МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика воспитательной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильРусский язык и литература. Детская журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_РЯЛДЖ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 191
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
курсовой проект: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 191 191 191 191
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Профессор, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика воспитательной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение знаниями по проблемам теоретико-практических основ воспитания в условиях современной школы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.1 Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.2 Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ОПК-3.3 Формирует позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между обучающимися с учетом их принадлежности к разным этнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также различных (в том числе ограниченных) возможностей здоровья
ОПК-3.4 Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
ОПК-3.5 Осуществляет педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся
ОПК-4Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.1 Демонстрирует знание духовно- нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
ОПК-4.2 Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни
ОПК-6Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1 Осуществляет отбор и применяет психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся
ОПК-6.2 Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
ОПК-6.3 Проектирует индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития
ПК-2Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения русского языка и литературы, детского журналистского творчества
ПК-2.1 Проектирует воспитательную деятельность и методы ее реализации с учетом требований ФГОС
ПК-2.2 Умеет организовать трудовую, спортивную, художественную деятельность ребенка, применять методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций
ПК-2.3 Знает механизмы управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1: Проектирует воспитательную деятельность и методы ее реализации с учетом требований ФГОС
ОПК-6.1: Осуществляет отбор и применяет психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2: Умеет организовать различные виды деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), применяет методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
ОПК-6.2: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3: Знает механизмы управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
ОПК-6.3: Проектирует индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития
ОПК-4.2: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность процесса воспитания
1.1. Специфические особенности процесса воспитания в сравнении с процессом обучения Лекции 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Воспитание, самовоспитание и перевоспитание. Лекции 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Единство и взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Принципы воспитания Сам. работа 3 47 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Общие методы воспитания
2.1. Понятие о методах воспитания. Требования, предъявляемые к методам воспитания. Лекции 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания. Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Методы стимулирования поведения и деятельности. Сам. работа 3 48 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Воспитание коллектива и личности
3.1. Коллектив, его воспитательные функции, роль в разностороннем развитии личности, основные признаки коллектива. Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Этапы формирования коллектива, динамика развития. Педагогическое руководство коллективом на каждом этапе. Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Методы изучения коллектива. Пути формирования коллектива. Сам. работа 3 48 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Модель классного руководителя ХХI века.
4.1. Основные характеристики классного руководителя (Исследовательская компетентность, коадаптационное мастерство, медиаобразованность, мобильность, конкурентоспособность, коммуникабельность) Практические 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Деятельность классного руководителя: общая характеристика Сам. работа 3 48 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9321
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения иностранных языков
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
Примеры вопросов закрытого типа
1. Функциональная роль перевоспитания сводиться к выполнению им следующих функций:
А) восстанавливающая функция, стимулирующая функция
Б) компенсирующая функция, исправительная функция
В) Восстановительная функция, компенсирующая функция
Г) Все выше перечисленное
Ответ: г
2. Принципы воспитания:
А) Общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью, трудом; Опора на положительное в воспитаннике.
Б) Гуманизация воспитания; общественная направленность воспитания; личностный подход; единство воспитательных воздействий.
В) Общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью, трудом; общественная направленность воспитания; личностный подход; единство воспитательных воздействий
Г) Общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью, трудом; Опора на положительное в воспитаннике; Гуманизация воспитания; личностный подход; единство воспитательных воздействий.
Ответ: г
3. К общим методам воспитания относятся:
А) убеждение (рассказ, разъяснение, внушение, лекция, беседа, диспут, дискуссия и т.д.); метод требования; метод положительного примера;
Б) метод требования; метод контроля, самоконтроля и самооценки; метод переключения.
В) метод положительного примера; метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения; метод требования;
Г) убеждение (рассказ, разъяснение, внушение, лекция, беседа, диспут, дискуссия и т.д.); метод положительного примера; метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения; метод требования; метод контроля, самоконтроля и самооценки; метод переключения.
Ответ: г
4. Методы формирования сознания личности:
А) Рассказ, объяснение(разъяснение), беседа, диспуты
Б) объяснение(разъяснение), лекция, убеждения
В) рассказ, лекция, объяснение(разъяснение), внушения
Г) убеждения, рассказы, объяснения (разъяснения), лекции, этические беседы, диспуты, увещевания, внушения, примеры
Ответ: г
5. Методы стимулирования деятельности и поведения:
А) соревнование, наказание
Б) Поощрение, соревнование
В) Наказание, поощрение, познавательная игра
Г) Поощрение, наказание, соревнование, познавательная игра.
Ответ: г
6. К основным методам контроля относятся:
А) анализ результатов деятельности школьников, опросы, создание ситуаций для изучения поведения испытуемых
Б) Беседы, опросы, педагогическое наблюдение за учащимися
В) создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых
Г) педагогическое наблюдение за учащимися; беседы направленные на выявление воспитанности; опросы; анализ результатов деятельности школьников; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.
Ответ: г
7. Функции коллектива:
А) Нравственно регулятивная, стимулирующая
Б) Воспитательная, нравственно регулятивная.
В) Стимулирующая, организационно объединяющая.
Г) Нравственно регулятивная, стимулирующая, воспитательная, организационно объединяющая.
Ответ: г
8. Стадии развития коллектива (по А.С. Макаренко)
А) Организационная, стадия формирования собственного коллектива
Б) Стадия выделения актива, стадия расцвета коллектива
В) Организационная, стадия формирования собственного коллектива, стадия расцвета коллектива.
Г) Организационная, стадия выделения актива, стадия формирования собственно коллектива, стадия расцвета коллектива
Ответ: г
9. Методы изучения коллектива:
А) Наблюдение, социометрия, опрос (интервью и анкетирование)
Б) Анализ продуктов деятельности, беседа, социометрия
В) Наблюдение, беседа, тестирование
Г) Наблюдение, беседа, опрос (интервью и анкетирование), анализ продуктов деятельности (творчества), тестирование, социометрия
Ответ: г
10. Виды перспектив по А.С. Макаренко
А) Средняя
Б) Близкая
В) Далекая
Г) Все выше перечисленные верны
Ответ: г
11. _________-процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которого учитель передает, а учащийся активно приобретает знания, умения, навыки, формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащихся
А) Перевоспитание
Б) Воспитание
В) Обучение
Ответ: в
12. ______________-процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу.
А) Обучение
Б) Перевоспитание
В) Воспитание
Ответ: в
13.__________________- это процесс сознательного усвоения социального опыта и формирования определенных качеств самим индивидом, необходимых ему для собственного личностного становления и развития.
А) Перевоспитание
Б) Обучение
В) Самовоспитание
Ответ: в
14._________________- это система методов воспитательного воздействия, направленных на изменение, сформированных свойств личности, выработанных привычек и нравственных основ жизнедеятельности
А) Обучение
Б) Воспитание
В) Перевоспитание
Ответ: в
15.______________- это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью.
А) Группа
Б) Компания
В) Коллектив
Ответ: в

Примеры вопросов открытого типа
1. Процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу – это
Ответ: Воспитание.
2. Процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которого учитель передает, а учащийся активно приобретает знания, умения, навыки, формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащихся
Ответ: Обучение.
3. Процесс воспитания длится по времени ____________________
Ответ: всю жизнь
4. Задачей воспитания является
Ответ: воспитать общественно-значимые мотивы
5. Особенностью процесса воспитания является его_____________
Ответ: комплексность
6. В процессе воспитания результатом является____________
Ответ: сформированное качество
7. Процесс сознательного усвоения социального опыта и формирования определенных качеств самим индивидом, необходимых ему для собственного личностного становления и развития м- это
Ответ: Самовоспитание
8. Система методов воспитательного воздействия, направленных на изменение сформированных свойств личности, выработанных привычек и нравственных основ жизнедеятельности – это
Ответ: Перевоспитание
9. Важную роль в самовоспитании играет_________________________________
Ответ: самосознание, формирование Я-концепции личности
10. По характеру методы воспитания делятся на___________________________________
Ответ: убеждение, упражнение, поощрение и наказание
11. Взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью – это
Ответ: коллектив
12. Назовите 3 пути формирования коллектива: ____________________________________
Ответ: выдвижение перспективных линий, создание традиций, создание общей деятельности
13. К основным методам изучения личности учащегося и классного коллектива относятся____________________________________________________________________
Ответ: наблюдение, беседа, опрос (интервью и анкетирование), анализ продуктов деятельности (творчества), тестирование, социометрия
14. В классном коллективе могут быть 2 лидера____________________________________
Ответ: Формальный и неформальный
15. Целью коллектива является –
Ответ: совместная целеустремленность к социально значимым целям, единство общих и частных целей членов коллектива
16. Впишите недостающие слово:
Под _______________понимается приобретение знаний, умений и навыков через различные приемы и уровни творческого восприятия и практической деятельности, культурные и морально-этические идеи
Ответ: Обучением
17. Впишите недостающие слово:
_______________представляет собой процесс зарождения и становления различных отношений, например, таких как этические, эстетические, моральные, социальные и т. д., а также различных степеней поведения, убеждения, привычек и чувств
Ответ: Воспитание
18. Дайте название определению:
____________________-это процесс сознательного усвоения социального опыта и формирования определенных качеств самим индивидом, необходимых ему для собственного личностного становления и развития.
Ответ: Самовоспитание
19. Дайте название определению:
_____________________- это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью.
Ответ: Коллектив
20. Дайте название определению:
__________________- процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу.
Ответ: Воспитание
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Курсовые проекты
Примерная тематика воспитательных курсовых проектов
1. Личностно-ориентированный подход в воспитании
2. Использование цифровых технологий в воспитательной системе школы
3. Воспитание школьников на основе освоения национальной культуры
4. Воспитание трудолюбия учащихся в современных условиях
5. Воспитание с опорой на положительное в личности
6. Воспитание сознательной и активной личности средствами коллективных творческих дел
7. Воспитание личности в творческой деятельности
8. Гуманистический подход к воспитанию ребенка
9. Воспитания личности в коллективе и через коллектив
10. Воспитание личности в условиях проектной деятельности
11. Практика взаимосвязи школы и семьи в воспитании детей
12. Взаимодействие образовательного учреждения с социальной средой как условие воспитания школьников
13. Технология «портфолио учащегося» в воспитательной деятельности классного руководителя
14. Методика воспитания эмоционально-ценностного отношения учащихся к действительности
15. Использование разнообразных средств в воспитании детей
16. Организация кружковых занятий во внеурочной деятельности
17. Развитие декоративно-прикладного творчества учащихся
18. Воспитание эстетического вкуса школьников
19. Воспитание духовно-нравственных качеств школьников
20. Приобщение школьников к народным традициям и ценностям
21. Художественно-эстетическое воспитание школьников
22. Использование компьютерных программ в процессе воспитания детей
23. Методика формирования профессионального самоопределения школьников
24. Система работы классного руководителя в современной школе
25. Методика проведения коллективно-творческих дел
26. Воспитание детей в игровой деятельности
27. Воспитание патриотизма школьников во внеурочной деятельности
28. Формирование мировоззрения учащихся во внеурочной деятельности
29. Формирование установки на здоровый образ жизни школьников
30. Организация ученического самоуправления в современной школе
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена на 3 курсе
Вопросы к экзамену:
1. Специфические особенности процесса воспитания в сравнении с процессом обучения
2. Воспитание, самовоспитание и перевоспитание
3. Единство и взаимосвязь процессов воспитания и обучения
4. Принципы воспитания
5. Понятие о методах воспитания. Требования, предъявляемые к методам воспитания
6. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания
7. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Методы стимулирования поведения и деятельности.
8. Коллектив, его воспитательные функции, роль в разностороннем развитии личности, основные признаки коллектива.
9. Этапы формирования коллектива, динамика развития. Педагогическое руководство коллективом на каждом этапе
10. Методы изучения коллектива. Пути формирования коллектива
11. Основные характеристики классного руководителя (Исследовательская компетентность, коадаптационное мастерство, медиаобразованность, мобильность, конкурентоспособность, коммуникабельность)
12. Деятельность классного руководителя: общая характеристика
Практическое задание:
Заполните рабочую тетрадь
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рожков М. И., Байбородова Л. В., Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. ; Под ред. Рожкова М.И. ПЕДАГОГИКА В 2 Т. ТОМ 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Рожков М. И., Байбородова Л. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. И. Гриценко Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Педагогика воспитательной деятельности Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Педагогика воспитательной деятельности ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Педагогика воспитательной деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.