Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Русский язык и литература. Детская журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_05_Педобразование_РЯЛДЖ-2021 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 11.06.2021 г. № 19
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент. Доронина С.В.
1.1. | формирование у студентов представления об эстетическом, художественном своеобразии русской литературы, формах ее исторического развития; знакомство с особенностями историко-культурного и историко-литературного процесса; понимание сложного характера взаимодействия «своего» и «чужого» в литературном процессе; знакомство с системой жанров русской литературы, понимание взаимоотношений человека и мира, человека и Бога, формирование у студентов представления об универсальных стилях и художественном методе; знакомство с эстетикой и поэтикой каждого из литературных направлений, выявивление типологических черт и национального своеобразия; формирование умения определить в творческом наследии авторов жанры, наиболее ярко выражающие творческую индивидуальность писателя и проследить их развитие в литературном процессе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ПК-1 | Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные периоды в развитии русской литературы, основные направления, жанры, дискурсы, стили. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявить общие закономерности развития разных этапов русской литературы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками филологического анализа, применяя знания по курсу в самостоятельных исследованиях |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Древнерусская литература | ||||||
1.1. | Своеобразие древнерусской литературы | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.2. | Особенности древнерусской литературы. Стили в древнерусской литературе | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.3. | Владимир Мономах – писатель и герой литературы Киевской Руси | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.4. | «Повесть временных лет» как первая русская летопись | Лекции | 2 | 1 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.5. | Агиография Киевской Руси | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.6. | Ораторская проза Киевской Руси XI-XII вв. | Сам. работа | 2 | 5 | ПК-1 | Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.7. | «Слово о полку Игореве» | Лекции | 2 | 1 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.8. | «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы | Практические | 2 | 1 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.9. | Литература периода феодального раздробленности и монголо-татарского нашествия (XIII- первая половина XV вв.) | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.10. | Литература периода феодального раздробленности и монголо-татарского нашествия (XIII- первая половина XV вв.) | Практические | 2 | 1 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.11. | Литература XVII в. | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.12. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | Практические | 2 | 3 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.13. | Бытовые повести XVII века | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.14. | Сатирические повести XVII века | Практические | 2 | 3 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.15. | Внеаудиторное чтение | Сам. работа | 2 | 25 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6 |
Раздел 2. Литература XVIII века | ||||||
2.1. | Особенности литературного процесса XVIII века. | Сам. работа | 2 | 1 | ПК-1 | Л1.2 |
2.2. | Сатиры А.Д. Кантемира | Сам. работа | 2 | 1 | ПК-1 | Л1.2 |
2.3. | Творчество В.К. Тредиаковского | Сам. работа | 2 | 1 | ПК-1 | Л1.2 |
2.4. | Классицизм | Сам. работа | 2 | 1 | ПК-1 | Л1.2 |
2.5. | М.В. Ломоносов | Сам. работа | 2 | 1 | ПК-1 | Л1.2 |
2.6. | Поэтика жанра торжественной оды в творчестве М.В. Ломоносова (на примере «Оды Елизавете Петровне» 1747 г.). | Практические | 2 | 1 | ПК-1 | Л1.2 |
2.7. | Творчество Г.Р. Державина | Сам. работа | 2 | 1 | ПК-1 | Л1.2 |
2.8. | Русский сентиментализм | Практические | 2 | 1 | ПК-1 | Л1.2 |
2.9. | Н. М. Карамзин | Сам. работа | 2 | 1 | ПК-1 | Л1.2 |
2.10. | Внеаудиторное чтение | Сам. работа | 2 | 18 | ПК-1 | Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. прикреп. файл |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. прикрепленный файл |
Приложения |
Приложение 1.
новый фос история рл.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Травников С.Н. | История русской литературы. Древнерусская литература : учеб. пособие | М. : Дрофа, 2007 | |
Л1.2 | под ред. Г.А. Гуковского, В.А. Десницкого | История русской литературы. Том 3: Литература XVIII века. Часть I.//ЭБС «Университетская библиотека online»: | М.: Директ-Медиа, 2010 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Кусков В.В. | История древнерусской литературы// ЭБС «Университетская библиотека online»: учебник | М.: Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/FC3D6DB5-110F-4A11-BF39-35A13AF4835D. |
Л1.4 | Травников С.Н., Ольшевская Л.А. | ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.5 | Минералов Ю. И. | История русской литературы XIX века (40-60-е годы): Учеб. пособие для вузов | М. : Высш. шк., , 2003 | |
Л1.6 | Травников С.Н., Ольшевская Л.А., Июльская Е.Г. | ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ХРЕСТОМАТИЕЙ НА САЙТЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | История русской литературы (1/3) | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | История русской литературы (3/3) | portal.edu.asu.ru | ||
Э3 | История древнерусской литературы и литературы XVIII века | portal.edu.asu.ru | ||
Э4 | История русской литературы 2/3 XIX века | portal.edu.asu.ru | ||
Э5 | История русской литературы (семестр 1-8) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс представляет собой начальный этап развития великой русской литературы и показывает, как в ней зарождаются и оформляются проблемы, темы, мотивы, во многом определившее ее своеобразие. Для студента-первокурсника с курса древней русской литературы и литературы 18 столетия начинается изучение истории русской литературы как науки, знакомство с системой нравственных, морально-этических, эстетических представлений, которые станут общими для всего историко-литературного процесса. Освоение курса средневековой литературы и литературы XVIII века для первокурсника представляет значительную сложность по причине историко-культурного направленности дисциплины и необходимостью для успешного овладения дисциплиной основательного знакомства студента с русской историей, культурой, христианской традицией, историей европейской литературы и философии. Кроме того, тесты древнерусской словесности и художественные тексты литературы ХVIII века нельзя воспринимать в системе привычных критериев художественности, свойственных школьным курсам литературы XIX-XX вв. Необходимость осмысления сложной природы художественного текста на фоне русского общественно-исторического процесса и национальных культурных традиций, а также наличие авторов, «размывающих» границы ведущего художественного метода и направления, делают изучение данной дисциплины достаточно сложным для студентов 1 курса. Помочь студентам справиться с этими трудностями призваны практические занятия, которые проводятся в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получать опыт публичных выступлений и предполагает самостоятельное знакомство как с академическими, так и с современными научными концепциями по древнерусской литературе и литературе ХVIII столетия. Учебным планом на практические занятия отводится 16 часов. Темы занятий отражают последовательность изучения курса в соответствии с программой. Общая цель проведения занятий – рассмотрение наиболее сложных и спорных проблем современной науки, формирование у студентов умения анализировать художественный текст данного историко-литературного периода, аргументированно излагать свое мнение, вести дискуссию. Форма итогового контроля – экзамен. Работа с рекомендуемой литературой Прежде чем приступить к изучению литературы, указанной в списках, необходимо познакомиться с содержанием соответствующих глав рекомендованных учебников и учебных пособий по курсу. Если тема предполагает привлечение теоретико-литературного материала, рекомендуется обратиться к пособиям по теории литературы, введению в литературоведение, словарям, энциклопедиям, справочникам. Работая с учебными пособиями или практической литературой, научными исследованиями, студент должен творчески осмысливать материал, проявлять максимум самостоятельности. Начиная работу с литературой по определенной теме или разделу курса, следует определить для себя очередность ознакомления с научными источниками, в порядке их авторитетности или приоритетности с точки зрения изучаемой проблематики. Рекомендуется четко фиксировать в рабочих тетрадях выходные данные источников, делая выписки, обязательно указывать страницы цитируемых фрагментов. Выходные данные книг необходимо указывать в полном формате, в соответствии с современными требованиями к оформлению литературы (автор, название, место издания, издательство, год издания, страницы; в сборниках, словарях, энциклопедиях, хрестоматиях и т.п. отмечаются имена редакторов или составителей). Если цитируется статья, указывается автор, название статьи, далее – сборник, журнал или газета, где она опубликована, год, для сборника – том, выпуск, серия, для журнала – номер, для газеты – дата. При конспектировании рекомендованных источников работу следует начать с внимательного чтения текста, одновременно отмечая наиболее важные его фрагменты и тезисы. Рекомендуется составить развернутый тезисный план работы, на основе которого будет оформлен окончательный текст конспекта. В самом конспекте также следует выделить основные разделы плана, центральные тезисы, выводы; возможны, а иногда необходимы, пометки творческого, оценочного характера, отражающие отношение студента к излагаемому материалу, заметки сопоставительного характера и т.д. Грамотно сделанный конспект должен быть полноценным рабочим инструментарием в подготовке к практическому занятию, экзамену. Требования к экзамену по Истории русской литературы Литературоведческий анализ текста Известно, что чтение – процесс активный, напряженный, включающий в себя, по мнению многих исследователей, несколько этапов: первичное восприятие на уровне сюжетных перипетий, перечня событий, обнажения темы; повторное чтение установит связь заголовка с текстом, проявит функции отдельных компонентов композиции в развитии идеи; углубленное чтение предполагает постижение многослойного содержания художественного произведения, включает читателя в процесс непрестанного смыслопорождения. Чтение для филолога – начало профессиональной работы. Филолог вчитывается в текст, а не скользит рассеянным взором по его поверхности. Текст как объект гуманитарного исследования многоаспектен. Значит, его нужно уметь прочитать. А прочитать, значит понять произведение. Подход по принципу «нравится» - «не нравится» недопустим для профессионала. Любовь к произведению или к творчеству того или иного писателя в целом зависит от глубины проникновения в текст, от уровня читательского развития. В процессе чтения должен состояться диалог «автор – читатель», в котором действующие лица – читатель-филолог, владеющий навыками целостного восприятия художественной (или документальной) системы текста, и автор, его художественное «я» (или его позиция в документальном тексте) (См. Кайда Л.Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. – М.: Флинта, 2000. – 152 с. – С. 76, 79.). Литературоведческий анализ художественного произведения древнерусской литературы предполагает освещение следующих вопросов: 1. Текст и исторический контекст. 2. Текст и стиль эпохи. 3. Жанровое своеобразие произведения. Назначение произведения, соответствие запросам времени. 4. Идея и концепция содержания. Текст и религиозное мировоззрение (обращение к Библии и другим книгам Священного Писания в произведении). 5. Композиция, сюжет. 6. Проблематика произведения. 7. Характеристика героев. 8. Мотивный комплекс. 9. Образная система произведения. Символика. 10. Художественные приемы (изобразительно-выразительные средства языка). Речевой строй произведения. 11. Связь с фольклором (фольклорная традиция, фольклорная поэтика). 12. Проявление личностного начала. Своеобразие выражения авторской позиции (в произведениях литературы XVII века). *Освещение вопросов невозможно без вдумчивого чтения текстов литературы, предполагается обязательная на них опора: ответ находим прежде всего в тексте произведения, а не в учебнике. Критерии оценки экзаменационного ответа по дисциплине При оценке знаний, умений и навыков студента преподаватель руководствуется следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. I. Оценка «отлично» ставится, если студент: а) обстоятельно, с достаточной полнотой излагает литературоведческий материал; б) дает правильные определения литературоведческим понятиям; в) обладает необходимыми навыками литературоведческого анализа; г) обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; д) умеет использовать в процессе ответа критическую литературу; обладает навыками чтения наизусть; е) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. II. Оценка «хорошо» ставится, если студент дает ответ удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки в изложении материала, недостаточно знает критическую литературу, владеет навыками чтения наизусть, самостоятельно поправляет ошибки и погрешности в изложении материала после замечаний экзаменатора. III. Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений экзаменационной темы, но: а) излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в характеристике историко-литературного процесса; б) слабо владеет навыками литературоведческого анализа; в) недостаточно знает критическую литературу; г) не в полной мере обладает навыками чтения наизусть; д) излагает экзаменационный материал недостаточно последовательно, допускает ошибки в языковом оформлении материала. Главная особенность ответа, оцененного на «удовлетворительно», заключается в том, что студент знает и понимает главное в экзаменационном материале таким образом, что недостатки в его подготовке позволят ему успешно овладеть необходимыми знаниями в последующем. IV. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает грубые ошибки в изложении сведений по развитию историко-литературного процесса, не владеет навыками литературоведческого анализа, не знает критической литературы и не умеет использовать ее в процессе анализа художественного произведения, не знает текстов и не способен их выразительно читать наизусть, делает грубые речевые ошибки во время ответа на экзамене. Оценка «неудовлетворительно» фиксирует такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием для успешного овладения им последующим материалом. Для успешной сдачи экзамена по изучаемому курсу студенту рекомендуется: 1) прочитать и хорошо знать содержание художественных произведений, вхо¬дящих в список текстов для обязательного чтения; 2) усвоить материалы лекций и практических занятий; законспектировать их основное содержа¬ние; дополнить знания, полученные на учебных занятиях, материалами реко-мендованных учебников, учебных пособий, научных трудов; 3) уметь само¬стоятельно анализировать художественные тексты, составить и сформулиро¬вать собственное мнение об изучаемых проблемах; 4) сделать конспекты ли¬тературоведческих работ, названных в перечне источников для конспектирования; 5) активно работать на практических занятиях, семинарах, коллоквиумах, выполнить необходимые письменные работы. |