МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Качественные и количественные методы в психолого-педагогических исследованиях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки44.03.02. Психолого-педагогическое образование
ПрофильКоррекционная и консультативная деятельность психолога
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_03_02_Психолого-педагогическое образование_КиКДП-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 193
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 14 14 14 14
Сам. работа 193 193 193 193
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.психол.н, Доцент, Трофимова Юлия Владимировна

Рецензент(ы):
к. психол.н., Доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Качественные и количественные методы в психолого-педагогических исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)

составлена на основании учебного плана:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кузьмина Анна Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Кузьмина Анна Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины «Качественные и количественные методы в психолого-педагогическом исследовании» обучить студентов навыкам и умениям использования качественных и количественных методов психолого-педагогическом исследовании, а также сФормировать у студентов системы понятий в области практической деятельности психолога; категорий, методологических принципов и методов, понимания места использования качественных и количественных методов в системе психологической науки.
Задачи учебной дисциплины:
1. Актуализация методологических проблем создания качественных и количественных методов;
2. Изучить адгоритм проведения качественных и количественных методов;
3. Формировать навыки интерпретации качественные и количественных методов;
4. Усвоить правовые и этические нормы деятельности психолога-диагностика при использовании качественных и количественных мтодов, психодиагностических тестов и методик при организации и проведении диагностической работы по изучению личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ОПК-9 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные понятия и категории качественных и количественных методов;
– виды, типологию, принципы создания качественных и количественных методов;
– особенности научно-исследовательской работы с использованием качественных и количественных методов, психологических методик для изучения личности в разных возрастных периодах;
- инструменты статистического анализа результатов исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.– учитывать правовые и этические нормы в практической деятельности психолога по использованию качественных и количественных методов;
- организовать и провести псссихологические методы исходя из целей исследования
– проводить процедуры по различным личностным проблемам на основе психодиагностического исследования с комплексным использованием качественных и количественных методов;
- проводить статистический анализ с использованием копмпьютерных программ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- процедурой использования качественных и количественных методов;
− процедурой организации и проведения широкого спектра методов и методик исследования с различным категориям населения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика исследовательской деятельности и методология исследования
1.1. Исследовательская деятельность как вид самостоятельной работы студента. Особенности индивидуальной и коллективной научной деятельности Лабораторные 1 1 УК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.5, Л1.3
1.2. Выделить проблемы научного познания в психологии Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.3. Классификация методов психологического исследования Лабораторные 1 1 УК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.5, Л1.3
1.4. Описать идеи разделения методов исследования на качественные и количественные Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Качественные методы исследования
2.1. Наблюдение - метод психологического исследования Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л2.2, Л1.5
2.2. Сформулируйте основные достоиства и недостатки метода наблюдения Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-9 Л2.4
2.3. Найти в научных журналах исследования с применением метода наблюдения и выделить основные характеристики метода и полученные результаты Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-9 Л1.5
2.4. Планирование наблюдения и способы регистрации данных Лабораторные 1 1 УК-1, ОПК-9 Л2.2, Л1.3
2.5. составьте таблицу "предмет наблюдения и возможные индикаторы" Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-9 Л1.5
2.6. Подготовка проекта наблюдения к защите Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-9 Л1.5
2.7. Эксперимент как метод исследования Лабораторные 1 1 УК-1, ОПК-9 Л2.2, Л1.4, Л1.5
2.8. Сформулируйте основные достоиства и недостатки метода эксперимента Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л2.4, Л1.4, Л1.5
2.9. Планирование экспериментов и экспериментальные схемы Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л1.4
2.10. Найти в научных журналах исследования с применением метода эксперимента и выделить основные характеристики метода и полученные результаты Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-9 Л1.4
2.11. Найти описание проведнного эксперимента и выделить в нем его основные элементы Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-9 Л1.4
2.12. Беседа (интервью) как метод психологического исследования Лабораторные 1 1 УК-1, ОПК-9 Л1.5
2.13. Сформулируйте основные достоиства и недостатки метода беседы Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л1.5
2.14. Составьте памятку для себя с правилами организации беседы Сам. работа 1 2 УК-1, ОПК-9 Л1.5
2.15. Подготовка проекта беседы, проведение беседы и описание результатаов беседы Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-9 Л1.5
2.16. Тестирование как метод психологического исследования Лабораторные 1 1 УК-1, ОПК-9 Л2.4, Л1.5
2.17. Составить словарь терминов по вопросу "Психометрические характеристики теста" Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л2.4, Л1.5
2.18. Подготовить презентацию-знакомство с разными видами тестов (тест интеллекта, тест способностей, личностный опросник и т.д.) Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л2.4, Л1.5
2.19. Анализ продуктов деятельности как метод психологического исследования Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л2.4, Л1.5
2.20. Найти в научных журналах исследования с применением метода анализа продуктов деятельности и выделить основные характеристики метода и полученные результаты Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-9 Л1.5
2.21. Подготовить памятку "Условия организации сбора данных с помощью анализа продуктов деятельности" Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л1.5
2.22. Проанализировать достоинства и недостатки метода анализа продуктов деятельности Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л1.5
2.23. Контент-анализ как метод анализа документальной информации: сущность, задачи метода Лабораторные 1 1 УК-1, ОПК-9 Л1.5
2.24. Составить таблицу "Основные процедуры контент-анализа" Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-9 Л1.5
Раздел 3. Количественные методы в психологичсеком исследовании
3.1. Количественные методы в психологии Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л1.5
3.2. Подготовить описание измерительных шкал (номинативная, порядковая, интервальная, шкала отношений)и найти примеры в психологических исследованиях Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.4
3.3. найти примеры разных форм предоставления экспериментальных данных (таблицы, статистические ряды) Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.4
3.4. Описательны статистики Лабораторные 1 1 УК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.5. Выделить особенности статистических критериев: параметрических и непараметрических Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.6. Найти в ислледованиях, представленных в психологических журналах, быть готовыми представить статистические гипотезы Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.7. Выявление различий в уровне исследуемого признака: непараметрические критерии Лабораторные 1 1 УК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.8. Выявление различий в уровне исследуемого признака: параметрические критерии Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.9. Подготовить памятку подсчета критерия анна-Уитни Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.10. Подготовить памятку подсчета критерия Крускала-Уолисса Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.11. Подготовить памятку подсчета Т-критерия Стьюдента Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.12. Выявление различий в распределении признака: критерий Пирсона Лабораторные 1 1 УК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.13. Подготовить памятку подсчета критерия Пирсона Сам. работа 1 3 УК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.14. Многофункциональный статистический критерий - угловое преобразование Фишера Лабораторные 1 1 УК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.15. Подготовить памятку подсчета критерия угловое преобразование Фишера Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.16. Выявление связей между переменными Лабораторные 1 1 УК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.17. Подготовить памятку подсчета корреляционного анализа Пирсона Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л1.1, Л1.2
3.18. Подготовить памятку подсчета корреляционного анализа спирмена Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Планирование научного исследования
4.1. Планирование научного исследования: принципы и этапы Лабораторные 1 1 УК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л1.5
4.2. Составить словарь терминов по вопросу " методологический аппарат исследования" Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.3. Познакомиться с правилами составление библиографического списка Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.4. Планирование научного исследования: от идеи к плану Лабораторные 1 1 УК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3
4.5. Подотовка проекта собственного научного Сам. работа 1 8 УК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.6. Поиск на сайтах университетов научных мероприятий для представления результатов исследования Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.7. Презентация исследовательских тпроектов Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.8. Подбор методов исследований для исследовательского проекта Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.9. Подготовка презентации исследовательского проекта Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.10. Подготовка и оформление библиографического списка к исследовательскому проекту Сам. работа 1 4 УК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Д. Наследов Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов СПб.: Речь, 2012
Л1.2 Высоков И. Е. Математические методы в психологии: Гриф УМО ВО Москва: Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/489340
Л1.3 Афанасьев В.В, Грибкова О.В., Уколова Л.И Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов : Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/492350
Л1.4 Носс И.Н. Экспериментальная психология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/489514
Л1.5 Высоков И.Е., Кравченко Ю.Е, Сысоева Т.А. Общепсихологический практикум : учебное пособие для вузов : учебное пособие Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. И. Загвязинский, Р. Атаханов Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л2.2 П.И. Образцов Методы и методология психолого-педагогического исследования : Питер, 2004
Л2.3 Кутейников А.Н. Математические методы в психологии: Учебно-методическое пособие РЕЧЬ, 2008
Л2.4 Горбатов Д.С. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» ЭБС «Университетская библиотека - https://biblioclub.ru/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Электронный кур "Качественные и количественные методы в психолого-педагогических исследованияхс "в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека"
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория психолого-педагогического практикума - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л
313Л лаборатория психолого-педагогического практикума - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение дисциплины осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной работы обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются лекционные, практические и лабораторные занятия. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.
Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:
▪ прослушивание лекционного курса;
▪ чтение и конспектирование рекомендованной литературы;
▪ ознакомление с планом практического или лабораторного занятия.
▪ уяснение содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии.
▪ повторение содержание лекционного материала.
▪ изучение рекомендуемой литературы и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии).
▪ ответы на вопросы, указанные в плане семинарского занятия.
▪ ознакомление с кафедральными методическими рекомендациями к занятию, содержанием стендов и другими наглядными пособиями по теме занятия.
▪ получение консультации у преподавателя.
▪ написание рефератов (по согласованию с преподавателем).
▪ самостоятельная работа.
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и предварительной аттестации.
Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них знаний, умений, владений; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
▪ на занятиях;
▪ по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;
▪ по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
▪ по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя по освоению дисциплины и имеющимся задолженностям.
На каждом занятии курсантам необходимо иметь рабочую тетрадь (48 л), листы белой бумаги формата А4, письменные принадлежности. Рабочие тетради необходимы для конспектирования рекомендаций преподавателя по теме занятия, а листы бумаги для самостоятельных, контрольных проверочных работ.
При отработке пропущенных занятий обучающиеся самостоятельно изучают вопросы, указанные в плане занятия. На консультации обучающиеся представляют результаты своего труда и отвечают на вопросы преподавателя.
При подготовке к практическим и лабораторным занятиям обучающиеся должны:
1. Ознакомиться с планом практического, лабораторного занятия.
2. Уяснить содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии.
3. Повторить содержание лекционного материала.
4. Изучить литературу и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии).
5. Подготовить ответы на вопросы, указанные в плане практического/лабораторного занятия.
6. Выполнить задания, обусловленные темой практического занятия.
7. Получить консультацию у преподавателя.
10. Выполнить индивидуальные задания преподавателя.
11. Написать реферат.
Обязательным условием подготовки к занятию является выполнение в полном объеме заданий предыдущего занятия.
На занятиях обучающимся рекомендуется активно использовать личный жизненный опыт, примеры из специальной и художественной литературы.
Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для промежуточной аттестации по дисциплине.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и владений, степени освоенности компетенций, обучающихся по дисциплине в форме зачета.
Экзамен проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы.