МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы организации поддерживающей социальной среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.02. Психолого-педагогическое образование
ПрофильКоррекционная и консультативная психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_02_ППО-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Е.А. Петухова

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав. каф., И.А. Ральникова

Рабочая программа дисциплины
Методы организации поддерживающей социальной среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)

составлена на основании учебного плана:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение вопросов, связанных с методами организации поддерживающей социальной среды

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1: Знает основные законодательные и нормативно правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых
норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.2: Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3: Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с
учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.4: Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная ситуация развития ребенка и выявление факторов риска девиантного поведения. Правовые и организационные основы психолого-педагогической и комплексной помощи детям и подросткам группы риска
1.1. Психолого-социально-педагогическая характеристика категории детей группы риска как объекта психолого- педагогической работы. Формы и методы психолого- педагогической и комплексной помощи Лекции 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Девиации и социализация, факторы, обусловливающие отклоняющиеся поведение. Факторы неуспешной социализации ребенка. Слабые звенья социализации Лекции 4 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Дети и подростки группы риска как объект психолого- педагогической и комплексной помощи. Классификации подростков группы риска. Основные понятия: «риск», «группа риска», «трудная жизненная ситуация», «ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации», «трудный ребенок», «трудновоспитуемый», «педагогически запущенный», «социально запущенный», «дезадаптированный» Лекции 4 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Девиантная социализация. Девиантные социальные статусы и роли. Ролевой конфликт и ролевое напряжение. Девиантные субкультуры. Особенности подростково- юношеской субкультуры.Девиантная карьера Практические 4 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Понятие социального контроля. Основные механизмы и виды социального контроля. Тенденции социального контроля в странах запада. Специфика социального контроля в России Практические 4 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Микросреда как социальный контекст развития ребенка. Неблагополучная семья как фактор жизненного риска детей. Диагностические методики для изучения эмоционального благополучия ребенка в семье Практические 4 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Сущность социально-педагогической поддержки детства как особого вида создания социальной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска. Принципы ее организации. Виды помощи как направления деятельности специалистов и мероприятий: социальная помощь, психологическая, педагогическая, патронаж, экономическая и правовая помощь Сам. работа 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Понятие поддерживающей социальной среды. Создание условий для существования и развития ребенка в образовательной системе, способствующей самореализации, нужности, самоценности Сам. работа 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Социальные ориентации и установки. Концепция личности и отдельные установки связанные в определенной уровневой системе диспозиций: элементарные установки; социальные установки; базовые социальные установки; система ценностных ориентации Сам. работа 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Учреждения социально-педагогической поддержки детей группы риска Система государственной помощи и поддержки детей группа риска. Создание системы социально-педагогической поддержки детей группы риска на муниципальном уровне Сам. работа 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Правовые основы помощи детям и подросткам группы риска. Государственные стандарты и программы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска Сам. работа 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Типы учреждений социально-педагогической поддержки детей группы риска. Нормативно-правовое обеспечение их деятельности. Социально-педагогическая и психологическая службы. Педагогический коллектив учреждений для детей группы риска Сам. работа 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Ресурсы позитивного социального развития (семья, община, церковь). Программы психолого-педагогической и комплексной помощи детям и подросткам группы риска Сам. работа 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Социальное воспитание как совокупность организации поддерживающей социальной среды и индивидуальной помощи в воспитательных организациях
2.1. Социально-педагогическая деятельность в детском доме. Специфика образовательной системы в условиях закрытых учреждений Практические 4 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Индивидуальное сопровождение. Сопровождение семьи. Взаимодействие специалиста и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности. Помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении. Психолого- педагогическая помощь Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Воспитание ребенка в приемной семье и ее социально педагогическое сопровождение. Формы и методы работы социального педагога с приемной семьей Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков. Характеристика и содержание реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками в социально- реабилитационных учреждениях. Формы и методы социально-педагогической реабилитации дезадаптированных учащихся Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Социальное жизнеустройство закрытых учреждений. Социально-бытовая ориентация, подготовка выпускников к самостоятельной жизни. Социально-психологическая деятельность в детском доме. Постинтернатное сопровождение Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Требования к психологическому инструментарию по выявлению детей «группы риска». Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы. Соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка) Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Схема сбора информации. Методика Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация». Методика Д.Б. Эльконина, А.Б. Венгера « Изучение сформированности образа «Я» и самооценки». Опросники: А.Г. Хрипковой и Д.Г. Колесова, И.С. Кона, А.Ш. Шахмановой и др. Сам. работа 4 6 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Модели социально-психологической помощи семье. Сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование). Защита прав детей от жестокого обращения. Алгоритм работы с семьями «группы риска». Выявление семей «группы риска» Сам. работа 4 6 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Формы и методы социально-педагогической деятельности территориального комплекса служб социальной помощи детям и подросткам Сам. работа 4 6 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Характеристика учреждений, оказывающих помощь в социально-педагогическом сопровождении ребенка с проблемами. Назначение пенитенциарных учреждений. Перевоспитание как целенаправленная воспитательная деятельность. Содержание основных этапов процесса перевоспитания Сам. работа 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Методы создания социальной и образовательной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска
3.1. Социальная и образовательная поддерживающая среда. Перспективы превенции как метода социального контроля девиантного поведения детей и подростков группы риска Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Социальное предпринимательство и социальное служение как инновационные факторы развития поддерживающей среды детей и подростков группы риска Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Организация совместной деятельности со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска.Формирование социально- значимых навыков личности в современных условиях Сам. работа 4 3 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Привлечения к совместной деятельности различных специалистов: юристов, врачей, психологов, психотерапевтов. Основные принципы и модели работы вмикросоциальной среде Сам. работа 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Социальная и образовательная поддерживающая среда. Перспективы превенции как метода социального контроля девиантного поведения детей и подростков группы риска Сам. работа 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Организация совместной деятельности со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска Сам. работа 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.7. Практики поддержки: программы помощи и социальные агентства. Организация в микросоциальной среде коллективов и групп и предоставлении им помощи. Специфические требования к профессиональной компетенции Сам. работа 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.8. Педагогические проблемы социальной реабилитации беспризорных детей и подростков в специализированных учреждениях Сам. работа 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.9. Образовательно-воспитательные проблемы работы в пенитенциарных учреждениях. Основные направления, средства, методы и формы воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения Сам. работа 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
1. Что подразумевается под понятием "поддерживающая социальная среда"?
a) Физическое окружение
b) Взаимоотношения людей
c) Экономические условия
d) Правовая сфера
Ответ: b
2. Какие методы могут использоваться для организации поддерживающей социальной среды?
a) Консультации и психотерапия
b) Волонтерство и благотворительность
c) Развитие коммуникационных навыков
d) Все вышеперечисленное
Ответ: d
3. Что включает в себя развитие коммуникационных навыков?
a) Навыки эмоционального интеллекта
b) Умение слушать и выражать свои мысли
c) Знание негласных правил общения
d) Все вышеперечисленное
Ответ: d
4. Какое из нижеперечисленных понятий лучше всего описывает "поддерживающую социальную среду"?
a) Экономическое развитие
b) Экологическая безопасность
c) Окружающая среда, способствующая благополучию людей
d) Географическое местоположение
Ответ: c
5. Какому понятию соответствует следующее определение: «исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности или социальной группы»?
a) Социальная норма.
b) Социальное отклонение.
c). Социальный проступок.
Ответ: a
6. Назовите автора девиантологической классификации, основанной на многоосевом походе и анализе противоправного поведения?
a) Е.В. Змановская.
b) Ю.А. Клейберг.
c) В.В. Ковалев.
Ответ: c
7. Назовите подход к поведенческим девиациям, основанный на выделении в качестве основного понятия «дезадаптацию», а ее носителем «трудного подростка», характеризующийся школьной и социальной дезадаптацией, неуспеваемостью, нарушениями взаимоотношений со сверстниками?
a) Педагогический подход.
b) Психологический подход.
c) Медицинский подход.
Ответ: a
8. Основным подходом, определяющим педагогическую поддержку и сопровождение ребенка в образовательном процессе, является:
a) культурологический подход;
b) системно-ориентационный подход;
c) деятельностный подход;
d) личностно-ориентированный подход;
e) аксиологический подход.
Ответ: b
9. Расставьте этапы технологии сопровождения в правильной последовательности.
a) Сигнальный, Контнактно-созидательный, Диагностический, Проектный, Деятельностный, Результативно-оценочный.
b) Диагностический, Проектный, Деятельностный, Результативно-оценочный , Контрольный.
c) Сигнальный, Проектный, Деятельностный, Результативно-оценочный.
d) Результативно-оценочный, Сигнальный, Контактный, Рефлексивный, Контрольный.
e) Диагностический, Рефлексивный, Сигнальный, Контактный, Контрольный.
Ответ: a
10. Индивидуальная программа педагогической поддержки и сопровождения предназначена для:
a) создания условий для выявления и разрешения возникающих учебных, познавательных, жизненных проблем ребенка;
b) реализации прав ребенка на сохранение индивидуальности, учета интересов, развитие талантов, умственных и физических способностей в полной мере;
c) создания ребенком ориентационного поля своего развития;
d) реализации индивидуальных образовательных программ и образовательных маршрутов;
e) все ответы верны.
Ответ: e
11. Восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды – это ______________________ реабилитация:
а) социально-педагогическая
b) профессиональная и трудовая
c) социально-средовая
Ответ: c
12. Что является предметом психолого-педагогической поддержки (по О.С.Газману) :
a) субъектность («самость», самостоятельность) и индивидуальность;
b) образовательный процесс;
c) воспитательный процесс;
d) личность;
e) индивидуальные особенности.
Ответ: a
13. Алгоритм индивидуальной работы с учеником включает в себя:
a) изучение целостной личности школьника в процессе его учебной деятельности;
b) проектирование основного направления индивидуальной работы с учащимися на основе разработанной типологии;
c) поиск наиболее эффективных методов индивидуальной работы с учеником;
d) уточнение основного направления индивидуальной работы, применение в ее динамике наиболее рациональных приемов здоровьесберегающих технологий;
e) все ответы верны.
Ответ: e
14. Термин «сопровождение» как «Взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, которое рассматривается как помощь субъекту развития в решении его проблем за счет преобразования ориентационного поля развития» предложила:
а) Н.А. Лабунская;
b) С.В. Воробьева;
c) Е.И. Казакова;
d) А.П. Тряпицына;
e) Н.Б.Крылова
Ответ: c
15. К биологическим факторам риска не относятся:
a) патология родовой деятельности
b) биохимические вредности
c) пребывание ребёнка в семье группы социального риска
d) инфекционные и вирусные заболевания матери
Ответ: c
1. Какие инструменты используются для оценки эффективности поддерживающей социальной среды?
Ответ: Мониторинг социальных показателей
2. Социальная адаптация — это ____________________________
3. Ответ: процесс вхождения личности в социально ролевые отношения и связи, овладения ею социальным опытом, социальными нормами, ценностями, правилами, социальными отношениями и действиями в социуме.
4. Состояние среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды (чувство принадлежности) и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников (И. А. Баева) – это
Ответ: психологическая безопасность образовательной среды
5. Воздействие на индивида определенными санкциями с целью приведения его отклоняющегося (девиантного) поведения в соответствие с социальным нормами – это __________________
Ответ: социальный контроль
6. Система, обеспечивающая восстановление у них нарушенных социальных связей и отношений, идентификацию ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности – это_____________________________
Ответ: социальная реабилитация детей
7. Какие методы используют для организации поддерживающей социальной среды?
Ответ: Методы организации поддерживающей социальной среды включают использование социальных программ и услуг, создание пространств для социального взаимодействия, проведение социальных мероприятий и развитие сообществ.
8. Какова роль организаций и сообществ в создании поддерживающей социальной среды?
Ответ: Организации и сообщества играют ключевую роль в создании поддерживающей социальной среды, предоставляя услуги и программы поддержки, создавая социальные пространства и стимулируя социальное взаимодействие.
9. Как социальные нормы и ценности влияют на организацию поддерживающей социальной среды?
Ответ: Социальные нормы и ценности могут влиять на организацию поддерживающей социальной среды, определяя приоритеты и цели общества. Например, общество, ценящее экологическую ответственность, может сосредотачиваться на создании экологически чистой среды.
10. Назовите главный признак дезадаптации ребенка.
Ответ: нарушение ведущей деятельности
11. Кто или что выступает объектом изменений в принципе “Среда-личность”?
Ответ: объектом изменений выступает среда, окружающая объект социальной работы.
12. Профессиональное взаимодействие педагогических работников и других специалистов, направленное на личностную сферу подростка с преобразованием целостной ситуации развития, обеспечивающее повышение личностных ресурсов, необходимых для успешной социальной адаптации – это ______________
Ответ: психолого-педагогическое сопровождение девиантных подростков.
13. Назовите этапы работы по коррекции девиантного поведения
Ответ: Диагностический этап. Подготовительный этап. Коррекционный этап. Аналитический этап.
14. Комплексное взаимодействие социального педагога (психолога-педагога, дефектолога и др. специалистов) и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в процессе их социализации и социального саморазвития – это ________
Ответ: социально-педагогическое сопровождение подростков
15. Процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека – это_______________________
Ответ: Психическое развитие
16. Назовите десоциализирующие факторы молодежи (по Самыгиной) (не менее двух)
Ответ: 1) СМИ; 2) семья 3) социально-экономические факторы; 4) службу в «горячих точках»."
17. Целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений – это ______________________
Ответ: семейное воспитание.
18. Сопротивление и негативизм педагогическим воздействиям характеризуют такое качество личности подростка, как:
Ответ: трудновоспитуемость
19. Система понятий и представлений, которая сложилась в групповом сознании несовершеннолетних и молодых преступников, оправдывающая и поощряющая преступный образ жизни и совершение преступлений, называется:
Ответ: криминальной идеологией
20. Утверждение о том, что все психические явления необходимо рассматривать в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления, соответствует такому принципу как …
Ответ: генетический или принцип развития
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении на 4 курсе экзамена.
Вопросы к экзамену:
1. Психолого-социально-педагогическая характеристика категории детей группы риска как объекта психолого- педагогической работы. Формы и методы психолого- педагогической и комплексной помощи
2. Девиации и социализация, факторы, обусловливающие отклоняющиеся поведение. Факторы неуспешной социализации ребенка. Слабые звенья социализации
3. Дети и подростки группы риска как объект психолого- педагогической и комплексной помощи. Классификации подростков группы риска. Основные понятия: «риск», «группа риска», «трудная жизненная ситуация», «ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации», «трудный ребенок», «трудновоспитуемый», «педагогически запущенный», «социально запущенный», «дезадаптированный»
4. Девиантная социализация. Девиантные социальные статусы и роли. Ролевой конфликт и ролевое напряжение. Девиантные субкультуры. Особенности подростково- юношеской субкультуры.Девиантная карьера
5. Понятие социального контроля. Основные механизмы и виды социального контроля. Тенденции социального контроля в странах запада. Специфика социального контроля в России
6. Микросреда как социальный контекст развития ребенка. Неблагополучная семья как фактор жизненного риска детей. Диагностические методики для изучения эмоционального благополучия ребенка в семье
7. Сущность социально-педагогической поддержки детства как особого вида создания социальной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска. Принципы ее организации. Виды помощи как направления деятельности специалистов и мероприятий: социальная помощь, психологическая, педагогическая, патронаж, экономическая и правовая помощь
8. Понятие поддерживающей социальной среды. Создание условий для существования и развития ребенка в образовательной системе, способствующей самореализации, нужности, самоценности
9. Социальные ориентации и установки. Концепция личности и отдельные установки связанные в определенной уровневой системе диспозиций: элементарные установки; социальные установки; базовые социальные установки; система ценностных ориентации
10. Учреждения социально-педагогической поддержки детей группы риска Система государственной помощи и поддержки детей группа риска. Создание системы социально-педагогической поддержки детей группы риска на муниципальном уровне
11. Правовые основы помощи детям и подросткам группы риска. Государственные стандарты и программы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска
12. Типы учреждений социально-педагогической поддержки детей группы риска. Нормативно-правовое обеспечение их деятельности. Социально-педагогическая и психологическая службы. Педагогический коллектив учреждений для детей группы риска
13. Ресурсы позитивного социального развития (семья, община, церковь). Программы психолого-педагогической и комплексной помощи детям и подросткам группы риска
14. Социально-педагогическая деятельность в детском доме. Специфика образовательной системы в условиях закрытых учреждений
15. Индивидуальное сопровождение. Сопровождение семьи. Взаимодействие специалиста и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности. Помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении. Психолого- педагогическая помощь
16. Воспитание ребенка в приемной семье и ее социально педагогическое сопровождение. Формы и методы работы социального педагога с приемной семьей
17. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков. Характеристика и содержание реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками в социально- реабилитационных учреждениях. Формы и методы социально-педагогической реабилитации дезадаптированных учащихся
18. Социальное жизнеустройство закрытых учреждений. Социально-бытовая ориентация, подготовка выпускников к самостоятельной жизни. Социально-психологическая деятельность в детском доме. Постинтернатное сопровождение
19. Требования к психологическому инструментарию по выявлению детей «группы риска». Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы. Соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка)
20. Схема сбора информации. Методика Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация». Методика Д.Б. Эльконина, А.Б. Венгера « Изучение сформированности образа «Я» и самооценки». Опросники: А.Г. Хрипковой и Д.Г. Колесова, И.С. Кона, А.Ш. Шахмановой и др.
21. Модели социально-психологической помощи семье. Сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование). Защита прав детей от жестокого обращения. Алгоритм работы с семьями «группы риска». Выявление семей «группы риска»
22. Формы и методы социально-педагогической деятельности территориального комплекса служб социальной помощи детям и подросткам
23. Характеристика учреждений, оказывающих помощь в социально-педагогическом сопровождении ребенка с проблемами. Назначение пенитенциарных учреждений. Перевоспитание как целенаправленная воспитательная деятельность. Содержание основных этапов процесса перевоспитания
24. Социальная и образовательная поддерживающая среда. Перспективы превенции как метода социального контроля девиантного поведения детей и подростков группы риска
25. Социальное предпринимательство и социальное служение как инновационные факторы развития поддерживающей среды детей и подростков группы риска
26. Организация совместной деятельности со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска.Формирование социально- значимых навыков личности в современных условиях
27. Привлечения к совместной деятельности различных специалистов: юристов, врачей, психологов, психотерапевтов. Основные принципы и модели работы вмикросоциальной среде
28. Социальная и образовательная поддерживающая среда. Перспективы превенции как метода социального контроля девиантного поведения детей и подростков группы риска
29. Организация совместной деятельности со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска
30. Практики поддержки: программы помощи и социальные агентства. Организация в микросоциальной среде коллективов и групп и предоставлении им помощи. Специфические требования к профессиональной компетенции
31. Педагогические проблемы социальной реабилитации беспризорных детей и подростков в специализированных учреждениях
32. Образовательно-воспитательные проблемы работы в пенитенциарных учреждениях. Основные направления, средства, методы и формы воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения
Практические задания:
1. Составьте программу социально-педагогической работы с детьми, употребляющими алкоголь для детей разной возрастной группы (на выбор).
2. Составьте программу социально-педагогической работы с семьей, где дети находятся в социально опасном положении для детей разной возрастной группы (на выбор).
3. Составьте программу формирования воспитанности для детей разного возраста.
4. Разработайте сценарий беседы с родителями по теме «Домашние обязанности ребенка»
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Павленок Петр Денисович Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие ИНФРА-М, 2018 znanium.com
Л1.2 Е. И. Холостова Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие М.: Дашков и К, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тарасенко Л. В., Нор-Аревян О. А. Технологии работы с молодежью группы риска в России: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Олешкевич В.И. ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА А. АДЛЕРА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методы организаци поддерживающей социальной среды Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru
Э2 Методы организаци поддерживающей социальной среды ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Методы организаци поддерживающей социальной среды portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л центр (класс) деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.