МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медиапсихология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_Журналистика_УЖ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 193
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 193 193 193 193
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Медиапсихология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины «Психология журналистики» – удовлетворить потребность в освоении специальной ветви практической психологии массовых коммуникаций при подготовке специалистов для работы в журналистике на современном уровне.
Основная задача курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов – журналистов системное понимание закономерностей психологических процессов, лежащих в основе индивидуального творчества и массовой коммуникации, обучить психологическим приемам разрешения основных коммуникативных проблем и личных творческих затруднений, внушить уважение к профессиональным правилам техники информационно-психологической безопасности как по отношению к аудитории, так и при работе журналиста в стрессогенных условиях современных масс-медиа.
Дополнительной функцией курса может стать психодиагностика творческой предрасположенности студента и профессиональная ориентация для работы в специальных подразделениях редакций типа «Психологическая служба газеты», «Центр медиа-психологического анализа», «Банк социально-психологической информации»

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен создавать востребованные обществом и индустрией медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем
ОПК-1.1 Выявляет отличительные особенности медиатекстов, и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов разных медиасегментов и платформ
ОПК-1.2 Осуществляет подготовку журналистских текстов и (или) продуктов различных жанров и форматов в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем
ОПК-4Способен отвечать на запросы и потребности общества и аудитории в профессиональной деятельности
ОПК-4.1 Знает методы изучения аудитории СМИ для выявления запросов и потребностей отдельных аудиторных групп
ОПК-4.2 Учитывает основные характеристики целевой аудитории при создании журналистских текстов и (или) продуктов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1. Знает методы изучения аудитории СМИ для выявления запросов и потребностей отдельных аудиторных групп.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.1. Выявляет отличительные особенности медиатекстов, и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов разных медиасегментов и платформ.
ОПК-4.2. Учитывает основные характеристики целевой аудитории при создании журналистских текстов и (или) продуктов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.2. Осуществляет подготовку журналистских текстов и (или) продуктов различных жанров и форматов в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи курса
1.1. Категории медиапсихологии. Журналистика как творческая инфор-мационная деятель-ность. Теории со-циальной психоло-гии в объяснении специфики журна-листкой деятельно-сти. Лекции 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Психология поведения личности в художественом произведении Сам. работа 4 34 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Журналист как творческая лич-ность. Проблемы саморегуляции. Социально-психологическая обусловленность творческого процесса. Мотивационный профиль личности. Психологические проблемы взаимодействия с аудиторией. Лекции 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Гуманистическая психология Практические 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Проблемы поведения и сознания в художественном произведении Лабораторные 4 3 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Парадигмы творческой деятельности. Лекции 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Эссе на тему «Психология толпы. Возможен ли тоталитаризм сегодня?» Сам. работа 4 34 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Психологические концепции личности Практические 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Эссе «Мой медиадетокс» Сам. работа 4 34 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Социальный фактор в творчестве журналиста. Практические 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Базовые понятия психологии журналистики Сам. работа 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Формирование и коррекция психотипа журналиста
2.1. Психология в медиа Лекции 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Ситуациативные задачи Сам. работа 4 30 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Перцепция и память Практические 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Игра «Подводная лодка» Лабораторные 4 3 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Психология журналистского творчества Сам. работа 4 31 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Журналист как психолог Сам. работа 4 29 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7342

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4
Способен отвечать на запросы и потребности общества и аудитории в профессиональной деятельности

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Необходимым условием развития способностей являются:
а) задатки
б) осуществление деятельности
в) интерес к деятельности
г) материальные условия для деятельности
Ответ: б

2. О наличии способностей к какому-нибудь виду деятельности свидетельствует(ют):
а) отсутствие связи с направленностью
б) индивидуальное своеобразие выполнения деятельности
в) большие энергетические затраты по выполнению данной деятельности
г) низкий темп обучения соответствующей деятельности
Ответ: б

3. Индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного освоения и выполнения той или иной продуктивной деятельности – это:
а) знания
б) воля
в) задатки
г) способности
Ответ: г

4. Высшая степень проявления творческих способностей личности в определенной сфере жизнедеятельности называется:
а) талантом
б) гениальностью
в) одаренностью
г) задатками
Ответ: а

5. Индивидуальные особенности личности, являющиеся условием успешного осуществления деятельности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям и навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения — это:
а) компетенции
б) склонности
в) задатки
г) способности
Ответ: г
6. Высший уровень развития способностей (творческие достижения личности составляют целую эпоху в жизни обществ называется:
а) талантом
б) задатками
в) гениальностью
г) одаренностью
Ответ: в
7. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое различие интенсивности ощущения, называется …
а) диапазоном чувствительности к интенсивности
б) порогом различения
в) абсолютным нижним порогом
г) временным порогом ощущений
Ответ: б
8. Восприятие часто принято называть …
а) перцепцией
б) наблюдательностью
в) апперцепцией
г) осязанием
Ответ: а
9. Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают … процессы
а) мотивационные
б) познавательные
в) волевые
г) эмоциональные
Ответ: б
10. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как …
а) сенсибилизация
б) синестезия
в) адаптация
г) аккомодация
Ответ: в
11. Способность к восприятию изменений раздражителя или к различению близких раздражителей называется…
а) дифференциальной чувствительностью
б) сенсибилизацией
в) абсолютной чувствительностью
г) адаптацией
Ответ: а
12. Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит…
а) целенаправленность характера деятельности субъекта
б) ведущий анализатор
в) форма существования материи
г) предмет восприятия
Ответ: а
13. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта при …
а) его непосредственном взаимодействии с этим объектом
б) отсутствие взаимодействия
в) его опосредованном взаимодействии с этим объектом
г) отсутствии воспринимаемого предмета
Ответ: а
14. Понимание другого человека путем отождествления себя с ним называется….
а) социально-психологической рефлексией
б) стереотипизацией
в) эмпатией
г) идентификацией
Ответ: г
15. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля, иллюстрирует закон …
а) симметрии
б) фигуры и фона
в) константности
г) транспозиции
Ответ: б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что такое медиапсихология?
Ответ: Отрасль психологической науки, рассматривающая личность в контексте взаимодействия с современными средствами коммуникации, как индивидуальными, так и массовыми; выявляет и описывает основные компоненты медиакультуры, психологические закономерности отношений и поведения людей в медиапространствах.
2. Какова цель медиапсихологии?
Ответ: Медиапсихология пытается понять, как средства коммуникации, фактор в растущем потреблении технологий, влияет на восприятие, интерпретацию, ответы на информацию людей, как они взаимодействуют между собой в мире, насыщенном медиа.
3. Функциональная сфера медиапсихологии?
Ответ: Медиапсихологи работают практически во всех сферах: от маркетинга, развлечений до здравоохранения и образования.
4. Какой вклад медиапсихология вносит в развитие психологии?
Ответ: Медиапсихология вносит вклад в расширение всеобщего понимания того, что есть психология, и как наиболее эффективно донести до людей ключевое исследование с помощью медиаканалов.
5. Каков нижний порог ощущений человеческой перцепции?
Ответ: Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.
6. Что такое апперцепция?
Ответ: Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности.
7. Чему способствует модальность раздражителя?
Ответ: Выделению зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых и других разновидностей ощущений.
8. Что обеспечивает такая характеристика восприятия как целостность?
Ответ: Способность человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению.
9. Что такое наблюдательность?
Ответ: Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали.
10. Социальная роль коммуникатора – это…
Ответ: Нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию.
11. Особенность невербального общения.
Ответ: Его проявлениям доверяют больше, чем вербальному каналу общения.
12. Охарактеризуйте ролевое общение.
Ответ: Когда регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
13. Манипулятивное общение – это…
Ответ: Общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты).
14. Опишите эффект первичности.
Ответ: При восприятии людьми друг друга значение имеет определенный порядок поступления информации о человеке для формирования представления о нем. Так, по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, то есть более новая информация о нем, тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация.
15. В чем проявляется стереотипизация?
Ответ: Приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности.
16. Как проявляется эффект ореола?
Ответ: Распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств.
17. Эмпатия позволяет…
Ответ: Постижение эмоциональных состояний другого человека, сопереживание при общении.
18. Что такое смысловые барьеры?
Ответ: Препятствия в общении, которые проявляются у партнеров в непонимании высказываний, требований, предъявляемых друг другу.
19. Что может усилить внушение?
Ответ: Некритическое восприятие информации.
20. К чему может привести конформность?
Ответ: Осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценки по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. История медиапсихологии.
2. Методы психологии (наблюдение / эксперимент).
3. Проблема развития в психологии (инстинкт, навык, интеллект).
4. Поведение животных и человека.
5. Сознание. Историческое развитие сознания у человека.
6. Сознание. Развитие сознания у ребенка.
7. Ощущения. Классификация, специфика, нарушения.
8. Понятие восприятия. Природа восприятия, специфика.
9. Специфика восприятия пространства и времени.
10. Понятия памяти, запоминания, узнавания и воспоминания. Виды памяти.
11. Роль установок в восприятии и запоминании.
12. Воображение и его роль в журналистской деятельности.
13. Психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг).
14. Бихевиоризм ((поведенческая психология) Б.Ф. Скиннер).
15. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс).
16. Гештальтпсихология (К. Левин, М. Вертгеймер).
17. Культурно-историческая теория (Л. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия).
18. Парадигмы мышления и стили творчества.
19. Гуманистическое мышление как источник смысловыявляющих текстов.
20. Когнитивный диссонанс и эвристическое мышление.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Анализ предложенного медиатекста с позиции основных принципов и методов психологии. Выявление мотивации, особенностей мышления и установок автора.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никулина, С.А. Психология массовой коммуникации : учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235650
Л1.2 Мансурова, Валентина Дмитриевна Психология журналистского творчества. От замысла – к воплощению : учебное поосбие Изд-во АлтГУ, 2010 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бреус, Е.С. Психологические аспекты функционирования средств массовой информации: Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142231
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э2 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
Э4 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.