Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.02. Психолого-педагогическое образование |
Профиль | Коррекционная и консультативная психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_02_ППО-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 91 | 91 | 91 | 91 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна
1.1. | Освоение вопросов, связанных с методами организации поддерживающей социальной среды |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2 |
УК-2 | Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
УК-2.1 | Знает основные законодательные и нормативно правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач |
УК-2.2 | Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем |
УК-2.3 | Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
УК-2.4 | Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | УК-2.1: Знает основные законодательные и нормативно правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | УК-2.2: Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем УК-2.3: Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | УК-2.4: Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социальная ситуация развития ребенка и выявление факторов риска девиантного поведения. Правовые и организационные основы психолого-педагогической и комплексной помощи детям и подросткам группы риска | ||||||
1.1. | Психолого-социально-педагогическая характеристика категории детей группы риска как объекта психолого- педагогической работы. Формы и методы психолого- педагогической и комплексной помощи | Лекции | 4 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Девиации и социализация, факторы, обусловливающие отклоняющиеся поведение. Факторы неуспешной социализации ребенка. Слабые звенья социализации | Лекции | 4 | 1 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Дети и подростки группы риска как объект психолого- педагогической и комплексной помощи. Классификации подростков группы риска. Основные понятия: «риск», «группа риска», «трудная жизненная ситуация», «ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации», «трудный ребенок», «трудновоспитуемый», «педагогически запущенный», «социально запущенный», «дезадаптированный» | Лекции | 4 | 1 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Девиантная социализация. Девиантные социальные статусы и роли. Ролевой конфликт и ролевое напряжение. Девиантные субкультуры. Особенности подростково- юношеской субкультуры.Девиантная карьера | Практические | 4 | 1 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Понятие социального контроля. Основные механизмы и виды социального контроля. Тенденции социального контроля в странах запада. Специфика социального контроля в России | Практические | 4 | 1 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Микросреда как социальный контекст развития ребенка. Неблагополучная семья как фактор жизненного риска детей. Диагностические методики для изучения эмоционального благополучия ребенка в семье | Практические | 4 | 1 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Сущность социально-педагогической поддержки детства как особого вида создания социальной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска. Принципы ее организации. Виды помощи как направления деятельности специалистов и мероприятий: социальная помощь, психологическая, педагогическая, патронаж, экономическая и правовая помощь | Сам. работа | 4 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Понятие поддерживающей социальной среды. Создание условий для существования и развития ребенка в образовательной системе, способствующей самореализации, нужности, самоценности | Сам. работа | 4 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Социальные ориентации и установки. Концепция личности и отдельные установки связанные в определенной уровневой системе диспозиций: элементарные установки; социальные установки; базовые социальные установки; система ценностных ориентации | Сам. работа | 4 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Учреждения социально-педагогической поддержки детей группы риска Система государственной помощи и поддержки детей группа риска. Создание системы социально-педагогической поддержки детей группы риска на муниципальном уровне | Сам. работа | 4 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Правовые основы помощи детям и подросткам группы риска. Государственные стандарты и программы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска | Сам. работа | 4 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Типы учреждений социально-педагогической поддержки детей группы риска. Нормативно-правовое обеспечение их деятельности. Социально-педагогическая и психологическая службы. Педагогический коллектив учреждений для детей группы риска | Сам. работа | 4 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Ресурсы позитивного социального развития (семья, община, церковь). Программы психолого-педагогической и комплексной помощи детям и подросткам группы риска | Сам. работа | 4 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Социальное воспитание как совокупность организации поддерживающей социальной среды и индивидуальной помощи в воспитательных организациях | ||||||
