МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методика обучения математике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМатематика/Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_МиЭ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Кравченко Г.В.

Рецензент(ы):
к.п.н., доцент, Петухова Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методика обучения математике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.психол.н., профессор И.А. Ральникова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой д.психол.н., профессор И.А. Ральникова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение научными и психолого-педагогическими основами разработки структуры и содержания курса математики, а также методами, средствами и организационными формами преподавания математики в средней школе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.8

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения математике и экономике
ПК-1.3 Владеет технологиями обучения математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-2Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения математики и экономики
ПК-2.1 Проектирует воспитательную деятельность и методы ее реализации с учетом требований ФГОС
ПК-2.2 Умеет организовать трудовую, спортивную, художественную деятельность ребенка, применять методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций.
ПК-2.3 Владеет механизмами управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивации их учебно познавательную деятельность
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания математики и экономики
ПК-3.1 Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения математике и экономике
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
ПК-4Способен к разработке и реализации программ учебных дисциплин по математике и экономике в рамках основной общеобразовательной программы
ПК-4.1 Знает основные принципы разработки программ учебных дисциплин «Математика» и «Экономика»
ПК-4.2 Знает преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науки
ПК-4.3 Реализует цели и содержание программ учебных дисциплин по математике и экономике в рамках основной общеобразовательной
ПК-5Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении математике и экономике
ПК-5.1 Знает способы планирования, разработки и создания оптимального комплекса учебно методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по математике и экономике
ПК-5.2 Умеет анализировать федеральный государственный образовательный стандарт, типовые (примерные) образовательные программы по математике, экономике
ПК-5.3 Владеет технологиями разработки комплекса учебно методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по математике и экономике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и нормативные основы методики преподавания математики;
программы и учебники по преподаваемому предмету;
программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования;
методику обучения решению различных типов задач
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать условия для формирования личностных, метапредметных, предметных результатов математического образования школьников;
проектировать урок математики;
проектировать содержание учебного предмета "Математика" на всех ступенях среднего образования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами математического развития;
владения формами, методами и средствами обучения школьников математике;
владения методами объяснения математического материала;
владения приемами организации работы с официальными документами;
применения знаний теоретических основ курса математики в математическом образовании школьников на основе современных достижений методики обучения математике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая методика преподавания математики
1.1. Общая характеристика методики обучения математики (МОМ) в средней школе. Предмет МОМ. Методическая система обучения. Связь МОМ с другими науками. Проблемы и задачи МОМ. Методы исследования. Образовательные, развивающие, воспитательные цели Лекции 4 1 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.2. Принципы научности, доступности; сознательности; активности; наглядности и моделирования; индивидуального подхода; единства обучения, воспитания и развития; единства теории и практики и др. Сам. работа 4 4 Л2.5, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.3. Методы контроля над эффективностью учебно-познавательной деятельности (внешний контроль, взаимоконтроль, самоконтроль) Сам. работа 4 10 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.4. Основные психологические закономерности усвоения учебного материала Сам. работа 4 10 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.5. Учебные задачи. Приемы учебной деятельности как предмет изучения (общеучебные приемы, общие приемы учебной деятельности по математике, специальные приемы учебной деятельности по различным математическим дисциплинам) Лекции 4 1 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1
1.6. Гуманизация и гуманитаризация математического образования в школе Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.7. Развитие мышления в процессе изучения математики. Основные положения теории целенаправленной учебной деятельности. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего обучения Сам. работа 4 12 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.8. Общая характеристика математического мышления. Структура математических способностей и их развитие Сам. работа 4 12 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.9. Обзор школьных учебников. Методы организации учебно-познавательной деятельности Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.10. Проблемы содержания математического образования Практические 4 1 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Методика преподавания отдельных тем школьной математики
2.1. Методика преподавания математики в 5-6 классах. Целые и дробные числа. Элементы алгебры. Элементы геометрии Лекции 4 1 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Анализ учебников по математике, рекомендованных к использованию в учебном процессе Практические 4 1 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.3. Работа с учебниками по математике для 5-6 классов Сам. работа 4 8 Л2.5, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.4. Разработка конспектов уроков по математике для учащихся 5-6 классов Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.5. Методика преподавания алгебры. Числовые системы. Тождественные преобразования. Уравнения и неравенства. Текстовые алгебраические задачи. Функции и графики Лекции 4 1 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1
2.6. Методика преподавания начал анализа. Элементы дифференциального и интегрального исчисления. Практические приложения математики Практические 4 1 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.7. Разработка конспектов уроков по алгебре для учащихся 7-9 классов Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1
2.8. Разработка конспектов уроков по алгебре для учащихся 10-11 классов Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.9. Методика преподавания геометрии в 7-9 классах Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.10. Методика преподавания стереометрии. Разбор сложных тем Практические 4 1 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.11. Разработка конспектов уроков по геометрии для учащихся 7-9 классов Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.12. Разработка конспектов уроков по геометрии для учащихся 10-11 классов Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Основные проблемы школьного математического образования
3.1. Основные тенденции развития современного математического образования. Образовательный потенциал школьного курса математики Сам. работа 4 2 Л2.5, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.2. Роль и место математики в человеческой культуре и в создании «образа мира» каждым человеком. Отличительные особенности математики и ее методов в познании мира, в становлении личностной картины мира; отражение этих особенностей в учебном предмете Практические 4 1 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.3. Основные этапы в построении классической российской системы математического образования. Современный этап в развитии математического образования Сам. работа 4 2 Л2.5, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.4. Основные образовательные идеи предметов математического цикла Практические 4 1 Л2.5, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.5. Содержание, формы и средства реализации каждой организационно-методической системы. Достоинства и недостатки Сам. работа 4 3 Л2.5, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложения
Приложение 1.   ФОС_МПМ _1.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Темербекова А.А., Чугунова И.В., Байгонакова Г.А. Методика обучения математике: Учебные пособия Издательство "Лань", 2015 e.lanbook.com
Л1.2 Под ред. Орлова В.В., Снегуровой В.И. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Подходова Н.С. - отв. ред., Снегурова В.И. - отв. ред. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Под ред. Подходовой Н.С., Снегуровой В.И. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Егупова М.В. Методическая подготовка учителя математики в высшем педагогическом образовании : задания для самостоятельной работы: учебно-методическое пособие Москва: МПГУ // "biblioclub", 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Далингер В.А. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ТЕОРЕМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Далингер В. А., Симонженков С. Д. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ. КОГНИТИВНО-ВИЗУАЛЬНЫЙ ПОДХОД 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Далингер В.А. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ. ТРАДИЦИОННЫЕ СЮЖЕТНО-ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для пед. вузов М.: Академия, 2007 6
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки Алтайского государственного университета www.lib.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" www.e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека Online" www.biblioclub.ru
Э4 Образовательный курс на платформе MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office
Adobe Reader
Microsoft Windows
7-ZipMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com;
Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для допуска к сдаче зачета студенты должны выполнить все практические и самостоятельные задания, пройти итоговое тестирование.
На зачете студенты должны ответить правильно на два вопроса. Зачет проводится в устной форме. На подготовку студенту отводится 20 минут. За правильный ответ на вопросы студент может получить максимально 40 баллов. При неправильном или неполном ответе может быть задан дополнительный вопрос.
За работу на практических занятиях в течении всего семестра студент может максимально набрать 20 баллов (за каждое задание максимально можно получить по 4 балла).
В ходе самостоятельной работы студент выполняет задания (за каждое задание максимально можно получить по 4 балла), знакомится с предложенной литературой. За своевременное и верное выполнение самостоятельных заданий студент максимально может получить 20 баллов.
Итоговое тестирование проводится в системе дистанционного обучения Moodle. На тестирование отводится 20 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 20 вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 1 балл.
Зачет студенту ставится, если сумма баллов за все виды работ больше 49.