МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональные творческие студии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_Журналистика_УЖ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 132
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 8 8 8 8
Сам. работа 132 132 132 132
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
ст. преп., Вихрев Л.А.;к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.

Рецензент(ы):
д.филос.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональные творческие студии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: обучиться навыкам ведущего информационных и аналитических программ на радио, ТВ. Студенты-журналисты получат и отработают навыки работы в прямом эфире, общения со слушателями; навыки интервьюирования собеседника.
Задачи курса: способствовать развитию умений студентов-журналистов выявлять мысль автора радио и ТВ текста, мелодически правильно выражать ее в звучании и передавать слушателю в перспективном ее развитии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-1.1 Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа
ПК-1.2 Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему
ПК-1.3 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.4 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.5 Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта
ПК-1.6 Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа
ПК-2Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
ПК-2.1 Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта
ПК-2.2 Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами
ПК-2.3 Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте
ПК-2.4 Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте /медиапродукте
ПК-3Способен участвовать в разработке и реализации элементов авторского или коллективного практико-ориентированного медиапроекта
ПК-3.1 Знает отечественный и мировой опыт разработки и реализации аналогичных (сходных) медиапроектов
ПК-3.2 Умеет оценить соответствие медиапроекта формату, целевой аудитории СМИ или других медиа
ПК-3.3 Планирует и разрабатывает авторский или коллективный практико ориентированный медиапроект (или его элементы)
ПК-3.4 Готовит к реализации практико ориентированный медиапроект (или его элементы) и несет ответственность за результат
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа.
ПК-1.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации, разграничивает факты и мнения.
ПК-1.5. Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта.

ПК-2.1. Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта.

ПК-3.1. Знает отечественный и мировой опыт разработки и реализации аналогичных (сходных) медиапроектов.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему.
ПК-1.3. Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников.

ПК-2.2. Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами.

ПК-3.2. Умеет оценить соответствие медиапроекта формату, целевой аудитории СМИ или других медиа.
ПК-3.3. Планирует и разрабатывает авторский или коллективный практико-ориентированный медиапроект (или его элементы).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.6. Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа.

ПК-2.3. Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте.
ПК-2.4. Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте/медиапродукте.

ПК-3.4. Готовит к реализации практико-ориентированный медиапроект (или его элементы) и несет ответственность за результат.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика работы журналиста с текстом
1.1. Логический анализ публицистических текстов Лабораторные 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Речевая манера в публицистических жанрах на радио и телевидении Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Речевой анализ аудио– и видеозаписей Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Чтение художественных и информационных текстов радиопубликаций с последующим их интонационно-логическим анализом Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Должностные инструкции, нормативы, требования к работе журналиста на ТВ Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4
1.6. Система источников и методов сбора и анализа информации в журналистике Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4
1.7. Комплексный (логический, интонационный и т.д.) анализ радиотекста Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Разработка творческого радиопроекта Сам. работа 5 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Особенности современного медиапродукта
2.1. Жанровое многообразие телевизионного контента Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.5, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Создание телевизионного медиапродукта Лабораторные 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.5, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Технология производства ТВ-программ и документальных фильмов Лабораторные 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.5, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Подготовка к интервью Сам. работа 5 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.5, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Анализ публикации на предмет использования документов журналистами Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.5, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Составление плана проведения журналистского эксперимента Сам. работа 5 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.5, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Тема, авторская идея и проблема журналистского произведения Лабораторные 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.5, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Видеосъемка по заданию преподавателя Сам. работа 5 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.5, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.9. Редактирование видеоизображений Сам. работа 5 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.5, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.10. Подготовка аккаунта на YouTube Сам. работа 5 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.5, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4652

Оценка сформированности компетенции ПК-1. Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта

Примеры заданий закрытого типа:
Вопрос 1.Как осуществляется отбор информации журналистом:
а) по желанию журналиста
б) по указанию редактора
в) с учетом задания и профессионально-этических норм
Ответ: в

Вопрос 2.Что представляет собой источник информации:
а) человек
б) предметно-вещественная среда
в) документ
г) все ответы верны
Ответ: г

Вопрос 3.В чем реализуется творческая индивидуальность журналиста:
а) в свободе самовыражения
б) в языке и стиле
в) в умении мыслить и делать аргументированные выводы
г) все ответы верны
Ответ: г

Вопрос 4. Блип-формат это:
а) усиление визуализации
б) то же, что мультимедийность
в) тятотение к краткости и отрывочности
Ответ: в

Вопрос 5. Каковы задачи корпоративных СМИ:
а) сплочение и укрепление коллектива
б) укрепление имиджа организации
в) укрепление связи организации с клиентами
г) все ответы верны
Ответ: г

Вопрос 6. Вопросы в интервью, которые служат для плавного изменения направления беседы, для перевода разговора на новую или упоминавшуюся вскользь тему:
а) скользкие
б) уходящие
в) переходные
Ответ: в

Вопрос 7. Одна из основных черт (признак) массовой информации:
а) доступность
б) элитарность
а) закрытость
Ответ: а

Вопрос 8. Первый этап работы над журналистским произведением:
а) сбор информации
б) выбор темы
в) проверка информации
Ответ: б

Вопрос 9. Метатекст – это:
а) образцовый текст какого-либо жанра
б) текст о тексте
в) то же, что и терминология
Ответ: б

Вопрос 10. Журналистику называют «четвертой властью»
а) совершенно справедливо, так как она непосредственно включена в процессы управления в обществе
б) лишь метафорически
в) отчасти справедливо, так как она является промежуточным звеном между обществом и властью и, следовательно, вовлечена в процессы управления
Ответ: в

Вопрос 11. Отношения между журналистикой и властью:
а) носят неразрешимо антагонистический характер, поэтому сми всегда должны вставать в оппозицию к власти
б) неизбежно сводятся к подчинению властями сферы сми, против чего бесполезно бороться
в) включают «вечные» противоречия, которые при твердой и согласованной позиции журналистского сообществе могут быть удержаны в разумных пределах
Ответ: в

Вопрос 12. Наиболее значимой функцией СМИ является:
а) развлекательная
б) информационная
в) культурологическая
Ответ: б

Вопрос 13. Манипуляция сознанием это:
а) жесткое утверждение какого-либо тезиса
б) изменение отдельных взглядов или картины мира реципиента в результате информационного воздействия
в) неявное внедрение установок, выгодных источнику воздействия, но нежелательных для реципиента
Ответ: в

Вопрос 14. СМИ считается таковым, если территориально зона его регулярного действия распространяется до международных масштабов:
а) федеральное
б) транснациональное +
в) региональное
Ответ: б

Вопрос 15. Какие понятия являются общими для журналистской этики и права?
а) демократия и правопорядок
б) обязанность и долг
в) идейность и принципиальность
г) коллективизм и эгоизм
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа:
1. В чем состоит суть пропагандистской функции журналистики?
Ответ: постоянное целенаправленное воздействие на аудиторию с целью утверждения определенных идей, мнений и ценностей.

2. Что означает понятие «инвестигейтивная журналистика?
Ответ: Современный вид журналистики, благодаря которому аудитория, свидетели каких-либо событий, могут вносить вклад в медиапространство

3. Кто автор высказывания: «Свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть»?
Ответ: Шарль Монтескье

4.. Какая этическая категория лежит в основе высказывания «Все равны перед законом и судом»?
Ответ: Категория справедливости

5.Как назывались первые общественные структуры, созданные для осуществления этического контроля в сфере журналистики?
Ответ: Советы прессы

6. Комплексная проверка информации на правдивость, точность и достоверность называется ______________
Ответ: фактчекинг

7. Перечислите основные функции журналистики.
Ответ: информационная, коммуникативная, организаторская, рекреативная.

8. Защита от диффамации и клеветы это не только этическая, но и __________ норма.
Ответ: правовая

9. Что такое политкорректность?
Ответ: Практика запрета на употребление слов и выражений, считающихся оскорбительными для общественных групп, выделяемых по признаку расы, пола, возраста, вероисповедания, сексуальной ориентации и т. п.

10. Свод правил и норм, принятых тем или иным журналистским сообществом и регулирующий профессиональное поведение – это ___________________
Ответ: профессионально-этический кодекс

11.Когда и кем была принята «Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада органов информации в дело укрепления мира и международного взаимопонимания, прав человека, борьбы против расизма, апартеида и подстрекательства к войне» ?
Ответ: Декларация была принята в 1978 г. Генеральной Конференцией ЮНЕСКО на ее двадцатой сессии .

12.Как назывался основной международный профессионально-этический документ в сфере журналистики? Когда и где он был принят?
Ответ: «Международные принципы журналистской этики», принят в 1983 году на Четвертой консультативной встрече журналистов в 1983 году в Париже и Праге.

13 Что означает термин «нетикет»?
Ответ: это термин, появившийся в середине 80-х годов XX века и означающий правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживаются большинство.

14. ___________.- это качество личности, принимающей на себя социальные обязательства в соответствии со своим местом в системе общественных отношений
Ответ: ответственность

15. Что означает термин «фейк»? «____________»
Ответ: фальшивое (недостоверное) сообщение, дезинформации в медиапространстве.

16. _______________ – это факты и логические конструкции, при помощи которых автор аналитического материала обосновывает свое мнение.
Ответ: аргументы

17. Что такое лид?
Ответ: это первый абзац статьи, расположенный под заголовком (хэдлайном) и выделенный шрифтовыми средствами или пробелом от основного текста

18. Жанры публицистики, в которых анализ является главным методом: корреспонденция, статья, комментарий, рецензия и др. – это _________________ жанры .
Ответ: аналитические

19. Заголовок на всю ширину газеты/журнала, «шапка» называется______________
Ответ: баннер
20. Часть электронного (гипертекстового) документа, ссылающаяся на другой элемент, это __________________
Ответ: гиперссылка

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенции ПК-2: Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа

Примеры заданий закрытого типа

1. Что такое «отклоняющееся поведение» прессы:
а) открытое противопоставление, враждебность;
б) обеспечение перспектив развития общности;
в) несоответствие ожиданиям, нормам и стандартам.
Ответ: в

2. Что оправдывает вмешательство в частную жизнь человека при журналистском расследовании?
а) защита интересов общества
б) защита интересов человека
в) защита международных интересов
Ответ: а

3. В чем суть публицистики:
а) тип творческой деятельности, когда публично выражается мнение на основании опыта личности;
б) репродуктивная деятельность по обработке информационных потоков;
в) информационный обмен специфицированной информацией.
Ответ: а

11. Культурный код - это:
а) набор социальных практик
б) набор стереотипов, свойственных данной культуре
в) набор культурных ценностей и смыслов, поведенческих форматов и знаний
Ответ: в

12. Термин консенсус означает:
а) полное совпадение мнений
б_ взаимное уважение
в) достижение договоренности в результате взаимных уступок
Ответ: в

6. Что такое культурные нормы?
а) законы и стандарты социального бытия людей
б) процесс обозначения мира понятий и вещей
г) то же, что и нормы этикета
Ответ: а

7. Что включает в себя культура?
а) единство материального и духовного фактора+
б) материальный фактор
в) духовный фактор
Ответ: а

8. Что является ключевым понятием семиотического определения культуры?
а) орудие
б) текст
в) ценность
Ответ: б

9. В современном мире наблюдается процесс, противоположный по смыслу глобализации культуры, а именно:
а) ассимиляции,
б) интеграции,
в) этнизации
Ответ: в

10. Соотнесение человеком себя с определенной культурой – это …
а) культурное устроение,
б) культурная самоидентификация
в) коллективизм,
Ответ: б

11. В основу культурной компетентности журналиста не входит:
а) владение языками, кодами культуры,
б) освоение национального культурного наследия,
в) знание семиотики культур
г) владение современными компьютерными технологиями
Ответ: г

12. Постмодернизм как направление современной культуры сформировался в:
а) конце XIX в.,
б) 70-80е гг. ХХ в.,
в) начале ХХ в.,
г) начале XXI в.
Ответ:б

13. Какой жанр не используется в культурно-просветительской журналистике:
а) анонс
б) рецензия
в) обозрение
г) статистический обзор
Ответ: г

14. Какая функция не реализуется в культурно-просветительской журналистике:
а) информационная
б) коммуникативная
в) экономическая
Ответ: в

15. Культурное, национальное, религиозное и иное разнообразие следует рассматривать как:
а) архаизм, который постепенно уходит в прошлое в результате глобализации
б) вредное явление, с которым журналисту, по возможности, надо бороться
в) закономерность социокультурного бытия, которую надо принимать и учитывать.
Ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа
1. ________________ - это совокупность материальных и моральных достижений человека, передаваемых последующим поколениям.
Ответ: культура
2. Трэвел-журналистика это…
Ответ: Особое направление в массмедиа, сосредоточенное на предоставлении информации о путешествиях
3. Гражданская журналистика это…
Ответ: деятельность людей, которые не являются журналистами, но которые пишут для СМИ на актуальные злободневные темы .
4. Что означает термин «инфотейнмент»?
Ответ: способ подачи материала, который одновременно направлен на развлечение и на информирование аудитории.
5. Распространением и актуализацией в обществе культурных ценностей занимается ___________________ журналистика
Ответ: культурно-просветительская
6. Что означает термин «анонс»?
Ответ: журналистское сообщение, в котором аудитория оповещается о предстоящем культурном событии.
7. Жанр журналистики, в котором осуществляется развернутый целостный анализ произведения, называется ___________________
Ответ: рецензия
8. Жанр журналистики, в котором предметом отображения становится совокупность культурных и исторических сведений, составляющих достопримечательности определенного места, называется ______________________
Ответ: культурно-исторический очерк
9. При реализации культурно-просветительской деятельности от журналиста требуется широкий _____________
Ответ: кругозор
10. В чем главная задача культурно-просветительской деятельности журналиста?
Ответ: поднять общий уровень культурного развития массовой аудитории
11. Что такое медиакритика?
Ответ: область журналистики, осуществляюшая критическое осмысление и оценку медиатекстов
12. Что такое арт-журналистика?
Ответ: новое направление журналистики, специализирующееся на проблемах искусства
13. Установка на недопущение конфронтации, принятие Другого, терпимость к различиям - это _______________
Ответ: толерантность
14. Что такое культурные стереотипы?
Ответ: Жесткие, часто упрощенные представления о специфических особенностях той или иной культуры.
15 Дайте определение понятию «экстремизм».
Ответ: приверженность к крайним взглядам и мерам, часто сопровождающаяся их агрессивным отстаиванием.
16. Что такое сексизм?
Ответ: формы поведения, направленные на исключение женщин из полноценного участия в жизни общества, отрицание возможности для женщин пользоваться всеми правами человека.
17. Установление принудительных ограничений для людей определенной группы по признаку расы, религии или пола – это_____________
Ответ: сегрегация
18. Дайте определение понятию «расизм»
Ответ: отрицание прав человека на основании его расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими.
19. Боязнь иностранцев, представителей других культур, неприязнь к ним, убежденность в том, что «чужие» могут нанести обществу (человеку) вред, это _______________
Ответ: ксенофобия
20.Конкретная совокупность свойств человека, которая удостоверяет его в качестве члена определенного сообщества и/или носителя определенного коммуникативного опыта, это ____________
Ответ: идентичность

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен участвовать в разработке и реализации элементов авторского или коллективного практико-ориентированного медиапроекта

Тестовые задания открытой формы
1. _________ - это жанр документального кино, в котором предмет отображения всегда является реальным фактом действительности, но создаётся фильм методами игрового кино, методами постановки, инсценировки и реконструкции.
Вставьте пропущенное слово.
ОТВЕТ: докудрама
2. __________ - это жанр кино и телевидения, в котором создаётся иллюзия документальности за счёт особого набора методов, но предмет отражения в таком фильме, как правило, является вымышленным.
Вставьте пропущенное слово.
ОТВЕТ: мокьюментари
3. Назовите мокументальный фильм, запрещённый к показу на британском BBC.
ОТВЕТ: «Военная игра»
4. Какой метод съёмки допустим в документальном кино и тележурналистике?
ОТВЕТ: метод реконструкции факта
5. Какой метод съёмки не допустим в документальном кино и тележурналистике?
ОТВЕТ: инсценировка или постановка
6. На каком этапе экранного производства идёт работа над сценарием?
ОТВЕТ: pre-production
7. На каком этапе экранного производства осуществляется цветокоррекция?
ОТВЕТ: post-production
8. Как называется короткое сообщение в теленовостях?
ОТВЕТ: БЗ (войс, картинка)
9. Как называется анонс материалов выпуска теленовостей?
ОТВЕТ: шпигель
10. Как называется элемент телевизионного сюжета с коротким прямым интервью героя?
ОТВЕТ: синхрон
11. Как называется элемент телевизионного сюжета, представляющий живой видеофрагмент без закадрового текста.
ОТВЕТ: лайф
12. Как называется элемент телевизионного сюжета, представляющий видеофрагмент со звуками неживой природы без закадрового текста.
ОТВЕТ: люфт
13. Как называется элемент телевизионного сюжета с говорящим в кадре текст корреспондентом.
ОТВЕТ: стенд-ап
14. Как называется живой звук видеозаписи?
ОТВЕТ: интершум
15. __________ - это формат телесюжета-стенд-апа (вставьте пропущенное слово).
ОТВЕТ: лайф-ту-тейп
16. __________ - это структурирование выпуска теленовостей, определения порядка сюжетов в выпуске (вставьте пропущенное слово).
ОТВЕТ: вёрстка
17. Какому принципу необходимо подчинять драматургию выпуска теленовостей?
ОТВЕТ: волновой рецепции
18. В проблемном сюжете должно быть представлено минимум ____ точки зрения (вставьте пропущенное слово).
ОТВЕТ: две
19. В каком жанре тележурналистики нет закадрового текста?
ОТВЕТ: no comments
20. Профессионализм, обозначающий запись комментария по телефону.
ОТВЕТ: хрипун

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


Тестовые задания закрытого типа
1. Какой метод вы примените для обеспечения максимально естественного поведения героя в кадре.
А. репортажный
Б. привычная камера
В. субъективная камера
ОТВЕТ: Б
2. Одно из требований к «чистой» документалистике, прописанное манифестами разных движений, это:
А. отсутствие штатива при съёмке
Б. использование скрытой камеры
В. только репортажная съёмка
ОТВЕТ: А
3. Кто установил для документальной съёмки правило «максимум двух снимающих»?
А. Ричард Ликок
Б. Кен Лоуч
В. Эдгар Морен
ОТВЕТ: А
4. Сколько петличек необходимо для записи интервью с одним гостем?
А. 1
Б. 2
В.3
ОТВЕТ: 2
5. На какое место в выпуске теленовостей вы поставите самый скучный сюжет?
А. последнее
Б. третье
В. второе
Г. в середину
ОТВЕТ: В
6. Соотнесите тип крупности плана и его процентное содержание в исходнике.
1) Крупный
2) Средний
3) Общий
4) Деталь
А – 5%
Б – 40-45%
В – 5-10%
Г – 30-35%
ОТВЕТ: 1-Б, 2-Г, 3-В, 4-А
7. Что необходимо точно прописать в синопсисе сюжета?
А. аудиторию
Б. место в вёрстке
В. идея
ОТВЕТ: В
8. Самая массовая группа жанров в теледокументалистике:
А. очерковая
Б. информационная
В. художественно-документальная
ОТВЕТ: Б
9. К какой группе жанров относится мокьюментари?
А. художественно-документальной
Б. эссеистика
В. информационная
ОТВЕТ: А
10. Кто впервые использовал приём вмонтирования игрового персонажа в хроникальные кадры?
А. Вуди Ален
Б. Алексей Федорченко
В. Питер Джексон
ОТВЕТ: А
11. Все этические вопросы необходимо решать за монтажным столом. Кто автор этого правила документалистики?
А. Александр Расторгуев
Б. Виталий Манский
В. Антуан Каттин
ОТВЕТ: Б
12. Для запуска телепроекта необходима:
А. реклама проекта
Б. сценарная заявка
Г. пробная съёмка
ОТВЕТ: Б
13. Прообразом ток-шоу в отечественной практике телевидения стал эпизод фильма:
А. Шинов и другие
Б. Мать
В. Маринино житьё
ОТВЕТ: А
14. ______ - это временной отрезок телепрограммирования. Какое слово пропущено.
А. хронометраж
Б. таймкод
В. слот
ОТВЕТ В
15. Единица измерения телерейтинга –
А. пиплометр
Б. секунда
В. эфирная единица
ОТВЕТ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Создать мультимедийный медиапроект на актуальную тему текущей повестки дня
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Какое место занимает профессиональная мораль в системе моральных отношений?
2. Назовите задачи профессиональной этики как дисциплины.
3. Перечислите принципы и нормы профессиональной морали, их отличие.
4. Раскройте суть принципа свободы/независимости СМИ. Три модели его реализации
5. Охарактеризуйте коммунитаристскую модель журналистики.
6. Раскройте суть принципа объективности/полноты информации в работе СМИ.
7. Раскройте суть принципа защиты прав личности и связанные с ним проблемы.
8. Раскройте суть принципа гуманизма, его отражение в международных документах.
9. Назовите основные группы профессионально-этических норм и охарактеризуйте нормы взаимоотношения в редакционном коллективе.
10. Назовите основные группы профессионально-этических норм и охарактеризуйте нормы взаимоотношений «журналист – источник информации»
11. Назовите основные группы профессионально-этических норм и охарактеризуйте нормы взаимоотношений «журналист – герой публикации»
12. Назовите основные группы профессионально-этических норм и охарактеризуйте языковые профессионально-этические нормы
13. Назовите и кратко охарактеризуйте три модели социальной миссии журналистики, их социально-этические аспекты
14. Каковы основные этапы формирования профессионально-этических кодексов журналистики?
15. Когда и кем были приняты «Международные принципы журналистской этики?
16. Как происходила кодификация норм журналистской этики в России? Назовите основные кодексы.
17. Что такое советы СМИ, каковы их функции?
18. Когда и как работало Большое Жюри при СЖ РФ?
19. Охарактеризуйте проблему отношений «СМИ – власть» с этических позиций.
20. Что такое «нэтикет», каковы факторы его успешности или неуспешности?
21. Охарактеризуйте понятие «постправды». В чем опасность такого состояния дел?
22. Охарактеризуйте работу Общественной коллегии по жалобам на прессу.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Проанализировать предлагаемую журнальную/газетную публикацию с профессионально-этических позиций, включая социальную значимость темы, наличие авторской позиции и ее аргументированность.
2. Приведите пример саморегулирования журналистики в одной из стран (по выбору)


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лазутина, Галина Викторовна Жанры журналистского творчества : учебное поосбие для вузов Аспект Пресс,
Л1.2 В.М. Кривошеев В творческой лаборатории журналиста : учебное пособие Университетская книга, 2010 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84784
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мансурова, Валентина Дмитриевна Психология журналистского творчества. От замысла – к воплощению : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2010 elibrary.asu.ru
Л2.2 Черникова, Елена Вячеславовна Литературная работа журналиста : учебник для вузов Гардарики, 2007
Л2.3 Сластенкин, Р.И. От замысла к воплощению: особенности профессионально-творческого процесса в журналистике : научная литература Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140279
Л2.4 Бобров, А.А. Путь к профессионализму: учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ polpred.com
Э4 Курс в мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Онлайн курс на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4652

Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторные занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.