Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.02. Психолого-педагогическое образование |
Профиль | Коррекционная и консультативная деятельность психолога |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_02_Психолого-педагогическое образование_КиКДП-2022 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д-р психол.наук, проф.
1.1. | формирование у студентов представления об этнопсихологии - междисциплинарной области знания, изучающей психологические особенности человека в единстве общечело¬веческого и культурно-специфического, подготовка студентов к профессиональной деятельности в условиях постоянного межэтнического взаимодействия во всех сферах жизни российского общества; развитие интереса к познанию и деятельности в области этнической и кросс-культурной психологии; формирование компетенций для использования теоретических аспектов этнопсихологии в познавательной деятельности:обучение практическим методам кросс-культурного исследования и решения проблем в данной области; формирование навыков первичного анализа этнокультурной специфики индивидуального и группового поведения людей. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04.04 |
ОПК-4 | Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей |
ОПК-4.1 | Знает структуру и содержание высших духовных ценностей (индивидуально-личностных, семейных, национальных), духовно-нравственные принципы и нормы |
ОПК-4.2 | Умеет применять технологии развития духовно-нравственной сферы личности обучающихся, опыта нравственных отношений, представлений об эталонах взаимодействия с людьми на основе базовых национальных ценностей в профессиональной деятельности |
ОПК-4.3 | Формирует у учащихся базовые национальные ценности |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
УК-3.1 | Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства |
УК-3.2 | Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи |
УК-3.3 | Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
УК-5.1 | Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира |
УК-5.2 | Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности |
УК-5.3 | Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества |
УК-5.4 | Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства; - основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира; - структуру и содержание высших духовных ценностей (индивидуально-личностных, семейных, национальных), духовно-нравственные принципы и нормы. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи - Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности - Умеет применять технологии развития духовно-нравственной сферы личности обучающихся, опыта нравственных отношений, представлений об эталонах взаимодействия с людьми на основе базовых национальных ценностей в профессиональной деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия Формирует у учащихся базовые национальные ценности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в этническую психологию. | ||||||
1.1. | Происхождение этносов, истоки этногенеза; понятие этнического процесса; направление и формы этногенеза. | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.2. | История, предмет, объект этнопсихологии. Понятие об этносе. Структура и уровни этнической психологии (эгоцентрический, группоцентрический, универсально – гуманистический). | Практические | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.3. | Структура и уровни этнической психологии. Этногенеза Л.Н. Гумилева. Этническая ситуация в России конца ХХ века. | Сам. работа | 5 | 8 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.4. | Методы этнической психологии | Сам. работа | 5 | 8 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.5. | Происхождение этносов, истоки этногенеза; понятие этнического процесса. Понятие о культуре. Цели и задачи кросс-культурной психологии. Связь культуры и поведения (биологический, культурно-антропологический и психологический подходы). Социальные последствия культуры. | Сам. работа | 5 | 8 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Психология этноса | ||||||
2.1. | Этноцентризм и способы его уменьшения. Этнодифференцирующие признаки; культурный признак; языковой признак; хозяйственный признак; бытовой признак; семейный признак. | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.2. | Этническая картина мира, сущность и структура этнической идентичности; уровни этнической идентичности (личностно – психологический, социально – психологический). | Сам. работа | 5 | 8 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.3. | Статические компоненты психологии этноса. | Сам. работа | 5 | 8 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.4. | Этнические стереотипы, их функции. | Практические | 5 | 1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.5. | Типы этнической идентичности: нормальная идентичность, этноцентрическая идентичность, этнодоминирующая идентичность, этнический фанатизм, этническая индифферентность, этнонигилизм, амбивалентная этничность; примордиализм и конструктивизм. компоненты психологии этноса (этнический характер, этнический темперамент, этнические традиции и обычаи, этническое сознание, структура этнического самосознания народов, этнологическое самосознание, этнические чувства, этнический вкус); понятие инкультурации; формы инкультурации. | Сам. работа | 5 | 10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 3. Межэтнические коммуникации | ||||||
3.1. | Понятие и сущность межэтнических коммуникаций | Лекции | 5 | 1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.2. | Этнические конфликты : типология этнических конфликтов; стадии развития этнических конфликтов: латентный период, фаза проявления конфликта, период активного течения конфликта, последствия конфликта. | Сам. работа | 5 | 10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.3. | Теории этнокультурного взаимодействия (концепция аккультурации, концепции мобилизации, концепции интегрированности, концепции внутреннего колониализма), настоящее и будущее этносов. | Практические | 5 | 1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.4. | Формы и способы урегулирования этнических конфликтов; | Практические | 5 | 1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.5. | Понятие «этнический контакт»; факторы межэтнических коммуникаций; формы межэтнических коммуникаций (прибавление, усложнение, убавление, объединение); естественная и насильственная ассимиляция; понятие титульной нации и национального этнического меньшинства; геноцид как форма межэтнических взаимоотношений; апартеид; сегрегация; дискриминация по этническим признакам. Этнические процессы в современном мире (Африка, Азия, США, Западная Европа, Россия); психология межэтнической напряженности. | Сам. работа | 5 | 10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 4. Основные черты этнической культуры | ||||||
4.1. | Культура этноса: стереотип и этнический образ культура и ее этнические функции (инструментальная, функция инкультурации, нормативная, сигнификативная, познавательная, коммуникативная). | Лекции | 5 | 1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
4.2. | Основные черты этнической культуры традиционные и архаические культуры; специфика восприятия и мышления в традиционной (архаической) культуре; | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
4.3. | Защитные механизмы этнической культуры (специфические механизмы, неспецифические механизмы) | Практические | 5 | 1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
4.4. | Основные черты традиционной культуры (синкретизм, традиционность); типы ритуалов (отрицательные, положительные, магические, религиозные, кризисные, календарные, ритуалы интенсификации, мужские, женские, смешанные, ритуалы избежания, презентации, ритуалы перехода). | Сам. работа | 5 | 10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
4.5. | факторы формирования этнической культуры (географический фактор, языковой, религиозный, этнонимический, психический); уровни этнической культуры (традиционно – бытовой, профессиональный); современная мировая культура и этнические культуры. Основные черты этнической культуры традиционные и архаические культуры; специфика восприятия и мышления в традиционной (архаической) культуре; Теория мышления Леви – Брюля; теория мышления Ж. Пиаже; современные теории мышления (Д. Сегалл, М. Херсковиц, С. Скрибнер, М. Коул); концепция традиционного мышления К. Леви – Строса; | Сам. работа | 5 | 10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
4.6. | Зачет | 5 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - «Этнопсихология» (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3287) ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Безэквивалентной лексикой называют слова, которые являются… А. оценочными Б. не имеющими устойчивых соответствий в других языках В. экспрессивные ОТВЕТ: Б 2. К поведенческим (социальным) нормам не относятся: А. артефакты Б. законы В. обычаи ОТВЕТ: А 3. Как называется использование времени в невербальном коммуникационном процессе? А. хронемика Б. кинесика В. проксемика ОТВЕТ: А 4. Мимика представляет собой все изменения ________ человека, которые можно наблюдать в процессе общения. А. поз Б. выражения лица В. движения глаз ОТВЕТ: Б 5. То, какое значение в данной культуре имеют социальные роли, предписывающие определенное поведение представителям мужского и женского пола, показывает измерение культуры… А. избегание неопределенности Б. коллективизм — индивидуализм В. маскулинность — феминность ОТВЕТ: В 6. Каким видом коммуникации считается словесное взаимодействие сторон? А. активным Б. динамичным В. вербальным ОТВЕТ: В 7. Культуры, в которых прикосновение к коммуникативному партнеру очень распространено, называют: А. контактными Б. контекстными В. монохронными ОТВЕТ: А 8. Общества, в которых интересы группы превалируют над интересами индивида, называют: А. индивидуалистскими Б. коллективистскими В. маскулинными ОТВЕТ: Б 9. Когда теория межкультурной коммуникации выделилась в отдельную дисциплину? А. в конце XX в. Б. в середине XX в. В. в начале XX в. ОТВЕТ: Б 10. Выделите ключевую причину изучения принципов и стратегий межкультурной коммуникации в настоящее время. А. расширение представлений о коммуникации за счет акцентирования невербального аспекта в передаче информации; Б. стремление к сохранению уникальных культурных ценностей и норм в условиях интенсификация глобализационных процессов В. углубление представлений о междисциплинарных связях лингвистики и ее прикладном значении ОТВЕТ: Б 11. Осознание человеком своей принадлежности к какой-нибудь социокультурной группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире, называется… А. идентичность Б. индивидуализм В. коллективизм ОТВЕТ: А 12. Данным термином обозначается состояние физического и эмоционального дискомфорта, возникающего в процессе приспособления личности к новому культурному окружению. А. культурный релятивизм Б. культурная компетенция В. культурный шок ОТВЕТ: В 13. Упрощенная ментальная репрезентация определенной категории людей, преувеличивающая моменты сходства между ними и игнорирующая различия, называется... А. стереотип Б. категоризация В. предрассудок ОТВЕТ: А 14. Основателем теории межкультурной коммуникации (МКК) считается: А. С.Г. Тер-Минасова Б. А.П. Садохин В. Э. Холл ОТВЕТ: В 15. Определите среди приведенных примеров этнический стереотип. А. французы галантные Б. зима холодная В. Франция – европейская страна ОТВЕТ: А КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно выполнено 60% и менее 60% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Что такое языкова́я карти́на ми́ра? Ответ: Это исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отражённая в языке совокупность представлений о мире, определённый способ восприятия и устройства мира, концептуализации действительности. 2. Дайте определение термину «семиотика». Ответ: Семиотика (также ее называют семиологией) – это междисциплинарная область исследований, изучающая знаки и знаковые системы, которые хранят и передают информацию. Помимо исследования знаковых систем, семиотика также принимает участие в их разработке (к примеру, в создании систем автоматизированного перевода и программировании), изучает ряд культурных явлений (ритуалы и мифы), слуховое и зрительное восприятие человека. Особое внимание эта наука уделяет знаковой природе текста, стремясь объяснить его в качестве языкового феномена. Семиотика это – общая теория, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Согласно Ю.М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения. 3.Каковы основные свойства языкового знака? Ответ: Двусторонность (наличие материальной формы и содержания) - языковой знак материален и идеален одновременно; он представляет собой единство звуковой оболочки (акустического образа) — означающего (формы) и обозначаемого понятия — означаемого (содержания). Означающее материально, означаемое идеально. Противопоставленность другим знакам в языковой системе, условность (мотивированность). 4. Что такое наивная «анатомия» в языковой картине мира? Ответ: Под «наивной анатомией» могут пониматься существительные, обозначающие человеческие способности (ум, память, сила, зрение), а также такие слова как: «воля», «душа», дух» и т.д. Такая «анатомия» может варьироваться в разных языках, выдвигая на первое место по значимости разные «органы». Например, в русском языке ключевым «органом» является душа. 5. Чем отличаются подходы русской культуры и англосаксонской культуры к познанию? Ответ: Англосаксонская культура ценит последовательность, точность, логические формулировки, отсутствие противоречий, отсутствие «эмоций», холодные рассуждения. А русская культура, напротив, с подозрением относится к сухой рациональности, пронизана эмоциональностью и даже «моральной страстностью». 6. Дайте определение термину «хронотоп». Ответ: Под «хронотопом» понимается существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений. Таким образом, пространство и время формируют основу картины мира. 7. Как понимается время в американской культуре? Ответ: Время понимается как материальный ресурс, который позволяет создавать новые блага, Отсюда известная фраза: «Time is money». 8. Как определяется время суток в американской культуре? Ответ: В этом есть свои особенности: у американцев AM, то есть ante meridiem — промежуток from midnight until noon — после полуночи до полудня, а время from noon until midnight, то есть с полудня до полуночи, составляющее вторую половину суток, обозначается аббревиатурой PM (post meridiem). Время делится на in the morning, — грубо говоря, с девяти до полудня; lunchtime — от полудня до двух; и in the afternoon — с двух до пяти. Начало отсчета суток у американцев начинается с полуночи. 9. Дайте определение термина «культура». Ответ: Культура определяется как совокупность духовных и материальных ценностей, созданных группой людей. Кроме того, культура – это и образ мыслей, и поведение, и язык, и традиции. и материальные объекты, и методы, с помощью которых они создаются? 10. Когда появился термин «межкультурная коммуникация»? Ответ: Понятие межкультурной коммуникации было введено в 1950-х американским культурным антропологом Эдвардом Холлом. Изучение межкультурной коммуникации было связано (и связано по сей день) с практическими интересами бизнесменов, политиков, дипломатов. 11. Дайте определение термина «языковой знак». Ответ: Языковой знак – это двусторонняя единица языка, представляющая собой заменитель предмета в целях общения и позволяющая говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия. Это единица языка, служащая для обозначения предметов или явлений действительности и их отношений. Языковой знак обозначает отношения между элементами языка в составе сложных языков. 12. Дайте определение термину «культурный релятивизм». Ответ: Культурный релятивизм — направление в антропологии, отрицающее этноцентризм и признающее все культуры равными. Каждая культура является уникальной системой ценностей. Начало этому направлению заложил ещё Франц Боас, впоследствии разработку продолжили его ученики. 13. Что понимается под процессом «ассимиляции»? Ответ: Под ассимиляцией понимается процесс, в результате которого отличительные черты одного этноса заменяются чертами другого общества. При этом может быть утрачен язык, культура, и даже национальное самосознание. Ассимиляция может носить как естественный, так и насильственный характер. 14. Что такое сепарация (этническая)? Ответ: Этническая сепарация – отделение определенной части народа от основной, которое приводит к образованию самостоятельного этноса. Причинами этнической сепарации может быть и переселение части исходного этноса, и государственно-политическое отделение части народа, и отделение группы этноса по религиозным аспектам и т.д. 15. Дайте определение термину «этноцентризм». Ответ: Этноцентризм – мировоззрение, рассматривающее собственную культуру как образец, по которому выносятся суждения о людях других культур. Этноцентризм предполагает предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму традиций, ценностей. 16. Что такое стереотип (этнический/национальный)? Ответ: Стереотип – исторически сложившиеся внешние или собственные представления о складе ума, менталитете и стандартном поведении представителей того или иного этноса. Стереотипы отличаются упрощенностью, односторонностью, а нередко и искаженностью. 17. Что такое идентичность (этническая)? Ответ: Идентичность – осознание человеком своей принадлежности к какой-нибудь социокультурной группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. Идентичность формируется в процессе социализации личности, с ростом самосознания человека. 18. Какие виды идентичностей бывают? Ответ: Этническая, территориальная, конфессиональная, региональная, социальная, гражданская и другие виды. Кроме того, идентичность можно поделить на естественную, не требующую организованного участия по её воспроизводству, и искусственную, постоянно нуждающуюся в организованном поддержании. 19. Дайте определение термину «ксенофобия». Ответ: Ксенофобия – нетерпимость к чужому, незнакомому, иностранному, восприятие чужого как опасного. Ксенофобия может рассматриваться и как механизм поддержания идентичности. 20. Под термином «мягкая сила» подразумевается…. Ответ: Мягкая сила – форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности. Термин был введен во второй половине 1980-х годов, автором является Джозеф Най – американский политолог. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Выберите верное название научного подхода к изучению этничности, в котором нация или этническая общность представлены как социальные конструкты. А. примордиализм Б. ситуационизм (инструментализм) В. конструктивизм ОТВЕТ: В 2. Как называется стратегия аккультурации, которая предполагает идентификацию как со старой, так и с новой культурой? А. маргинализация Б. ассимиляция В. интеграция ОТВЕТ: В 3. Отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой называется... А. сегрегация Б. аккультурация В. сепарация ОТВЕТ: В 4. Свойство сознания человека воспринимать и оценивать окружающий мир с точки зрения превосходства традиций и ценностей собственной этнической группы над другими, определяется как… А. патриотизм Б. этноцентризм В. эмпатия ОТВЕТ: Б 5. К «природным» символам можно отнести… А. герб, гимн, флаг Б. леса, горы, озера В. известных политических лидеров ОТВЕТ: Б 6. Образ своей социальной группы (собственного этноса) А. экстраобраз Б. интрообраз ОТВЕТ: Б 7. Отрицание культуры и цивилизации, убеждение в том, что любое усовершенствование человеческой жизни и «отдаление от природы» вредно: А. мягкий примитивизм Б. культурный примитивизм ОТВЕТ: Б 8. Какого термина в современной этнологии не существует? А. стереотип отражения Б. стереотип восприятия В. стереотип поведения ОТВЕТ: А 9. Какие этнические представления, согласно концепции французской исследовательницы С. Марандон, являются первичными? А. этнические образы Б. этнические предубеждения В. этнические стереотипы Г. этнические (национальные) идеи (мнения) ОТВЕТ: Б 10. Группа идей, связанных с романтизацией простого (первобытного) образа жизни и отрицательным отношением к прогрессу и цивилизации: А. примитивизм Б. коммунизм ОТВЕТ: А 11. Какие идеи способствовали идеализации «варваров» в античности? А. идеи примитивизма Б. идеи ромоцентризма В. идеи христианства ОТВЕТ: А 12. Идеализация прошлых времен, убеждение в том, что раньше «и трава была зеленее, и деревья выше», в концепции американских ученых А.О. Лавджоя и Дж. Боаса называется: А. культурный примитивизм Б. хронологический примитивизм ОТВЕТ: Б 13. При каком русском князе появилась концепция «Москва— третий Рим»? А. Иване III Б. Василии III В. Иване IV ОТВЕТ: А 14. Какой европейский автор написал первое подробное сочинение о Московском государстве, которое считается первоисточником всех стереотипов о России? А. Сигизмунд фон Герберштейн Б. Адам Олеарий В. Джайлс Флетчер ОТВЕТ: А 15. Какой французский писатель, посетивший Россию в XIX в., описал ее в таком неприглядном свете, что с тех пор считается едва ли не самым главным «клеветником России»? А. Астольф де Кюстин Б. Теофиль Готье В. Александр Дюма ОТВЕТ: А КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно выполнено 60% и менее 60% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Что относится к государственным символам? Ответ: К государственным символам относятся – герб, гимн и флаг. Данные символы устанавливаются специальными законами, традициями, обычаями, как правило – это исторически сложившиеся символы, которые отражают суверенитет государства. 2. Кем был впервые введен в научный оборот термин «мягкая сила»? Ответ: Термин был введен Джозефом Наем. Под «мягкой силой» понималась форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности. 3. Что можно отнести к инструментам «жесткой силы»? Ответ: К таким инструментам можно отнести принуждение, силу, использование оружия, войск и т.д. Кроме того, «экономическая сила», а именно: экономические санкции, взятки также являются инструментами «жесткой силы». 4. Что такое «информационная война»? Ответ: Информационная война – противоборство сторон посредством распространения специально подготовленной информации и противодействия аналогичному внешнему воздействию на себя. Информационная война – это война без правил, война без видимых разрушений и порой даже без четко определенного противника. 5. Какие бывают этнические стереотипы? Ответ: Этнические стереотипы можно разделить на положительные (позитивные), отрицательные (негативные) и нейтральные. Кроме того, среди разновидностей этнических стереотипов выделяют: автостереотипы, гетеростереотипы и т.д. 6. Какие бывают символы, непосредственно оказывающие влияние на имидж государства? Ответ: Символы бывают государственные, природные, исторические, религиозные, культурные и т.д. Кроме того, символами могут выступать и официальный язык государства, и денежная единица, и даже какие-либо институты общества. 7. Какие основные формы межкультурной коммуникации выделяют? Ответ: Выделяют четыре основные формы межкультурной коммуникации — прямую и косвенную, опосредованную и непосредственную. При этом, в межкультурной коммуникации стоит учитывать внутренний и внешний контекст коммуникации. 8. Что можно отнести к инструментам информационной войны? Ответ: К инструментам информационной войны можно отнести психологические операции, дезинформацию, прямые информационные атаки, искажение информации и т.д. В информационной войне не задействуются психоактивные вещества, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и т.д. 9. Кто ввел в научный оборот термин «имидж»? Ответ: В научный оборот термин «имидж» ввёл американский экономист К. Боулдинг. В 60-е годы ХХ в. он рассматривал имидж с позиции практической значимости, поскольку привязывал этот феномен к экономической сфере. 10. Что из перечисленного относится к негативному этническому стереотипу: «русские – ленивые», «немцы – пунктуальные», «англичане любят пить чай», «в России всегда холодно»? Ответ: «Русские – ленивые» – является негативным этническим стереотипом. Считается, что данный стереотип был создан иностранцами, посещавшими Россию в XVI–XVII вв. 11. Дайте определение термину «ассимиляция». Ответ: Тип этнических процессов, представляющий собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность. 12. Что такое «бренд»? Ответ: Торговая марка, имеющая определенные характерные ценные свойства и атрибуты. Обычно бренд тесно связан с репутацией компании, продукта или услуги в глазах клиентов, партнеров, общественности. 13. Что изучает «имиджелогия»? Ответ: «Имиджелогия» — научно-практическое, прикладное направление, специализирующееся на изучении формирования имиджа (публичных деятелей, фирм, городов, регионов, стран). Представители данного направления (профессии) называются имиджмейкерами. 14. Что входит в понятие «ксенофобия»? Ответ: Страх, неприязнь и/или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого в негативном ключе, как непонятного, непостижимого и поэтому опасного и враждебного. 15. Как вы понимаете слово менталитет? Ответ: Относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих коллективную картину мира и скрепляющих единство культурной традиции и какой-либо общности. 16. Как вы понимаете концепцию «Москва — Третий Рим». Ответ: Теологическая, историософская и политическая концепция, утверждающая, что Москва является преемницей Римской империи и Византии. С этим связаны идеи об особой имперской миссии государства. 17. Что является национализмом? Ответ: Идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, ее первичности в государствообразующем процессе. 18. Что в отечественной научной традиции обычно понимается под словом «нация»? Ответ: Исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического (национального) самосознания. 19. Какое явление называется пропагандой? Ответ: Целенаправленное распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе слухов или заведомо ложных сведений, для формирования общественного мнения или иных преследуемых целей. 20. Дайте определение этноса. Ответ: Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированным в самоназвании (этнониме). КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мандель Б. Р. | Этнопсихология: иллюстрированный учебник | Издатель: Директ-Медиа, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275613 (30.01.2018) |
Л1.2 | Л.Г. Почебут | Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018. — 335 с. — (Серия : , 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Крысько В. Г. | Этническая психология: учеб. пособие для высш. проф. образования | М.: Академия,, 2011. | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | университетская библиотека on-line | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э3 | Курс в Moodle "Этнопсихология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов, уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний. Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |