МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История декоративно-прикладного искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_Профессиональное обучение_Дизайн-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
д.иск., доц., Усанова А.Л.

Рабочая программа дисциплины
История декоративно-прикладного искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Кирюшина Ю.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Кирюшина Ю.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель данного курса – сформировать представление о природе декоративно-прикладного искусства, об его связи с народным искусством, которое соединяет в себе две функции: практическую и художественную. Показать, как произведения декоративно-прикладного искусства отражают жизнь общества, его вкусы, традиционные формы народного мастерства. Проследить взаимосвязь декоративно-прикладного искусства с живописью, графикой, скульптурой и архитектурой.
Задачи:
-развитие у студентов эстетической отзывчивости к произведениям искусства и умения понимать их художественный образ;
-воспитание активного эстетического отношения к действительности;
-понимание связи художественно-образных задач произведений с идеей и замыслом;
-умение обобщать свои жизненные представления с учетом возможностей художественных средств;
-знакомство с профессиями художников-прикладников, их творчеством и практической деятельностью.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Владеет теоретическими знаниями и специальными навыками в области художественного творчества и дизайна
ПК-1.1 Знает: основы истории искусства и дизайна, рисунка, живописи, композиции и колористики, принципы формообразования, приемы макетирования, специфику современных графических редакторов, возможности информационно коммуникационных технологий и других предметных сфер в области художественного творчества и дизайна
ПК-1.2 Владеет: навыками применения в педагогической деятельности теоретических знаний в области истории искусства и дизайна; применения навыков в сфере рисунка, живописи, композиции и колористики, формообразования, макетирования, современных графических редакторов, информационно-коммуникационных технологий и других специальных навыков в области художественного творчества и дизайна
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает:
•основы истории искусства и дизайна, рисунка, живописи, композиции и колористики,принципы формообразования,приемы макетирования,специфику современных графических редакторов, возможности информационно- коммуникационных технологий и других предметных сфер в области художественного творчества и дизайна
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.2. Владеет:
•навыками применения в педагогической деятельности теоретических знаний в области истории искусства и дизайна; применения навыков в сфере рисунка, живописи, композиции и колористики, формообразования,макетирования, современных графических редакторов, информационно-коммуникационных технологий и других специальных навыков в области художественного творчества и дизайна.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности художественного языка декоративно - прикладного искусства.
1.1. Основные виды декоративно - прикладного искусства, их специфика. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
1.2. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л3.1, Л1.1
1.3. Архетипические мотивы и композиции в орнаменте Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.4, Л3.1
1.4. Произведения декоративно-прикладного искусства и их роль в организации жизненной среды Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
1.5. Процессы самоорганизации и самообразования, их особенности и технологии реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л3.1, Л1.1
1.6. Произведения декоративно-прикладного искусства и их роль в организации жизненной среды Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. Основные этапы развития русского декоративно-прикладного искусства, их специфика
2.1. Древнерусское декоративно-прикладное искусство IX-XIII века Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.2. Древнерусское декоративно-прикладное искусство XIV-XVII века Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.3. Традиционные ремесленные центры русского декоративно-прикладного искусства Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.4, Л3.1
2.4. Декоративно-прикладное искусство XIX века Сам. работа 3 9 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.5. Декоративно-прикладное искусство XVIII века Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.6. Традиционные ремесленные центры русского декоративно-прикладного искусства Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.4, Л3.1
2.7. Декоративно-прикладное искусство XX века Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.8. Декоративно-прикладное искусство Алтая Сам. работа 3 12 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.2, Л2.4, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам итемам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1915.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Владеет теоретическими знаниями и специальными навыками в области художественного творчества и дизайна
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. К какому виду орнамента относятся изображения элементов неба, солнца, звезд, облаков?
а.Пейзажный
б. Фантастический
в. Астральный
Ответ: в
Вопрос 2. Что понимают под минимальной площадью повторяющегося рисунка, включающего мотивы и расстояния до соседнего мотива?
а. Раппорт
б. Орнамент
в. Образ
Ответ: а
Вопрос 3. "Архетип" - это
а. Первоначальный образ
б. Замкнутая композиция
в. принцип классификации орнаментальных мотивов
Ответ: а
Вопрос 4. С каким базовым мотивом ассоциируется образ небесного совершенства – Бога, Неба, Солнца, луны, планеты в мировой орнаментике?
а. Круг
б. Древо жизни
в. Плетенка
Ответ: а
Вопрос 5. Как называется вид шитья, применявшийся в оформлении христианского культа и декоративном убранстве храмов?
а. Лицевое
б. Муравленое
в. Декоративно-орнаментальное
Ответ: а
Вопрос 6. Кто был первым мастером камнерезного искусства на Алтае?
а. Виноградов
б. Стрижков
в. Бакланов
Ответ: в
Вопрос 7. Какое художественное производство было организовано в начале XIХ века в деревне Жостово?
а. Роспись по металлу
б. Ковроткачество
в. Кружевоплетение
Ответ: а
Вопрос 8. Кому из мастеров ювелирного искусства в 1885 г. Александр III поручил изготовить подарочное ювелирное пасхальное яйцо?
а. Овчинникову
б. Грачеву
в. в
Ответ: Фаберже
Вопрос 9. Как называется один из самых древних видов росписи ткани, особенность которого заключается в том, что рисунок на ткани выполняется при помощи печати штампом?
а. Аппикация
б. Набойка
в. Пэчворк
Ответ: б
Вопрос 10. Кто основал завод Гусь-Хрустальный?
а. Петр I
б. Мальцев
в. Фаберже
Ответ: б
Вопрос 11. Выбирете камень наиболее часто использовался в шитье металлическими нитями?
а. Жемчуг
б. Рубин
в. Сапфир
Ответ: а
Вопрос 12. Из какой породы камня изготовлена алтайская "Царица ваз"?
а. Брекчия
б. Малахит
в. Зеленоволнистая яшма
Ответ: в
Вопрос 13. Какой фарфоровый сервизиз, изготовленный в 1784 г. считается самым большим?
а. Юсуповский
б. Арабесковый
в. Яхтинский
Ответ: б
Вопрос 14. Как называется техника вырезания ажурного изображения, при которой в композиции активно используются и фигура, и остатки материала в виде фона, сохраняющие силуэт вырезанной фигуры?
а. Декупаж
б. Квилтинг
в. Набойка
Ответ: а
Вопрос 15. Укажите вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани сейчас считается актуальным?
а. Пэчворк
б. Декупаж
в. Оригами
Ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дизайн - это
Ответ: деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности
2. Охарактеризуйте цель дизайна
Ответ: гуманизация материального и информационного окружения человека, его гармонизация в соответствии с этическими и эстетическими нормами данной эпохи и данного культурного региона.
3. Охарактеризуйте каллинрафический орнамент.
Ответ: Этот орнамент составляется из отельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму.
4. Орнамент – узор, основанный на ________ и _________элементов; предназначается для __________________различных предметов (утварь, одежда, оружие и т.д.)
Ответ: повторе и чередовании; украшения различных предметов.
5. Какие центры русского кружевоплетения складываются в первой четверти XIХ века? Назовите не менее трех.
Ответ: Вологда, Елец, Торжок.
6. Какие центры лаковой миниатюры складываются в конце XIX века в России? Назовите не менее трех.
Ответ: Мстёра, Палех, Холуй.
7. Какие поделочные камни обрабатывали на Локтевской шлифовальной фабрике?Назовите не менее трех.
Ответ: Порфир, яшма, брекчия.
8. _______-____________ — разновидность художественного творчества, в котором результатом труда автора являются предметы, имеющие практическое назначение и/или предназначенные для украшения окружающего людей пространства.
Ответ: декоративно-прикладное искусство.
9. Охарактеризуйте астральный орнамент
Ответ: Утверждает культ неба. Основными элементами являются изображения неба, солнца, облаков, звезд. Наиболее распространен в Японии и Китае.
10. _______ - древнейший сакральный знак, подчеркивающий идею центра, упорядочивающий пространство, определяя в нем направление связей и зависимостей, означающий ориентацию в пространстве, точку пересечения верха-низа, правого-левого.
Ответ: крест.
11. Смысл закона __________ заключается в том, что для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов необходимо показать в композиции три фазы этого движения (три разных размера, три интервала между ними) и периодически их повторять.
Ответ: трехкомпонентности.
12. Среди этих первоначальных символов на первое место, по мнению Л.М. Буткевич, следует поставить - ______, ________ и _________ три универсальнейшие формулы, на которых зиждется вся наша материальная культура.
Ответ: круг, крест и квадрат.
13. ________ - это составление, построение, структура художественного произведеения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.
Ответ: композиция.
14. В аналитической психологии Карла Юнга ______________ представлен как изначальные врожденные психические структуры, обряды (мотивы), составляющие содержание, так называемого коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в том числе художественной.
Ответ: архетип.
15. При каких условиях закон соподчинения в штучных композициях трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи?
Ответ: когда в композиции отчетливо выделяется один или несколько орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету.
16. Что относится к выразительным средствам орнаментальной композиции?
Ответ: точка, пятно, линия, цвет, фактура.
17. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации...
Ответ: декоративная.
18. Элементы, благодаря которым мы зримо воспринимаем объемную форму, материал, пространственное положение предметов...
Ответ: светотень, свет.
19. Основные цвета это…
Ответ: красный, желтый, синий.
20. Какой художественный промысел в 1798 году купец П.И. Коробов основал в с. Данилково близ Москвы?
Ответ: изделия из папье-маше с лаковой живописью.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет – 20.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ултургашева, Н.Т. Педагогика народного художественного творчества : учеб.-метод. пособие Кемерово : КемГИК// ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л1.2 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы Западной Сибири: учебное пособие: Учебная литература для ВУЗов КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2006 г. biblioclub.ru
Л2.2 Окладникова Е.А. Традиционное декоративно-прикладное искусство стран западной Европы: Учебное пособие СПб.: Издательский дом "Петрополис"// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.3 Под ред. В.В. Бычкова и Н.Б. Маньковской. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. : уч. пособ. М.: ИФ РАН // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2005 biblioclub.ru
Л2.4 Шауро Г.Ф., Малахова Л.О. Народные художественные промыслы и декоративно - прикладное искусство: Учебное пособие Минск: РИПО // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2015 г. biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс Кемерово: КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Эрмитаж: история, дворцы, коллекции [Электронный ресурс]. - М. : ЗАО Интерсофт, 1999.
Э2 Санкт-Петербург: Мультимедийный альбом [Электронный ресурс] : альбом. - М. : Коминфо, 1997. - (Интерактивный мир. Мультимедийная коллекция ; Т. 1. - Исскуство и путешествия)
Э3 Русский музей [Электронный ресурс]: тексты, 1000 иллюстраций. - М. : БИЗНЕССОФТ. - (Электронная библиотека)
Э4 Московский Кремль: Путеводитель [Электронный ресурс]. - М. : Коминфо, [1997]. (Интерактивный мир. Мультимедийная коллекция ; Т. 1. -Искусство и путешествия)
Э5 История костюма и быта. Древний мир [Электронный ресурс]. - М. : АстраМедиа, 2007.
Э6 Курс в Moodle "История декоративно-прикладного искусства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение