МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Моделирование бизнес-процессов в социально-культурном сервисе и туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильВнутренний и международный туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Туризм_ВиМТ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 193
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
курсовой проект: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 193 193 193 193
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Пуричи В. В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Моделирование бизнес-процессов в социально-культурном сервисе и туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 02.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 02.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины «Моделирование бизнес-процессов туристского предприятия» является освоение теоретических основ моделирования бизнес-процессов, знакомство с методами анализа бизнес-процессов, а также получение знаний в области управления бизнес-процессами для повышения эффективности деятельности туристкого предприятия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
ПК-2 Способен разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на развитие туристкой организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Проводит стратегический анализ, выявляет факторы успеха, экономически обосновывает корпоративные и функциональные стратегии развития предприятий сферы туризма
3.2.Уметь:
3.2.1.Формирует проекты и планирует реализацию конкурентной стратегии развития предприятий сферытуризма
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способен выполнить прогнозирование развития проектов в сфере туризма и туристской деятельности в разрезе различных уровней управления, в том числе на основефорсайт-технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические основы моделирования бизнес-процессов
1.1. Особенности моделирования бизнес­процессов туристкого предприятия. Сам. работа 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Особенности моделирования бизнес­процессов туристкого предприятия. Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.3. Особенности моделирования бизнес­процессов туристкого предприятия. Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.4. Подходы и стандарты к моделированию бизнес-процессов. Сам. работа 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.5. Подходы и стандарты к моделированию бизнес-процессов. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.6. Подходы и стандарты к моделированию бизнес-процессов. Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.7. Методологии моделирования бизнес-процессов. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.8. Методологии моделирования бизнес-процессов. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.9. Методологии моделирования бизнес-процессов. Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Технические инструменты моделирования бизнес-процессов
2.1. Моелирование бизнес процессов в системе SADT (IDEF) Сам. работа 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.2. Моелирование бизнес процессов в системе SADT (IDEF) Практические 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Моелирование бизнес процессов в системе SADT (IDEF) Сам. работа 2 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.4. Основы ARIS-моделирования и ПС ARIS Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.5. Основы ARIS-моделирования и ПС ARIS Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.6. Основы ARIS-моделирования и ПС ARIS Сам. работа 2 16 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.7. Имитационное моделирование в ARIS. Методы анализа бизнес-процессов Сам. работа 2 20 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.8. ABC-анализ. Стоимостной анализ в ARIS Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.9. ABC-анализ. Стоимостной анализ в ARIS Сам. работа 2 20 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.10. Моделирование в BPMN 2.0 Сам. работа 2 20 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.11. Моделирование в BPMN 2.0 Практические 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.12. Моделирование в BPMN 2.0 Сам. работа 2 20 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Управление моделированием бизнес-процессов
3.1. Контроллинг и мониторинг бизнес-процессов. Сам. работа 2 20 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.2. Контроллинг и мониторинг бизнес-процессов. Практические 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.3. Контроллинг и мониторинг бизнес-процессов. Сам. работа 2 20 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
приложение к РПД
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
приложение к РПД
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приложение к РПД
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт, 2021 https: //urait.ru/bcode/469152 (дата обращения: 25.03.2021).
Л1.2 Куприянов Ю. В., Кутлунин Е. А. Модели и методы диагностики состояния бизнес-систем: Учебное пособие для вузов Москва : Юрайт, 2021 https: //urait.ru/bcode/473895 (дата обращения: 25.03.2021)
Л1.3 Долганова О. И., Виноградова Е. В., Лобанова А. М Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт, 2020 https: //urait.ru/bcode/450550 (дата обращения: 25.03.2021).
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. А. Левочкина Менеджмент туризма: введение в дисциплину : учеб.-метод. пособие Изд-во ОмГУ, 2012
Л2.2 Астахова Н. И., Москвитин Г. И. ; Под общ. ред. Астаховой Н.И., Москвитина Г.И. МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник для прикладного бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Моделирование бизнес процессов туристского предприятия portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows;

Microsoft Office
Microsoft
Excel
7-Zip
Acrobat
Reader
Project
Expert
Альт-Инвест
ARIS
Bizagi Modeler
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета
(http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения
лекции.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать
внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и
процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском
искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из
рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также
подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать
преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения
спорных ситуаций.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной
литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом
учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой
конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной
преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений
по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному
сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект
своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с
реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы
базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы.
Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не
представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать
собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым
материалом и при подготовке к семинарским занятиям
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с
изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно
рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в
процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой
обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных
положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения
рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться
понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие
его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу
(вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым
вопросам.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов,
отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне
заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются
четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно
подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов
источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные
положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать
выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более
или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы
Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных
видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой)
с учетом специфики выбранной студентом очной формы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое
внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную
литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных
занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.
Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем
планомерной, повседневной работы.
Методические рекомендации по подготовке рефератов
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков
самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и
другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений
грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения,
выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности
содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата
может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на
компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает
конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого
исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и
даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по
дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
Всписок литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые
он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие
вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.
Реферат должен быть выполнен за один месяц до начала экзаменационной сессии. Студенты, не
представившие в установленный срок реферат, либо получившие оценку «неудовлетворительно»,
к сдаче экзамена не допускаются.