2) Дзига Вертов
3) Джон Грирсон
А. Дрифтеры
Б. Человек из Арана
В. Киноглаз
ОТВЕТ: 1 – Б, 2-В, 3 – А
4. Какие методы тележурналистики применяла группа «Киноки» (правильных ответов несколько).
А. привычная камера
Б. инсценировка
В. скрытая камера
Г. репортажная съёмка
ОТВЕТ: А, В, Г.
5. Кто первым ввёл термин документальная кино?
А. Дзига Вертов
Б. Роберт Флаэрти
В. Джон Грирсон
Г. Дэвид Уарк Гриффит
ОТВЕТ: В
6. Кто стал создателем первого отечественного историко-монтажного фильма?
А. Дзига Вертов
Б. Эсфирь Шуб
В. Михаил Ромм
Г. Абрам Роом
ОТВЕТ: Б
7. Кто стал создателем первого фильма-эссе.
А. Михаил Ромм
Б. Крис Маркер
В. Лени Рифеншталь
ОТВЕТ: Б
8. Кто ввёл в теорию кино понятие жанра фильма-эссе?
А. Андре Базен
Б. Джон Грирсон
В. Крис Маркер
ОТВЕТ: А
9. Кто ввёл в отечественную практику жуналистики понятие «теледокументалистика»?
А. Михаил Ромм
Б. Самарий Зеликин
В. Василий Ротенберг
Г. Виктор Лисакович
ОТВЕТ: Б
10. Соедините телефильмы и их режиссёров.
1) Самарий Зеликин
2) Виктор Лисакович
3) Василий Ротенберг
А. Катюша
Б. Нурулла Базетов
В. Шинов и другие
ОТВЕТ: 1-В, 2-А, 3-Б
11. Кто стал создателем жанра шокьюментари?
А. Гуальтиеро Якопетти
Б. Ричард Ликок
В. Жан Руш
ОТВЕТ: А
12. Кто стал создателем жанра докудрамы?
А. Гуальтиеро Якопетти
Б. Кен Лоуч
В. Ричард Ликок
ОТВЕТ: Б
13. Назовите фильм-манифест движения «Синема Верите».
А. Прекрасный май
Б. Письмо из Сибири
В. Хроника одного лета
ОТВЕТ: В
14. Какое направление в документалистике создал Ричард Ликок?
А. Синема Верите
Б. SLON
В. Прямое кино
Г. Новая волна
ОТВЕТ: В
15. Какой фильм стал первой в истории докудрамой?
А. Взлётная полоса
Б. Кати, вернись домой
В.Эдди Сакс из Индианаполиса
ОТВЕТ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.



https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7730

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2:
Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа

Тестовые задания открытой формы
1. _________ - это жанр документального кино, в котором предмет отображения всегда является реальным фактом действительности, но создаётся фильм методами игрового кино, методами постановки, инсценировки и реконструкции.
Вставьте пропущенное слово.
ОТВЕТ: докудрама
2. __________ - это жанр кино и телевидения, в котором создаётся иллюзия документальности за счёт особого набора методов, но предмет отражения в таком фильме, как правило, является вымышленным.
Вставьте пропущенное слово.
ОТВЕТ: мокьюментари
3. Назовите мокументальный фильм, запрещённый к показу на британском BBC.
ОТВЕТ: «Военная игра»
4. Какой метод съёмки допустим в документальном кино и тележурналистике?
ОТВЕТ: метод реконструкции факта
5. Какой метод съёмки не допустим в документальном кино и тележурналистике?
ОТВЕТ: инсценировка или постановка
6. На каком этапе экранного производства идёт работа над сценарием?
ОТВЕТ: pre-production
7. На каком этапе экранного производства осуществляется цветокоррекция?
ОТВЕТ: post-production
8. Как называется короткое сообщение в теленовостях?
ОТВЕТ: БЗ (войс, картинка)
9. Как называется анонс материалов выпуска теленовостей?
ОТВЕТ: шпигель
10. Как называется элемент телевизионного сюжета с коротким прямым интервью героя?
ОТВЕТ: синхрон
11. Как называется элемент телевизионного сюжета, представляющий живой видеофрагмент без закадрового текста.
ОТВЕТ: лайф
12. Как называется элемент телевизионного сюжета, представляющий видеофрагмент со звуками неживой природы без закадрового текста.
ОТВЕТ: люфт
13. Как называется элемент телевизионного сюжета с говорящим в кадре текст корреспондентом.
ОТВЕТ: стенд-ап
14. Как называется живой звук видеозаписи?
ОТВЕТ: интершум
15. __________ - это формат телесюжета-стенд-апа (вставьте пропущенное слово).
ОТВЕТ: лайф-ту-тейп
16. __________ - это структурирование выпуска теленовостей, определения порядка сюжетов в выпуске (вставьте пропущенное слово).
ОТВЕТ: вёрстка
17. Какому принципу необходимо подчинять драматургию выпуска теленовостей?
ОТВЕТ: волновой рецепции
18. В проблемном сюжете должно быть представлено минимум ____ точки зрения (вставьте пропущенное слово).
ОТВЕТ: две
19. В каком жанре тележурналистики нет закадрового текста?
ОТВЕТ: no comments
20. Профессионализм, обозначающий запись комментария по телефону.
ОТВЕТ: хрипун

