МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория государства и права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильИстория. Право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_ИП-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., старший преподаватель, Зацепина О.Е.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория государства и права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели дисциплины: теория государства и права является базовой, фундаментальной юридической наукой, позволяющей студентам неюридических факультетов овладеть как основополагающими, так и узкоотраслевыми правовыми знаниями. Эти знания необходимы в области профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу "Педагогическое образование", особенно для:
- решения комплексных задач в сфере психолого-педагогической работы с проблемами девиантного поведения детей, подростков и взрослых, профилактики девиантного поведения;
- психолого-педагогическое обеспечения социальной работы по защите прав и законных интересов детей и подростков, предупреждения безнадзорности, беспризорности, девиантного поведения детей и подростков;
- профилактики правонарушений несовершеннолетних в системе учреждений образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
ОПК-8.2 Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно обоснованные закономерности организации образовательного процесса
ПК-1Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения истории и обществознанию в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения истории и обществознанию
ПК-1.3 Владеет методами обучения истории и обществознания в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования.
ОПК-8.1. Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения истории и праву.
ОПК-8.2. Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет методами обучения истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений
1.1. Методологические основы теории права и государства Лекции 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Методологические основы теории права и государства Практические 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Методологические основы теории права и государства Сам. работа 1 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Теория государства
2.1. Происхождение государственности Лекции 1 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Происхождение государственности Практические 1 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Происхождение государственности Сам. работа 1 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Понятие государства Лекции 1 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Понятие государства Практические 1 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.6. Понятие государства Сам. работа 1 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.7. Типология государств Лекции 1 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.8. Типология государств Практические 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.9. Типология государств Сам. работа 1 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.10. Государственная власть Лекции 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.11. Государственная власть Практические 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.12. Государственная власть Сам. работа 1 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.13. Функции государства Лекции 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.14. Функции государства Практические 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.15. Функции государства Сам. работа 1 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.16. Форма государства Лекции 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.17. Форма государства Практические 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.18. Форма государства Сам. работа 1 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.19. Механизм государства Лекции 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.20. Механизм государства Практические 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.21. Механизм государства Сам. работа 1 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Теория права
3.1. Понятие права Лекции 1 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Понятие права Практические 1 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Понятие права Сам. работа 1 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.4. Правовая система общества Лекции 1 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.5. Правовая система общества Практические 1 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.6. Правовая система общества Сам. работа 1 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.7. Право в системе социального регулирования Лекции 1 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.8. Право в системе социального регулирования Практические 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.9. Право в системе социального регулирования Сам. работа 1 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.10. Правосознание и правовая культура Лекции 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.11. Правосознание и правовая культура Практические 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.12. Правосознание и правовая культура Сам. работа 1 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.13. Внутренняя форма права (система права) Лекции 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.14. Внутренняя форма права (система права) Практические 1 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.15. Внутренняя форма права (система права) Сам. работа 1 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.16. Внешняя форма права Лекции 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.17. Внешняя форма права Практические 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.18. Внешняя форма права Сам. работа 1 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.19. Механизм правового регулирования Лекции 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.20. Механизм правового регулирования Практические 1 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.21. Механизм правового регулирования Сам. работа 1 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.22. Правотворчество Лекции 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.23. Правотворчество Практические 1 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.24. Правотворчество Сам. работа 1 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.25. Норма права Лекции 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.26. Норма права Практические 1 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.27. Норма права Сам. работа 1 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.28. Правоотношение Лекции 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.29. Правоотношение Практические 1 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.30. Правоотношение Сам. работа 1 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.31. Реализация права Лекции 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.32. Реализация права Практические 1 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.33. Реализация права Сам. работа 1 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.34. Толкование права Лекции 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.35. Толкование права Практические 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.36. Толкование права Сам. работа 1 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.37. Правонарушение и юридическая ответственность Лекции 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.38. Правонарушение и юридическая ответственность Практические 1 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.39. Правонарушение и юридическая ответственность Сам. работа 1 7 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1143

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен осуществлять обучение праву и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Социология, история, экономика, правоведение относятся к ______ наукам
Выберите один ответ:
А) социогуманитарным
B) техническим
C) естественным
D) юридическим
Ответ: А)

2. Целостность, которая изучается многими науками
Выберите один ответ:
A) объект
B) предмет
C) проблема
D) совокупность знаний
Ответ: А)

3. Теория государства и права выполняет _________ функцию
Выберите один ответ:
А) охранительную
В) регулятивную
С) идеологическую
D) правотворческую
Ответ: С)

4. Совокупность объективных знаний о действительности
Выберите один ответ:
А) классификация
В) мнение
С) наука
D) сознание
Ответ: С)

5. Метафизика и диалектика относятся к ___________ методам познания.
Выберите один ответ:
А) описательным
B) статистическим
C) всеобщим
D) специально-юридическим
Ответ: С)

6. Наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права называется
Выберите один ответ:
А) гражданское право
B) конституционное право
C) теория государства и права
D) административное право
Ответ: С)

7. Учение о системе методов познания и объяснения явлений окружающего мира называется
Выберите один ответ:
А) аксиологией
В) теорией
С) методологией
D) герменевтикой
Ответ: С)

8. Обязательный признак правонарушения
Выберите один ответ:
A) умышленность
B) осознанность
C) распространенность
D) вредоносность
Ответ: D)

9. Понятие «состав правонарушения» включает
Выберите один ответ:
A) любое деяние, наносящее вред государству
B) совокупность санкций за противоправное деяние
C) психологическую готовность к совершению правонарушений
D) вину нарушителя
Ответ: D)

10. Теория государства и права активно применяет такие понятия и категории как «функция», «развитие», «эволюция», которые принадлежат
Выберите один ответ:
А) экономике
В) политологии
С) социологии
D) философии
Ответ: D)

11. Методологической основой для всех юридических наук является
Выберите один ответ:
А) политология
B) теория государства и права
C) история
D) философия
Ответ: В)

12. Система теоретических сведений, построенная в соответствии с учебной программой и предназначенная для подготовки специалистов
Выберите один ответ:
А) наука
В) методические рекомендации
С) программа курса
D) учебная дисциплина
Ответ: D)

13. Социально-правовой эксперимент относится к такой группе методов теории государства и права как
Выберите один ответ:
A) общенаучные
B) частнонаучные
C) общефилософские
Ответ: B)

14. С помощью метода в науке
Выберите один ответ:
А) формируется умение
В) вырабатывается мышление
С) определяется парадигма
D) добывается новое знание
Ответ: D)

15. Предметом изучения экономики являются (являются)
А) наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.
В) проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека
С) общество как совокупность социальных слоев, групп и индивидов, взаимодействующих между собой
D) хозяйство и право
Ответ: В)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Всеобщий метод познания, позволяющий познавать явления окружающего мира как реально существующие, в их постоянном развитии и взаимосвязи с другими явлениями называется _____________________.
Ответ: диалектическим.
2. Предметом теории государства и права являются _________________________.
Ответ: наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.
3. Подход к типологии государства, при котором в качестве основного критерия используется понятие «общественно-экономическая формация», называется _______________________.
Ответ: формационный.
4. ____________________________ подход к типологии государства разрабатывал А. Тойнби.
Ответ: цивилизационный.
5. Рабовладельческое государство – исторически _________________ тип государственной организации.
Ответ: первый
6. К какой теме дисциплины «Теория государства и права» относится тестовое задание, в котором нужно назвать «принцип организации и деятельности государственного аппарата, заключающийся в создании механизма, минимизирующего произвол со стороны властных органов и должностных лиц»
Ответ: «Механизм государства».
7. Методику коллективного поиска решений иначе называют ____________________.
Ответ: мозговой штурм.
8. Метод обучения, в качестве основного средства использующий диалог, является ___________________ методом.
Ответ: диалогическим.
9. _______________ метод обучения – это метод, направленный на самостоятельное нахождение учащимися ответов на поставленные педагогом вопросы.
Ответ: эвристический.
10. При «клиповом мышлении» утрачивается _____________________.
Ответ: способность критически мыслить и анализировать информацию.
11. С чего нужно начинать проведение занятия?
Ответ: с приветствия обучающихся и объявления темы занятия.
12. Назовите этапы изучения правового явления, которыми необходимо руководствоваться при составлении плана лекции.
Ответ: 1. Сущность явления, определение его основных признаков (основные подходы к сущности, дискуссии (при наличии), выбор наиболее аргументированного подхода или заключение о необходимости использования совокупности подходов, то есть комплексного подхода). 2. Соотношение изучаемого явления со смежными понятиями (выявление их общих и отличительных черт). 3. Рассмотрение различных классификаций изучаемого явления и определение роли каждой из них. 4. Рассмотрение функций и значения изучаемого явления.
13. Задание: «Предложите темы для эссе по теме «Правосознание и правовая культура» студент Иванов отнес к заданиям открытого типа, свободного изложения по виду, а Тиунов – к заданиям закрытого типа по виду – к заданиям на дополнение. Кто из них прав?
Ответ: прав Иванов.
14. Для закрепления каких умений подходит эссе?
Ответ: умения рассуждать, анализировать, аргументировать, опровергать, выражать свою точку зрения, правильно использовать терминологию, предлагать решение проблемы, опираясь на специальные знания.
15. Тестовые задания с альтернативными ответами Корзинкина отнесла к заданиям закрытого типа, а Мухина – к заданиям открытого типа. Кто из них прав?
Ответ: права Корзинкина.
16. Какие знания можно закрепить с помощью метода анализа конкретных жизненных ситуаций? Петров в качестве примера привел компетенции различных органов государственной власти, должностных лиц и организаций, а Костин – функции теории государства и права. Кто из них прав?
Ответ: прав Петров.
17. Для использования монологического метода составьте план лекции по теме «Правоотношение».
Ответ: 1. Правоотношение: понятие и виды.
2. Структура (состав) правоотношения (субъекты, объекты, юридическое и фактическое содержание).
3. Юридические факты: понятие, классификация.
4. Фактический состав.
18. В ответ на задание «Составьте тестовое задание закрытого типа по теме «Форма государства» Тимошин составил «Россия относится к _________________форме правления (ответ: республиканской), а Орехова - «Принцип организации и деятельности государственного аппарата, заключающийся в создании механизма, минимизирующего произвол со стороны властных органов и должностных лиц, – это принцип (выберите один ответ: A) профессионализма; B) разделения властей; C) иерархичности; D) сочетания коллегиальности и единоначалия» (ответ: B)». Кто из них прав?
Ответ: права Орехова.
19. Используя метод наглядного обучения, нарисуйте схему типологии государств согласно формационному подходу.
Ответ: ответ может быть представлен в виде графической схемы (кластера) – квадратов или кругов с названиями типов государств, от каждого из которых идет стрелка к центральному квадрату или кругу с названием подхода.
Формационный подход:
1. Первобытно-общинная формация (государство отсутствует)
2.Рабовладельческая формация
3. Феодальная формация
4. Буржуазная (капиталистическая) формация
5. Коммунистическая формация (социалистическое государство).
20. Выполняя задание «Предложите тему для проведения дебатов» Сидоров предложил тему «Россия – самое большое по площади государство в мире», а Агеева – «Россия – правовое государство». Кто из них прав? Свой ответ аргументируйте.
Ответ: права Агеева, так как предложенное ей высказывание является дискуссионным в части фактической реализации данного конституционного положения, а дискуссионность – обязательное условие дебатов. Площадь государства является общеизвестным фактом, не подлежит доказыванию и опровержению.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8
Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. К прикладным юридическим наукам относятся
Выберите один ответ:
А) криминалистика
В) политология
С) история политических и правовых учений
D) история государства и права России
Ответ: А)

2. Конституционное право – _________ наука
Выберите один ответ:
А) гуманитарная
В) естественная
С) прикладная
D) юридическая
Ответ: D)

3. Наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права называется
Выберите один ответ:
А) теория государства и права
B) конституционное право
C) административное право
D) гражданское право
Ответ: А)

4. Для анализа сходства, различия и классификации правовых систем используется метод
Выберите один ответ:
А) численного анализа
B) сравнительного правоведения
C) статистического исследования
D) эксперимента
Ответ: В)

5. К отраслевым юридическим наукам относится
Выберите один ответ:
А) судоустройство
В) субъективное право
С) гражданское право
D) объективное право
Ответ: С)

6. Предметом изучения теории государства и права являются закономерности
Выберите один ответ:
А) особенные
B) уникальные
C) локальные
D) общие
Ответ: D)

7. _________________ функция теории государства и права состоит в разработке приёмов и способов решения теоретических проблем отраслевых наук
Выберите один ответ:
А) Методологическая
В) Эвристическая
С) Аксиологическая
D) Прогностическая
Ответ: А)

8. Известные формы возникновения государства были описаны в работе
Выберите один ответ:
А) Аристотеля
В) А. Малько
С) М. Байтина
D) Ф. Энгельса
Ответ: D)

9. Власть при первобытнообщинном строе
Выберите один ответ:
А) обладала отделенным от общества аппаратом управления
В) основывалась на авторитете
С) имела органы принуждения
D) создавала нормы права
Ответ: В)

10. Совокупность существенных черт государства – это
Выберите один ответ:
А) понятие государства
В) сущность государства
С) признаки государства
D) форма государства
Ответ: А)

11. Социальная власть в современном обществе, разделенном на классы, иные социальные слои, осуществляется…
Выберите один ответ:
А) президентом
В) государством
С) семьей
D) правительством
Ответ: B)

12. Понятие государства в современной юридической литературе определяется как
Выберите один ответ:
А) машина для поддержания господства одного класса над другим
В) политическая организация общества, обладающая верховной властью на определенной территории
С) союз людей, объединенных началами общей пользы
D) сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан
Ответ: В)

13. В зависимости от сферы приложения деятельности государства его функции подразделяются на
Выберите один ответ:
А) классовые и общесоциальные
B) главные и производные
C) внешние и внутренние
D) законотворческие, управленческие и судебные.
Ответ: С)

14. Право как юридическое действие, практика, правопорядок, применение законов понималось представителями ________ школы права
Выберите один ответ:
А) Исторической
В) Социологической
С) Нормативистской
D) Психологической
Ответ: B)

15. Родоначальниками теории естественного права являются
Выберите один ответ:
А) Р. Иеринг, Г. Пухта
B) Г. Гроций, Т. Гоббс
C) И. Кант, Г. Кельзен
D) К. Маркс, Ф. Энгельс
Ответ: В)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В России ____________________ государственный (политический) режим.
Ответ: демократический.
2. Форма государства включает в себя ______________________________.
Ответ: форму правления, форму государственного устройства и государственный (политический) режим.
3. «Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации» - это норма _____________________права
Ответ: конституционного.
4._______________ права - наиболее крупная, обособленная совокупность юридических норм в его системе.
Ответ: отрасль.
5. _______________ правового регулирования - совокупность средств, приемов, способов воздействия права на общественные отношения.
Ответ: метод.
6. _________________ метод обучения - это обусловленная принципами обучения система правил подготовки и изложения педагогом материала с целью объяснения учащимся готовых выводов науки в форме рассказа или лекции с применением аудиовизуальных средств и формирования у учащихся знаний и умений на уровне их восприятия и понимания.
Ответ: монологический
7. К какому типу и виду относится данное тестовое задание: «Восстановите последовательность в порядке возрастания тяжести разновидностей вины
самонадеянность
косвенный умысел
прямой умысел
небрежность»?
Ответ: тестовое задание закрытого типа на восстановление последовательности.
8. Методы, активизирующие визуальный канал восприятия информации – это методы _________________ обучения
Ответ: наглядного.
9. Метод, направленный на выявление положительных и отрицательных сторон исследуемого предмета – это метод ______________.
Ответ: анализа.
10. Различают тестовые задания ______________________ и _____________________ типов.
Ответ: закрытого и открытого.
11. Леснов полагает, что задача «Коровин совершил кражу совместно с Быковым. На момент совершения преступления Коровин достиг 15 лет, а Быков – 13 лет. Правильно ли квалифицированы действия Коровина и Быкова как совершение кражи по предварительному сговору группой лиц?» является примером применения метода анализа конкретных жизненных ситуаций, а Иванова – что наглядного метода обучения. Кто из них прав? Ответ аргументируйте.
Ответ: прав Леснов, в данном случае представлена именно конкретная жизненная ситуация, а метод наглядного обучения основан на визуальном восприятии.
12. Что преподавателю необходимо предоставить обучающимся для проведения ролевой игры?
Ответ: фабулу дела.
13. Какой метод обучения применяется при чтении обучающимся лекции?
Ответ: монологический.
14. Как связаны между собой уровень развития когнитивной и личностной сфер обучающихся и уровень правосознания? Как влияет на развитие личностной сферы процесс обучения праву?
Ответ: чем выше уровень развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, тем выше уровень правосознания. В процессе обучения праву повышается уровень правосознания, повышая и уровень развития личностной сферы.
15. Каким образом эссе способствует развитию когнитивных структур?
Ответ: когнитивные структуры обеспечивают ориентацию во внешнем мире, определяют базисные установки, координируют поведение, эссе способствует развитию когнитивных структур, поскольку учит рассуждать, анализировать, аргументировать, опровергать, выражать свою точку зрения, правильно использовать терминологию, предлагать решение проблемы, опираясь на специальные знания.
16. Какой метод обучения используется при изображении кластеров?
Ответ: метод наглядного обучения.
17. Обучающаяся Маринина полагает, что для рассмотрения вопроса «Способы повышения эффективности российского законодательства» более подходящим является эвристический метод обучения, а Мячнн – что монологический. Кто из них прав? Ответ аргументируйте.
Ответ: права Маринина, так как эвристический метод предполагает самостоятельный поиск решений поставленной задачи и предложение собственных идей для ее решения, что необходимо в случае дискуссионного и многовариативного вопроса, а монологический – уяснение, как правило, общеизвестного лекционного материала.
18. К какому виду относится данное тестовое задание характерные признаки ____________________ правовой системы: 1) идеологизированный тип права, 2) приоритет государственных интересов, 3) подчиненность права государству, 4) отсутствие деления права на частное и публичное, 5) отрицание судебного прецедента и доктрины как источников права»?
Ответ: на дополнение.
19. К какому типу и виду относится данное тестовое задание «Право состоит из юридических норм
А) Верно
B) Неверно»?
Ответ: задание закрытого типа с альтернативными ответами.
20. Какого типа является данный тестовый вопрос «С какого возраста наступает административная ответственность?»?
Ответ: открытого типа.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

1. Назовите понятие и особенности всеобщего диалектического метода познания.
2. Что является предметом теории государства и права?
3. Назовите основные особенности рабовладельческого типа государства в соответствии с формационным подходом.
4. Назовите основные особенности цивилизационного подхода к типологии государства.
5. Охарактеризуйте Российское государство с точки зрения политического (государственного) режима.
6. Охарактеризуйте принцип законности как принцип организации и деятельности органов государственной власти.
7. Какие элементы включает в себя форма государства.
8. Что такое отрасль права?
9. Раскройте понятие «метод правового регулирования».
10. Назовите отличительные черты демократического режима.
11. Назовите этапы изучения правового явления, которыми необходимо руководствоваться при составлении плана лекции.
12. Задание: «Предложите темы для эссе по теме «Правосознание и правовая культура» студент Иванов отнес к заданиям открытого типа, свободного изложения по виду, а Тиунов – к заданиям закрытого типа по виду – к заданиям на дополнение. Кто из них прав?
13. Тестовые задания с альтернативными ответами Корзинкина отнесла к заданиям закрытого типа, а Мухина – к заданиям открытого типа. Кто из них прав?
14. Какие знания можно закрепить с помощью метода анализа конкретных жизненных ситуаций? Петров в качестве примера привел компетенции различных органов государственной власти, должностных лиц и организаций, а Костин – функции теории государства и права. Кто из них прав?
15. Используя метод наглядного обучения, нарисуйте схему типологии государств согласно формационному подходу.
16. Выполняя задание «Предложите тему для проведения дебатов» Сидоров предложил тему «Россия – самое большое по площади государство в мире», а Агеева – «Россия – правовое государство». Кто из них прав? Свой ответ аргументируйте.
17. Что преподавателю необходимо предоставить обучающимся для проведения ролевой игры?
18. Обучающаяся Маринина полагает, что для рассмотрения вопроса «Способы повышения эффективности российского законодательства» более подходящим является эвристический метод обучения, а Мячнн – что монологический. Кто из них прав? Ответ аргументируйте.
19. Какого типа является данный тестовый вопрос «С какого возраста наступает административная ответственность?»?
20. В ответ на задание «Составьте тестовое задание закрытого типа по теме «Форма государства» Тимошин составил «Россия относится к _________________форме правления (ответ: республиканской), а Орехова - «Принцип организации и деятельности государственного аппарата, заключающийся в создании механизма, минимизирующего произвол со стороны властных органов и должностных лиц, – это принцип (выберите один ответ: A) профессионализма; B) разделения властей; C) иерархичности; D) сочетания коллегиальности и единоначалия» (ответ: B)». Кто из них прав?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Протасов В.Н. Теория государства и права: учебник и практимум для вузов Москва: Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/510831
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. А. Комаров Общая теория государства и права: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э2 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э3 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ www.tigp.wordpress.com
Э4 ЭУМКД Теория государства и права portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная программа курса рассчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tdip.worldpress.com, на сайте образовательного портала "Юридическая Россия", Научной электронной библиотеки elibraty.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Теория государства и права» завершается зачетом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины «Теория государства и права» производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы «зачтено/не зачтено». Оценка «зачтено» проставляется студенту, активно участвовавшему в рассмотрении теоретических вопросов, решении задач и прошедшему тестирование на оценку «удовлетворительно» и выше. В случае отсутствия положительных оценок по теоретическим вопросам и решению задач, студенту может быть назначено выполнение письменной работы. Положительная оценка по письменной работе и тестирование, пройденное на оценку «удовлетворительно» и выше, предполагают выставление студенту итоговой оценки «зачтено».
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Письменные работы (рефераты) являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы (реферата) обговаривается с преподавателем. Письменная работа (реферат) является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материалом по данному вопросу. Письменные работы (рефераты) назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Вопросы на зачет включаются в билеты. Каждый билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале.