МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рекреалогия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильРекреационный и санаторно-курортный сервис
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_Сервис_РиСКС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н, Прудникова Н.Н.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Рекреалогия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 514)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 26.06.2022 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 26.06.2022 г. № 10
Заведующий кафедрой Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения учебной дисциплины «Рекреалогия» является формирование у
студентов общего представления о феномене «рекреация», различных рекреационных ресурсах
и основных рекреационных зонах мира, а также подготовка студентов к дальнейшему изучению
вопросов, связанных с организацией рекреационной деятельности.
Задачами изучения дисциплины студентами являются:
- изучение рекреации как социо-культурного феномена;
- изучение психологических основ поведения рекреантов;
- ознакомление с различными видами рекреации;
- рассмотрение рекреации как экономического явления;
- знакомство с рекреационными зонами мира и изучение факторов их формирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен осуществлять основные функции управления сервисной деятельностью
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия рекреалогии, виды рекреационных потребностей человека и
общества и условия их формирования;
- виды рекреационной деятельности и соответствующие им рекреационные ресурсы; -
структуру рекреационной системы и взаимодействие ее компонентов;
- систему государственного регулирования рекреации и туризма и охрану
рекреационных ресурсов, основы менеджмента и маркетинга рекреационных и туристских
услуг;
- особенности организации и функционирования рекреационных систем на различных
территориях.
3.2.Уметь:
3.2.1.- описывать факторы развития туризма и рекреации различных территориальных
рекреационных систем РФ;
- строить модель функционирования рекреационной системы;
- разрабатывать концепции развития туризма и рекреации с учетом территориальных
особенностей.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками моделирования рекреационной деятельности;
- навыками оценки рекреационных ресурсов, туристской освоенности и перспектив
развития туризма в различных регионах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в рекреалогию
1.1. Основы рекреалогии. Рекреалогия как наука. Понятийнотерминологический аппарат рекреалогии. Основные теоретические концепции рекреалогии и их классификация. Свободное и рекреационное время Лекции 3 2 ОПК-2 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Рекреалогия - наука о восстановлении физических и духовных сил человека Цели, задачи, объект и предмет рекреалогии. Ее место в системе наук. Исторический процесс развития рекреалогии как науки. Основные понятия и термины, характеризующие рекреацию. Социальноэкономическая сущность и основные функции рекреации. Психологические основы поведения рекреантов Сам. работа 3 8 ОПК-2 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. 1. Общие тенденции развития рекреационной деятельности. 2. Функции рекреалогии 3. Рекреативные потребности человека. 4. Основные свойства рекреационной системы. 5. Типы рекреационных предприятий Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. 1. В чем заключаются связи рекреалогии с другими науками? Чем обогащает рекреалогия естественные и гуманитарные науки? 2. Дайте определения понятиям «рекреалогия», «рекреационная деятельность», «рекреационные потребности человека». 3. В чем заключаются особенности этапов развития рекреалогии? 4. В чем заключаются функции рекреалогии? Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Ресурсный потенциал рекреационной деятельности. Основные виды туризма. Природные рекреационные ресурсы и их оценка. Культурно-исторические рекреационные ресурсы. Классификация видов туризма. Сам. работа 3 11 ОПК-2 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.6. Рекреационные ресурсы. Рекреационная ресурсная база. Рекреационное ресурсоведение. Потенциал природных, культурноисторических ресурсов для развития туризма. Рекреационная деятельность. Рекреационное районообразование и районирование Практические 3 2 ОПК-2 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.7. 1. Чем характеризуются основные тенденции рекреационной деятельности? 2. Какие функции выполняет рекреалогия в современном социуме? 3. Приведите примеры классификаций рекреативных потребностей человек. Какие признаки лежат в их основе? 4. Что собой представляет рекреационная система? Каковы ее основные компоненты? 5. Какова типология рекреационных предприятий? Практические 3 4 ОПК-2 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.8. Экономические аспекты рекреационной деятельности. Современный туризм как экономическое явление. Основные категории экономической теории, их приложение в науке о рекреации. Ценообразование и рентабельность рекреационной деятельности. Инвестирование в рекреационную деятельность. Маркетинговая деятельность субъектов туристического рынка. Особенности налогообложения в рекреационной сфере. Планирование рекреационной деятельности. Оценка эффективности рекреационной деятельности. Эффект от пользования турпродуктом. Сам. работа 3 10 ОПК-2 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.9. Правовое и материальнотехническое обеспечение рекреационной деятельности. Нормативно-правовая поддержка и регулирование отношений в сфере рекреационной деятельности. Рекреационно-туристская инфраструктура. Сам. работа 3 10 ОПК-2 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.10. 1. Гуманоцентрированные концепции. 2. Экономцентрированные концепции. 3. Натурцентрированные концепции. 4. Геопространственные концепции Сам. работа 3 5 ОПК-2 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Рекреационное проектировани
2.1. Рекреационное проектирование в туризме. География мировых рекреационных курортов. Рынок рекреационного отдыха. Эффективность программ отдыха. Виды услуг и программа обслуживания. Лекции 3 2 ОПК-2 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. 1. Чем характеризуются концепций в рекреалогии? 2. Какова роль концепций в развитии реареалогии как науки? 3. Какие признаки лежат в основе классификации концепций в рекреалогии Сам. работа 3 10 ОПК-2 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. 1. Понятие ресурса. Классификация ресурсов. 2. Оценка рекреационных ресурсов. Степень рекреационной освоенности. 3. Проблемы и перспективы рекреационного освоения. 4. Рекреационное зонирование. Рекреационного районообразование. 5. Функциональная специализация рекреационно-туристских районов. 6. Факторы туристского районирования. Сам. работа 3 10 ОПК-2 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Ресурсный потенциал рекреационной деятельности. Природные рекреационные ресурсы Сам. работа 3 3 ОПК-2 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. 1. В чем сущность понятия ресурса и его отличия от понятия «резерв»? 2. Приведите примеры классификации ресурсов. 3. Как проводится оценка и анализ рекреационных ресурсов? 4. В чем заключается многоаспектность рекреационной деятельности? 5. В чем заключается сущность рекреационного районирования территории? Какова его роль? 6. Какова роль специализации рекреационно-туристских районов? Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Рекреационный комплекс России. Основные рекреационные зоны России. Краснодарский край как ведущий рекреационный регион страны. Сам. работа 3 10 ОПК-2 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. B.C. Преображенского. Теоретические основы рекреационной географии : , 1975
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Погодина В. Л. Теоретические основы туристско-рекреационного ре- сурсоведения : СПб.: РГПУ, 2005
Л2.2 Н.Ф. Харламова Рекреационная география: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Николаева О. П. , Кротов А. В. Основные этапы рекреационного освоения Алтайского края : Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2009
Л3.2 А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова Рекреационная география: учебно-методический комплекс М.: Флинта, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Модул "Рекреалогия" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины