МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География сферы услуг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостинично-ресторанная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_03_Гостиничное дело_ГРД-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Праздникова Н.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
География сферы услуг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 02.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 02.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины _География сферы услуг формирование у будущих специалистов представлений о сфере обслуживания, территориальных особенностях ее развития и географических подходах к ее изучению.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в географию сферы услуг
1.1. Введение. цели, задачи, структура курса Лекции 4 2 Л2.4, Л1.1
1.2. роль и место сферы услуг в мировой экономике Практические 4 2 Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.3. История развития сферы услуг Лекции 4 2 Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.4. исторические этапы развития сферы услуг в мире Сам. работа 4 4 Л2.2, Л1.1
1.5. особенности развития сферы услуг в современной России Сам. работа 4 2 Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.6. Состав сферы обслуживания населения. Значение сферы услуг в современном обществе и экономике. Сам. работа 4 6 Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.7. анализ деятельности сферы услуг в России Сам. работа 4 4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
1.8. Факторы, определяющие развитие сферы услуг Сам. работа 4 6 Л2.4, Л1.1
Раздел 2. Территориальная организация сферы обслуживания
2.1. Территориальная организация обслуживания населения в городах и сельской местности. Сам. работа 4 6 Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.2. проблемы развития сферы услуг Сам. работа 4 5 Л2.1, Л1.1
2.3. Эффективность и производительность сферы услуг. Сам. работа 4 5 Л1.1
2.4. бизнес-идеи в сфере услуг Сам. работа 4 4 Л2.3, Л1.1
2.5. Взаимодействие систем расселения и обслуживания. Модели размещения предприятий сферы услуг. Модели Коля, Айзарда, Бекмана. Логистика и развитие инфраструктуры. Сам. работа 4 10 Л2.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 3. География отраслей сферы услуг
3.1. Общая характеристика мирового третичного сектора. Сам. работа 4 2 Л2.4, Л2.1, Л1.1
3.2. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и бытовые услуги. Сам. работа 4 2 Л2.4, Л2.1, Л1.1
3.3. Перспективные направления и перспективы развития географии торговли услугами. Сам. работа 4 2 Л2.4, Л2.1, Л1.1
3.4. Финансовые услуги. Проблемы оффшоров для развития экономик стран мира Сам. работа 4 2 Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.5. география сферы образования в мире. современные проблемы образования в россии. Сам. работа 4 6 Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.6. современная система образования в России Сам. работа 4 2 Л2.2, Л1.1
3.7. анализ данных международной статистики уровня образования в странах мира Практические 4 2 Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.8. особенности функционирования социальной сферы в современных условиях Сам. работа 4 2 Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.9. Значение социальных услуг для повышения качества жизни населения. Сам. работа 4 2 Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.10. образование в сфере сервиса и туризма: региональные особенности (мир и Россия) Практические 4 2 Л2.3, Л2.4, Л1.1
3.11. география здравоохранения в мире. современные проблемы российского здравоохранения Сам. работа 4 4 Л2.4, Л1.1
3.12. анализ данных международной статистики по уровню развития здравоохранения Сам. работа 4 2 Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1
3.13. особенности функционирования индустрии гостеприимства Сам. работа 4 2 Л2.4, Л1.1
3.14. современные гостиничные цепи Сам. работа 4 2 Л2.4, Л1.1
3.15. география транспорта Сам. работа 4 2 Л2.4, Л1.1
3.16. география транспорта России Сам. работа 4 2 Л2.4, Л1.1
3.17. роль транспорта в российской экономике Сам. работа 4 2 Л2.4, Л2.1, Л1.1
3.18. современные логистические центры Сам. работа 4 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. приложение ФОС
Приложения
Приложение 1.   ФОС ГСУ.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Праздникова Н.Н. Сервисная деятельность: учебное пособие АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хлебович Д.И. Сфера услуг: маркетинг: учеб. пособие для вузов М.:Кнорус, 2007
Л2.2 Аванесова Г А Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2006
Л2.3 Хлебович Д.И., Бурменко Т.Д. Сфера услуг: маркетинг: учеб. пособие для вузов М.: КНОРУС, 2007
Л2.4 Сервис PLUS : научный журнал ФГОУ ВПО РГУТИС., 2 раза в месяц e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в mMoodle "География сферы услуг" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 7: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Научная электронная библиотека (http://elibrary.ru/)
2. Справочное пособие «Россия в цифрах и картах» (http://www.sci.aha.ru/map/rus/index.htm)
3. Справочное пособие «Страны мира в цифрах и картах» (http://www.sci.aha.ru/map/world/index.htm)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
501М лаборатория технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты - 14 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по подготовке к зачету
Подготовка студентов к сдаче зачета включает в себя:
− работу с программой учебного курса;
− поиск источников информации (печатными: учебников, нормативных правовых актов, дополнительной литературы и электронными: научные сайты, сайты администраций субъектов Федераций, муниципальных районов и т.д.) и их изучение;
− использование конспектов лекций, материалов семинарских занятий;
− консультирование у преподавателя.

Рекомендации по использованию информационных технологий
Информационные технологии позволяют эффективно организовать образовательный процесс (в том числе и самостоятельную работу).
Обработка статистического материала рекомендовано проводить в специальных программах (например, MS Office Microsoft Excel), что облегчает процедуру анализа данных. Данные программы позволяют не только провести необходимые трудоемкие расчеты, но и визуализировать цифровой материал, что способствует более глубокому анализу структурных и временных данных.
Использование ГИС-технологий для изучения пространственного распределения социально-экономических процессов и явлений для географов является необходимой составной частью образовательного процесса. ГИС обеспечивают работу с базой данных определенных территорий, позволяют обрабатывать информацию и получать результат в виде карт.
Информационные технологии используются на всех этапах обучения студента: подготовительная обработка, этап анализа изучаемого объекта, получение результатов в виде графического или картографического материалов и их презентация. Подготовка презентаций (например, в программе MS Office Power Point) дополнительно к сообщению повышают уровень выступления с докладом на семинарском занятии.

Рекомендации по самостоятельной работе студента

Согласно учебному плану на самостоятельную работу студентов отводится 3/4 общей трудоемкости данной дисциплины. Самостоятельная работа студентов подразделяется а обязательную и контролируемую.
Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля.
Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем.
Для проведения части лекционных и семинарских занятий требуется мультимедиа проектор. Проведение семинарских занятий предусмотрено в кабинете экономичесокй географии. Для подготовки к семинарским занятиям, а также выполнения контрольных работ необходим доступ студентов к Интернет-ресурсам через компьютерные классы факультета и университета.
Для успешного усвоения материала необходимо пользоваться литературой, указанной в перечне учебно-методического комплекса, посещать лекционные занятия. При подготовке докладов на семинарские занятия рекомендуется составить плана ответа, приводить примеры, использовать наглядный материал.
Осознанно подходить к изучению предлагаемого курса, формировать научное системное восприятие изучаемого материала. Учиться применять полученные знания в собственной специальности, переносить теоретический материал на практику. Учиться систематизировать изучаемый материал и интегрировать его в собственный опыт и имеющиеся знания.