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


Тестовые задания закрытого типа
1. Какой метод вы примените для обеспечения максимально естественного поведения героя в кадре.
А. репортажный
Б. привычная камера
В. субъективная камера
ОТВЕТ: Б
2. Одно из требований к «чистой» документалистике, прописанное манифестами разных движений, это:
А. отсутствие штатива при съёмке
Б. использование скрытой камеры
В. только репортажная съёмка
ОТВЕТ: А
3. Кто установил для документальной съёмки правило «максимум двух снимающих»?
А. Ричард Ликок
Б. Кен Лоуч
В. Эдгар Морен
ОТВЕТ: А
4. Сколько петличек необходимо для записи интервью с одним гостем?
А. 1
Б. 2
В.3
ОТВЕТ: 2
5. На какое место в выпуске теленовостей вы поставите самый скучный сюжет?
А. последнее
Б. третье
В. второе
Г. в середину
ОТВЕТ: В
6. Соотнесите тип крупности плана и его процентное содержание в исходнике.
1) Крупный
2) Средний
3) Общий
4) Деталь
А – 5%
Б – 40-45%
В – 5-10%
Г – 30-35%
ОТВЕТ: 1-Б, 2-Г, 3-В, 4-А
7. Что необходимо точно прописать в синопсисе сюжета?
А. аудиторию
Б. место в вёрстке
В. идея
ОТВЕТ: В
8. Самая массовая группа жанров в теледокументалистике:
А. очерковая
Б. информационная
В. художественно-документальная
ОТВЕТ: Б
9. К какой группе жанров относится мокьюментари?
А. художественно-документальной
Б. эссеистика
В. информационная
ОТВЕТ: А
10. Кто впервые использовал приём вмонтирования игрового персонажа в хроникальные кадры?
А. Вуди Ален
Б. Алексей Федорченко
В. Питер Джексон
ОТВЕТ: А
11. Все этические вопросы необходимо решать за монтажным столом. Кто автор этого правила документалистики?
А. Александр Расторгуев
Б. Виталий Манский
В. Антуан Каттин
ОТВЕТ: Б
12. Для запуска телепроекта необходима:
А. реклама проекта
Б. сценарная заявка
Г. пробная съёмка
ОТВЕТ: Б
13. Прообразом ток-шоу в отечественной практике телевидения стал эпизод фильма:
А. Шинов и другие
Б. Мать
В. Маринино житьё
ОТВЕТ: А
14. ______ - это временной отрезок телепрограммирования. Какое слово пропущено.
А. хронометраж
Б. таймкод
В. слот
ОТВЕТ В
15. Единица измерения телерейтинга –
А. пиплометр
Б. секунда
В. эфирная единица
ОТВЕТ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1:
Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта

Тестовые задания открытой формы
1. Кто и когда сделал первую из сохранившихся фотографий?
ОТВЕТ: Жозеф Несифор Ньепс, 1926
2. Как называется первая из сохранившихся фотографий? На какой выдержке она была сделана?
ОТВЕТ: «Вид из окна», 8 часов
3. Кого называют создателями кино?
ОТВЕТ: братья Люмьер
4. Когда и где состоялся кинопоказ, который считается днём рождения кинематографа?
ОТВЕТ: 28 декабря 1995 г. на бульваре Капуцинок в Париже
5. Назовите первые фильмы братьев Люмьер.
ОТВЕТ: «Выход рабочих с фабрики», «Прибытие поезда», «Политый поливальщик»
6. Когда и где состоялся первый в России кинопоказ?
ОТВЕТ: 4 мая 1996 г, Санкт-Петербург, сад «Аквариум»
7. Кто, когда и по какому поводу произвёл первую в России киносъёмку?
ОТВЕТ: Камилл Серф, 1996 год, коронация Николая II
8. Кто и где впервые в России начал снимать документальные кадры?
ОТВЕТ: Владимир Сашин-Фёдоров, в Москве, в театре Корша
9. Кто считается автором первого российского кинофильма, что это был за фильм и когда состоялся его показ?
ОТВЕТ: Альфред Федецкий, «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков», 30 сентября 1996 г.
10. Назовите автора документального фильма «К 80-летию графа Л.Н.Толстого»?
ОТВЕТ: Александр Дранков
11. Кого называют пионером кинематографа за внедрение в практику кино крупного плана, параллельного монтажа и.т.д.?
ОТВЕТ:Дэвид Уорк Гриффит
12. Кого называют отцом документального кино?
ОТВЕТ: Роберт Флаэрти
13. Назовите первый фильм Роберта Флаэрти.
ОТВЕТ: Нанук с севера
14. Назовите фильм Роберта Флаэрти, запрещённый к показу в США?
ОТВЕТ: Земля
15. Назовите режиссёра, первым чётко разделившего документальный и игровой методы.
ОТВЕТ: Дзига Вертов
16. Назовите главный фильм Дзиги Вертова.
ОТВЕТ: Человек с киноаппаратом
17. Как Дзига Вертов назвал свою группу кинематографистов?
ОТВЕТ: Киноки
18. Первый звуковой фильм Дзиги Вертова?
ОТВЕТ: Симфония Донбасса
19. Название манифеста Вертова, в котором впервые утверждались принципы документального кино.
ОТВЕТ: «Мы»
20. Первый экспериментальный фильм-манифест Вертова.
ОТВЕТ: Киноглаз
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Тестовые задания закрытого типа
1. Какое понятие лежит в основе монтажной теории Дзиги Вертова?
А. темп
Б. ритм
В. интервал
ОТВЕТ: В
2. Какой метод, популярный в тележурналистике, применил Роберт Флаэрти при создании фильма «Нанук с севера»?
А. постановка
Б. репортажная съёмка
В. реконструкция факта
ОТВЕТ: В
3. Соедините фильм и режиссёра.
1) Роберт Флаэрти
2) Дзига Вертов
3) Джон Грирсон
А. Дрифтеры
Б. Человек из Арана
В. Киноглаз
ОТВЕТ: 1 – Б, 2-В, 3 – А
4. Какие методы тележурналистики применяла группа «Киноки» (правильных ответов несколько).
А. привычная камера
Б. инсценировка
В. скрытая камера
Г. репортажная съёмка
ОТВЕТ: А, В, Г.
5. Кто первым ввёл термин документальная кино?
А. Дзига Вертов
Б. Роберт Флаэрти
В. Джон Грирсон
Г. Дэвид Уарк Гриффит
ОТВЕТ: В
6. Кто стал создателем первого отечественного историко-монтажного фильма?
А. Дзига Вертов
Б. Эсфирь Шуб
В. Михаил Ромм
Г. Абрам Роом
ОТВЕТ: Б
7. Кто стал создателем первого фильма-эссе.
А. Михаил Ромм
Б. Крис Маркер
В. Лени Рифеншталь
ОТВЕТ: Б
8. Кто ввёл в теорию кино понятие жанра фильма-эссе?
А. Андре Базен
Б. Джон Грирсон
В. Крис Маркер
ОТВЕТ: А
9. Кто ввёл в отечественную практику жуналистики понятие «теледокументалистика»?
А. Михаил Ромм
Б. Самарий Зеликин
В. Василий Ротенберг
Г. Виктор Лисакович
ОТВЕТ: Б
10. Соедините телефильмы и их режиссёров.
1) Самарий Зеликин
2) Виктор Лисакович
3) Василий Ротенберг
А. Катюша
Б. Нурулла Базетов
В. Шинов и другие
ОТВЕТ: 1-В, 2-А, 3-Б
11. Кто стал создателем жанра шокьюментари?
А. Гуальтиеро Якопетти
Б. Ричард Ликок
В. Жан Руш
ОТВЕТ: А
12. Кто стал создателем жанра докудрамы?
А. Гуальтиеро Якопетти
Б. Кен Лоуч
В. Ричард Ликок
ОТВЕТ: Б
13. Назовите фильм-манифест движения «Синема Верите».
А. Прекрасный май
Б. Письмо из Сибири
В. Хроника одного лета
ОТВЕТ: В
14. Какое направление в документалистике создал Ричард Ликок?
А. Синема Верите
Б. SLON
В. Прямое кино
Г. Новая волна
ОТВЕТ: В
15. Какой фильм стал первой в истории докудрамой?
А. Взлётная полоса
Б. Кати, вернись домой
В.Эдди Сакс из Индианаполиса
ОТВЕТ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.



https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7730

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2:
Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа

Тестовые задания открытой формы
1. _________ - это жанр документального кино, в котором предмет отображения всегда является реальным фактом действительности, но создаётся фильм методами игрового кино, методами постановки, инсценировки и реконструкции.
Вставьте пропущенное слово.
ОТВЕТ: докудрама
2. __________ - это жанр кино и телевидения, в котором создаётся иллюзия документальности за счёт особого набора методов, но предмет отражения в таком фильме, как правило, является вымышленным.
Вставьте пропущенное слово.
ОТВЕТ: мокьюментари
3. Назовите мокументальный фильм, запрещённый к показу на британском BBC.
ОТВЕТ: «Военная игра»
4. Какой метод съёмки допустим в документальном кино и тележурналистике?
ОТВЕТ: метод реконструкции факта
5. Какой метод съёмки не допустим в документальном кино и тележурналистике?
ОТВЕТ: инсценировка или постановка
6. На каком этапе экранного производства идёт работа над сценарием?
ОТВЕТ: pre-production
7. На каком этапе экранного производства осуществляется цветокоррекция?
ОТВЕТ: post-production
8. Как называется короткое сообщение в теленовостях?
ОТВЕТ: БЗ (войс, картинка)
9. Как называется анонс материалов выпуска теленовостей?
ОТВЕТ: шпигель
10. Как называется элемент телевизионного сюжета с коротким прямым интервью героя?
ОТВЕТ: синхрон
11. Как называется элемент телевизионного сюжета, представляющий живой видеофрагмент без закадрового текста.
ОТВЕТ: лайф
12. Как называется элемент телевизионного сюжета, представляющий видеофрагмент со звуками неживой природы без закадрового текста.
ОТВЕТ: люфт
13. Как называется элемент телевизионного сюжета с говорящим в кадре текст корреспондентом.
ОТВЕТ: стенд-ап
14. Как называется живой звук видеозаписи?
ОТВЕТ: интершум
15. __________ - это формат телесюжета-стенд-апа (вставьте пропущенное слово).
ОТВЕТ: лайф-ту-тейп
16. __________ - это структурирование выпуска теленовостей, определения порядка сюжетов в выпуске (вставьте пропущенное слово).
ОТВЕТ: вёрстка
17. Какому принципу необходимо подчинять драматургию выпуска теленовостей?
ОТВЕТ: волновой рецепции
18. В проблемном сюжете должно быть представлено минимум ____ точки зрения (вставьте пропущенное слово).
ОТВЕТ: две
19. В каком жанре тележурналистики нет закадрового текста?
ОТВЕТ: no comments
20. Профессионализм, обозначающий запись комментария по телефону.
ОТВЕТ: хрипун

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


Тестовые задания закрытого типа
1. Какой метод вы примените для обеспечения максимально естественного поведения героя в кадре.
А. репортажный
Б. привычная камера
В. субъективная камера
ОТВЕТ: Б
2. Одно из требований к «чистой» документалистике, прописанное манифестами разных движений, это:
А. отсутствие штатива при съёмке
Б. использование скрытой камеры
В. только репортажная съёмка
ОТВЕТ: А
3. Кто установил для документальной съёмки правило «максимум двух снимающих»?
А. Ричард Ликок
Б. Кен Лоуч
В. Эдгар Морен
ОТВЕТ: А
4. Сколько петличек необходимо для записи интервью с одним гостем?
А. 1
Б. 2
В.3
ОТВЕТ: 2
5. На какое место в выпуске теленовостей вы поставите самый скучный сюжет?
А. последнее
Б. третье
В. второе
Г. в середину
ОТВЕТ: В
6. Соотнесите тип крупности плана и его процентное содержание в исходнике.
1) Крупный
2) Средний
3) Общий
4) Деталь
А – 5%
Б – 40-45%
В – 5-10%
Г – 30-35%
ОТВЕТ: 1-Б, 2-Г, 3-В, 4-А
7. Что необходимо точно прописать в синопсисе сюжета?
А. аудиторию
Б. место в вёрстке
В. идея
ОТВЕТ: В
8. Самая массовая группа жанров в теледокументалистике:
А. очерковая
Б. информационная
В. художественно-документальная
ОТВЕТ: Б
9. К какой группе жанров относится мокьюментари?
А. художественно-документальной
Б. эссеистика
В. информационная
ОТВЕТ: А
10. Кто впервые использовал приём вмонтирования игрового персонажа в хроникальные кадры?
А. Вуди Ален
Б. Алексей Федорченко
В. Питер Джексон
ОТВЕТ: А
11. Все этические вопросы необходимо решать за монтажным столом. Кто автор этого правила документалистики?
А. Александр Расторгуев
Б. Виталий Манский
В. Антуан Каттин
ОТВЕТ: Б
12. Для запуска телепроекта необходима:
А. реклама проекта
Б. сценарная заявка
Г. пробная съёмка
ОТВЕТ: Б
13. Прообразом ток-шоу в отечественной практике телевидения стал эпизод фильма:
А. Шинов и другие
Б. Мать
В. Маринино житьё
ОТВЕТ: А
14. ______ - это временной отрезок телепрограммирования. Какое слово пропущено.
А. хронометраж
Б. таймкод
В. слот
ОТВЕТ В
15. Единица измерения телерейтинга –
А. пиплометр
Б. секунда
В. эфирная единица
ОТВЕТ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1:
Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта

Тестовые задания открытой формы
1. Кто и когда сделал первую из сохранившихся фотографий?
ОТВЕТ: Жозеф Несифор Ньепс, 1926
2. Как называется первая из сохранившихся фотографий? На какой выдержке она была сделана?
ОТВЕТ: «Вид из окна», 8 часов
3. Кого называют создателями кино?
ОТВЕТ: братья Люмьер
4. Когда и где состоялся кинопоказ, который считается днём рождения кинематографа?
ОТВЕТ: 28 декабря 1995 г. на бульваре Капуцинок в Париже
5. Назовите первые фильмы братьев Люмьер.
ОТВЕТ: «Выход рабочих с фабрики», «Прибытие поезда», «Политый поливальщик»
6. Когда и где состоялся первый в России кинопоказ?
ОТВЕТ: 4 мая 1996 г, Санкт-Петербург, сад «Аквариум»
7. Кто, когда и по какому поводу произвёл первую в России киносъёмку?
ОТВЕТ: Камилл Серф, 1996 год, коронация Николая II
8. Кто и где впервые в России начал снимать документальные кадры?
ОТВЕТ: Владимир Сашин-Фёдоров, в Москве, в театре Корша
9. Кто считается автором первого российского кинофильма, что это был за фильм и когда состоялся его показ?
ОТВЕТ: Альфред Федецкий, «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков», 30 сентября 1996 г.
10. Назовите автора документального фильма «К 80-летию графа Л.Н.Толстого»?
ОТВЕТ: Александр Дранков
11. Кого называют пионером кинематографа за внедрение в практику кино крупного плана, параллельного монтажа и.т.д.?
ОТВЕТ:Дэвид Уорк Гриффит
12. Кого называют отцом документального кино?
ОТВЕТ: Роберт Флаэрти
13. Назовите первый фильм Роберта Флаэрти.
ОТВЕТ: Нанук с севера
14. Назовите фильм Роберта Флаэрти, запрещённый к показу в США?
ОТВЕТ: Земля
15. Назовите режиссёра, первым чётко разделившего документальный и игровой методы.
ОТВЕТ: Дзига Вертов
16. Назовите главный фильм Дзиги Вертова.
ОТВЕТ: Человек с киноаппаратом
17. Как Дзига Вертов назвал свою группу кинематографистов?
ОТВЕТ: Киноки
18. Первый звуковой фильм Дзиги Вертова?
ОТВЕТ: Симфония Донбасса
19. Название манифеста Вертова, в котором впервые утверждались принципы документального кино.
ОТВЕТ: «Мы»
20. Первый экспериментальный фильм-манифест Вертова.
ОТВЕТ: Киноглаз
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Тестовые задания закрытого типа
1. Какое понятие лежит в основе монтажной теории Дзиги Вертова?
А. темп
Б. ритм
В. интервал
ОТВЕТ: В
2. Какой метод, популярный в тележурналистике, применил Роберт Флаэрти при создании фильма «Нанук с севера»?
А. постановка
Б. репортажная съёмка
В. реконструкция факта
ОТВЕТ: В
3. Соедините фильм и режиссёра.
1) Роберт Флаэрти
2) Дзига Вертов
3) Джон Грирсон
А. Дрифтеры
Б. Человек из Арана
В. Киноглаз
ОТВЕТ: 1 – Б, 2-В, 3 – А
4. Какие методы тележурналистики применяла группа «Киноки» (правильных ответов несколько).
А. привычная камера
Б. инсценировка
В. скрытая камера
Г. репортажная съёмка
ОТВЕТ: А, В, Г.
5. Кто первым ввёл термин документальная кино?
А. Дзига Вертов
Б. Роберт Флаэрти
В. Джон Грирсон
Г. Дэвид Уарк Гриффит
ОТВЕТ: В
6. Кто стал создателем первого отечественного историко-монтажного фильма?
А. Дзига Вертов
Б. Эсфирь Шуб
В. Михаил Ромм
Г. Абрам Роом
ОТВЕТ: Б
7. Кто стал создателем первого фильма-эссе.
А. Михаил Ромм
Б. Крис Маркер
В. Лени Рифеншталь
ОТВЕТ: Б
8. Кто ввёл в теорию кино понятие жанра фильма-эссе?
А. Андре Базен
Б. Джон Грирсон
В. Крис Маркер
ОТВЕТ: А
9. Кто ввёл в отечественную практику жуналистики понятие «теледокументалистика»?
А. Михаил Ромм
Б. Самарий Зеликин
В. Василий Ротенберг
Г. Виктор Лисакович
ОТВЕТ: Б
10. Соедините телефильмы и их режиссёров.
1) Самарий Зеликин
2) Виктор Лисакович
3) Василий Ротенберг
А. Катюша
Б. Нурулла Базетов
В. Шинов и другие
ОТВЕТ: 1-В, 2-А, 3-Б
11. Кто стал создателем жанра шокьюментари?
А. Гуальтиеро Якопетти
Б. Ричард Ликок
В. Жан Руш
ОТВЕТ: А
12. Кто стал создателем жанра докудрамы?
А. Гуальтиеро Якопетти
Б. Кен Лоуч
В. Ричард Ликок
ОТВЕТ: Б
13. Назовите фильм-манифест движения «Синема Верите».
А. Прекрасный май
Б. Письмо из Сибири
В. Хроника одного лета
ОТВЕТ: В
14. Какое направление в документалистике создал Ричард Ликок?
А. Синема Верите
Б. SLON
В. Прямое кино
Г. Новая волна
ОТВЕТ: В
15. Какой фильм стал первой в истории докудрамой?
А. Взлётная полоса
Б. Кати, вернись домой
В.Эдди Сакс из Индианаполиса
ОТВЕТ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ
Перечень вопросов
1. Неомифологизм экранной культуры.
2. Аудиовизуальные артефакты и зарождение визуального искусства: от фотографии к движущейся картинке.
3. Первые опыты синематографа: появление жанров и языка кино.
4. Проблема границ документального в экранной культуре.
5. Первые отечественные режиссёры-документалисты.
6. Феномен визуальной антропологии Роберта Флаэрти.
7. Дзига Вертов как первый тележурналист.
8. Манифесты и монтажная революция группы «Киноки».
9. Принцип «Киноправды» Дзиги Вертова, праобраз теленовостей.
10. Дзига Вертов и Роберт Флаэрти как два типа документализма.
11. Антиэстетическая школа Джона Грирсона.
12. Проблема соотношения репортажного и художественного начал в документалистике, этические нормы: история Лени Рифеншталь.
13. Манипулятивные возможности монтажа: эксперименты Льва Кулешова.
14. Открытие телевидения. Технический аспект.
15. Первые телевизионные опыты в Европе, Америке и СССР.
16. Телевидение как канал распространения массовой культуры: примат развлекательного начала и информационная составляющая.
Практическое задание на зачёт: Составить алгоритм производства информационного сюжета с подробным описанием каждого технологического этапа (тема сюжета выбирается из текущей повестки дня)

ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ
Перечень вопросов
1. Неомифологизм экранной культуры.
2. Аудиовизуальные артефакты и зарождение визуального искусства: от фотографии к движущейся картинке.
3. Первые опыты синематографа: появление жанров и языка кино.
4. Проблема границ документального в экранной культуре.
5. Первые отечественные режиссёры-документалисты.
6. Феномен визуальной антропологии Роберта Флаэрти.
7. Дзига Вертов как первый тележурналист.
8. Манифесты и монтажная революция группы «Киноки».
9. Принцип «Киноправды» Дзиги Вертова, праобраз теленовостей.
10. Дзига Вертов и Роберт Флаэрти как два типа документализма.
11. Антиэстетическая школа Джона Грирсона.
12. Проблема соотношения репортажного и художественного начал в документалистике, этические нормы: история Лени Рифеншталь.
13. Манипулятивные возможности монтажа: эксперименты Льва Кулешова.
14. Открытие телевидения. Технический аспект.
15. Первые телевизионные опыты в Европе, Америке и СССР.
16. Телевидение как канал распространения массовой культуры: примат развлекательного начала и информационная составляющая.
17. Идеологические и технологические факторы «взрыва документализма» в эпоху 1960-х гг..
18. Возвращение вертовских принципов в движении «Cinema Verite» во Франции 1960-х гг.
19. Движение «Direct Cinema» в США как ответ на унификацию телевизионных форматов.
20. Отечественные поиски в области документального экрана 1960-х гг.: появление теледокументалистики.
21. Тренд репортажного и скрытого методов съёмки в 1960-е гг.. Новая визуальная антропология П.Когана, В.Ротенберга, В.Лисаковича и С.Зеликина.
22. Оформление жанровой структуры документального экрана и телевизионного эфира.
23. Поиск новых форм и начало трансформации документальных методов. Жанр докудрамы и метод игровой реконструкции.
24. Экранная эссеистика Криса Маркера.
25. Дистанционный монтаж Артавазда Пелешяна.
26. Жанр мондо как праобраз телевизионной трэш-эстетики.
27. Феномен мокьюментари и опасные эксперименты с жанром снафф.
28. Новый «бум документалистики» 1990-2000-х гг..
29. Манифест «Реального кино». Отечественная генерация режиссёров-документалистов 1990-х гг..
30. Разрыв экранной культуры по линии массовое-элитарное: разделение на форматное (телевизионное) и неформатное (фестивальное).
31. Аудиовизуальные технологии в условиях нового типа медиапотребления и дигитализации рынка СМИ.
32. Нарратив и драматургия цифрового сторителлинга: web-documentary.

Примерная структура билета
Билет №
1. Теоретический вопрос.
2. Презентация мультимедийной рецензии на документальный фильм (по итогам самостоятельной работы в семестре).

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной, электронной (видеоматериал) и письменной формах непосредственно на занятиях; в случае пропуска занятия по уважительной причине ответ предоставляется в электронном виде.
Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме и в форме мультимедийного материала (по вебссылке).
Оценка за зачет (зачтено/не зачтено) может быть выставлена автоматически, если студент выполнил необходимые задания в течение семестра на соответствующем уровне, исходя из представленных выше шкал оценивания, а именно: 1) выполнил все практические задания с оценкой не ниже «хорошо») 2) выполнил самостоятельную работу на оценку не ниже «удовлетворительно». В противном случае студент должен прийти на зачет и ответить на вопросы билета (один вопрос – теоретический, второй – практическое задание). Оценка за экзамен «отлично» может быть выставлена автоматически, если студент выполнил необходимые задания в течение семестра на соответствующем уровне, исходя из представленных выше шкал оценивания, а именно: 1) выполнил все практические задания с оценкой «отлично») 2) выполнил самостоятельную работу на оценку «отлично».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шестеркина, Л.П. Методика телевизионной журналистики: Аспект Пресс, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Муратов, С. А. Телевизионная журналистика. Телевидение в поисках телевидения: учебное пособие для вузов Издательство Юрай, 2019 https://biblio-online.ru/bcode/434634
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Познин, В. Ф. Техника и технология сми. Радио- и тележурналистика: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 Лебедева, Т.В. Жанры радиожурналистики: Аспект Пресс, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э2 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.journ.msu.ru
Э3 Библиотека журналиста journalism.narod.ru
Э4 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.