2.1. | Социально-педагогическая деятельность в детском доме. Специфика образовательной системы в условиях закрытых учреждений | Практические | 4 | 1 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Индивидуальное сопровождение. Сопровождение семьи. Взаимодействие специалиста и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности. Помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении. Психолого- педагогическая помощь | Сам. работа | 4 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Воспитание ребенка в приемной семье и ее социально педагогическое сопровождение. Формы и методы работы социального педагога с приемной семьей | Сам. работа | 4 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков. Характеристика и содержание реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками в социально- реабилитационных учреждениях. Формы и методы социально-педагогической реабилитации дезадаптированных учащихся | Сам. работа | 4 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Социальное жизнеустройство закрытых учреждений. Социально-бытовая ориентация, подготовка выпускников к самостоятельной жизни. Социально-психологическая деятельность в детском доме. Постинтернатное сопровождение | Сам. работа | 4 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Требования к психологическому инструментарию по выявлению детей «группы риска». Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы. Соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка) | Сам. работа | 4 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Схема сбора информации. Методика Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация». Методика Д.Б. Эльконина, А.Б. Венгера « Изучение сформированности образа «Я» и самооценки». Опросники: А.Г. Хрипковой и Д.Г. Колесова, И.С. Кона, А.Ш. Шахмановой и др. | Сам. работа | 4 | 6 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Модели социально-психологической помощи семье. Сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование). Защита прав детей от жестокого обращения. Алгоритм работы с семьями «группы риска». Выявление семей «группы риска» | Сам. работа | 4 | 6 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Формы и методы социально-педагогической деятельности территориального комплекса служб социальной помощи детям и подросткам | Сам. работа | 4 | 6 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Характеристика учреждений, оказывающих помощь в социально-педагогическом сопровождении ребенка с проблемами. Назначение пенитенциарных учреждений. Перевоспитание как целенаправленная воспитательная деятельность. Содержание основных этапов процесса перевоспитания | Сам. работа | 4 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Методы создания социальной и образовательной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска | ||||||
3.1. | Социальная и образовательная поддерживающая среда. Перспективы превенции как метода социального контроля девиантного поведения детей и подростков группы риска | Сам. работа | 4 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Социальное предпринимательство и социальное служение как инновационные факторы развития поддерживающей среды детей и подростков группы риска | Сам. работа | 4 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Организация совместной деятельности со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска.Формирование социально- значимых навыков личности в современных условиях | Сам. работа | 4 | 3 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Привлечения к совместной деятельности различных специалистов: юристов, врачей, психологов, психотерапевтов. Основные принципы и модели работы вмикросоциальной среде | Сам. работа | 4 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Социальная и образовательная поддерживающая среда. Перспективы превенции как метода социального контроля девиантного поведения детей и подростков группы риска | Сам. работа | 4 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Организация совместной деятельности со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска | Сам. работа | 4 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.7. | Практики поддержки: программы помощи и социальные агентства. Организация в микросоциальной среде коллективов и групп и предоставлении им помощи. Специфические требования к профессиональной компетенции | Сам. работа | 4 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.8. | Педагогические проблемы социальной реабилитации беспризорных детей и подростков в специализированных учреждениях | Сам. работа | 4 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.9. | Образовательно-воспитательные проблемы работы в пенитенциарных учреждениях. Основные направления, средства, методы и формы воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения | Сам. работа | 4 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений 1. Что подразумевается под понятием "поддерживающая социальная среда"? a) Физическое окружение b) Взаимоотношения людей c) Экономические условия d) Правовая сфера Ответ: b 2. Какие методы могут использоваться для организации поддерживающей социальной среды? a) Консультации и психотерапия b) Волонтерство и благотворительность c) Развитие коммуникационных навыков d) Все вышеперечисленное Ответ: d 3. Что включает в себя развитие коммуникационных навыков? a) Навыки эмоционального интеллекта b) Умение слушать и выражать свои мысли c) Знание негласных правил общения d) Все вышеперечисленное Ответ: d 4. Какое из нижеперечисленных понятий лучше всего описывает "поддерживающую социальную среду"? a) Экономическое развитие b) Экологическая безопасность c) Окружающая среда, способствующая благополучию людей d) Географическое местоположение Ответ: c 5. Какому понятию соответствует следующее определение: «исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности или социальной группы»? a) Социальная норма. b) Социальное отклонение. c). Социальный проступок. Ответ: a 6. Назовите автора девиантологической классификации, основанной на многоосевом походе и анализе противоправного поведения? a) Е.В. Змановская. b) Ю.А. Клейберг. c) В.В. Ковалев. Ответ: c 7. Назовите подход к поведенческим девиациям, основанный на выделении в качестве основного понятия «дезадаптацию», а ее носителем «трудного подростка», характеризующийся школьной и социальной дезадаптацией, неуспеваемостью, нарушениями взаимоотношений со сверстниками? a) Педагогический подход. b) Психологический подход. c) Медицинский подход. Ответ: a 8. Основным подходом, определяющим педагогическую поддержку и сопровождение ребенка в образовательном процессе, является: a) культурологический подход; b) системно-ориентационный подход; c) деятельностный подход; d) личностно-ориентированный подход; e) аксиологический подход. Ответ: b 9. Расставьте этапы технологии сопровождения в правильной последовательности. a) Сигнальный, Контнактно-созидательный, Диагностический, Проектный, Деятельностный, Результативно-оценочный. b) Диагностический, Проектный, Деятельностный, Результативно-оценочный , Контрольный. c) Сигнальный, Проектный, Деятельностный, Результативно-оценочный. d) Результативно-оценочный, Сигнальный, Контактный, Рефлексивный, Контрольный. e) Диагностический, Рефлексивный, Сигнальный, Контактный, Контрольный. Ответ: a 10. Индивидуальная программа педагогической поддержки и сопровождения предназначена для: a) создания условий для выявления и разрешения возникающих учебных, познавательных, жизненных проблем ребенка; b) реализации прав ребенка на сохранение индивидуальности, учета интересов, развитие талантов, умственных и физических способностей в полной мере; c) создания ребенком ориентационного поля своего развития; d) реализации индивидуальных образовательных программ и образовательных маршрутов; e) все ответы верны. Ответ: e 11. Восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды – это ______________________ реабилитация: а) социально-педагогическая b) профессиональная и трудовая c) социально-средовая Ответ: c 12. Что является предметом психолого-педагогической поддержки (по О.С.Газману) : a) субъектность («самость», самостоятельность) и индивидуальность; b) образовательный процесс; c) воспитательный процесс; d) личность; e) индивидуальные особенности. Ответ: a 13. Алгоритм индивидуальной работы с учеником включает в себя: a) изучение целостной личности школьника в процессе его учебной деятельности; b) проектирование основного направления индивидуальной работы с учащимися на основе разработанной типологии; c) поиск наиболее эффективных методов индивидуальной работы с учеником; d) уточнение основного направления индивидуальной работы, применение в ее динамике наиболее рациональных приемов здоровьесберегающих технологий; e) все ответы верны. Ответ: e 14. Термин «сопровождение» как «Взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, которое рассматривается как помощь субъекту развития в решении его проблем за счет преобразования ориентационного поля развития» предложила: а) Н.А. Лабунская; b) С.В. Воробьева; c) Е.И. Казакова; d) А.П. Тряпицына; e) Н.Б.Крылова Ответ: c 15. К биологическим факторам риска не относятся: a) патология родовой деятельности b) биохимические вредности c) пребывание ребёнка в семье группы социального риска d) инфекционные и вирусные заболевания матери Ответ: c 1. Какие инструменты используются для оценки эффективности поддерживающей социальной среды? Ответ: Мониторинг социальных показателей 2. Социальная адаптация — это ____________________________ 3. Ответ: процесс вхождения личности в социально ролевые отношения и связи, овладения ею социальным опытом, социальными нормами, ценностями, правилами, социальными отношениями и действиями в социуме. 4. Состояние среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды (чувство принадлежности) и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников (И. А. Баева) – это Ответ: психологическая безопасность образовательной среды 5. Воздействие на индивида определенными санкциями с целью приведения его отклоняющегося (девиантного) поведения в соответствие с социальным нормами – это __________________ Ответ: социальный контроль 6. Система, обеспечивающая восстановление у них нарушенных социальных связей и отношений, идентификацию ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности – это_____________________________ Ответ: социальная реабилитация детей 7. Какие методы используют для организации поддерживающей социальной среды? Ответ: Методы организации поддерживающей социальной среды включают использование социальных программ и услуг, создание пространств для социального взаимодействия, проведение социальных мероприятий и развитие сообществ. 8. Какова роль организаций и сообществ в создании поддерживающей социальной среды? Ответ: Организации и сообщества играют ключевую роль в создании поддерживающей социальной среды, предоставляя услуги и программы поддержки, создавая социальные пространства и стимулируя социальное взаимодействие. 9. Как социальные нормы и ценности влияют на организацию поддерживающей социальной среды? Ответ: Социальные нормы и ценности могут влиять на организацию поддерживающей социальной среды, определяя приоритеты и цели общества. Например, общество, ценящее экологическую ответственность, может сосредотачиваться на создании экологически чистой среды. 10. Назовите главный признак дезадаптации ребенка. Ответ: нарушение ведущей деятельности 11. Кто или что выступает объектом изменений в принципе “Среда-личность”? Ответ: объектом изменений выступает среда, окружающая объект социальной работы. 12. Профессиональное взаимодействие педагогических работников и других специалистов, направленное на личностную сферу подростка с преобразованием целостной ситуации развития, обеспечивающее повышение личностных ресурсов, необходимых для успешной социальной адаптации – это ______________ Ответ: психолого-педагогическое сопровождение девиантных подростков. 13. Назовите этапы работы по коррекции девиантного поведения Ответ: Диагностический этап. Подготовительный этап. Коррекционный этап. Аналитический этап. 14. Комплексное взаимодействие социального педагога (психолога-педагога, дефектолога и др. специалистов) и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в процессе их социализации и социального саморазвития – это ________ Ответ: социально-педагогическое сопровождение подростков 15. Процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека – это_______________________ Ответ: Психическое развитие 16. Назовите десоциализирующие факторы молодежи (по Самыгиной) (не менее двух) Ответ: 1) СМИ; 2) семья 3) социально-экономические факторы; 4) службу в «горячих точках»." 17. Целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений – это ______________________ Ответ: семейное воспитание. 18. Сопротивление и негативизм педагогическим воздействиям характеризуют такое качество личности подростка, как: Ответ: трудновоспитуемость 19. Система понятий и представлений, которая сложилась в групповом сознании несовершеннолетних и молодых преступников, оправдывающая и поощряющая преступный образ жизни и совершение преступлений, называется: Ответ: криминальной идеологией 20. Утверждение о том, что все психические явления необходимо рассматривать в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления, соответствует такому принципу как … Ответ: генетический или принцип развития Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении на 4 курсе экзамена. Вопросы к экзамену: 1. Психолого-социально-педагогическая характеристика категории детей группы риска как объекта психолого- педагогической работы. Формы и методы психолого- педагогической и комплексной помощи 2. Девиации и социализация, факторы, обусловливающие отклоняющиеся поведение. Факторы неуспешной социализации ребенка. Слабые звенья социализации 3. Дети и подростки группы риска как объект психолого- педагогической и комплексной помощи. Классификации подростков группы риска. Основные понятия: «риск», «группа риска», «трудная жизненная ситуация», «ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации», «трудный ребенок», «трудновоспитуемый», «педагогически запущенный», «социально запущенный», «дезадаптированный» 4. Девиантная социализация. Девиантные социальные статусы и роли. Ролевой конфликт и ролевое напряжение. Девиантные субкультуры. Особенности подростково- юношеской субкультуры.Девиантная карьера 5. Понятие социального контроля. Основные механизмы и виды социального контроля. Тенденции социального контроля в странах запада. Специфика социального контроля в России 6. Микросреда как социальный контекст развития ребенка. Неблагополучная семья как фактор жизненного риска детей. Диагностические методики для изучения эмоционального благополучия ребенка в семье 7. Сущность социально-педагогической поддержки детства как особого вида создания социальной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска. Принципы ее организации. Виды помощи как направления деятельности специалистов и мероприятий: социальная помощь, психологическая, педагогическая, патронаж, экономическая и правовая помощь 8. Понятие поддерживающей социальной среды. Создание условий для существования и развития ребенка в образовательной системе, способствующей самореализации, нужности, самоценности 9. Социальные ориентации и установки. Концепция личности и отдельные установки связанные в определенной уровневой системе диспозиций: элементарные установки; социальные установки; базовые социальные установки; система ценностных ориентации 10. Учреждения социально-педагогической поддержки детей группы риска Система государственной помощи и поддержки детей группа риска. Создание системы социально-педагогической поддержки детей группы риска на муниципальном уровне 11. Правовые основы помощи детям и подросткам группы риска. Государственные стандарты и программы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска 12. Типы учреждений социально-педагогической поддержки детей группы риска. Нормативно-правовое обеспечение их деятельности. Социально-педагогическая и психологическая службы. Педагогический коллектив учреждений для детей группы риска 13. Ресурсы позитивного социального развития (семья, община, церковь). Программы психолого-педагогической и комплексной помощи детям и подросткам группы риска 14. Социально-педагогическая деятельность в детском доме. Специфика образовательной системы в условиях закрытых учреждений 15. Индивидуальное сопровождение. Сопровождение семьи. Взаимодействие специалиста и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности. Помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении. Психолого- педагогическая помощь 16. Воспитание ребенка в приемной семье и ее социально педагогическое сопровождение. Формы и методы работы социального педагога с приемной семьей 17. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков. Характеристика и содержание реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками в социально- реабилитационных учреждениях. Формы и методы социально-педагогической реабилитации дезадаптированных учащихся 18. Социальное жизнеустройство закрытых учреждений. Социально-бытовая ориентация, подготовка выпускников к самостоятельной жизни. Социально-психологическая деятельность в детском доме. Постинтернатное сопровождение 19. Требования к психологическому инструментарию по выявлению детей «группы риска». Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы. Соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка) 20. Схема сбора информации. Методика Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация». Методика Д.Б. Эльконина, А.Б. Венгера « Изучение сформированности образа «Я» и самооценки». Опросники: А.Г. Хрипковой и Д.Г. Колесова, И.С. Кона, А.Ш. Шахмановой и др. 21. Модели социально-психологической помощи семье. Сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование). Защита прав детей от жестокого обращения. Алгоритм работы с семьями «группы риска». Выявление семей «группы риска» 22. Формы и методы социально-педагогической деятельности территориального комплекса служб социальной помощи детям и подросткам 23. Характеристика учреждений, оказывающих помощь в социально-педагогическом сопровождении ребенка с проблемами. Назначение пенитенциарных учреждений. Перевоспитание как целенаправленная воспитательная деятельность. Содержание основных этапов процесса перевоспитания 24. Социальная и образовательная поддерживающая среда. Перспективы превенции как метода социального контроля девиантного поведения детей и подростков группы риска 25. Социальное предпринимательство и социальное служение как инновационные факторы развития поддерживающей среды детей и подростков группы риска 26. Организация совместной деятельности со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска.Формирование социально- значимых навыков личности в современных условиях 27. Привлечения к совместной деятельности различных специалистов: юристов, врачей, психологов, психотерапевтов. Основные принципы и модели работы вмикросоциальной среде 28. Социальная и образовательная поддерживающая среда. Перспективы превенции как метода социального контроля девиантного поведения детей и подростков группы риска 29. Организация совместной деятельности со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска 30. Практики поддержки: программы помощи и социальные агентства. Организация в микросоциальной среде коллективов и групп и предоставлении им помощи. Специфические требования к профессиональной компетенции 31. Педагогические проблемы социальной реабилитации беспризорных детей и подростков в специализированных учреждениях 32. Образовательно-воспитательные проблемы работы в пенитенциарных учреждениях. Основные направления, средства, методы и формы воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения Практические задания: 1. Составьте программу социально-педагогической работы с детьми, употребляющими алкоголь для детей разной возрастной группы (на выбор). 2. Составьте программу социально-педагогической работы с семьей, где дети находятся в социально опасном положении для детей разной возрастной группы (на выбор). 3. Составьте программу формирования воспитанности для детей разного возраста. 4. Разработайте сценарий беседы с родителями по теме «Домашние обязанности ребенка» КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Павленок Петр Денисович | Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие | ИНФРА-М, 2018 | znanium.com |
Л1.2 | Е. И. Холостова | Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие | М.: Дашков и К, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Тарасенко Л. В., Нор-Аревян О. А. | Технологии работы с молодежью группы риска в России: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство Южного федерального университета, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Олешкевич В.И. | ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА А. АДЛЕРА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Методы организаци поддерживающей социальной среды | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru | ||
Э2 | Методы организаци поддерживающей социальной среды | ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Методы организаци поддерживающей социальной среды | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
312Л | центр (класс) деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л |
Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков. Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на: - расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам; - усвоение умений и навыков практической работы; - развитие умений самопознания и саморазвития. Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий: - формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах; - формулирование резюме по прочитанному материалу; - составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями; - составление краткого конспекта текста. |