МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психофизиология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.03.02. Психолого-педагогическое образование
ПрофильКоррекционная и консультативная деятельность психолога
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планz44_03_02_Психолого-педагогическое образование_КиКДП-2022
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 228
контроль 18
Виды контроля по курсам
экзамены: 1, 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 14 14 24 24
Практические 6 6 12 12 18 18
Сам. работа 83 83 145 145 228 228
Часы на контроль 9 9 9 9 18 18
Итого 108 108 180 180 288 288

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, Яценко М.В.

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Психофизиология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)

составлена на основании учебного плана:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 20222025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., к.психол.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., к.психол.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – обеспечить понимание целостности человека как психо-соматического явления, взаимосвязи и взаимообусловленности психического и физиологического в человеке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-5.1 Знает современные методы оценки результатов образования обучающихся, выявления и коррекции трудностей в обучении
ОПК-5.2 Умеет выбирать, и применять психодиагностический инструментарий для оценки результатов обучения и выявления трудностей в обучении
ОПК-5.3 Выявляет и корректирует трудности в обучении но основе современных психолого-педагогических методов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основной понятийный аппарат, историю становления, методы, основные психофизиологические теории и концепции в современной отечественной и зарубежной науке;
-о функциональном обеспечении различных психических состояний и функций;
- о психофизиологии высших психических функций;
- о методах, используемых в психофизиологических исследованиях
- о психофизиологии сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний;
3.2.Уметь:
3.2.1.-использовать основной понятийный аппарат, методы психофизиологии;
- интерпретировать результаты с позиций взаимосвязи и взаимообусловленности психического и физиологического в человеке;
- обосновать психофизиологические механизмы функциональных состояний, ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений; психофизиологию высших психических функций;
-уметь интерпретировать результаты с позиций взаимосвязи и взаимообусловленности психического и физиологического в человеке;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками:
- применения знаний в области психофизиологии в практической деятельности психолога;
- использования методов психофизиологического исследования для решения конкретных задач, применения знаний в области психофизиологии в практической деятельности психолога.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в психофизиологию
1.1. Общие вопросы психофизиологии Лекции 1 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4
1.2. Теоретические основы психофизиологии Лекции 1 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Методы психофизиологии Практические 1 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Понятийный аппарат, методы, теоретические основы психофизиологии Сам. работа 1 83 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Психофизиологическое изучение психических процессов и состояний
2.1. Психофизиология функциональных состояний и Лекции 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
2.2. Исследование координации движений с помощью автоматизированной системы «Стабилан». Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3
2.3. Психофизиология эмоций Лекции 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Психофизиология эмоций Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3
2.5. Психофизиология функциональных состояний Сам. работа 2 30 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3
2.6. Психофизиология сенсорных систем Лекции 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Психофизиология высших психических функций. Лекции 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Психофизиология зрения и слуха Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3
2.9. Психофизиология мышления и памяти Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Психофизиология высших психических функций. Сам. работа 2 30 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3
2.11. Психология научения Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.12. Психофизиологическое изучение психических процессов и состояний Сам. работа 2 40 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.5, Л2.2, Л2.4
2.13. Методы коррекции функциональных состояний Лекции 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
2.14. Методы коррекции функциональных состояний Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3
Раздел 3. Новые направления прикладной психофизиологии.
3.1. Возрастная, экологическая, дифференциальная психофизиология Лекции 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.5, Л2.3, Л2.2
3.2. Прикладная психофизиология Сам. работа 2 45 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.3
3.3. Зачет 2 9 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Системы мозга, регулирующие функциональные состояния, это:
а - восходящая ретикулярная активирующая система,
б – диффузная таламическая проекционная системы,
в – фронтальная кора,
г – все ответы верны.
Правильный ответ: г.

2. В организации речевого высказывания выделяют следующие уровни:
а - фонематический, лексический, семантический уровни.
б – фонематический, лексический, синтагматический уровни.
в – фонематический, лексический, парадигматический уровни.
г – лексический, парадигматический, синтагматический уровни.
Правильный ответ: а.

3. Какие функции выполняет речь?
а) Лексическая;
б) Обозначающая;
в) Регулирующая;
в) Коммуникативная.
Правильный ответ: а, б, в, г.

4. Какие структуры мозга входят в систему ВРАС?
а) Ретикулярная формация;
б) Промежуточный мозг;
в) Спинной мозг;
г) Мозжечок.
Правильный ответ: а, б.

5. Что из перечисленного относится к стадиям сна?
а) Медленный сон;
б) Быстрый сон;
в) Засыпание;
г) Пробуждение.
Правильный ответ: а, б.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите функции речи.
Правильный ответ: Лексическая, обозначающая, регулирующая, коммуникативная.

2. Назовите основные ритмы ЭЭГ и их частотные диапазоны.
Правильный ответ: Дельта 0-4Гц, тета 4-8Гц, альфа 8-13Гц, бета 13-35Гц.

3. Дайте определение понятию эмоция.
Правильный ответ: Это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

4. Дайте определение понятию мотивация.
Правильный ответ: Это побуждение к действию, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности, а также психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.

5. Назовите виды памяти по продолжительности.
Правильный ответ: Мгновенная (сенсорная), кратковременная, оперативная и долговременная память.

РИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Данилова Н.Н Психофизиология: Учеб. для вузов : М.: Аспект Пресс, 2012
Л1.2 Данилова Н.Н Психофизиология: Учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2012.
Л1.3 Т. В. Лукьянова, Т. В. Сувалова, С. И. Ярцева Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала: учеб.-практ. пособие М.: Проспект, 2012
Л1.4 Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В. и др Нейропсихология индивидуальных различий : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования М. : Издательский центр «Академия», , 2011.
Л1.5 Копосова Т.С. и др. Возрастная психофизиология: : учебное пособие Москва : ИД САФУ, 2015 www.lib.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Ю. И. Александрова Психофизиология: Спб, 2011
Л2.2 Шаяхметова Э.Ш. Основы психофизиологии: учебное пособие Уфа: БГПУ, 2015 e.lanbook.com
Л2.3 Плотникова М.В. Психофизиология профессиональной деятельности: учебное пособие Тюмень: ТГУ.- , 2016 e.lanbook.com
Л2.4 Л. Д. Демина и др.]; Психологическая и психофизиологическая устойчивость личности: диагностика, консультирование, коррекция и реабилитация: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психофизиология https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=181 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
-Word- 2007
-POWER Point 2010
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
- ЭУМК "Психофизиология" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=181
- Базы данных:
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические указания по рациональной организации самостоятельной работы.


Учебный процесс в вузе существенно отличается от того, как он организован в средней школе. Одна из важнейших наших задач - научить студента самостоятельно учиться в дальнейшем всю жизнь. Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу.

Работа на лекции



На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития

УП: z44_03_02_ППО-1-2020.plx стр. 7
умственных способностей. Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое "конспектирование" приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора "читать помедленнее". Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и т.п. Целесообразно разработать собственную "маркографию"(значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только основной фонд, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Методические рекомендации к составлению реферата.

Реферат (от лат. refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме.Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний. При написании реферата уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить.Реферат не является простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы.
Этапы работы над рефератом:
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. 2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3.Составление библиографии.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана реферата.
6.Написание реферата.
7.Публичное выступление с результатами исследования.
Содержание работы должно отражатьзнание современного состояния проблемы; обоснование выбранной темы; использование известных результатов и фактов; полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; актуальность поставленной проблемы; материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время. Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a, следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература.

Общие рекомендации к подготовке к семинарскому и практическому занятию

Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины. Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем. При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить. При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания. При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы. В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые тестовые задания.Методические рекомендации по подготовке к экзамену.Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса. Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. При подготовке к экзамену руководствуйтесь программой курса и методическими рекомендациями.Экзамен сдается в форме обсуждения вопросов по теории в устной или письменной форме (по желанию студентов) с учетом итогов выполненных студентом тестовых и индивидуальных заданий. Поэтому необходимым условием допуска студента к экзамену является выполнение и защита в срок индивидуального задания. Чтобы преподаватель имел возможность познакомиться с результатом индивидуальной работы, он должен быть сдан не позже, чем за 3 недели до сдачи экзамена.Активность в течение семестра, как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях, способствует успешной сдаче экзамена.Перед экзаменом

УП: z44_03_02_ППО-1-2020.plx стр. 8
рекомендуется освежить в памяти свои работы. Подумайте, что может быть наиболее интересным в этих работах, что вы хотели бы обсудить с преподавателем, и какие вопросы может задать преподаватель во время обсуждения. Попытайтесь понять, какое место занимается ваша работа по отношению к теоретическому и прикладному материалу, с которым вы уже познакомились.

Самопроверка



После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.



Консультации



Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Рекомендации по самостоятельной работе с литературой

Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные рекомендации по работе с книгой можно свести к следующим:- составьте перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - при составлении перечня литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время;- систематизируйте этот перечень (отметьте, что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности и т.д.);- обязательно выписывайте все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время);- определите для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).- если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого необходимо научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать); - еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи (искать аргументы «за» или «против» интересующей идеи).
Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного, основные из которых следующие:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.


Методические рекомендации по составлению конспекта:


1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

УП: z44_03_02_ППО-1-2020.plx стр. 9
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.