МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Туристско-рекреационное ресурсоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильРекреационный и санаторно-курортный сервис
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_Сервис_РиСКС-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 187
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 1
зачеты: 1
курсовая работа: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 187 187 187 187
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Кирюшин К.Ю.

Рецензент(ы):
к.г.н., доц., Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Туристско-рекреационное ресурсоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 514)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 02.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 02.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения данной дисциплины является формирование у будущих специалистов целостной системы знаний в области туристских ресурсов и их составных частях, ознакомление с различными классификациями туристских ресурсов, основными методами и критериями оценки природных и социально-культурных факторов развития ресурсной базы туризма и туристской деятельности.

Задачами освоения дисциплины являются:
- раскрытие основных положений и определений важнейших понятий, терминов и категорий туристского ресурсоведения;
- выявление системы показателей и критериев количественной и качественной оценки туристского потенциала территорий; - характеристика основных видов туристских ресурсов, а также выделение и изучение их важнейших свойств;
- анализ методов оценки природных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов туризма;
- рассмотрение основных аспектов экологических основ использования и охраны туристских ресурсов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает требования нормативных правовых актов к консультированию и информированию клиентов о состоянии рынка туристских услуг, принципам и методике организации выполнения программы туристской поездки
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет выбирать и обосновывать применение клиентоориентированных технологий туристского обслуживания на основе нормативных правовых актов и с учетом запросов потребителей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками осуществления контроля выполнения утвержденной программы путешествия и условий обслуживания туристской группы на основе нормативных правовых актов и с учетом запросов потребителей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Туристское ресурсоведение
1.1. Теоретические основы туристско-рекреационного ресурсоведения Лекции 1 2 УК-1 Л1.1, Л2.2
1.2. Теоретические основы туристко-рекреационного ресурсоведения. Сам. работа 1 30 УК-1 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Туристский потенциал территрий
2.1. Туристский потенциал территорий Практические 1 2 УК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Туристский потенциал территорий. Список Всемирного наследии ЮНЕСКО. Сам. работа 1 30 УК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Природные ресурсы туризма и их оценка.
3.1. Природные ресурсы туризма и их оценка. Лекции 1 2 УК-1 Л1.1, Л2.2
3.2. Природные ресурсы туризма и их оценка. Практические 1 2 УК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Природные ресурсы туризма и их оценка. Сам. работа 1 27 УК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Культурно-исторические ресурсы туризма и их оценка.
4.1. Культурно-исторические ресурсы туризма и их оценка. Лекции 1 4 УК-1 Л1.1, Л2.2
4.2. Культурно-исторические ресурсы туризма и их оценка. Практические 1 2 УК-1 Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Социально-экономические ресурсы туризма и их оценка.
5.1. Социально-экономические ресурсы туризма и их оценка. Практические 1 2 УК-1 Л1.1, Л2.2
5.2. Социально-экономические ресурсы туризма и их оценка. Сам. работа 1 40 УК-1 Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Охрана туристских ресурсов
6.1. Охрана туристских ресурсов Сам. работа 1 60 УК-1 Л2.2
Раздел 7. Экзамен

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильина, Людмила Анатольевна Туристское природопользование: учеб.пособие для вузов Академия, 2009 г.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Севастьянов Д. В. Основы страноведения и международного туризма: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
Л2.2 Н.Н. Праздникова, А.А. Бондарович, А.В. Кротов Туристское страноведение. Часть 1. Методика турстрановедческих исследований : Предназначено для студентов географического факультета, обучающихся по программе бакалавриата 43.03.01 «Сервис» , 43.03.02 «Туризм», 43.03.03 «Гостиничное дело». Барнаул : АлтГУ, 2018г. URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/6320
Л2.3 Харламова Н.Ф. Рекреационная георафия: Учебное пособие Изд-во АлтГУ, , 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Туристско-рекреационное ресурсоведение (очное отделение)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Все о туризме: туристическая библиотека. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/lib.htm/, свободный. – Заглавие с экрана.
Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором (http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686)
Технология создания турпродукта (http://www.publicant.ru/Demo/697510.htm)
Современные информационные технологии в туристском бизнесе (http://vorst-alina.narod.ru/)
ФЗ об основах турдеятельности (http://ozpp.ru/zknd/turi/)
Федеральное агентство по туризму: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/, свободный. – Заглавие с экрана.
RATANEWS [Электронный ресурс]: Еженедельная туристская газета / Электронная газета. – Режим доступа к газете: http: //www. ratanews.ru
Официальный сайт департамента туризма Минэкономразвития РФ:
http: //www. russiatourism.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.
501М лаборатория технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты - 14 шт.
401М кабинет топографии и геодезии, лаборатория ландшафтного проектирования – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка DA-LITE - 1 единица; карта СФО настенная, настенная карта особо охраняемых природных территорий и объектов, учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В курсе «Туристское ресурсоведение» практические (семинарские) занятия занимают 30 % аудиторной нагрузки. Темы занятий отражают последовательность изучения дисциплины в соответствии с программой. Целью семинарских занятий является формирование базы теоретических знаний по дисциплине, обучению самостоятельного поиска литературы по теме, умения анализировать и сопоставлять точки зрения разных исследователей.
Практические (семинарские) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора литературных, статистических и картографических источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студент делает 10 минутный доклад по вопросу конкретной темы, таким образом, приобретания навыки выступления с научным соообщением.
После каждого выступления проводится 10 минутная дискуссия. В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
Предусмотрен вариант свободного распределения вопросов из предложенного списка. Этот вариант будет способствовать углублению уже имеющихся научных интересов студентов.
После выбора вопроса и темы студенты разрабатывают план доклада самостоятельно. Для этого они предварительно знакомятся с соответствующим разделом программы курса, методическим указаниями и рекомендованной литературой. После данного этапа преподаватель проводит консультацию для студента, в ходе которой уточняется разработанный план и рекомендуются дополнительные источники.
После семинарского занятия студент сдает свой доклад оформленный в виде письменной работы объемом 5-10 страниц машинописного текста. Оформление работы производится согласно «Стандарту предприятия по формлению курсовых и квалификационных работ».
Зачет по итогам семинарских и практических занятий для студента складывается из нескольких составляющих – доклад и ответы на вопросы к ходе семинарского занятия, письменный вариант доклада, работы практических занятий и итоговый тест.
В итоговый тест включаются вопросы рассмотренные на семинарских и практических занятиях, являющиеся составной частью доклада или работы. Такой подход способствует активизаиции студентов на занятии и повышает их трудовую дисциплину.