МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные медиатехнологии в практике СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Журналистика_ЖТиММР-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 100
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 100 100 100 100
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.

Рецензент(ы):
д.филос.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Современные медиатехнологии в практике СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф., Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф., Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить студентов с новыми форматами медиатекстов и современными технологиями создания медиапродуктов. Руководствуясь практиоориентированным подходом в обучении, сформировать у студентов основные навыки пользователей оборудования, сервисов и приложений для создания современных мультимедийных форматов, понимание правил и алгоритмов визуализации данных, научить создавать инфографику и другие визуальные элементы медиатекста, работать с интерактивными инструментами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять авторскую деятельность любого характера и уровня сложности с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа
ПК-2.1 Умеет осуществлять мониторинг тем и проблем информационной повестки дня
ПК-2.2 Формирует круг героев, свидетелей, экспертов для создания журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности и изучает полученные сведения
ПК-2.3 Анализирует информацию из документальных источников, находящихся в открытом доступе
ПК-2.4 Знает способы проверки достоверности полученной информации
ПК-2.5 Предлагает творческие решения в процессе создания медиапродукта
ПК-2.6 Соблюдает профессиональные этические нормы в профессиональной деятельности
ПК-2.7 Готовит к публикации журналистский текст (или) продукт любого уровня сложности с учетом требований конкретной редакции СМИ или другого медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает основные направления и школы научных исследований в сфере журналистики и медиа.
ПК-1.2. Определяет поле исследования, разрабатывает или адаптирует методологию.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.1. Умеет осуществлять мониторинг тем и проблем информационной повестки дня.
ПК-2.2. Формирует круг героев, свидетелей, экспертов для создания журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности и изучает полученные сведения.
ПК-2.3. Анализирует информацию из документальных источников, находящихся в открытом доступе.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.6. Соблюдает профессиональные этические нормы в профессиональной деятельности.
ПК-2.7. Готовит к публикации журналистский текст (или) продукт любого уровня сложности с учетом требований конкретной редакции СМИ или другого медиа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Интерактивные мультимедийные инструменты
1.1. Трансформация традиционных медиа. Особенности регионального рынка. Новый тип медиапотребления: структура, характеристики, последние замеры. Практические 1 2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Мультимедийная журналистика, современные медиаформаты, журналистика баз данных. Инструменты визуализации и новые подходы к видеоконтенту и медиатекстам.Специфика выбора платформ и сервисов. Алгоритмы работы с классическими мультимедийными форматами: интерактивные карты и таймлайны Сам. работа 1 2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Интерактивность как базовый принцип эффективного привлечения аудитории. Интерактивные форматы (калькулятор, викторина, карточки, опрос, анкета, бот и др.) Типовые ошибки в работе с интерактивными форматами. Сам. работа 1 1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Работа с интерактивными картами Сам. работа 1 1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Дизайн таймлайна Сам. работа 1 1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Алгоритмы работы с блок-схемами Сам. работа 1 1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Дизайн интерактивных фотографий Сам. работа 1 2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Интерактивные форматы тестов, анкет, карточек Сам. работа 1 1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.9. Создание истории в форме интерактивной карты Сам. работа 1 30 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.10. Создание познавательного теста Сам. работа 1 30 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Визуализация данных
2.1. Лекция 1. Data-Science и data-журналистика: обработка данных в эпоху информационной перегрузки. Визуальное мышление и датавиз Сам. работа 1 1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Общие рекомендации для дата-журналистов Сам. работа 1 1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Создание story-board мультимедийного проекта или веб-сайта на основе принципов гештальта Сам. работа 1 1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Источники данных и основы статистики. Инструменты визуализации данных Сам. работа 1 1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Работа с открытыми базами данных Практические 1 1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Виды и дизайн графиков. Манипуляции в датавиз Сам. работа 1 1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Выбор онлайн-сервиса для визуализации данных Практические 1 1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Создание дашборда Сам. работа 1 26 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Основным инструментом контроля является выполнение следующих заданий:
1) рассказать об интересной личности, культурном герое, особенном человеке в формате таймлайна. используя TimelineJS или любой другой удобный сервис;
2) в сервисах карт от Google или Яндекс создать карту достопримечательностей, музеев, театров или выбрать иную тематику;
3) используя сервис storymap.knightlab.com (или любой другой сервис интерактивных карт) в форме интерактивной карты рассказать историю, упаковать в этот формат любой журналистский материал, например, очерк путешествия. Также можно сделать любой другое культурологическое, литературное, художественное интерактивное путешествие (по пространству романа, живописного полотна).
4) с помощью любых ресурсов (draw.io, canva, приложения adobe, inforg.am и.т.п.) создать блок-схему/инструкцию, то есть понятное объяснение правил или алгоритмов (как получить второе гражданство и какие ограничения это накладывает, авторское право в Интернете, как провести фактчекинг информации, как открыть своё ИП и.т.д.);
5) в сервисах genial.ly или udoba.org создать интерактивную фотографию;
6) используя любой из доступных ресурсов (PowerPoint, Infogr.am, Jamboard, Word и.т.д.), создать подробный story-board будущего мультимедийного материала (схему вёрстки), основываясь в создании отдельных блоков на принципах гештальта.
7) создать итоговый проект визуализации данных: дашборд из трёх разных типов графиков, в том числе картографического.
Критерии оценивания: каждое задание оценивается по шкале 100 баллов. Все баллы суммируются и делятся на количество заданий, таким образом выводится средний балл. Ниже 60 баллов - оценка неудовлетворительно и "незачёт". От 61 балла - "зачтено". Для дифференцированного зачёта: 61-70 баллов - оценка "удовлетворительно", 71-89 баллов - оценка "хорошо", 90-100 баллов - оценка "отлично".

Тестовые задания открытой формы.
Выберите правильные варианты ответов.
1. Визуализация данных - это:
а) наглядное графическое представление массивов различной информации.
б) ра­бо­та с боль­шим объ­ё­мом ча­сто неструктурированных дан­ных.
в) представление информации в формализованном виде, пригодном для передачи, интерпретации или обработки.
2. Термин, означающий проектирование продукта на основе данных это:
а) Data-Driven Design
б) Data Science
в) Big-Data
3) Со­зда­ние мно­го­слой­ных ней­рон­ных се­тей в об­ла­стях, где тре­бу­ет­ся бо­лее продвинутый или быст­рый ана­лиз и тра­ди­ци­он­ное ма­шин­ное обу­че­ние не справ­ля­ет­ся. «Глу­би­на» обес­пе­чи­ва­ет­ся некоторым количеством скры­тых сло­ев ней­ро­нов в сети, которые про­во­дят ма­те­ма­ти­че­ские вы­чис­ле­ния - это:
а) машинное обучение
б) глубокое обучение
в) искусственный интеллект
4. На теории о том, что организованное целое воспринимается как большее, чем сумма его частей, основано понимание:
а) зрительной рецепции
б) визуального мышления
в) гештальт-психологии
5. Для эффективного вовлечения аудитории в контент вы структурируете свой материал следующим образом (по ходу скроллинга):
а) крупный заголовок, затем лид, далее инфографика, текст, в конце фотогалерея.
б) крупный заголовок, лид размещаем слева, справа фотография, затем текст материала, в конце дашборд с инфографикой.
в) заголовок, лид, фото, текст, инфографика, текст слева, дашборд справа.
6. При визуализации данных следует избегать ( отметьте все правильные варианты):
а) расположения двух графиков на одном дашборде
б) использования красного цвета
в) столбиковых диаграмм
г) использования 3D-форм
д) использования сложных форм
7. Понятие "визуальное мышление" ввёл в научный дискурс:
а) Маршалл Маклюэн
б) Поль Вирильо
в) Рудольф Арнхейм
8. Идея гештальтизма о том, что люди часто интерпретируют неоднозначные объекты более чем одним способом, переключаясь между альтернативами в поиске определенности, и в итоге одна точка зрения станет более доминирующей, в то время как переключение на другую интерпретацию будет усложняться:
а) множественная стабильность
б) неизменность/инвариантность
в) появление/проявление
г) воплощение/обоществление
9. Данные из какого источника нельзя в полной мере отнести к "открытым":
а) портал открытых данных РФ
б) Росстат
в) Единая информационная система в сфере закупок
10. Вставьте пропущенное слово в определение открытых данных: "Это [..................] данные, доступные для широкого круга лиц, пригодные к повторному автоматическому использованию и не имеющие лицензионных, технологических, правовых и иных ограничений на их использование".
а) общедоступные
б) цифровые
в) табличные
г) машиночитаемые
11. В статистике результат измерения, выделяющийся из общей выборки это:
а) максимум
б) выброс
в) аномалия
г) квантиль
д) медиана
12. Строить не от нуля и использовать прозрачность можно в графике типа:
а) Bar
б) Cartogram
в) Column
г) Alluvial Diagram
д) Bubble Plot
13. К каким двум типам графиков относятся следующие требования: не стоит использовать более 5 категорий для сравнения, в иделае всего два, категории располагать в порядке убывания по часовой стрелке.
а) Scatter
б) Donut
в) Pie
г) Bubble Plot
д) Line
14. При выборе какого типа карты площади регионов/стран/областей деформируются пропорционально цифровым значениям данных этих территорий?
а) Cartogram
б) Grid Map
в) Choropleth Map
г) Bubble Map
15. Обманывать и манипулировать в визуализации данных можно с помощью (правильный ответ не единственный):
а) точки отсчёта столбцов
б) легенды графика
в) ширины между столбцами
г) пропорций столбцов
16. Освещать 3-4 темы позволяет:
а) Арка
б) Хордовая диаграмма
в) Диаграмма Санкея
г) Дашборд
17. Чтобы не было искажающего эффекта, необходимо избегать:
а) построения графиков не от нуля
б) 3D-форм
в) прозрачности
18. Тип графика Treemap (дерево) подойдёт для:
а) сравнения уровня безработицы в разных странах
б) визуализации распределения статей бюджета
в) визуализации динамики цен
Правильные ответы:
1.А
2.А
3.Б
4.В
5.В
6.Г,Д
7.В
8.А
9.В
10.Г
11.Б
12.Д
13.Б,В
14.А
15. А,Г
16.Г
17.Б
18.Б
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно отвечено на более 65% вопросов.
«не зачтено» – верно менее 65% заданий.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов для устного ответа на зачёте:
1. Значение интерактивных инструментов для новых медиа.
2. Обзор интерактивных мультимедийных инструментов.
3. Дизайн таймлайна.
4. Алгоритмы работы с интерактивными картами.
5. Интерактивная карта как формат цифрового сторителлинга.
6. Алгоритмы работы с блок-схемами.
7. Дизайн интерактивных фотографий.
8. Data-Science и data-журналистика: факторы появления датавиз.
9. Журналистика данных: понятие, история, функции.
10. Что такое data.
11. Специфика визуального мышления.
12. Зрительная рецепция и гештальт-эффекты.
13. Особенности восприятия графических элементов
14. Общие рекомендации для дата-журналистов.
15. Создание story-board мультимедийного проекта или веб-сайта на основе принципов гештальта.
16. Что такое открытые данные.
17. Источники открытых данных
18. Основы статистики: очистка данных для датавиз.
19. Разновидности инструментов для датавиз.
20. Программы и он-лайн сервисы для датавиз.
21. Выбор графика, адекватный цели визуализации.
22. Виды графиков.
23. Дизайн графиков и правила их использования.
24. Манипулятивные практики в датавиз.
Структура билета:
1. Теоретический вопрос.
2. Презентовать свой дашборд и интерактивный формат истории.

Оценивание ответа на зачете: 2-х балльная шкала
Студент получает "зачтено", если дан ответ, свидетельствующий о знании поставленной проблемы, отличающийся достаточной степенью глубины и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, сформированными навыками анализа явлений, процессов, достаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, достаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа.
Выполняет предложенные практические задания правильно и самостоятельно или с небольшими неточностями,
Студент получает оценку "не зачтено", если дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Практическое задание не выполнено или допущены грубые ошибки, свидетельствующие об отсутствии теоретической базы.

Студент получает зачёт автоматически в случае посещения 80% лекционных занятий и выполнения всех заданий курса. Каждое задание оценивается по шкале 100 баллов. Все баллы суммируются и делятся на количество заданий, таким образом выводится средний балл. От 61 балла - "зачтено". Для дифференцированного зачёта: 61-70 баллов - оценка "удовлетворительно", 71-89 баллов - оценка "хорошо", 90-100 баллов - оценка "отлично".


Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мансуров, Александр Валерьевич Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Коноплева, Ирина Аполлоновна Информационные технологии : учебное пособие Проспект, 2016
Л1.3 Диков А.В. Интернет и Веб 2.0: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хроленко, А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария : практическое руководство : Флинта, 2018 biblioclub.ru
Л2.2 Сотникова О. П. Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на семинарах; в случае пропуска занятия по уважительной причине ответ предоставляется в электронном виде.
Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Зачет может быть выставлен автоматически, если студент выполнил необходимые задания в течение семестра на соответствующем уровне (исходя из представленных выше шкал оценивания).
На ответ студенту отводится 35 минут.