МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Древнерусская литература и литература 18 века

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильРусский язык и литература. Детская журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_РЯЛДЖ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., проф., м.п. гребнева

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Древнерусская литература и литература 18 века

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2021 г. № 19
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент. Доронина С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2021 г. № 19
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент. Доронина С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов представления об эстетическом, художественном своеобразии русской литературы, формах ее исторического развития;
знакомство с особенностями историко-культурного и историко-литературного процесса;
понимание сложного характера взаимодействия «своего» и «чужого» в литературном процессе;
знакомство с системой жанров русской литературы, понимание взаимоотношений человека и мира, человека и Бога, формирование у студентов представления об универсальных стилях и художественном методе;
знакомство с эстетикой и поэтикой каждого из литературных направлений, выявивление типологических черт и национального своеобразия;
формирование умения определить в творческом наследии авторов жанры, наиболее ярко выражающие творческую индивидуальность писателя и проследить их развитие в литературном процессе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные периоды в развитии русской литературы, основные направления, жанры, дискурсы, стили.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявить общие закономерности развития разных этапов русской литературы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками филологического анализа, применяя знания по курсу в самостоятельных исследованиях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Древнерусская литература
1.1. Своеобразие древнерусской литературы Сам. работа 2 6 ПК-1 Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4
1.2. Особенности древнерусской литературы. Стили в древнерусской литературе Сам. работа 2 10 ПК-1 Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4
1.3. Владимир Мономах – писатель и герой литературы Киевской Руси Сам. работа 2 4 ПК-1 Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4
1.4. «Повесть временных лет» как первая русская летопись Лекции 2 1 ПК-1 Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4
1.5. Агиография Киевской Руси Сам. работа 2 10 ПК-1 Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4
1.6. Ораторская проза Киевской Руси XI-XII вв. Сам. работа 2 5 ПК-1 Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4
1.7. «Слово о полку Игореве» Лекции 2 1 ПК-1 Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4
1.8. «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы Практические 2 1 ПК-1 Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4
1.9. Литература периода феодального раздробленности и монголо-татарского нашествия (XIII- первая половина XV вв.) Лекции 2 2 ПК-1 Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4
1.10. Литература периода феодального раздробленности и монголо-татарского нашествия (XIII- первая половина XV вв.) Практические 2 1 ПК-1 Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4
1.11. Литература XVII в. Лекции 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4
1.12. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Практические 2 3 ПК-1 Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4
1.13. Бытовые повести XVII века Сам. работа 2 3 ПК-1 Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4
1.14. Сатирические повести XVII века Практические 2 3 ПК-1 Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4
1.15. Внеаудиторное чтение Сам. работа 2 25 ПК-1 Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6
Раздел 2. Литература XVIII века
2.1. Особенности литературного процесса XVIII века. Сам. работа 2 1 ПК-1 Л1.2
2.2. Сатиры А.Д. Кантемира Сам. работа 2 1 ПК-1 Л1.2
2.3. Творчество В.К. Тредиаковского Сам. работа 2 1 ПК-1 Л1.2
2.4. Классицизм Сам. работа 2 1 ПК-1 Л1.2
2.5. М.В. Ломоносов Сам. работа 2 1 ПК-1 Л1.2
2.6. Поэтика жанра торжественной оды в творчестве М.В. Ломоносова (на примере «Оды Елизавете Петровне» 1747 г.). Практические 2 1 ПК-1 Л1.2
2.7. Творчество Г.Р. Державина Сам. работа 2 1 ПК-1 Л1.2
2.8. Русский сентиментализм Практические 2 1 ПК-1 Л1.2
2.9. Н. М. Карамзин Сам. работа 2 1 ПК-1 Л1.2
2.10. Внеаудиторное чтение Сам. работа 2 18 ПК-1 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. прикреп. файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. прикрепленный файл
Приложения
Приложение 1.   новый фос история рл.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Травников С.Н. История русской литературы. Древнерусская литература : учеб. пособие М. : Дрофа, 2007
Л1.2 под ред. Г.А. Гуковского, В.А. Десницкого История русской литературы. Том 3: Литература XVIII века. Часть I.//ЭБС «Университетская библиотека online»: М.: Директ-Медиа, 2010 biblioclub.ru
Л1.3 Кусков В.В. История древнерусской литературы// ЭБС «Университетская библиотека online»: учебник М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/FC3D6DB5-110F-4A11-BF39-35A13AF4835D.
Л1.4 Травников С.Н., Ольшевская Л.А. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Минералов Ю. И. История русской литературы XIX века (40-60-е годы): Учеб. пособие для вузов М. : Высш. шк., , 2003
Л1.6 Травников С.Н., Ольшевская Л.А., Июльская Е.Г. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ХРЕСТОМАТИЕЙ НА САЙТЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История русской литературы (1/3) portal.edu.asu.ru
Э2 История русской литературы (3/3) portal.edu.asu.ru
Э3 История древнерусской литературы и литературы XVIII века portal.edu.asu.ru
Э4 История русской литературы 2/3 XIX века portal.edu.asu.ru
Э5 История русской литературы (семестр 1-8) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс представляет собой начальный этап развития великой русской литературы и показывает, как в ней зарождаются и оформляются проблемы, темы, мотивы, во многом определившее ее своеобразие. Для студента-первокурсника с курса древней русской литературы и литературы 18 столетия начинается изучение истории русской литературы как науки, знакомство с системой нравственных, морально-этических, эстетических представлений, которые станут общими для всего историко-литературного процесса. Освоение курса средневековой литературы и литературы XVIII века для первокурсника представляет значительную сложность по причине историко-культурного направленности дисциплины и необходимостью для успешного овладения дисциплиной основательного знакомства студента с русской историей, культурой, христианской традицией, историей европейской литературы и философии. Кроме того, тесты древнерусской словесности и художественные тексты литературы ХVIII века нельзя воспринимать в системе привычных критериев художественности, свойственных школьным курсам литературы XIX-XX вв. Необходимость осмысления сложной природы художественного текста на фоне русского общественно-исторического процесса и национальных культурных традиций, а также наличие авторов, «размывающих» границы ведущего художественного метода и направления, делают изучение данной дисциплины достаточно сложным для студентов 1 курса. Помочь студентам справиться с этими трудностями призваны практические занятия, которые проводятся в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получать опыт публичных выступлений и предполагает самостоятельное знакомство как с академическими, так и с современными научными концепциями по древнерусской литературе и литературе ХVIII столетия.
Учебным планом на практические занятия отводится 16 часов. Темы занятий отражают последовательность изучения курса в соответствии с программой. Общая цель проведения занятий – рассмотрение наиболее сложных и спорных проблем современной науки, формирование у студентов умения анализировать художественный текст данного историко-литературного периода, аргументированно излагать свое мнение, вести дискуссию.
Форма итогового контроля – экзамен.

Работа с рекомендуемой литературой
Прежде чем приступить к изучению литературы, указанной в списках, необходимо познакомиться с содержанием соответствующих глав рекомендованных учебников и учебных пособий по курсу. Если тема предполагает привлечение теоретико-литературного материала, рекомендуется обратиться к пособиям по теории литературы, введению в литературоведение, словарям, энциклопедиям, справочникам.
Работая с учебными пособиями или практической литературой, научными исследованиями, студент должен творчески осмысливать материал, проявлять максимум самостоятельности.
Начиная работу с литературой по определенной теме или разделу курса, следует определить для себя очередность ознакомления с научными источниками, в порядке их авторитетности или приоритетности с точки зрения изучаемой проблематики. Рекомендуется четко фиксировать в рабочих тетрадях выходные данные источников, делая выписки, обязательно указывать страницы цитируемых фрагментов. Выходные данные книг необходимо указывать в полном формате, в соответствии с современными требованиями к оформлению литературы (автор, название, место издания, издательство, год издания, страницы; в сборниках, словарях, энциклопедиях, хрестоматиях и т.п. отмечаются имена редакторов или составителей). Если цитируется статья, указывается автор, название статьи, далее – сборник, журнал или газета, где она опубликована, год, для сборника – том, выпуск, серия, для журнала – номер, для газеты – дата.
При конспектировании рекомендованных источников работу следует начать с внимательного чтения текста, одновременно отмечая наиболее важные его фрагменты и тезисы. Рекомендуется составить развернутый тезисный план работы, на основе которого будет оформлен окончательный текст конспекта. В самом конспекте также следует выделить основные разделы плана, центральные тезисы, выводы; возможны, а иногда необходимы, пометки творческого, оценочного характера, отражающие отношение студента к излагаемому материалу, заметки сопоставительного характера и т.д. Грамотно сделанный конспект должен быть полноценным рабочим инструментарием в подготовке к практическому занятию, экзамену.

Требования к экзамену по Истории русской литературы
Литературоведческий анализ текста

Известно, что чтение – процесс активный, напряженный, включающий в себя, по мнению многих исследователей, несколько этапов: первичное восприятие на уровне сюжетных перипетий, перечня событий, обнажения темы; повторное чтение установит связь заголовка с текстом, проявит функции отдельных компонентов композиции в развитии идеи; углубленное чтение предполагает постижение многослойного содержания художественного произведения, включает читателя в процесс непрестанного смыслопорождения.
Чтение для филолога – начало профессиональной работы. Филолог вчитывается в текст, а не скользит рассеянным взором по его поверхности.
Текст как объект гуманитарного исследования многоаспектен. Значит, его нужно уметь прочитать. А прочитать, значит понять произведение.
Подход по принципу «нравится» - «не нравится» недопустим для профессионала. Любовь к произведению или к творчеству того или иного писателя в целом зависит от глубины проникновения в текст, от уровня читательского развития.
В процессе чтения должен состояться диалог «автор – читатель», в котором действующие лица – читатель-филолог, владеющий навыками целостного восприятия художественной (или документальной) системы текста, и автор, его художественное «я» (или его позиция в документальном тексте) (См. Кайда Л.Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. – М.: Флинта, 2000. – 152 с. – С. 76, 79.).
Литературоведческий анализ художественного произведения древнерусской литературы предполагает освещение следующих вопросов:
1. Текст и исторический контекст.
2. Текст и стиль эпохи.
3. Жанровое своеобразие произведения. Назначение произведения, соответствие запросам времени.
4. Идея и концепция содержания. Текст и религиозное мировоззрение (обращение к Библии и другим книгам Священного Писания в произведении).
5. Композиция, сюжет.
6. Проблематика произведения.
7. Характеристика героев.
8. Мотивный комплекс.
9. Образная система произведения. Символика.
10. Художественные приемы (изобразительно-выразительные средства языка). Речевой строй произведения.
11. Связь с фольклором (фольклорная традиция, фольклорная поэтика).
12. Проявление личностного начала. Своеобразие выражения авторской позиции (в произведениях литературы XVII века).

*Освещение вопросов невозможно без вдумчивого чтения текстов литературы, предполагается обязательная на них опора: ответ находим прежде всего в тексте произведения, а не в учебнике.

Критерии оценки экзаменационного ответа по дисциплине
При оценке знаний, умений и навыков студента преподаватель руководствуется следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
I. Оценка «отлично» ставится, если студент:
а) обстоятельно, с достаточной полнотой излагает литературоведческий материал;
б) дает правильные определения литературоведческим понятиям;
в) обладает необходимыми навыками литературоведческого анализа;
г) обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
д) умеет использовать в процессе ответа критическую литературу; обладает навыками чтения наизусть;
е) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
II. Оценка «хорошо» ставится, если студент дает ответ удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки в изложении материала, недостаточно знает критическую литературу, владеет навыками чтения наизусть, самостоятельно поправляет ошибки и погрешности в изложении материала после замечаний экзаменатора.
III. Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений экзаменационной темы, но: а) излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в характеристике историко-литературного процесса; б) слабо владеет навыками литературоведческого анализа; в) недостаточно знает критическую литературу; г) не в полной мере обладает навыками чтения наизусть; д) излагает экзаменационный материал недостаточно последовательно, допускает ошибки в языковом оформлении материала.
Главная особенность ответа, оцененного на «удовлетворительно», заключается в том, что студент знает и понимает главное в экзаменационном материале таким образом, что недостатки в его подготовке позволят ему успешно овладеть необходимыми знаниями в последующем.
IV. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает грубые ошибки в изложении сведений по развитию историко-литературного процесса, не владеет навыками литературоведческого анализа, не знает критической литературы и не умеет использовать ее в процессе анализа художественного произведения, не знает текстов и не способен их выразительно читать наизусть, делает грубые речевые ошибки во время ответа на экзамене.
Оценка «неудовлетворительно» фиксирует такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием для успешного овладения им последующим материалом.


Для успешной сдачи экзамена по изучаемому курсу студенту рекомендуется: 1) прочитать и хорошо знать содержание художественных произведений, вхо¬дящих в список текстов для обязательного чтения; 2) усвоить материалы лекций и практических занятий; законспектировать их основное содержа¬ние; дополнить знания, полученные на учебных занятиях, материалами реко-мендованных учебников, учебных пособий, научных трудов; 3) уметь само¬стоятельно анализировать художественные тексты, составить и сформулиро¬вать собственное мнение об изучаемых проблемах; 4) сделать конспекты ли¬тературоведческих работ, названных в перечне источников для конспектирования; 5) активно работать на практических занятиях, семинарах, коллоквиумах, выполнить необходимые письменные работы.