Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | История. Обществознание |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_05_Педобразование_ИО-2022 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 126 | 126 | 126 | 126 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 26.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой канд. искусств., доцент Кирюшина Ю.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины являются: введение в культурологию как в познавательную систему, в интеллектуальную тенденцию осмысления социальных процессов, в специфический комплекс понятийно-категориального мышления; введение в основы культурологического понимания и переживания действительности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07 |
ОПК-8 | Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний |
ОПК-8.1 | Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области |
ОПК-8.2 | Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно обоснованные закономерности организации образовательного процесса |
ПК-1 | Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
ПК-1.1 | Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения истории и обществознанию в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
ПК-1.2 | Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения истории и обществознанию |
ПК-1.3 | Владеет методами обучения истории и обществознания в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1.1: Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения истории и обществознанию в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-1.2: Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения истории и обществознанию ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1.3: Владеет методами обучения истории и обществознания в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно обоснованные закономерности организации образовательного процесса |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс "Культурология" | ||||||
1.1. | Культура и культурология в социогуманитарном знании | Лекции | 4 | 2 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Культура Древнего мира | Практические | 4 | 2 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Культурология как наука и учебная дисциплина: предмет, цели и задачи, особенности культурологии. Этапы развития культурологического знания. | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Культура эпохи средних веков | Практические | 4 | 2 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе: роль и место культурологии в современной системе наук. Взаимосвязи культурологии с другими дисциплинами | Сам. работа | 4 | 18 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Культура эпохи Возрождения | Практические | 4 | 4 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Структура культурологи: разделы культурологии: теоретическая, историческая и прикладная культурология, история культурологической мысли | Сам. работа | 4 | 16 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Цивилизация и культура. Культура «Осевого времени». | Лекции | 4 | 4 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Методы культурологических исследований: исторический, компаративный, типологический, структурный, функциональный, феноменологический, семиотический методы. Системный подход | Сам. работа | 4 | 14 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Культурные ценности | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Культурные нормы | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Типология культур | Сам. работа | 4 | 16 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Динамика культуры | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Культура и личность. Культура и общество | Сам. работа | 4 | 16 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.15. | Зачет | 4 | 4 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. в приложении |
Приложения |
Приложение 1.
Культурология 20.03.01-1.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Солонин Ю.Н. | Культурология: учебник | Юрайт, 2017 | https://urait.ru/bcode/396789 |
Л1.2 | Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин | Культурология: теория культуры : учеб. для вузов | М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684847 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Иконникова С.Н. | Культурология в 2 ч. Теоретическая культурология : учебник для академического бакалавриата : | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | В. Ф. Горохов | Культурология : учебник и практикум для академического бакалавриата | — М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Соловьева Н.И. Культурология / Соловьева Н. И., Носкова М. И.; АлтГУ, Фил. в г. Славгороде, Каф. гуманит. и естественнонауч. дисциплин. - Учеб.-метод. электрон. изд. - Славгород, 2012. | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Садохин А.П. Культурология: теория культуры: учебное пособие / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 365 с. | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115400 | ||
Э3 | Садохин А.П. Культурология: учебное пособие / А.П. Садохин, И.И. Толстикова. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 295 с. | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115388 | ||
Э4 | Гуревич П.С. Культурология: учебник / П.С. Гуревич. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 327 с. | biblioclub.ru | ||
Э5 | Никитич Л.А. Культурология: учебное пособие / Л.А. Никитич. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 351 с. | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115387 | ||
Э6 | Курс в Moodle «Культурология ("Социально-гуманитарный модуль")» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Промежуточный контроль. Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом. Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |