Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.02. Психолого-педагогическое образование |
Профиль | Коррекционная и консультативная деятельность психолога |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_02_Психолого-педагогическое образование_КиКДП-2021 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 193 | 193 | 193 | 193 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Кузьмина Анна Сергеевна
1.1. | Цель учебной дисциплины «Качественные и количественные методы в психолого-педагогическом исследовании» обучить студентов навыкам и умениям использования качественных и количественных методов психолого-педагогическом исследовании, а также сФормировать у студентов системы понятий в области практической деятельности психолога; категорий, методологических принципов и методов, понимания места использования качественных и количественных методов в системе психологической науки. Задачи учебной дисциплины: 1. Актуализация методологических проблем создания качественных и количественных методов; 2. Изучить адгоритм проведения качественных и количественных методов; 3. Формировать навыки интерпретации качественные и количественных методов; 4. Усвоить правовые и этические нормы деятельности психолога-диагностика при использовании качественных и количественных мтодов, психодиагностических тестов и методик при организации и проведении диагностической работы по изучению личности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
УК-1 | Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
ОПК-9 | Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – основные понятия и категории качественных и количественных методов; – виды, типологию, принципы создания качественных и количественных методов; – особенности научно-исследовательской работы с использованием качественных и количественных методов, психологических методик для изучения личности в разных возрастных периодах; - инструменты статистического анализа результатов исследования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – учитывать правовые и этические нормы в практической деятельности психолога по использованию качественных и количественных методов; - организовать и провести псссихологические методы исходя из целей исследования – проводить процедуры по различным личностным проблемам на основе психодиагностического исследования с комплексным использованием качественных и количественных методов; - проводить статистический анализ с использованием копмпьютерных программ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - процедурой использования качественных и количественных методов; − процедурой организации и проведения широкого спектра методов и методик исследования с различным категориям населения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая характеристика исследовательской деятельности и методология исследования | ||||||
1.1. | Исследовательская деятельность как вид самостоятельной работы студента. Особенности индивидуальной и коллективной научной деятельности | Лабораторные | 1 | 1 | УК-1, ОПК-9 | Л2.1, Л2.2, Л1.5, Л1.3 |
1.2. | Выделить проблемы научного познания в психологии | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-9 | Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.3. | Классификация методов психологического исследования | Лабораторные | 1 | 1 | УК-1, ОПК-9 | Л2.1, Л2.2, Л1.5, Л1.3 |
1.4. | Описать идеи разделения методов исследования на качественные и количественные | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-9 | Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
Раздел 2. Качественные методы исследования | ||||||
2.1. | Наблюдение - метод психологического исследования | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л2.2, Л1.5 |
2.2. | Сформулируйте основные достоиства и недостатки метода наблюдения | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-9 | Л2.4 |
2.3. | Найти в научных журналах исследования с применением метода наблюдения и выделить основные характеристики метода и полученные результаты | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-9 | Л1.5 |
2.4. | Планирование наблюдения и способы регистрации данных | Лабораторные | 1 | 1 | УК-1, ОПК-9 | Л2.2, Л1.3 |
2.5. | составьте таблицу "предмет наблюдения и возможные индикаторы" | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-9 | Л1.5 |
2.6. | Подготовка проекта наблюдения к защите | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-9 | Л1.5 |
2.7. | Эксперимент как метод исследования | Лабораторные | 1 | 1 | УК-1, ОПК-9 | Л2.2, Л1.4, Л1.5 |
2.8. | Сформулируйте основные достоиства и недостатки метода эксперимента | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л2.4, Л1.4, Л1.5 |
2.9. | Планирование экспериментов и экспериментальные схемы | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л1.4 |
2.10. | Найти в научных журналах исследования с применением метода эксперимента и выделить основные характеристики метода и полученные результаты | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-9 | Л1.4 |
2.11. | Найти описание проведнного эксперимента и выделить в нем его основные элементы | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-9 | Л1.4 |
2.12. | Беседа (интервью) как метод психологического исследования | Лабораторные | 1 | 1 | УК-1, ОПК-9 | Л1.5 |
2.13. | Сформулируйте основные достоиства и недостатки метода беседы | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л1.5 |
2.14. | Составьте памятку для себя с правилами организации беседы | Сам. работа | 1 | 2 | УК-1, ОПК-9 | Л1.5 |
2.15. | Подготовка проекта беседы, проведение беседы и описание результатаов беседы | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-9 | Л1.5 |
2.16. | Тестирование как метод психологического исследования | Лабораторные | 1 | 1 | УК-1, ОПК-9 | Л2.4, Л1.5 |
2.17. | Составить словарь терминов по вопросу "Психометрические характеристики теста" | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л2.4, Л1.5 |
2.18. | Подготовить презентацию-знакомство с разными видами тестов (тест интеллекта, тест способностей, личностный опросник и т.д.) | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л2.4, Л1.5 |
2.19. | Анализ продуктов деятельности как метод психологического исследования | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л2.4, Л1.5 |
2.20. | Найти в научных журналах исследования с применением метода анализа продуктов деятельности и выделить основные характеристики метода и полученные результаты | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-9 | Л1.5 |
2.21. | Подготовить памятку "Условия организации сбора данных с помощью анализа продуктов деятельности" | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л1.5 |
2.22. | Проанализировать достоинства и недостатки метода анализа продуктов деятельности | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л1.5 |
2.23. | Контент-анализ как метод анализа документальной информации: сущность, задачи метода | Лабораторные | 1 | 1 | УК-1, ОПК-9 | Л1.5 |
2.24. | Составить таблицу "Основные процедуры контент-анализа" | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-9 | Л1.5 |
Раздел 3. Количественные методы в психологичсеком исследовании | ||||||
3.1. | Количественные методы в психологии | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л1.5 |
3.2. | Подготовить описание измерительных шкал (номинативная, порядковая, интервальная, шкала отношений)и найти примеры в психологических исследованиях | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л1.4 |
3.3. | найти примеры разных форм предоставления экспериментальных данных (таблицы, статистические ряды) | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.4 |
3.4. | Описательны статистики | Лабораторные | 1 | 1 | УК-1, ОПК-9 | Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
3.5. | Выделить особенности статистических критериев: параметрических и непараметрических | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
3.6. | Найти в ислледованиях, представленных в психологических журналах, быть готовыми представить статистические гипотезы | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
3.7. | Выявление различий в уровне исследуемого признака: непараметрические критерии | Лабораторные | 1 | 1 | УК-1, ОПК-9 | Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
3.8. | Выявление различий в уровне исследуемого признака: параметрические критерии | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
3.9. | Подготовить памятку подсчета критерия анна-Уитни | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
3.10. | Подготовить памятку подсчета критерия Крускала-Уолисса | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
3.11. | Подготовить памятку подсчета Т-критерия Стьюдента | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
3.12. | Выявление различий в распределении признака: критерий Пирсона | Лабораторные | 1 | 1 | УК-1, ОПК-9 | Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
3.13. | Подготовить памятку подсчета критерия Пирсона | Сам. работа | 1 | 3 | УК-1, ОПК-9 | Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
3.14. | Многофункциональный статистический критерий - угловое преобразование Фишера | Лабораторные | 1 | 1 | УК-1, ОПК-9 | Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
3.15. | Подготовить памятку подсчета критерия угловое преобразование Фишера | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
3.16. | Выявление связей между переменными | Лабораторные | 1 | 1 | УК-1, ОПК-9 | Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
3.17. | Подготовить памятку подсчета корреляционного анализа Пирсона | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л1.1, Л1.2 |
3.18. | Подготовить памятку подсчета корреляционного анализа спирмена | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Планирование научного исследования | ||||||
4.1. | Планирование научного исследования: принципы и этапы | Лабораторные | 1 | 1 | УК-1, ОПК-9 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л1.5 |
4.2. | Составить словарь терминов по вопросу " методологический аппарат исследования" | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
4.3. | Познакомиться с правилами составление библиографического списка | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
4.4. | Планирование научного исследования: от идеи к плану | Лабораторные | 1 | 1 | УК-1, ОПК-9 | Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3 |
4.5. | Подотовка проекта собственного научного | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1, ОПК-9 | Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
4.6. | Поиск на сайтах университетов научных мероприятий для представления результатов исследования | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
4.7. | Презентация исследовательских тпроектов | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
4.8. | Подбор методов исследований для исследовательского проекта | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
4.9. | Подготовка презентации исследовательского проекта | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-9 | Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
4.10. | Подготовка и оформление библиографического списка к исследовательскому проекту | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ОПК-9 | Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. Д. Наследов | Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов | СПб.: Речь, 2012 | |
Л1.2 | Высоков И. Е. | Математические методы в психологии: Гриф УМО ВО | Москва: Издательство Юрайт, 2022 | https://urait.ru/bcode/489340 |
Л1.3 | Афанасьев В.В, Грибкова О.В., Уколова Л.И | Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов : Гриф УМО ВО | Москва : Издательство Юрайт, 2022 | https://urait.ru/bcode/492350 |
Л1.4 | Носс И.Н. | Экспериментальная психология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2022 | https://urait.ru/bcode/489514 |
Л1.5 | Высоков И.Е., Кравченко Ю.Е, Сысоева Т.А. | Общепсихологический практикум : учебное пособие для вузов : учебное пособие | Москва : Издательство Юрайт, 2022 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. И. Загвязинский, Р. Атаханов | Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | |
Л2.2 | П.И. Образцов | Методы и методология психолого-педагогического исследования : | Питер, 2004 | |
Л2.3 | Кутейников А.Н. | Математические методы в психологии: Учебно-методическое пособие | РЕЧЬ, 2008 | |
Л2.4 | Горбатов Д.С. | ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | ЭБС «Университетская библиотека - https://biblioclub.ru/ | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Электронный кур "Качественные и количественные методы в психолого-педагогических исследованияхс "в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань» ЭБС «Университетская библиотека" ЭБС издательства «Юрайт» ЭБС АлтГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
313Л | лаборатория психолого-педагогического практикума - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л |
313Л | лаборатория психолого-педагогического практикума - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л |
Изучение дисциплины осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной работы обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются лекционные, практические и лабораторные занятия. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения. Предусматриваются следующие формы работы обучающихся: ▪ прослушивание лекционного курса; ▪ чтение и конспектирование рекомендованной литературы; ▪ ознакомление с планом практического или лабораторного занятия. ▪ уяснение содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии. ▪ повторение содержание лекционного материала. ▪ изучение рекомендуемой литературы и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии). ▪ ответы на вопросы, указанные в плане семинарского занятия. ▪ ознакомление с кафедральными методическими рекомендациями к занятию, содержанием стендов и другими наглядными пособиями по теме занятия. ▪ получение консультации у преподавателя. ▪ написание рефератов (по согласованию с преподавателем). ▪ самостоятельная работа. Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и предварительной аттестации. Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них знаний, умений, владений; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи. К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся: ▪ на занятиях; ▪ по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий; ▪ по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов; ▪ по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя по освоению дисциплины и имеющимся задолженностям. На каждом занятии курсантам необходимо иметь рабочую тетрадь (48 л), листы белой бумаги формата А4, письменные принадлежности. Рабочие тетради необходимы для конспектирования рекомендаций преподавателя по теме занятия, а листы бумаги для самостоятельных, контрольных проверочных работ. При отработке пропущенных занятий обучающиеся самостоятельно изучают вопросы, указанные в плане занятия. На консультации обучающиеся представляют результаты своего труда и отвечают на вопросы преподавателя. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям обучающиеся должны: 1. Ознакомиться с планом практического, лабораторного занятия. 2. Уяснить содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии. 3. Повторить содержание лекционного материала. 4. Изучить литературу и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии). 5. Подготовить ответы на вопросы, указанные в плане практического/лабораторного занятия. 6. Выполнить задания, обусловленные темой практического занятия. 7. Получить консультацию у преподавателя. 10. Выполнить индивидуальные задания преподавателя. 11. Написать реферат. Обязательным условием подготовки к занятию является выполнение в полном объеме заданий предыдущего занятия. На занятиях обучающимся рекомендуется активно использовать личный жизненный опыт, примеры из специальной и художественной литературы. Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для промежуточной аттестации по дисциплине. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и владений, степени освоенности компетенций, обучающихся по дисциплине в форме зачета. Экзамен проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. |