МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильРекреационный и санаторно-курортный сервис
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_Сервис_РиСКС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст.препод., С.В. Шаповалова

Рецензент(ы):
К.ф.м.н., Зав. каф., Козлов Д.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 514)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Козлов Д.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Заведующий кафедрой Козлов Д.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование цифровой и информационной грамотности студентов, освоение ими знаний и умений рационального поиска, отбора, обработки и использования информации и цифровых инструментальных средств в учебной и профессиональной деятельности, а также формирование навыков саморазвития в контексте современной информатизации общества и принципов образования в течение всей жизни.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные информационно-коммуникационные технологии, основы информационной безопасности, основные этические нормы и правила интернет-коммуникации современного общества, возможности профессионального развития в контексте информатизации современного общества, аспекты авторского права, касающиеся использованияэлектронной текстовой и визуальной информации, цифровой инструментарий для управления своим временем и задачами, основы безопасного и эффективного использования ресурсно-информационных баз и цифровых сервисов на основе облачных технологий в практической деятельности, механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития, особенности построения траектории саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать и использовать информационные и коммуникационные средства для решения образовательных и профессиональных задач, использовать цифровые инструменты для работы с текстовой, визуальной информацией, презентации проектов и командной работы, управления временем и задачами, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития, определять траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки образовательного потенциала ресурсов сети Интернет, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы цифровой культуры
1.1. Основы работы в цифровой среде Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет и задачи информатики, как основы цифровой культуры Сам. работа 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Системы счисления Сам. работа 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Представление целых, вещественных и чисел с плавающей точкой в ЭВМ Сам. работа 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Представление текстовой информации в ЭВМ Сам. работа 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. История появления компьютера Сам. работа 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Архитектура персонального компьютера Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Состав персонального компьютера Сам. работа 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2
1.9. Технические средства реализации информационных процессов Сам. работа 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2
1.10. Сравнительный анализ возможностей различных поколений технических средств. Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2
Раздел 2. Культура работы с текстовыми документами
2.1. Интерфейс и возможности MS Word.Прямое и стилевое оформление текста. Лекции 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Нумерация страниц, оглавления и указатели Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Прямое форматирование текста. Стилевое оформление документов, создание разделов, создание атоматического оглавления. Лабораторные 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2
2.4. Таблицы и формулы в MS Word.Построение диаграмм. Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Создание и редактирование таблиц, вычисления в таблицах Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2
2.6. Графические элементы в MS Word. Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Самостоятельное выполнение работы. Оформление документа с использованием графических элементов Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2
2.8. Доработка и защита лабораторных работ Сам. работа 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2
Раздел 3. Культура создания презентаций
3.1. PowerPoint: Подготовка презентаций Лекции 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Самостоятельное выполнение работы.Технология создания презентаций Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2
3.3. Доработка и защита лабораторной работы Сам. работа 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2
Раздел 4. Культура использования электронных таблиц
4.1. Интерфейс MS Excel 2010. Ввод данных. Форматирование ячеек. Лекции 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2
4.2. Форматирование текста. Границы и заливка. Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2
4.3. Заполнение таблиц данными. Формулы и вычисления. Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2
4.4. Работа с листами, оформление таблиц. Вычисления с использованием формул и стандартных функций Лабораторные 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2
4.5. Визуализация данных. Графики и диаграммы. Условное форматирование. Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2
4.6. Фильтрация, сортировка, поиск данных в Excel Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2
4.7. Фильтр по образцу. Расширенный фильтр. Сам. работа 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2
4.8. Самостоятельное выполнение работы. Фильтрация данных. Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2
4.9. Добавление промежуточных итогов. Сводные таблицы. Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2
4.10. Выполнение самостоятельной работы по инструментам подведения итогов Сам. работа 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2
4.11. Доработка и защита лабораторных работ Сам. работа 1 6 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2
Раздел 5. Культура и безопасность общения в сети.
5.1. Правила безопасности в интернете. Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л1.1
5.2. Правила цифрового этикета Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л1.1
5.3. Правовое регулирование в информационной сфере. Сам. работа 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л1.1
5.4. Подготовка презентации по тематике раздела на основе данных сети Интернет. Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л1.1
5.5. Доработка и защита лабораторной работы Сам. работа 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9361
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:

1. Что можно отнести к программным продуктам?

* Системы программирования, операционные системы, прикладные пакеты программ
* Периферийные устройства, линии связи, различные материальные ресурсы

2. Наука о закономерностях и формах движения и использования информации в обществе – это…
* социальная информатика
* теоретическая информатика
* теория алгоритмов

3. Что является предметом изучения информатики?
* информация
* компьютер
* алгоритмы

4. Назовите основную единицу измерения информации
* бит
* байт
* бод

5. При каком подходе к измерению информации количество информации не зависит от смысла сообщения?
* алфавитный
* вероятностный
* цифровой

6. В каком виде данные представляются в компьютере?
* числовой
* текстовый
* графический
* цифровой

7. При каком подходе к измерению информации количество информации не зависит от смысла сообщения?
* алфавитный
* вероятностный
* цифровой

8. Верно ли, что любая информация в памяти компьютера кодируется нулями и единицами?
* верно
* неверно

9. Какой код не используется для представления положительных и отрицательных чисел в машинах?
* прямой
* обратный
* дополнительный

10. В какой системе счисления значение каждого знака в числе зависит от позиции, которую занимает знак в записи числа?
* позиционная
* непозиционная
* с плавающей точкой


11. Какой цифре соответствует запись латинской буквой H?
* 17
* 10
* 7

12. К какому виду ПО относится операционная система?
* прикладное
* системное
* инструментальные программные средства


13. К каким программам относятся программы, предназначенные для обслуживания и настройки компьютера?
* служебные
* стандартные
* специальные
* настраиваемые


14. Какие утилиты используются для исправления ошибок и для оптимизации работы компьютерной системы?
* средства диагностики
* средства компьютерной безопасности
* антивирусные программы

15. В чем заключается функция интерпретатора?
* переводит и выполняет программу строка за строкой
* читает и переводит программу целиком
* создает законченный машинный вариант
* интерпретирует данные



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: "зачтено" – верно выполнено 50%, "не зачтено" - менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено УП
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце каждого семестра зачета по всему изученному за семестр материала. Зачет проводится в виде теста.

Перечень вопросов для промежуточной аттестации для 1 семестра.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:

1. Укажите виды информационно-поисковых систем:
• документальные
• фактографические
• информационно-логические
• групповые
• сетевые
2. Укажите пути получения информации:
• работа с литературными источниками
• привлечение к работе консультантов или экспертов
• поиск информации в автоматизированных информационных системах
• собственные наблюдения
3. Обычная Web-страница представляет собой:
• текстовый файл с расширением txt или doc
• текстовый файл с расширением htm или html
• двоичный файл
• графический файл
• мультимедиа файл
4. Панель ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ не содержит:
• надпись
• переключатель
• кнопка
• таблицы
5. Эффективность дистанционного обучения зависит от:
• эффективности взаимодействия преподавателя и учащихся
• используемых педагогических технологий
• используемых методических материалов и способов их доставки
• эффективности обратной связи
• эффективности выхода в информационные сети
6. Самый популярный сервис сети Интернет:
• WWW
• http
• ftp
• e-mail
7. Верно ли, что цель любой информационной технологии – это производство информации для анализа человеком и принятия на ее основе решения по выполнению какого-либо действия?
• верно
• неверно
8. Что из перечисленного не является поисковой системой Интернета:
• abc.ru
• rambler.ru
• yandex.ru
• aport.ru
9. Персональный компьютер – это…
• устройство для работы с текстами
• электронное вычислительное устройство для обработки чисел
• устройство для хранения информации любого вида
• многофункциональное электронное устройство для работы с информацией и решения задач пользователя
10. В момент включения персонального компьютера программа тестирования персонального компьютера записана в…
• оперативной памяти
• регистрах процессора
• в микросхеме BIOS
• на внешнем носителе
11. Персональный компьютер не будет функционировать, если отключить…
• дисковод
• оперативную память
• мышь
• принтер
12. Отличительная черта открытого программного обеспечения:
• Исходный код программ распространяется бесплатно
• Исходный код программ доступен для просмотра и изменения
• Исходный код программ можно продавать неограниченному числу пользователей
13. К прикладным программам общего назначения относятся:
• текстовые и графические редакторы
• системы управления базами данных (СУБД)
• программы сетевого планирования и управления
• оболочки экспертных систем и систем искусственного интеллекта
• средства разработки приложений
• бухгалтерские программы
14. Прикладные программы называют …
• утилитами
• приложениями
• драйверами
• браузерами
15. Самая известная программа оптического распознавания текстов
• Prompt
• Fine Reader
• Fine Writer
• Stylus


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Зачтено: Даны верные ответы на не менее 67% вопросов.
Не зачтено: Даны правильные ответы на менее 67% вопросов.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_43.03.01 Сервис.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гендина Н.И., Косолапова Е.В., Рябцева Л.Н. Информационная культура личности в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для вузов Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/477568
Л1.2 Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии: учебник для прикладного бакалавриата Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/431772
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чернова, Е.В. Информационная безопасность человека: учебное пособие для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.2 Федотов, М.А. Информационное право: учебник для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс "Цифровая культура" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система,
браузер Google Chrome,
продукты MS Office

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://wwww.consultant.ru/).
Профессиональнные информационные базы:
- электронная база научных публикаций Scopus (www.scopus.com),
- электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная учебная дисциплина реализуется в форме освоения электронного курса, включающего материалы лекций, задания для практических занятий и самостоятельной работы, а также дополнительные материалы и ссылки рекомендуемые ресурсы. Электронный курс осваивается последовательно. К следующему учебному элементу можно будет перейти после завершения работы с предыдущим.
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение видеозаписи лекций, ознакомление с дополнительными материалами по теме лекции (как рекомендуемыми, так и найденными самостоятельно);
2. Формирование конкретных прикладных навыков и закрепление тем каждого раздела в форме практических занятий и самостоятельной работы. Практические занятия предполагают выполнение заданий по определенной инструкции, выполнение заданий для самостоятельной работы может потребовать самостоятельного поиска верного решения.
3. Степень освоения некоторых тем проверяется с помощью тестирования. Прохождение тестов в разделах курса не занимает много времени, но рекомендуется предварительно освежить содержание соответствующих тем с помощью материалов курса или самостоятельного информационного поиска.

Важной задачей освоения данной дисциплины следует считать изучение основ культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе. Последовательная, размеренная и систематическая работа над освоением дисциплины должна стать полезным учебным опытом, открывающим возможности эффективного обучения в течение всей жизни.