МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методика обучения экономике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМатематика/Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_МиЭ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат педагогических наук, Проректор, Райских Татьяна Николаевна

Рецензент(ы):
д.п.н. профессор, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методика обучения экономике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 09
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна д.психол.н. профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 09
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна д.психол.н. профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний, умений и практических навыков в области теории и методики преподавания экономики в общеобразовательных организациях с учетом ФГОС общего образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.8

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения математике и экономике
ПК-1.3 Владеет технологиями обучения математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-2Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения математики и экономики
ПК-2.1 Проектирует воспитательную деятельность и методы ее реализации с учетом требований ФГОС
ПК-2.2 Умеет организовать трудовую, спортивную, художественную деятельность ребенка, применять методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций.
ПК-2.3 Владеет механизмами управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивации их учебно познавательную деятельность
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания математики и экономики
ПК-3.1 Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения математике и экономике
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
ПК-4Способен к разработке и реализации программ учебных дисциплин по математике и экономике в рамках основной общеобразовательной программы
ПК-4.1 Знает основные принципы разработки программ учебных дисциплин «Математика» и «Экономика»
ПК-4.2 Знает преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науки
ПК-4.3 Реализует цели и содержание программ учебных дисциплин по математике и экономике в рамках основной общеобразовательной
ПК-5Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении математике и экономике
ПК-5.1 Знает способы планирования, разработки и создания оптимального комплекса учебно методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по математике и экономике
ПК-5.2 Умеет анализировать федеральный государственный образовательный стандарт, типовые (примерные) образовательные программы по математике, экономике
ПК-5.3 Владеет технологиями разработки комплекса учебно методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по математике и экономике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5.1.
Знает способами планирования,разработки и создания оптимального комплекса учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по экономике.
ПК-4.1.
Знает основные принципы разработки программ учебных дисциплины «Экономика».
ПК-4.2.
Знает преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной
общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науки.
ПК-3.1.
Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения экономике.
ПК-2.1.
Проектирует воспитательную деятельность и методы ее реализации с учетом требований ФГОС.
ПК-2.2.
Умеет организовать трудовую, спортивную, художественную деятельность ребенка, применять методы и формы организации
коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций.
ПК-1.1.
Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5.2.
Умеет анализировать федеральный государственный образовательный стандарт, типовые (примерные) образовательные программы по экономике.
ПК-4.3.
Реализует цели и содержание программ учебных дисциплин по математике и экономике в рамках основной общеобразовательной
программы.
ПК-3.2.
Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.
ПК-1.2.
Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения экономике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5.3.
Владеет технологиями разработки комплекса учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по экономике.
ПК-2.3.
Владеет механизмами управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивации их учебно-познавательную деятельность.
ПК-1.3.
Владеет обучения математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономика как учебный предмет в общеобразовательной организации
1.1. Тема 1. Экономическое образование в школе. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.4, Л1.7, Л1.2, Л1.5, Л1.8, Л1.6, Л1.1, Л1.9
1.2. Тема 1. Экономическое образование в школе. Сам. работа 4 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л2.5, Л1.4, Л1.1, Л1.9
1.3. Тема 2. Экономика как наука и учебный предмет Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л2.5, Л1.4, Л1.1, Л1.9
1.4. Тема 1. Экономическое образование в школе. Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
1.5. Тема 2. Экономика как наука и учебный предмет Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
Раздел 2. Методические особенности обучения экономике
2.1. Тема 4. Учебные программы по экономике. Место дисциплины «Экономика» в системе общего образования Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.9
2.2. Тема 4. Учебные программы по экономике. Место дисциплины «Экономика» в системе общего образования Сам. работа 4 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.9
2.3. Тема 5. Методы, приемы, средства, формы обучения экономике Сам. работа 4 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.9
Раздел 3. Раздел 3. Педагогический дизайн современного урока экономики в школе
3.1. Тема 6. Урок изучения нового материала Сам. работа 4 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.9
3.2. Тема 7. Структура и особенности урока, направленного на закрепление изученного материала в школе. Сам. работа 4 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.9
3.3. Тема 8. Структура и особенности проведения урока проверки и коррекции знаний и умений. Сам. работа 4 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.9
3.4. Тема 9. Структура и особенности проведения комбинированного урока экономики Сам. работа 4 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.9
Раздел 4. Раздел. 4 Интерактивные формы проведения уроков экономики в школе
4.1. Тема 10. Игра в системе современных инновационных средств обучения экономике в школе. Сам. работа 4 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.9
4.2. Тема 11. Сущность и методические особенности проведения ролевых игр в методике преподавания экономики в школе. Сам. работа 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.9
4.3. Тема 12. Имитационные игры и дидактические игры по экономике Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.9
Раздел 5. Педагогические технологии и педагогические приемы в преподовании экономики в школе
5.1. Тема 13. Кейс-метод в преподавании экономики Сам. работа 4 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.9
5.2. Тема 14. Творческая мастерская как перспективная технология в методике преподавания экономики Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л2.5, Л1.4, Л1.1, Л1.9
5.3. Тема 19. Информационно-коммуникационные технологии на уроках экономики в школе Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.9
5.4. Тема 16. Понятие и характеристика приемов, используемых в преподавании экономики Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л2.5, Л1.4, Л1.1, Л1.9
5.5. Тема 16. Понятие и характеристика приемов, используемых в преподавании экономики Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л2.5, Л1.4, Л1.1, Л1.9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11539
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-5: Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении математике и экономике
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Интернет-ресурс, который целесообразно использовать в преподавании экономики – это…
а) банки рефератов;
б) сайты официальных органов власти;
в) сетевые дневники (Живой Журнал и др.);
г) сайты отдельных политических партий
Ответ: б
2. Информацию сайта Центробанка РФ целесообразно использовать для…
а) анализа ситуации на рынке недвижимости;
б) анализа макроэкономической ситуации;
в) анализа финансового положения «Газпрома»;
г) анализа ситуации на рынке труда.
Ответ: б
3. К достоинствам проблемного обучения относится:
а) большие затраты времени
б) учет индивидуальных особенностей учащихся
в) развитие мышления учащихся
Ответ: в
4. К конкретным формам организации обучения относится:
а) урок
б) повесть
в) рассказ
Ответ: а
5. Тестовые задания, не содержащие варианты ответов, называются:
а) закрытыми
б) открытыми
Ответ: б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Методы обучения, которые предполагают получение знаний благодаря самостоятельной работе студентов, взаимодействию студентов и преподавателя, студентов между собой
Активные, интерактивные методы
2. Сложная, противоречивая обстановка, создаваемая на занятиях путем постановки проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности
обучающихся для ее правильной оценки и разрешения
Проблемная ситуация (ИЛИ проблемная лекция)
3.Эта разновидность лекции является продолжением и развитием
проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей.
Лекция вдвоем
4.Вставьте слово
Семинарские занятия тематически ... с лекционными и способствуют углубленному изучению отдельных наиболее важных тем
связываются (ИЛИ связаны)
5.Основные цели и содержание образования в нашей стране задаются Федеральным законом
"Об образовании в Российской Федерации"
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-4: Способен к разработке и реализации программ учебных дисциплин по математике и экономике в рамках основной общеобразовательной программы
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Рефлексия – это:
а)врожденная потребность организма;
б)психофизическая характеристика человека;
в)процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний;
г)эмпатия, готовность понять другого человека.
Ответ: в
2.Познавательная деятельность учащихся, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности:
а)учение;
б)обучение;
в) образование.
Ответ: б
3.Самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения:
а)практическая работа;
б) упражнение;
в) домашняя работа.
Ответ: в
4.Модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе:
а)метод воспитания;
б)метод обучения;
в)метод объяснения.
Ответ: а
5. Процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей:
а) образование;
б) воспитание;
в) социализация.
Ответ: в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и
(или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере образования.»
Федеральный государственный образовательный стандарт
2.Вставьте пропущенное слово
При групповой работе класс разделяется на ...., которые выполняют одинаковые или различные задания.
несколько коллективов (ИЛИ групп)
3.Функция организации обучения, заключается в формировании знаний, умений,
навыков, опыта творческой деятельности.
образовательная
4. Функция организации обучения, связанная с
формированием у учащихся нравственности, эстетических представлений и вкусов, системы взглядов на мир, способности следовать социальным нормам поведения
воспитательная
5. В этой части лекции кратко формулируется тема, сообщается план, показывается связь с предшествующим материалом, характеризуется теоретическая и
практическая значимость темы;
вступление
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания математики и экономики
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам:
а)толерантное отношение;
б)девиантное поведение;
в)экстремизм.
Ответ б
2.Процесс сосредоточения на наиболее важных факторах для обьяснения экономических явлений. это
а) маржинальный анализ
б) абстрагирование
в) индукция
Ответ: б
3.Учета индивидуальных особенностей воспитанников требует принцип:
а) связи воспитания с трудом
б) связи воспитания с жизнью
в) личностного подхода
Ответ: в
4.Если содержание обучения знакомит учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами и отражает современное состояние наук, то это соответствует принципу:
а) доступности обучения
б) систематичности и последовательности
в) научности
Ответ: в
5. Технические средства, способствующие распространению информации на большие аудитории – это средства:
а) образования
б) массовой коммуникации
в) поощрения и наказания
Ответ б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Это относительно самостоятельная форма теоретического обучения, предназначенная для подготовки обучающихся к самообразованию и
творческому труду, которая предусматривает самостоятельную предварительную работу и обсуждение обучающимися вопросов, призванных обеспечить
углубление, расширение и систематизацию знаний, выработку познавательных
умений и формирование опыта творческой деятельности
Семинар (ИЛИ практическое занятие)
2. Техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций
Кейс-стади
3.Метод проведения занятия, конференция разнородных участников для непосредственного обсуждения определенных проблем
Круглый стол
4.Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных
мозговой штурм
5.Имитационное моделирование профессиональной деятельности и ролевое взаимодействие по игровым правилам участвующих в ней специалистов, в определенном
условном времени, в атмосфере неопределенности, при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оцениванием.
Деловые/ролевые игры
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения математики и экономики
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Изучение экономики в качестве целостной системы предполагает анализ
а) микроэкономический
б)макроэкономический
в) разрозненный
г) фрагментарный
Ответ: б
2. Фундаментальная задача экономики
а) удовлетворение безграничных потребностей в условиях ограниченных ресурсов
б) ликвидировать безработицу
в) перераспределить доходы и преодолеть бедность
Ответ: а
3. Главные вопросы экономики
а) кто виноват? и что делать?
б) куда идти? и к чему прийти?
в) что? как? для кого?
Ответ: в
4. Способ разрешения конфликтов, характеризующийся признанием права детей на собственное мнение, называется:
а) сотрудничеством
б) сглаживанием
в) принуждением
Ответ: а
5. Функция семинара, которая состоит в проверке уровня знаний и качества самостоятельной работы обучающихся
а) контрольная
б) обучающая
в)воспитывающая
Ответ в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В каких условиях возможно организации обучения, позволяющая изучать различные экономические процессы и явления, наблюдая их в естественных
условиях.
в форме экскурсии
2. Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.
Визуальные (ИЛИ наглядные)
3. Метод обучения в виде монологического изложения учителем учебной информации
Лекция
4. Разговор (диалог), в котором учитель, актуализируя знания обучающихся по ранее изученным темам и другим предметам, опираясь
на их жизненный опыт, подводит к усвоению новых экономических понятий
Беседа
5.Это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее
спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в
процессе систематического обучения
Тест
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен осуществлять обучение математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Метод воспитания – это
а) способ стимулирования развития воспитуемого путем предъявления ему эталона,
б) актуальный для определенного возраста способ формирования знаний, умений и навыков,
в) способ воздействия на сознание, волю и чувства воспитуемого с целью выработки у него определенных убеждений.
Ответ: в
2. Обучение, опирающееся на потребности, интересы, особенности восприятия отдельной личности, называется:
а) традиционалистским
б) личностно-ориентированным
в) технологическим
Ответ: б
3.Состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у обучаемого в результате осознания недостаточности и противоречивости приобретаемых знаний для решения новых учебных или профессиональных задач:
а) проблемная задача
б) противоречие
в) проблемная ситуация
Ответ: в
4.Внутреннее побуждение личности к тому или иному виду деятельности – это
а) повод,
б) мотив,
в) причина.
Ответ: б
5. Факторы развития личности
а) наследственность, среда, воспитание, самовоспитание
б) интерес к учебе, уровень достижений
в) уровень знаний по учебным дисциплинам
г) статусное положение личности в коллективе
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Логический метод получения нового выводного знания о предмете (явлении) на основе уподобления его другому, нахождение сходства с более изученным, в плане каких-либо свойств, признаков, отношений, актуализации ассоциаций.
Метод аналогий
2. Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека
рефлексия
3.Метод проведения занятия, конференция разнородных участников для непосредственного обсуждения определенных проблем
Круглый стол
4.Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных
мозговой штурм
5.Имитационное моделирование профессиональной деятельности и ролевое взаимодействие по игровым правилам участвующих в ней специалистов, в определенном
условном времени, в атмосфере неопределенности, при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оцениванием.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 1 вопрос
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 1 вопрос
1. Интерактивные формы проведения уроков экономики в школе
2.Методические особенности обучения в экономике
3. Экономическое образование в школе.
4. Педагогические технологии и педагогические приемы в преподавании экономики в школе
5.Современный урок экономики в школе.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боголюбов Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе: [пособие] М.: Дрофа, 2008
Л1.2 Чернова Г.А. Методика преподавания обществознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. Проф. Учеб. заведений : М.: Издательский центр «Академия», 2008
Л1.3 Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
Л1.4 Краевский В.В., Основы обучения. Дидактика и методика.: М.: Академия, 2007
Л1.5 Под ред. Л.Н. Боголюбова Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
Л1.6 А. Б. Крутик, М. В. Решетова Теория и методика обучения предпринимательству: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л1.7 Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания: Учебное пособие для вузов Гуманит.издат.центр ВЛАДОС, 2001
Л1.8 под ред. Л.Н. Боголюбова Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений: М.: ВЛАДОС, 2002
Л1.9 Бахмутова Л.С., Калуцкая Е.К Методика преподавания обществознания: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. Б. Крутик, М. В. Решетова Теория и методика обучения предпринимательству: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л2.2 Кодола Н.В. Интервью: Методика обучения. Практические советы: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л2.3 Л. К. Латышев, А. Л. Семенов Перевод: теория, практика и методика преподавания: учебник М.: Академия, 2007
Л2.4 Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для пед. вузов М.: Академия, 2007 6
Л2.5 Растова, Юлия Ивановна , Р. Г. Малахов, О. А. Горянинская. Экономика организаций (предприятий) в схемах: учеб. пособие М. : Эксмо, , 2009.-
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экономика в школе ecschool.hse.ru
Э2 Теория и методика обучения экономики portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Количество лекционных и практических занятий по курсу определено учебным планом.
Ведущим методом работы преподавателя является лекционно-семинарский. Основную информацию студенты получают на лекциях, отрабатывают полученные знания на практических занятиях.
В начале семестра студенты знакомятся со списком учебной литературы. В связи с большим объёмом учебного материала ряд наиболее простых тем предлагается студентам для самостоятельного изучения.
При чтении лекционного курса освещается современное состояние науки и практики, наиболее значительные аспекты теории и методики обучения экономике. В содержание обучения входит изучение содержания, форм, средств и методов обучения и анализ типичных затруднений, с которыми сталкивается начинающий учитель.
Проведение практических и лабораторных занятий определяется спецификой экономики как учебного предмета и задачам формирования профессиональных компетенций.
Студенты должны быть нацелены на важность качественной подготовки к семинарским занятиям. При подготовке к практическим занятиям студенты должны освоить вначале теоретический материал по новой теме занятия с тем, чтобы использовать эти знания при решении ситуационных задач.
Планирование самостоятельной работы студентов по данной дисциплине необходимо проводить в соответствии с уровнем подготовки студентов к изучаемой дисциплине. Самостоятельная работа студентов распадается на два самостоятельных
направления: на изучение и освоение теоретического лекционного материала, и на освоение методики выполнения практических задач.
При всех формах самостоятельной работы студент может получить разъяснения у преподавателя на индивидуальных консультациях в соответствии с графиком консультаций. Студент может также обратиться к рекомендуемым преподавателем учебникам и учебным пособиям, в которых теоретические вопросы изложены более широко и подробно, чем на лекциях
и с достаточным обоснованием.
Среди форм самостоятельной работы особое место отводится подготовке конспектов урока, что обусловлено спецификой предмета.
Таким образом, использование всех рекомендуемых видов самостоятельной работы дает возможность значительно активизировать работу студентов над материалом курса и повысить уровень их усвоения.
Для оценки знаний студентов необходимо систематически проводить проверку знаний, формы которой могут быть различными. При аттестации оценивается весь спектр учебы студента за отчетный период. Важнейшей же формой контроля знаний студентов остается экзамен.
Рекомендуется применять поэтапное усвоение материала, саморазвивающее обучение,поиск оптимального решения поставленной задачи, алгоритмов.
В освоении дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная учебная работа (консультации) – дополнительное разъяснение учебного материала.
Индивидуальные консультации по предмету являются важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта между преподавателем и обучающимся инвалидом или лицом с ограниченными возможностями здоровья.