МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мультимедийная журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_Журналистика_УЖ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 199
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 199 199 199 199
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Мультимедийная журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.исследовать культуру мультимедийной журналистики, изучить ее формы и процессы;
выявить общую логику культурных текстов и практик в цифровых медиа;
проанализировать социокультурную специфику российской мультимедийной журналистики;
представить различные подходы к исследованию культуры Интернета и цифровых средств коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-1.1 Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа
ПК-1.2 Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему
ПК-1.3 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.4 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.5 Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта
ПК-1.6 Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа
ПК-3Способен участвовать в разработке и реализации элементов авторского или коллективного практико-ориентированного медиапроекта
ПК-3.1 Знает отечественный и мировой опыт разработки и реализации аналогичных (сходных) медиапроектов
ПК-3.2 Умеет оценить соответствие медиапроекта формату, целевой аудитории СМИ или других медиа
ПК-3.3 Планирует и разрабатывает авторский или коллективный практико ориентированный медиапроект (или его элементы)
ПК-3.4 Готовит к реализации практико ориентированный медиапроект (или его элементы) и несет ответственность за результат
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа.
ПК-1.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации, разграничивает факты и мнения.
ПК-1.5. Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта.
ПК-2.1. Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему.
ПК-1.3. Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников.
ПК-2.2. Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.6. Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа.
ПК-2.3. Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте.
ПК-2.4. Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте/медиапродукте.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Новые медиа как технологии и культурные формы
1.1. Феномен «новых» медиа в информационном обществе. Сравнительные культурные характеристики цифровых и аналоговых средств коммуникаци. Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Мультимедийные проекты в сети Интернет Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Особенности социокультурной структуры Сети. Массовая и персонализированная коммуникация. Культура цифровых гаджетов. Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Конструкторы сайтов Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Развитие информационного общества Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Интерактивные свойства журналистского материала Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Интернет и альтернативные цифровые сети. Специфика и культурные возможности Интернет-технологий. Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Лонгриды в социальной журналистике Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Мультимедийные основы журналистики Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.10. Интерактивные сетевые сервисы Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Массмедийный медиаконтент Сам. работа 5 36 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Исследования новых медиа Подходы к изучению новых медиа в гуманитарном знании. Социальные теории новых медиа.
2.1. Исследования М. Кастельса. Социокультурная динамика и новые технологии: «кибероптимисты» и «киберпессимисты». Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Квалификационный анализ новых медиа Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Интерпретация новых медиа в политической науке. Проблематика исследований Интернета в социальных и гуманитарных науках: психология, Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Контент и формат журналистики в мультимедиа Сам. работа 5 38 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Технологический фактор социальных практик Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Возможности Culturalstudies и критического дискурс-анализа для изучения культуры Интернета. Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Профессиональные навыки «цифрового» журналиста Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Трансформация политики индустрий по отношению к программам и услугам в Интернете в начале 2000-х. Ключевые понятия и принципы культуры Web 2.0, их реализация. Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. Трансмедийные проекты Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.10. Блог как СМИ Сам. работа 5 28 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.11. Создание видеоматериалов Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.12. Традиционная сетевая журналистика Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Коммуникация на основе цифровых медиа
3.1. Лонгриды Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Конвергентная журналистика и ее особенности Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Жанровая специфика современных блогов Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Мультимедийность и конвергентность Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Социальные медиапроекты Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.6. Визуализация информации Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.7. Цифровой этикет в сети Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.8. Журналистика и блогосфера Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.9. Хронотопические особенности медиапространства Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.10. Создание лонгрида на произвольную тематику Сам. работа 5 45 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.11. Экзамен 5 9 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2381

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1) База данных – это…
а) хранилище структурированных данных, при этом данные должны быть непротиворечивы, минимально избыточны и целостны;
б) совокупность программ для хранения и обработки больших массивов информации;
в) интерфейс, поддерживающий наполнение и манипулирование данными;
г) определенная совокупность информации.
Ответ: а

2) Что такое тег?
а) элемент языка разметки текста;
б) текст, в котором используются спецсимволы;
в) фрагмент программы, включенной в состав Web-страницы;
г) указатель на другой файл или объект.
Ответ: а

3) Домен - это...
а) единица измерения информации;
б) программа для осуществления связи между компьютерами;
в) название устройства, осуществляющего связь между компьютерами;
г) адрес сайта или определенная зона, которая имеет свое имя, не похожее ни на одно другое.
Ответ: г

4) Назовите факторы, характеризующие новые медиа.
а) бэкграунд, астротерфинг, эдьютейнмен;
б) интерактивность, гипертекстуальность, мультимедийность;
в) кроссмедийность, интегрированность.
Ответ: б

5) Назовите основное качество "мультимедийного" или "универсального" журналиста.
а) умение быстро определять наилучший формат подачи информационного продукта;
б) умение формировать общественное мнение и создавать информационный канал между обществом и государством;
в) умение обращаться с профессиональной техникой, необходимой в работе журналиста (диктофон, фотокамера и т. д.)
Ответ: в

6) Что означает конвергенция в журналистике?
а) вид журналистской деятельности, при осуществлении которой происходит применение разнообразных вычислительных методов;
б) журналистика, целью которой является локально ориентированное профессиональное освещение новостей;
в) процесс слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс.
Ответ: в

7) Информационная технология – это…
а) программные средства, обеспечивающие создание систем обработки и саму обработку данных в информационных системах;
б) совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости производственных процессов;
в) использование специальных аппаратных и программных средств, обеспечивающих защиту информации и расширение сферы применения баз знаний.
Ответ: б

8) Технология мультимедиа - это …
а) программно-техническая организация обмена с компьютером текстовой, графической, аудио и видеоинформацией;
б) создание, хранение и обработка моделей объектов и их изображений с помощью ЭВМ;
в) организация текста в виде иерархических структур;
г) процесс, обеспечивающий сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации.
Ответ: а

9) Одним из основных теоретиков постиндустриального общества являлся:
а) Стив Джобс;
б) Дэниел Белл;
в) Пранав Мистри;
г) Конрад Цузе;
Ответ: б

10) Что из нижеперечисленного не является ключевым признаком постиндустриального общества («третьей волны») по Э. Тоффлеру?
а) разнообразие субкультур, стилей, образов жизнедеятельности;
б) рост промышленного производства;
в) ключевая роль информации, интеллектуальных ресурсов человека;
г) инвестиции в человеческий капитал.
Ответ: б

11) М. Маклюэн разработал тезис:
а) «медиа – это черная дыра, где растворяется все социальное»;
б) «медиа – это сообщение»;
в) «медиа – это замкнутая система, которая клонирует свои представления о реальности»;
г) «медиа – это средство репликации ключевых концептов современности».
Ответ: б

12) Взаимодействие и объединение различных каналов связи в условиях развития мультимедийности – это…
а) дигитализация;
б) интерактивность;
в) конвергенция;
г) мобильность.
Ответ: в

13) Что является предпосылкой конвергенции в журналистике?
а) конкуренция;
б) оцифровка;
в) создание интерактивного контента;
г) фотосъемка.
Ответ: б

14) Что такое «новые медиа»?
а) любая медиапродукция, являющаяся интерактивной, и распространяемая цифровыми методами;
б) телевизионная журналистика по отношению к печатной;
в) социальные сети и мессенджеры.
Ответ: а

15) При передаче информации из одной системы в другую количество её в передающей системе уменьшается.
а) да
б) нет
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какие издания в России первыми создали интернет-версии?
Ответ: «Независимая газета», «Известия», «Коммерсант».
2. Как появилась концепция Всемирной паутины, позволяющей объединять в одном документе (Web-странице) различную информацию, включать ссылки на произвольные места в сети?
Ответ: Технологию изобрёл британский ученый сэр Тим Бернерс-Ли, он же разработал гипертекстовый протокол передачи данных (HTTP) для связи между документами, гипертекстовый язык разметки (HTML), универсальную систему адресов документов (URL) и интернет-браузер.
3. Когда появился интернет в России?
Ответ: Советский Союз в 1990 году только присоединился к пространству интернета. 19 сентября 1990 года был официально зарегистрирован домен «.SU» – Soviet Union.
4. Назовите первое интернет-СМИ в России.
Ответ: Первым профессиональным общественно-политическим проектом с чёткой структурой, концепцией, постоянным штатом журналистов считается Gazeta.ru.
5. Чем характеризуется 1999-2000 годы для российского интернета?
Ответ: Период 1999–2000 годов характеризуется созданием первых профессиональных проектов собственно сетевых изданий, появлением крупных игроков на сетевом медиа-рынке, активизацией политического фактора в развитии сетевых СМИ и притоком инвестиций в Рунет.
6. Может ли интернет-СМИ получить официальную регистрацию?
Ответ: В соответствии законом о СМИ каждый интернет-сайт может подать заявку на регистрацию в качестве СМИ.
7. Имеют ли интернет-журналисты право на аккредитацию?
Ответ: Журналисты интернет-изданий получают право на аккредитацию в органах власти и право запрашивать информацию.
8. Какие дополнительные обязанности налагает официальная регистрация интернет-СМИ?
Ответ: Интернет-СМИ, в отличие от незарегистрированных сайтов, несут ответственность не только за размещённую ими информацию, но также и за комментарии пользователей.
9. Как воспринимается платный контент в интернете?
Ответ: Платные услуги в свободном доступе интернета психологически негативно воспринимаются пользователями.
10. Какие навыки необходимы сетевому журналисту?
Ответ: Журналисту, ведущему деятельность через интернет, надо иметь способности перерабатывать информацию для размещения в сети, менять заголовки материалов на основе поисковых запросов, уметь выделять ключевые слова, владеть основами программирования и поисковой оптимизации (SEO), знать правила редактирования графики.
11. Что такое интернет-журналистика?
Ответ: Интернет-журналистика представляет собой разновидность журналистской деятельности, состоящая в сборе, обработке и распространении информации в интернете, который даёт возможность систематического информационного транслирования на значительную пользовательскую аудиторию без развёртывания специальной инфраструктуры.
12. Как можно конкретизировать информацию в интернете?
Ответ: Посредством перехода по гиперссылкам.
13. Назовите основные свойства интернет-журналистики.
Ответ: Интернет-журналистика имеет некоторые особенные свойства, в ряду которых: доступность, мобильность, территориальная независимость, оперативность подачи материала, возможность вторичного использования данных, измеримость, индивидуальный подход.
14. Что такое мобильность в интернет-журналистике?
Ответ: Такое свойство, как мобильность интернет-журналистики, заключается в том, что информационные материалы интернет-издания доступны всем пользователям в любое время суток и почти из любой точки Земли.
15. Как оценивается материал в интернет-СМИ?
Ответ: У каждого материала интернет-журналиста ведётся рейтинг популярности на базе числа просмотров.
16. Какими способами сетевые журналисты привлекают новую аудиторию?
Ответ: Стараясь удержать и увеличить пользовательскую аудиторию, интернет-издания ведут блоги и открывают аккаунты в соцсетях.
17. Каков дополнительный показатель качества работы интернет-журналистики?
Ответ: Число пользовательских комментариев.
18. В основе трансформации системы современных СМИ лежат следующие процессы…
Ответ: глобализация, дигитализация, диверсификация, конвергенция.
19. Что обозначает конвергенция?
Ответ: Конвергенция обозначает слияние информационных и мультимедийных технологий, слияние всех средств массовой информации и слияние информационных рынков.
20. Что такое виртуальный жанр?
Ответ: Под этим термином подразумеваются, во-первых, разнообразные виды и формы интернет-коммуникации, во-вторых, стандартная форма вербальной коммуникации, основанной на каналах моментального обмена информацией.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
Формируется аналогично предыдущей компетенции
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценки по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Цифровая революция и феномен новых медиа.
2. Современные тренды в мультимедийной журналистике.
3. Становление аудиовизуальной культуры (концепция М. Маклюэна).
4. Печатная пресса и Интернет: конфликт или сотрудничество?
5. Сетевое общество в трудах М. Кастельса.
6. Новые медиа и конструирование «гиперреальности».
7. Концепция мультимедийности в современных стратегиях потребления информации.
8. Социальный смысл интерактивности в СМИ.
9. Феномен «второго экрана» как фактор мультимедиатизации.
10. Культура виртуальной личности в Интернете.
11. Мультимедийность и конвергентность: сходства и различия.
12. Специфика функции информирования в интернет-СМИ.
13. Специфические свойства интернет-СМИ.
14. Роль пользователей в формировании повестки дня интернет-СМИ.
15. Интернет-СМИ как тип коммуникации.
16. Социально-креативная функция интернет-СМИ.
17. Роль социальных сетей как площадок для присутствия интернет-СМИ.
18. Формы интерактивности в мультимедийных СМИ.
19. Профессиональные требования к мультимедийному журналисту.
20. Лонгрид как новый жанр журналистики: достоинства и недостатки отечественных лонгридов.
21. Конвергентная редакция как новая модель деятельности журналистского коллектива.
22. Специфика подготовки мультимедийной публикации.
23. Инструменты мультимедийной журналистики (мультимедийные жанры).
24. Сервисы для создания мультимедийных элементов.
25. Коммуникация как передача символических форм.
26. Коммуникация и информация. СМИ и СМК.
27. Атрибуты медиа.
28. Виды власти и отношения медиа с ними.
29. Функции медиа и коммуникаций на микроэкономическом уровне: обслуживание обмена.
30. Медиа и коммуникации как информация о рыночных альтернативах.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Анализ мультимедийных элементов в работе предложенного интернет-СМИ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Четвертков, Николай Васильевич Современная пресс-служба : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Киселев, Александр Георгиевич Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста : учебник для вузов Питер, 2011
Л2.2 Мансурова, Валентина Дмитриевна Социальные ориентиры сервильной журналистики : монография Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/804
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.journ.msu.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Перечень ЭБС, доступных для студентов и преподавателей АлтГУ
- ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
- ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/
- ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
- ЭБС «Юрайт»: https://urait.ru/
- ЭБС «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/
- ЭБ «Издательский центр Академия»: https://academia-library.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.

Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.