МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Лексикология и фразеология русского языка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильРусский язык и литература. Детская журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_РЯЛДЖ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Ю.В.Трубникова

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, С.В.Доронина

Рабочая программа дисциплины
Лексикология и фразеология русского языка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 07.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., Т.В.Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 07.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ф.н., Т.В.Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
1.1. Цель преподавания дисциплины
В ходе изучения курса необходимо сформировать у студентов представление о русском языке как научной дисциплине, его основных направлениях, методологии, актуальных проблемах. Дать знания о единицах языка всех уровней в их многообразии и системной взаимосвязи. Выработать навыки научного анализа единиц русского языка.
1.2. Задачи изучения дисциплины
В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ
1) сформировать представление о различных уровнях русского языка;
2) дать знания о современных школах и научных направлениях, изучающих проблемы русистики, познакомить студентов с крупными учеными 19–20 в.в., их главными научными достижениями;
3) продемонстрировать возможность разноаспектного подхода к лингвистическим проблемам;
4) дать знания о терминологической системе современного русского языка, показать терминологическую многозначность, обусловленную различными подходами к лингвистической проблематике.

В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ВЛАДЕНИЯ МАТЕРИАЛОМ
1) сформировать умения квалификации языковых единиц различных уровней;
2) сформировать практические навыки разноаспектного анализа единиц русского языка;
3) сформировать умение решать прикладные лингвистические задачи, пользуясь полученными знаниями.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о природе и причинах возникновения грамматических и речевых ошибок, возникающих вследствие нарушения формального, смыслового и коммуникативного устройства единиц современного русского языка.
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь анализировать различные языковые единицы в аспекте их формального, смыслового и коммуникативного устройства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения системой используемых в науке лингвистических понятий, умения давать им определения и иллюстрировать примерами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Лексикология
1.1. Синонимия как выражение смысловой эквивалентности в русском языке.Антонимия в русском языке как выражение смысловой противоположности слов.Паронимия в русском языке. Лекции 3 1 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Лексика русского языка с точки зрения социально-диалектного состава. Стилистическая дифференциация лексики. Понятие о функциональном стиле.Характеристика русской лексики с точки зрения функционирования языковой системы. Лекции 3 1 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Предмет лексикологии и лексикографии.Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения. Лекции 3 1 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Проблема определения слова как центральной единицы языка.Полисемантичное слово как лексическая микросистема.Проблема семантического и формального тождества слова. Омонимия. Лекции 3 2 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Взаимосвязь всех типов парадигматических отношений.Синтагматические отношения в лексике. Лекции 3 1 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Заимствованная лексика. Классификация заимствований по происхождению. Практические 3 1 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Стилистическая характеристика лексики. Практические 3 1 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Типы новой лексики. Лексика с точки зрения функционирования. Практические 3 1 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Семная структура значения слова. Компонентный анализ. Практические 3 1 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Определение лексического значения с семиотических позиций: семантики, синтактики и прагматики. Практические 3 1 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Построение дерева семантической деривации для многозначных слов. Практические 3 1 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Принципы разграничения полисемии и омонимии; явления, смежные с омонимией. Практические 3 1 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Синонимия. Практические 3 1 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Антонимы и конверсивы. Практические 3 1 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Фразеологизм – слово – свободное словосочетание. Типы фразеологизмов. Практические 3 1 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Лексикология Сам. работа 3 83 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов к экзамену по фонетике:

1. Предмет фонетики. Системность как основное свойство фонетических единиц. Фонетиче-ские подсистемы.
2. Артикуляционная классификация гласных.
3. Артикуляционная классификация согласных.
4. Акустическая характеристика гласных и согласных.
5. Суперсегментные единицы. Слог. Теории слога. Типы слогов: прикрытые и неприкрытые, открытые и закрытые.
6. Суперсегментные единицы. Такт, фраза (синтагма).
7. Интонация. Интонационные средства смыслоразличения.
8. Типы интонационных конструкций.
9. Позиция. Позиционные и непозиционные чередования.
10. Понятие фонемы в Московской фонологической теории.
11. Позиции фонем с сигнификативной и перцептивной точек зрения. Перцептивно-сильные и -слабые позиции гласных и согласных фонем.
12. Сигнификативно- и перцептивно-сильные и -слабые позиции гласных фонем.
13. Сигнификативно-сильные и -слабые позиции согласных по глухости-звонкости.
14. Сигнификативно-сильные и -слабые позиции согласных по твердости-мягкости.
15. Сигнификативно-слабые позиции как позиции неразличения согласных по способу образования. Сигнификативно-слабые позиции, в которых фонема представлена нулем звука.
16. Нейтрализация фонем. Гиперфонема.
17. Количество и состав фонем русского языка.
18. М.В. Панов об истории возникновения Московской фонологической теории.
19. Пражская и Ленинградская фонологические школы.
20. Теория письма. Алфавит, графика и орфография.
21. Принципы русской графики.
22. Математическая формула построения алфавита (Н.Ф. Яковлев).
23. Способы обозначения твердых и мягких согласных фонем в русском языке. Недостатки русской графики.
24. Орфография. Принципы русской орфографии.
25. Вопрос о морфологическом принципе письма.
26. История русского письма. Орфографические реформы.
27. Орфоэпия – объем и содержание понятия, история разработки.

Список вопросов к экзамену по лексикологии:

1. Русский национальный язык и его подсистемы. Современный русский литературный язык как предмет научного изучения.
2. Предмет, задачи и методы современной лексикологии.
3. Исконная лексика, ее периодизация.
4. Заимствованная лексика, этапы освоения заимствованных слов и семантические процессы при заимствовании. Классификация заимствований по происхождению и тематическим сферам.
5. Типы иноязычной лексики. Фонетические, грамматические и семантические признаки заимствований. Причины заимствований.
6. Лексика русского языка с точки зрения активности использования в речи и с позиций исторической перспективы. Активная и пассивная лексика.
7. Устаревшая лексика и ее типы.
8. Новая лексика и ее типы.
9. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления /социально-диалектного состава/. Диалектная и просторечная лексика.
10. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления /социально-диалектного состава/. Жаргонная лексика и терминология.
11. Стилистическая дифференциация лексики Понятие о функциональном стиле.
12. Проблема определения слова как центральной единицы языка. Структурный аспект: выделение слова, его строение; критерии отдельности и тождества слова. Фонетические и грамматические варианты слова.
13. Лексическое значение слова: отношение звуковой оболочки слова с денотатом, сигнификатом: семантический треугольник, семантическая трапеция. Лексическая семантика и энциклопедическое знание: ближайшее и дальнейшее значение слова.
14. Лексическое значение слова в аспекте синтактики и прагматики. Референциальный компонент значения слова. Отношение знака к выражаемому им значению (внутренняя форма слова). Прпгматический и синтагматический аспекты лексического значения слова.
15. Семная структура значения слова, компонентный анализ.
16. Полисемантичное слово как лексическая микросистема. Типы полисемии (Ю.Д. Апресян). Эпидигматика как третий тип системности в языке. Функционирование ЛСВ в тексте.
17. Классификация типов лексических значений многозначного слова в парадигматике и синтагматике (В.В. Виноградов).
18. Метафорические и метонимические связи значений многозначного слова.
19. Омонимия как предел семантического варьирования слова. Способы разграничения омонимии и полисемии.
20. Типы омонимов и причины их возникновения. Явления, смежные с омонимией (омофоны, омографы, омоформы).
21. Синонимия как выражение смысловой эквивалентности в русском языке. Синонимический ряд и его доминанта. Типы синонимов и синонимических рядов.
22. Антонимия в русском языке как выражение смысловой противоположности слов. Антонимическая пара. Структурные и семантические типы антонимов. Семантическая асимметричность антонимов. Квазиантонимы.
23. Паронимия в русском языке. Типы паронимов и причины их возникновения. Парономазия.
24. Конверсивы в русском языке.
25. Синтагматические отношения в лексике. Семантическое согласование. Понятие семантической валентности. Понятие лексической сочетаемости.
26. Свободные (переменные) сочетания слов и несвободные сочетания. Соотношение понятий фразеологизм - слово - словосочетание.
27. Типы фразеологических единиц (В.В. Виноградов).
28. Системные свойства фразеологизмов (явления фразеологической полисемии, омонимии, синонимии, антонимии). Фразеологические варианты.
29. Картина мира в зеркале русской лексики и фразеологии.
30. Русская лексикография. Типы русских одноязычных словарей.

Список вопросов к экзамену по морфологии:

1.Морфология как раздел языкознания и современного русского языка, её предмет и задачи.
2.Понятие части речи как лексико-грамматического класса слов.
3.Общая классификация частей речи в современном русском языке.
4.Понятие грамматического значения.
5.Основные и дополнительные способы выражения грамматических категорий в русском языке.
6.Понятие грамматической категории. Словоизменительные и несловоизменительные грамматические категории.
7.Общая характеристика имени существительного.
8.Лексико-грамматические разряды имен существительных.
9.Категория одушевлённости/неодушевлённости имени существительного.
10.Категория рода имени существительного. Определение рода у неизменяемых слов.
11.Категория числа имени существительного. Существительные singularia и pluralia tantum.
12.Категория падежа имени существительного. Основные значения падежей.
13.Общая характеристика имени прилагательного.
14.Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Категория степени сравнения имени прилагательного.
15.Полные и краткие формы имен прилагательных. Склонение прилагательных.
16.Имя числительное и его лексико-грамматические разряды.
17.Семантические и грамматические разряды местоимений в русском языке.
18.Общая характеристика глагола. Состав глагольной словоформы.
19.Две основы глагола и его словоизменительные классы.
20.Категория вида глагола. Понятие способа глагольного действия.
21.Переходные и непереходные глаголы. Категория залога.
22.Категория наклонения русского глагола.
23.Категория времени русского глагола.
24.Категории лица, числа и рода. Спряжение глаголов в русском языке.
25.Причастие как атрибутивная форма глагола. Его разряды и способы образования.
26.Деепричастие как атрибутивная форма глагола.
27.Наречие, безлично-предикативное слово как часть речи в современном русском языке. Проблема выделения модального слова как отдельной части речи.
28.Предлог как служебная часть речи в русском языке. Переходные случаи в определении частей речи.
29.Союз как служебная часть речи в русском языке. Переходные случаи в определении частей речи.
30.Частица как служебная часть речи в русском языке. Переходные случаи в определении частей речи.
31.Междометие и звукоподражательное слово в русском языке. Переходные случаи в определении частей речи.

Список вопросов к экзамену по словообразованию:
1.Словообразование и морфемика как разделы науки о языке, их связь с морфологией и лексикологией. Словообразование и формообразование.
2.Синхроническое и диахроническое словообразование. Общее представление о морфемном и словообразовательном анализе, их взаимоотношениях.
3.Система морфем в современном русском языке. Понятие морфемы и морфа.
4.Варьирование морфемы. Варианты морфемы и алломорфы.
5.Корень слова. Свободные и связанные корни.
6.Понятие аффикса. Словообразовательные и формообразующие аффиксы.
7.Приставка, суффикс и постфикс в современном русском языке.
8.Понятие флексии, ее значения и функции. Материально выраженные и нулевые флексии.
9.Понятие основы слова, ее членимость. Производные и непроизводные основы в современном русском языке.
10.Понятие производящей основы. Формальные и смысловые отношения между производной и производящей основами.
11.Синхроническое представление о словообразовательной структуре слова. Понятие словообразовательного средства (форманта) и словообразовательного значения.
12.Понятие способа словообразования с синхронической точки зрения. Общая классификация способов словообразования в современном русском языке.
13.Чистые и смешанные способы словообразования.
14.Понятие нулевого суффикса. Нулевая суффиксация как способ словообразования.
15.Сложение и его основные разновидности.
16.Неморфологические способы словообразования в современном русском языке.
17.Общее представление о словообразовательной системе современного русского языка. Понятие словообразовательного типа, его регулярность и продуктивность.
18.Понятие словообразовательного гнезда. Ступенчатый характер русского словообразования.
19.Понятие морфонологии. Явление морфемного шва и основные виды взаимоприспособления морфем.
20.Исторические изменения в морфемно-словообразовательной структуре слова.
21.Основополагающие принципы и методика словообразовательного анализа производного слова.
22.Универсальная схема морфемного анализа как проекция морфемно-словообразовательной системы современного русского языка на отдельную словоформу.

Список вопросов к экзамену по конструктивному синтаксису:

1. Предмет и задачи синтаксиса. Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса с другими науками о языке.
2. Основные синтаксические единицы: словосочетание, простое предложение, сложное предложение. Вопрос о других синтаксических единицах.
3. Категория предикативности как комплекс значений модальности и времени, выраженных грамматически. Различие морфологических и синтаксических категорий времени и модальности. Вопрос о включении значения лица в предикативность.
4. Синтаксические связи и средства их выражения. Случаи синтаксической зависимости слова от двух других, двух слов друг от друга, невыраженной связи.
5. Сочинение и подчинение как основные виды синтаксической связи. Их семантические и формальные различия.
6. Сочинительные связи.
7. Подчинительные связи на уровне словосочетания. Признаки связи, типы связей.
8. Подчинительные связи на уровне предложения, основные типы.
9. Словосочетание как синтаксическая конструкция. Объем фактов, относимых к словосочетанию при разных подходах к его определению.
10. Учение о членах предложения как база описания формальной организации простого предложения в «традиционном» синтаксисе.
11. Традиционная классификация предложений по количеству главных членов и их форме. Другие взгляды на двусоставность / односоставность.
12. Способы описания формальной организации простого предложения в современной лингвистике. Учение о структурной схеме простого предложения.
13. Структурная схема как языковой образец построения предложения. Формальные и семантические требования, предъявляемые к структурным схемам при разных подходах к определению их границ, минимальная и расширенная схемы.
14. Принципы построения списка минимальных структурных схем в «Русской грамматике» (1980), в концепции В.А. Белошапковой.
15. Парадигма предложения как система его форм. Значения и средства образования форм предложения.
17. Парадигма предложения как система его дериватов. Определение границ деривационной парадигмы предложения.
18. Понятие регулярной речевой реализации предложения, ее виды, механизмы.
19. Замещение, его механизмы и результаты.
20. Усложнение, его механизмы, виды и результаты.
21. Расширение, его механизмы и результаты.
22. Традиционное учение об однородных членах предложения. Интерпретация однородных членов на основе понятия деривационного процесса расширения.
23. Развертывание и свертывание как синтаксические процессы.
24. Понятие синтаксического процесса осложнения. Осложнение и обособление: соотношение понятий.
25. Понятие дополнительной предикативности, ее виды.
26. Сложное предложение как синтаксическая единица. Подходы к классификации сложного предложения.
27. Структурная схема сложного предложения, ее грамматическое значение, принципы систематизации.
28. Сложносочиненное предложение.
29. Сложноподчиненное предложение
30. Бессоюзное предложение.
31. Деривационные процессы в рамках конструкции сложного предложения.

Список вопросов к экзамену по семантическому и коммуникативному синтакису:

1. Предложение как многоаспектная единица. Три аспекта устройства и изучения предложения, их соотношение в теории и в конкретных предложениях-высказываниях.
2. Смысловая организация предложения. Объективное и субъективное в содержании предложения.
3. Понятие пропозиции. Типы пропозиций и способы их выражения. Моно- и полипропозитивные предложения.
4. Виды событийных пропозиций.
5. Логические пропозиции.
6. Структура пропозиции: предикат, актанты, их типы.
7. Припропозитивные смыслы, способ их выражения.
8. Модусные смыслы предложения. Актуализационные модусные смыслы.
9. Модусные смыслы предложения. Квалификативные модусные смыслы.
10. Эксплицитные и имплицитные смыслы в предложении. Разновидности имплицитных смыслов.
11. Предложение как единица, использующаяся для совершения речевого действия. Способы выражения коммуникативного намерения говорящего.
12. Основные положения теории речевых актов.
13. Речевой акт, речевой жанр как единицы речи.
14. Понятие актуального членения высказывания: сущность, основные этапы исследования
15. Тема и рема как компоненты актуального членения высказывания. Их роль в текстообразовании.
16. Типы высказываний в аспекте их актуального членения и рематической информации.
17. Проблема высказывания в синтаксической науке. Соотношение предложения и высказывания.
18. Текст как синтаксическая единица. Факторы, обеспечивающие связность текста. Теморематическая и логико-грамматическая организация текста.
19. Знаки препинания русского языка, их основные функции.
20. Принципы современной пунктуации.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложенный файл
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложенный файл
Приложения
Приложение 1.   ФОС-СРЯ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В.А. Белошапковой Современный русский язык: Учебник для филол. спец. ун-тов М. : Альянс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Валгина Н.С. Современный русский язык.: учеб. пособие М.: Логос, 2006
Л2.2 Парубченко Л.Б. Ненормативное русское письмо (лингвистический анализ ошибок в употреблении букв): монография Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2003 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Доронина С.В., Чернышева Н.Ю. Современный русский язык. Лексикология. Лексическая семантика: [учеб. -метод. материалы] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007
Л3.2 Доронина С.В., Чернышева Н.Ю. Современный русский язык. Лексикология. Социолингвистические и хронологические аспекты: [метод. указания] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальный корпус русского языка www.ruscorpora.ru
Э2 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» www.gramota.ru
Э3 ЭУМК "Современный русский язык (словообразование, морфология)" portal.edu.asu.ru
Э4 ЭУМК "Современный русский язык (лексика)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Современный русский язык». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Современный русский язык».