МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Туристско-рекреационное краеведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильРекреационный и санаторно-курортный сервис
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_Сервис_РиСКС-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 183
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 183 183 183 183
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Кирюшин К.Ю.

Рецензент(ы):
к.г.н., доц., Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Туристско-рекреационное краеведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 514)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины «Туристское краеведение» является ознакомление студентов с природой, историей , населением, экономикой, культурой и искусством, туристскими достопримечательностями Алтайского региона; приобщение студентов к научному и всестороннему познанию края.
Основной целью преподавания данной дисциплины является максимальное приближение теоретических знаний по краеведению к содержанию туристско-краеведческой работы.

Задачами изучения дисциплины «Туристское краеведение» являются: изучение природы Алтайского региона, истории Алтая от древнейших времен до современного периода, характеристика населения Алтайского края и Республики Алтай, общая характеристика экономики Алтайского региона, характеристика истории исследования Алтая, наиболее известными деятелями науки и искусства, знакомство с наиболее популярными туристскими маршрутами и достопримечательностями Алтайского края и Республики Алтай.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1: Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2: Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3: Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4: Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы туристского краеведения.
1.1. Теоретические основы туристского краеведения. Лекции 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.2
1.2. Теоретические основы туристского краеведения. Сам. работа 2 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Географическое краеведение Алтайского края
2.1. Географическое положение и рельеф Алтайского края Лекции 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л2.2
2.2. Климат Алтайского края Практические 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Животный и растительный мир Алтайского края Сам. работа 2 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Археологическое краеведение Алтая
3.1. Археологическое краеведение Алтая: предмет, цели, задачи и методы археологических исследований Сам. работа 2 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.1
3.2. Археологическое краеведение Алтая: каменный век Практические 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л1.1
3.3. Археологическое краеведение Алтая: каменный век Лекции 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1
3.4. Археологическое краеведение Алтая: каменный век Сам. работа 2 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1
3.5. Археологическое краеведение Алтая: эпоха энеолита и бронзы Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1
3.6. Археологическое краеведение Алтая: эпоха энеолита Сам. работа 2 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1
3.7. Археологическое краеведение Алтая: ранний железный век Лекции 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1
3.8. Археологическое краеведение Алтая: ранний железный век Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1
3.9. Археологическое краеведение Алтая: ранний железный век Сам. работа 2 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1
3.10. Археологическое краеведение Алтая: эпоха средневековья Лекции 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1
3.11. Археологическое краеведение Алтая: эпоха средневековья Сам. работа 2 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1
3.12. Археологическое краеведение Алтая: петроглифы Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1
3.13. Археологическое краеведение Алтая: петроглифы Сам. работа 2 11 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1
Раздел 4. Историческое краеведение Алтая
4.1. Историческое кравеведение Алтая: присоединение к Российскому государству. Лекции 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л2.2
4.2. Историческое кравеведение Алтая: присоединение к Российскому государству. Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.4
4.3. Историческое кравеведение Алтая: присоединение к Российскому государству. Сам. работа 2 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.4
4.4. Историческое краеведение Алтая: возникновение и развитие горно-металлургического производства. Лекции 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.4
4.5. Историческое краеведение Алтая: возникновение и развитие горно-металлургического производства. Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.4
4.6. Историческое краеведение Алтая: возникновение и развитие горно-металлургического производства. Сам. работа 2 28 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.4
4.7. Историческое краеведение Алтая: Алтайский край в XIX - нач. XXI века. Сам. работа 2 28 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л2.2
4.8. Историческое краеведение Алтая: Алтайский край в XIX - нач. XXI века. Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4
Раздел 5. Этнографическое краеведение Алтая
5.1. Этнографическое краеведение Алтая: Формирование этнокультурных групп местного и славянского населения. Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л1.3, Л2.2
5.2. Этнографическое краеведение Алтая: Формирование этнокультурных групп местного и славянского населения. Сам. работа 2 28 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л1.3, Л2.2
Раздел 6. Биографическое краеведение Алтая
6.1. Биографическое краеведение Алтая Лекции 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л1.3, Л2.2
6.2. Биографическое краеведение Алтая Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л1.3, Л2.2
6.3. Биографическое краеведение Алтая Сам. работа 2 28 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.3, Л1.3, Л2.2
Раздел 7. Экзамен
7.1. Экзамен 2 13 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3586

УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Древний каменный век
Палеолит

Средний каменный век
Мезолит

Новый каменный век
Неолит

Переходный период от эпохи камня к эпохе бронзы
Энеолит

Впервые термин "археология" был введен в обиход греческим философом
Платоном

На уровень государственной политики разыскание древностей в России пытался поставить
Пётр I

Ошибочное предположение о необитаемости Европейской России в палеолитическую эпоху было опровергнуто
Уваровым

Первым исследователем неолита Алтая считается
М.Д. Копытов


Энеолитические памятники лесостепного Алтая были открыты около 50 лет назад в результате работ в предгорной зоне
Б.Х. Кадикова

Преобладающей отраслью в скотоводческом хозяйстве энеолитического населения Алтая было
Коневодство

Годом создания монгольской государственности считается
1206 г
Наивысший расцвет Золотой Орды приходится на 1-ю половину XIV в. При правлении хана
Узбека
За крупнейший серебряный рудник России, демидовским приказчикам возместили стоимость заготовленных руд и построенной на Змеевой горе крепости _____ руб.
1 000

Автором проекта Колыванской шлифовальной фабрики, её руководителем и автором многих художественных работ был
Стрижков

В 60 е гг. XIX в. священник барнаульской Знаменской церкви П. Белоярский успешно акклиматизировал несколько сортов
Яблонь

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Термин «стоянка» в археологии появился в ____ веке
А) XVIII
Б) в начале XX
В) середине XX
Г)XIX
Ответ: Б

В эпоху неолита человек
А) изобрел лук и стрелы
Б) изобрел лодку и весло
В) приручил собаку
Г) научился делать керамическую посуду
Ответ: Г

Каменная пешня, обнаруженная на памятнике Фирсово-XI, свидетельствует о существовании у неолитического населения Барнаульско-Бийского Приобья
А) гарпунного рыболовства
Б) спортивного рыболовства
В) запорного рыболовства
Г) сетевого рыболовства
Ответ: В

Основу хозяйства неолитического населения Горного Алтая, судя по находкам, сделанным на поселениях Тыткескень-II и Тыткескень-VI составляла ( составляло)
А) собирательство
Б) охота на копытных животных
В) охота на пушных животных
Г) рыболовство
Ответ: Б

В энеолите появляются
А) луки и стрелы
Б) колесницы и повозки.
В) лодки и весла
Ответ: Б

Среди керамических коллекций поселения Новоильинка-3 найдены фрагменты сосуда по которому проходит фриз, на котором схематично изображена птичка
А) сова
Б) ворона
В) уточка
Г) дятел
Ответ: В

Решение о грандиозном походе в Европу под руководством Бату и при общей поддержке всей военной кочевой элиты, было принято на курултае в
А) 1235 г.
Б) 1240 г.
В) 1225 г.
Г) 1230 г.
Ответ: Г

Особенность сибирского рудоискательства заключалось в том, что основным поисковым признаком, по которому находили месторождения полиметаллических руд
А) были особенности растительности на месте выхода медных руд.
Б) были остатки древних горных выработок: ямы, шахты и отвалы вокруг них
Ответ: Б

Первый завод на Алтае около Воскресенского рудника был запущен
А) 1 апреля 1719 г
Б) 1 мая 1709 г
В) 1 января 1739 г
Г) 21 сентября 1729 г
Ответ: Г

Для транспортировки полуфабриката руды с Алтая на Урал использовали
А) караваны верблюдов
Б) ездовых собак
В) обозы из телег
Г) специальные речные палубные суда — коломенки
Ответ: Г

Точная дата возведения Барнаульского завода
А) 18 сентября 1730
Б) 8 сентября 1738
В) 28 сентября 1739
Г) 28 сентября 1729
Ответ: В

В 50-ые гг. XVIII в. Колыванское серебро поступало на
А) Екатеринбургский монетный двор
Б) Сузунский монетный двор
В) Московский монетный двор
Г) Санкт-Петербургский монетный двор
Ответ: Г

Козьма Дмитриевич Фролов родился
А) на Урале
Б) в Санкт-Петербурге
В) в Москве
Г) на Алтае
Ответ: А

Кабинет передал Колывано-Воскресенские и Нерчинские заводы в аренду Министерству финансов в
А) 1830 г.
Б) 1828 г.
В) 1832 г.
Г) 1835 г.
Ответ: А
Переселения на Алтай из так называемых внутренних губерний разрешено законом
А) 1865 г.
Б) 1861 г.
В) 1860 г.
Г) 1875 г.
Ответ: А

Первая крупчатная мельница Щеголевой появилась в с. Повалиха Барнаульского округа
А) в 1861 г.
Б) в 1858 г.
В) в 1845 г.
Г) в 1848 г.
Ответ: Г

В 1885–1890 гг. на Алтае обосновались ___ всех переселенцев в Западную Сибирь.
А) 38%
Б) 28%
В) 48%
Г) 68%
Ответ: В

В 90 гг. XIX в. самым крупным хлеботорговым пунктом Алтайского горного округа был (была)
А) Усть-Чарышская-Пристань
Б) Барнаул
В) Бийск
Г) Камень-на-Оби
Ответ: Б

К середине XIX в. относится появление в Алтайском округе первых посевов
А) сахарной свеклы
Б) риса
В) сои
Г) кукурузы
Ответ: А

В 1897 г. на Алтае насчитывалось
А) менее 20 маральников
Б) 2 маральника
В) более 200 маральников
Г) более 20 маральников
Ответ: В
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
В приложении ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
• Из истории изучения географии Алтайского края.
• Географическое положение Алтайского края.
• Геологическое строение и полезные ископаемые Алтайского края.
• Рельеф Алтайского края.
• Климат Алтайского края.
• Гидрология Алтайского края.
• Растительный покров Алтайского края.
• Животный мир Алтайского края.
• Ландшафтные комплексы и физико-географические районы Алтайского края.
• Научный туризм на памятнике археологии.
• Экскурсионная деятельность на памятнике археологии.
• Керамическое производство народов Алтая в древности и средневековье.
• Использование образцов декоративно-прикладного и наскального искусства народов Алтая в древности и средневековье при разработке сувенирной продукции.
• Использование образцов декоративно-прикладного и наскального искусства народов Алтая в древности и средневековье в современной художественно-оформительской деятельности.
• Экспериментальная археология и научный туризм.
• Хозяйство народов Алтая в древности и средневековье.
• Погребальный обряд народов Алтая в древности и средневековье.
• Домостроительные традиции народов Алтая в древности и средневековье.
• Изобразительное искусство народов Алтая в древности и средневековье.
• Опыт музеефикации объектов археологического наследия (эпоха)в России.
• Опыт музеефикации объектов археологического наследия (эпоха)в странах Европы.
• Работы по реконструкции защитных доспехов IV-XVII вв. в России.
• Работы по музеефикации памятников русского деревянного зодчества XVI-XVIII вв. в России.
• Работы по музеефикации памятников русского деревянного зодчества XVIII-XIX вв. в Сибири.
• Объекты историко-культурного наследия Алтая и перспективы их интеграции в сферу туризма.
• Материальная и духовная культура «поляков».
• Материальная и духовная культура украинцев на Алтае в нач. XX века.
• Материальная и духовная культура кержаков.
• Материальная и духовная культура беспоповцев.
• Жизнь и творчество В.М. Шукшина.
• Жизнь и творчество В.С. Золотухина.
• Жизнь и творчество Роберта Рождественского.
• Жизненный путь и научное наследие С.И. Руденко.
• Алтай в работах Н.С. Рериха.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса практико-ориентированного характера.

• Из истории изучения географии Алтайского края.
• Географическое положение Алтайского края.
• Геологическое строение и полезные ископаемые Алтайского края.
• Рельеф Алтайского края.
• Климат Алтайского края.
• Гидрология Алтайского края.
• Растительный покров Алтайского края.
• Животный мир Алтайского края.
• Ландшафтные комплексы и физико-географические районы Алтайского края.
• Палеолит Алтая. Перспективы использования палеолитических памятников в сфере туризма.
• Мезолит Алтая. Возможные формы использования памятников мезолита в сфере туризма.
• Эпоха неолита Алтая. Перспективы использования неолитических памятников
• Основные характеристики энеолитической эпохи. Энеолит Горного Алтая. Перспективы использования памятников энеолита в сфере туризма.
• Основные характеристики энеолитической эпохи. Энеолит Лесостепного Алтая. Перспективы использования памятников энеолита в сфере туризма.
• Основные характеристики эпохи ранней бронзы. Объекты археологического наследия ранней бронзы Алтая и перспективы их использования в сфере туризма.
• Андроновская археологические культура. Возможные формы использования памятников андроновской культуры в сфере туризма.
• Эпоха поздней бронзы лесостепного Алтая. Возможные формы использования объектов эпохи поздней бронзы Алтайского края в сфере туризма.
• Эпоха поздней бронзы степного Алтая. Возможные формы использования объектов эпохи поздней бронзы Алтайского края в сфере туризма.
• История изучения памятников раннего железного века Алтая.
• Скифская культура на территории Горного Алтая. Возможные формы использования объектов раннего железного века Республики Алтай в сфере туризма.
• Скифская культура на территории Алтайского края. Возможные формы использования объектов раннего железного века Алтайского края в сфере туризма.
• Материальная культура народов Алтая в раннем железном веке.
• Великое переселение народов. Алтай в конце I тыс. до н.э.-V в. н.э. Возможные формы использования объектов конца Iтыс. до н.э.-V в. н.э. Алтайского края и Республики Алтай в сфере туризма.
• Политическая история Центральной Азии в 5-10 вв. н.э. Древние тюрки.
• Культура населения Алтая в монгольское время.
• Вхождение Алтая в состав Российского государства.
• Возникновение горно-металлургического производства на Алтае.
• Управление Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа во второй половине XVIII – первой половине XIX в..
• Стабилизация производства серебра в конце XVIII — первой трети XIX в.
• Наука и техника. Просвещение. Культура в XVIII – первой половине XIX в.
• Период аренды горного округа Министерством финансов (1830–1855 гг.)
• Сельское хозяйство Алтая во вт. пол. XIX в.
• Материальная и духовная культура «поляков».
• Материальная и духовная культура украинцев на Алтае в нач. XX века.
• Материальная и духовная культура кержаков.
• Материальная и духовная культура беспоповцев.
• Жизнь и творчество В.М. Шукшина.
• Жизнь и творчество В.С. Золотухина.
• Жизненный путь и научное наследие С.И. Руденко.
• Алтай в работах Н.С. Рериха.
• Жизнь и творчество М.Т. Калашникова.
• Жизненный путь и творчество М.С. Евдокимова.
• Жизненный путь и творчество Роберта Рождественского.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развёрнутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объёме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развёрнутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретённые на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, даёт аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьёзных неточностей, обнаруживающий незнание процессов, изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_краеведение_2021.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. А.А. Тишкина История Алтая. Т. 1. Древнейшая эпоха, древность и средневековье: АлтГУ, 2019 elibrary.asu.ru
Л1.2 Никонова, Мария Александровна Краеведение.: учебное пособие для вузов Академия, 2009
Л1.3 Ю. В. Козырева, Н. В. Рыгалова География Алтайского края: учебное пособие для студентов географического факультета Изд-во Алт. ун-та, 2014. elibrary.asu.ru
Л1.4 под ред. В.А. Скубневского История Алтая. Т. 2. Алтай в конце XVII – начале ХХ в.: АлтГУ, 2019 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Погодина В.Л. Туристские ресурсы России: Электронное учебное пособие [Электронный ресурс] : Учебное пособие Электронный ресурс, 2009 e.lanbook.com
Л2.2 И. Н. Ротанова, Н. Ф. Харламова Туристско-рекреационный комплекс Алтайского региона: организация и информационно-картографическое обеспечение: монография Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.3 Праздникова Н.Н., Отто О.В., Мардасова М.В. Население Алтайского края: учебное пособие АлтГУ, 2006 г.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle "Туристское краеведение" portal.edu.asu.ru
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. Шишкова. Отдел краеведения. Персоналии. altlib.ru
Э3 Этноатлас Алтайского краяГиперссылка elibrary.asu.ru
Э4 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. Шишкова. Отдел краеведения. Территории Алтайского края. altlib.ru
Э5 Историко-культурное наследие Бирюзовой Катуни: опыт интеграции в сферу туризма. elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);

Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);

Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);

7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);

AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);

ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);

LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);

Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);

Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);

Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);

Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);

Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Портал "Весь Алтай" - http://altlib.ru/
Электронные ресурсы Алтая - http://elib.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
401М кабинет топографии и геодезии, лаборатория ландшафтного проектирования – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка DA-LITE - 1 единица; карта СФО настенная, настенная карта особо охраняемых природных территорий и объектов, учебно-наглядные пособия
501М лаборатория технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты - 14 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.