МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление проектами в социальной сфере

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.02. Психолого-педагогическое образование
ПрофильКоррекционная и консультативная деятельность психолога
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_03_02_Психолого-педагогическое образование_КиКДП-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 193
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
курсовой проект: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 193 193 193 193
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
к. психолог. наук, Доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Управление проектами в социальной сфере

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)

составлена на основании учебного плана:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: формирование и развитие знаний и навыков в области социального проектирования.
Задачи курса:
- сформировать теоретические представления о специфике, назначении и структуре
социального проекта и социального проектирования;
- сформировать навыки использования основных методов и инструментов
проектирования;
- освоить логико-структурный метод проектирования;
- познакомить с основами фандрайзинга;
- разработать социальные проекты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-1.1 Знает нормативно-правовую документацию, необходимую для профессиональной деятельности
ОПК-1.2 Применяет нормы права и профессиональной этики во взаимодействии с обучающимися, родителями (законными представителями), коллегами и социальными партнёрами
ОПК-1.3 Осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-принципы формирования системы государственных и муниципальных
- финансов, бюджетов различных уровней, основные составляющие бюджетного процесса;
-типы организационной культуры и методы ее формирования;
- Понятие инвестиционного проекта;
- Классификацию инвестиционных проектов;
- Особенности проектной деятельности
- Использовать методы оценки эффективности инвестиционных проектов
3.2.Уметь:
3.2.1.-разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность;
-использовать на практике методы сетевого планирования в управлении проектами;
-измерять эффективность различных направлений деятельности государственных органов, по соответствию достигнутого уровня эффективности принятому стандарту, а так же для сравнения с ранее достигнутыми результатами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-терминами и определениями, применяемые в технологии проектирования;
-навыками оценки экономические и социальные условия осуществления государственных программ.
-современными методами управления проектом;
-навыками проведения основных видов проектных работ и типовых процессов разработки проектной продукции

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные концепции социально-проектной деятельности
1.1. Социальное проектирование. Задачи, содержание и структура курса. Особенности социального проектирования. Субъекты и объекты социального проектирования. Социальный заказ, социальное участие, социальное партнерство. Уровни социального проектирования. Компетенции социального проектировщика. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.2. Проектирование в разных социокультурных средах. Социальный институт. Проектирование как специализированная деятельность. Типы проектов. Общее и особенное в разных типах проектов. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.3. Философия социального проектирования. Сам. работа 2 22 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.4. Методы проектирования Сам. работа 2 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.5. Методы моделирования проблем и организации взаимодействий: «мозговая атака», метод синектики, деловая игра, метод фокальных объектов, теория решения исследовательских задач, метод контрольный вопросов, метод создания сценариев. Сам. работа 2 15 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.6. Компьютерные средства проектирования Сам. работа 2 21 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.7. Бизнес-план – понятие, структура, показатели, назначение. Сам. работа 2 15 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.8. Написание рефератов, заучивание терминологии по разделу Сам. работа 2 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
Раздел 2. Пространство проектирования: формирование проектного замысла, его оформление
2.1. Пространство проектирования. Ситуация проектирования Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
2.2. Задание на проектирование. Идея, замысел, концепция проекта. Целостность проекта. Прототипы. Постановка и анализ проблем. Целеполагание. Анализ ситуации. Анализ ресурсов. Разные типы ресурсов Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
2.3. Требования к оформлению карты проекта. Социальные и культурные ресурсы. Постановка задач. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
Раздел 3. Организационный механизм реализации проекта
3.1. Управление социальными проектами. Жизненный цикл проекта. Бизнес-план. Организационное проектирование и проектное управление. Проектирование и консультирование. Компьютерные средства проектирования. Понятие прогноза и экспертизы. Технологии социального прогнозирования. Цель, задачи и предмет социальной экспертизы. Организация социальной экспертизы. Защита и оформление проекта. Тактика презентации проекта. Кадровое обеспечение Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
3.2. Процесс проектирования Анализ заинтересованных сторон Сам. работа 2 22 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
3.3. Gонятие прогноза и экспертизы.Технологии социального прогнозирования. Цель, задачи и предмет социальной экспертизы. Организация социальной экспертизы. Сам. работа 2 22 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
3.4. Контроль за реализацией проекта. Завершение работ. Ликвидация проекта. Нормативно- правовая база проектирования в системе государственного и муниципального управления РФ. Сам. работа 2 22 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
3.5. Написание рефератов, заучивание терминологии по разделу Сам. работа 2 22 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС Проектирование.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Блюмин А. М. , Печеная Л. Т. , Феоктистов Н. А. Проектирование систем информационного, консультационного и инновационного обслуживания.: Учебное пособие М.: Дашков и Ко, 2010
Л1.2 Солодянкина О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/9522632B-DFF5-4970-BAAF-9DA2B4C4CADB
Л1.3 В. А. Луков Социальное проектирование : учеб. пособие для вузов М. : Моск. гуманит. ун-т ; М. : Флинта, 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. В. Морозов Социальное проектирование в социальной работе: учеб. пособие ИНФРА-М, 2015
Л2.2 Руденко, Л.Г. Планирование и проектирование органи-заций: , Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — e.lanbook.com
Л2.3 И.А. Колесникова; М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2007
Л2.4 В. М. Сафронова Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие для вузов Академия, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 –электронный курс в системе Moodle "Управление проектами в социальной сферех" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
219Л лаборатория психофизиологии и нейротехнологии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер марки AST; монитор Aser; принтер HP Laser Jet P2015d; ростомер электронный РЭП; электроэнцефалограф «Нейрон-Спектр-4/ВМП; ширма ПВХ односекционная; тазомер акушерский.
312Л центр (класс) деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
4.В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине Технологии психологической помощи в экстремальных ситуациях придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a) Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий.
b) Сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию.
c) Тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d) самостоятельное ознакомление с научной литературой, исследовательскими материалами, интернет-ресурсами,
e) составление терминологических словарей и аннотированных указателей
f) анализ собственного опыта переживания и преодоления кризисных ситуаций, исследование своей профессиональной позиции при работе с кризисными клиентами, осознание ресурсов и резервов в профессиональной деятельности для профилактики эмоционального выгорания
g) анализ (рецензирование) интернет-ресурсов по темам разделя;.
h) При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
i) На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
j) Участвуйте в подготовке рефератов, вступлениях с докладами, выполнении творческих заданий.
5. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
При подготовке доклада студенту рекомендуется:
- составить план выступления;
- при изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
- обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
- подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
- время доклада 10 минут;
- после доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
- приветствуется использование электронной презентации;
- предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование