МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика обучения и воспитания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильИмиджевый дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_ИмДиз-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. ф. н. , доцент, Т.В. Пойдина

Рецензент(ы):
док. иск., Дир. инст., Л. И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Методика обучения и воспитания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.иск.,доцент Ю.В. Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой канд.иск.,доцент Ю.В. Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины состоит в ознакомлении студентов с теоретическими основами учебно-воспитательного процесса, получения навыков и проведения творческо-художественных мероприятий в учреждениях профессионального образования.
Задачи курса:
-дать студентам теоретико-методологические основы учебной и воспитательной работы;
-выявить особенности планирования учебных занятий и воспитательных мероприятий;
-развивать умения педагогического общения.
-показать специфику организации различных направлений творческо-педагогического воспитательного процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.1 Знает: возрастные и психофизиологические особенности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; нормативно-правовые, духовно-нравственные, психолого-педагогические, проектно методические и организационно управленческие аспекты организации воспитательной и учебной деятельности
ОПК-3.2 Владеет: методиками выбора и применения соответствующих возрастным и психофизиологическим особенностям обучающихся форм и методов организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
ОПК-4Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.1 Знает: объекты духовно-нравственного воспитания личности; содержание, формы и методы организации учебной и внеучебной социально значимой развивающей деятельности по духовно-нравственному воспитанию личности
ОПК-4.2 Умеет: планировать и организовывать различные виды деятельности обучающихся (группы обучающихся) в целях духовно нравственного воспитания
ОПК-5Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-5.1 Знает: основы контроля результатов учебной деятельности на занятиях различного вида; общие подходы к контролю и оценке результатов профессионального образования, требования нормативно-правовых актов в сфере образования, регламентирующих проведение промежуточной и итоговой(государственной итоговой) аттестации обучающихся по программам среднего профессионального образования, и дополнительным профессиональным программам
ОПК-5.2 Умеет: выбирать, проектировать и применять педагогически обоснованные формы, методы и приемы контроля и оценки, современные оценочные средства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3.1 Знает: возрастные и психофизиологические особенности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; нормативно-правовые, духовно-нравственные, психолого-педагогические, проектно методические и организационно управленческие аспекты организации воспитательной и учебной деятельности
ОПК-4.1 Знает: объекты духовно-нравственного воспитания личности; содержание, формы и методы организации учебной и внеучебной социально значимой развивающей деятельности по духовно-нравственному воспитанию личности
ОПК-5.1 Знает: основы контроля результатов учебной деятельности на занятиях различного вида; общие подходы к контролю и оценке результатов профессионального образования, требования нормативно-правовых актов в сфере образования, регламентирующих проведение промежуточной и итоговой(государственной итоговой) аттестации обучающихся по программам среднего профессионального образования, и дополнительным профессиональным программам
ОПК-5.2 Умеет: выбирать, проектировать и применять педагогически обоснованные формы, методы и приемы контроля и оценки, современные оценочные средства
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2 Умеет: планировать и организовывать различные виды деятельности обучающихся (группы обучающихся) в целях духовно нравственного воспитания
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.2 Владеет: методиками выбора и применения соответствующих возрастным и психофизиологическим особенностям обучающихся форм и методов организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность процесса обучения и воспитания
1.1. Классические и современные концепции обучения и воспитания Лекции 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. Воспитательные системы школы и социума
2.1. Воспитательная система: понятие, структура, характеристика Сам. работа 4 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.2. Зарубежные и отечественные воспитательные системы Сам. работа 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Система деятельности педагога-воспитателя
3.1. Сущность учебно-воспитательной работы школы Характерная деятельность педагога. Воспитатель как субъект воспитательного процесса. Методика планирования воспитательной работы Лекции 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л3.1
3.2. Сущность воспитательной работы школы Характерная деятельность педагога. Воспитатель как субъект воспитательного процесса. Методика планирования воспитательной работы Сам. работа 4 50 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Педагогическое взаимодействие в учебно-воспитательном процессе. Индивидуальное и коллективное воспитание
4.1. Взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса: сущность и принципы. Индивидуальная работа. Формы, методы, приёмы, средства воспитания. Классификация. Детский коллектив в педагогическом процессе Сам. работа 4 16 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л3.1
Раздел 5. Технология в воспитательном процессе
5.1. Технология педагогического мониторинга. Общая характеристика педагогических технологий. Технология конструирования воспитательного процесса Лекции 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.2. Технология организации воспитательного процесса Технология Коллективной творческой деятельности (КТД) Сам. работа 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.3. Просмотр специальных учебных фильмов с последующим анализом Практические 4 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.4. Методика подготовки и проведения диспута Сам. работа 4 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.5. Подготовка и проведение пресс-конференции Сам. работа 4 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л3.1
5.6. Анализ воспитательного мероприятия Сам. работа 4 5 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7977

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. В условиях перехода к профильному обучению наиболее актуальной формой индивидуальной оценки знаний учащихся считают
1) педагогические тесты
2) портфолио учебных достижений
3) рейтинговую систему оценивания
4) образовательный мониторинг
Правильный ответ: 2

2. Права учащихся образовательного учреждения определяются:
1) программой развития учреждения
2) образовательной программой
3) положением об образовательном учреждении
4) уставом образовательного учреждения
Правильный ответ: 4

3. Нормативный документ, обеспечивающий реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа, вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников):
1) программа развития образовательного учреждения
2) основная образовательная программа образовательного учреждения
3) базисный учебный план
4) дополнительная образовательная программа
Правильный ответ: 2

4. Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном процессе относится к метапредметным действиям:
1) регулятивным
2) коммуникативным
3) общеучебным
4) личностным
Правильный ответ: 3

5. Деятельность по преобразованию образовательной практики, за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или их компонентов:
1) педагогическая
2) инновационная
3) проектно-исследовательская
4) экспертно-аналитическая
Правильный ответ: 2

6. Построение развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия для развития ребенка в качестве субъекта деятельности:
1) социально-педагогическое проектирование
2) педагогическое проектирование
3) психолого-педагогическое проектирование
4) дидактическое проектирование
Правильный ответ: 3

7. Разработка и создание формальной модели педагогического процесса или его составляющих, отражающей основные идеи, методы, формы, средства, приемы – это …
1) педагогическое моделирование
2) педагогическое конструирование
3) педагогическое проектирование
4) инновационный процесс
Правильный ответ: 1

8. Предметные результаты учебного занятия планируются в соответствии с:
1) перечнем основных видов деятельности раздела «Тематическое планирование»
2) предметным содержанием учебного занятия
3) содержанием раздела примерной рабочей программы «Метапредметные результаты»
4) содержанием раздела примерной рабочей программы «Предметные результаты»
Правильный ответ: 24

9. Объектами педагогического проектирования являются:
1) педагогические системы
2) педагогический процесс
3) педагогические ситуации
4) всё выше перечисленное
Правильный ответ: 4

10. Движущими силами педагогического процесса являются:
1) противоречия развивающейся личности
2) отношения между субъектами
3) закономерности, отражающие внутренние и внешние связи
4) взаимодействия между субъектами
Правильный ответ: 1

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми, умение выбрать правильный подход к ним:
Правильный ответ: такт.
2. Последовательность этапов планирования урока:
Правильный ответ : 1: определение целей урока; 2: разработка дидактического аппарата; 3: установление структуры урока с проработкой учебных ситуаций.
3. Уровень применения педагогики сотрудничества:
Правильный ответ : общепедагогический.
4.. Автор слов "Дари себя детям!":
Правильный ответ: Ш.А. Амонашвили.
5.Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения; способность к обучению:
Правильный ответ: обучаемость.
6.Результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом:
Правильный ответ: оценка.
7. Умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления:
Правильный ответ: организационно-методические умения.
8. Результат обучения, включающий как наличный запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умения учиться):
Правильный ответ: обученность.
9. Метод обучения, при котором основная задача ученика внимательно слушать, чтобы уметь связно, логично излагать свои мысли:
Правильный ответ: рассказ.
10. Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки
Правильный ответ: Федеральный государственный образовательный стандарт.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
1. Система ценностных отношений обучающихся, сформированных в образовательном процессе, - это:
1. Личностные результаты
2. Метапредметные результаты
3. Предметные результаты
Правильный ответ : 1

2. Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, действовать в рамках моральных норм относится к:
1.Регулятивным действиям
2.Познавательным действиям
3. Личностным действиям
Правильный ответ : 3

3. Принцип организации воспитания и обучения детей в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими, психофизиологическими и другими природными особенностями - это:
1.Принцип культуросообразности
2.Принцип индивидуальности
3.Принцип природосообразности
Правильный ответ : 3

4. Какими признаками характеризуют нравственное воспитание?
1. Формированием умений выстраивать поведение с учетом общественных требований и норм морали
2. Развитием у воспитанников общетрудовых умений
3. Укреплением здоровья, обеспечением работоспособности, силы, выносливости
Правильный ответ : 1

5. Какими признаками характеризуют эстетическое воспитание?
1. Формированием у человека ответственного отношения к семье
2. Знанием своих прав, обязанностей и ответственности за их несоблюдение
3. Совершенствованием в человеке способности воспринимать, создавать и ценить прекрасное в жизни и искусстве
Правильный ответ : 3

6. Какими признаками характеризуют патриотическое воспитание?
1. Развитием экономического мышления
2. Знанием своих прав, обязанностей и ответственности за их несоблюдение
3. Формированием у человека ответственного отношения к своему народу и Отечеству
Правильный ответ : 3

7. Данная цель является идеалом воспитания?
1. Воспитание многоязычного индивида
2. Воспитание поликультурной личности
3. Воспитание всесторонне и гармонически развитой личности
Правильный ответ : 3

8. Убеждения, которые определяют духовный мир личности:
1. Направленность — ценностные ориентации, интересы, желания, чувства, поступки
2. Направленность — ценностные ориентации
3. Интересы, желания
Правильный ответ : 1

9. Процессом чего из списка является эстетическое воспитание?
1. Восприятия эстетических суждений
2. Приобщения к различным жанрам искусства
3. Формирования чувств в области прекрасного
Правильный ответ : 3

10. Определите требования у личностного подхода:
1. Учет индивидуальных особенностей воспитанников
2. Учет возрастных особенностей в воспитании
3. Учет возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников в формировании личности, ее жизненных планов и ценностных ориентаций
Правильный ответ : 3

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В сфере … развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить: трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
Правильный ответ : личностного.

2.. …- это чувство и сформировавшаяся позиция верности своему Отечеству и солидарности с народом.
Правильный ответ : Патриотизм

3. Признание самоценности личности, реализация внутренней и внешней свободы – это принцип…
Правильный ответ : гуманизма.

4. Воспитание рассматривается как важнейший фактор приобщения личности к духовным ценностям, приобретения личностных смыслом и потребности в самообразование и…
Правильный ответ : саморазвитии.

5. Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мировоззрения личности, называется … воспитанием.
Правильный ответ : умственным

6. Нравственное воспитание представляет собой … взаимодействия воспитателя и воспитуемого.
Правильный ответ : процесс

7. Любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода. К какой ценности это относится?
Правильный ответ : Семьи.

8. Процесс устранения отрицательных свойств личности и замещениях их положительными – это …
Правильный ответ : перевоспитание.

9. Педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества -....
Правильный ответ : воспитание.

10. На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод воспитания как…
Правильный ответ : пример.

11. Содержание… воспитания должно включать в себя несколько направлений : духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эколого-краеведческое и историко-краеведческое.
Правильный ответ : патриотического

12. Ценности: нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания … чувства.
Правильный ответ : нравственные

13. Ориентация на безусловное уважение человеческого достоинства каждого участника педагогического процесса, утверждение гуманности, реализация принципа единства уважения к личности воспитанника и требовательности к нему – это …
Правильный ответ : профессиональный педагогический долг.

14. Внутренний, эмоционально освоенный регулятор деятельности, определяющий его отношение к окружающему миру, к себе и моделирующий содержание и характер выполняемой им профессиональной деятельности – это …
Правильный ответ : ценности педагога.

15. Личностный контакт воспитателя и воспитанника, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок – это …
Правильный ответ : взаимодействие педагогическое

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
1 Педагогический мониторинг – это:
1) длительное наблюдение за какими-либо объектами и явлениями педагогической действительности;
2) процесс реализации педагогических задач
3) система функционирования педагогического процесса
4) все ответы правильные
Правильный ответ : 1

2. В условиях перехода к профильному обучению наиболее актуальной формой индивидуальной оценки знаний учащихся считают
1) педагогические тесты
2) портфолио учебных достижений
3) рейтинговую систему оценивания
4) образовательный мониторинг
Правильный ответ: 2

3. Педагогическая диагностика является частью:
1) педагогического процесса
2) педагогического мониторинга
3) педагогической деятельности
4) нет правильного ответа
Правильный ответ: 3

4. Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном процессе относится к метапредметным действиям:
1) регулятивным
2) коммуникативным
3) общеучебным
4) личностным
Правильный ответ: 3

5. Этап мониторинга, характеризующийся сравнением результатов, полученных на разных этапах с первоначальными:
1) итогово-диагностический этап
2) коррекционно-деятельностный этап
3) нормативно-установочный этап
4) нет правильного ответа
Правильный ответ: 1

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях:
Правильный ответ: педагогический контроль.
2. Признак на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки. В теории познания – признак истинности или ложности положения:
Правильный ответ: критерий оценивания.
3. Результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом:
Правильный ответ: оценка.
4. Интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию
Правильный ответ: профессиональная компетентность.
5. Усвоенные знания, умения, навыки и сформированные компетенции; то, что обучающийся будет знать, понимать и уметь после успешного окончания процесса обучения.
Правильный ответ: результаты обучения.
6. Основной элемент проблемного обучения:
Правильный ответ: проблемная ситуация.
7. Принцип дистанционного обучения, требующий определѐнного начального набора знаний, умений,
навыков:
Правильный ответ: стартового уровня знаний.
8. Учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей:
Правильный ответ: таксономия.
9. Последовательность этапов планирования урока:
Правильный ответ: 1: определение целей урока, 2: разработка дидактического аппарата, 3: установление структуры урока с проработкой учебных ситуаций
10. Логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая
познавательный, профессиональный и контрольный аспекты:
Правильный ответ: обучающий модуль.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Перед


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Цели воспитательного процесса.
2. Понятие и сущность содержания воспитания.
3. Организация процесса самовоспитания учащихся
5. Методы осуществления образовательного процесса, их классификация.
6. Формы организации воспитательного процесса.
7. Процесс обучения как система.
8. Сущность эстетического воспитания.
10. Структура урока.
11. Личностно-ориентированное обучение.
12. Модульные технологии обучения
13. Педагогический контроль.
14. Функции педагогической диагностики.
15. Активные методы обучения.
16. Технология проблемного обучения.
17. Метод кейсов.
18. Информационно-коммуникационные технологии.
19. Технология модульного обучения.
20. Метод проектного обучения.
21. Педагогика (технология) сотрудничества.
22. Технология установления педагогически целесообразных отношений.
23. Планирование работы классного руководителя.
24. Технологии воспитания.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Загвязинский В.И., Емельянова И.Н.- Теория обучения и воспитания: ЮРАЙТ, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щуркова Н.Е.- Педагогика. Воспитательная деятельность педагога: ЮРАЙТ, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 Щуркова Н.Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве: ЮРАЙТ, 2020 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гафурова, Н.В. Методика обучения информационным технологиям. Практиум: учебное пособие Сибирский федеральный университет // ЭБС "Университетская библиотека online", 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" www.consultant.ru
Э2 Сайт академика РАО Новикова А.М. www.anovikov.ru
Э3 Сайт академика РАО Новикова А.М. www.anovikov.ru
Э4 Курс на портале "Цифровой университет АлтГУ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов
Универсальная справочно-информационная база данных периодических изданий «ИВИС» http://www.ebiblioteka.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме
Самостоятельная работа студента включает в себя:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.