МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стилистика русского языка и риторика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильРусский язык и литература. Детская журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_РЯЛДЖ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Качесова И.Ю.;докт.филол.наук, Профессор, Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
канд.филол.наук, Зав.кафедрой, Доронина С.В.

Рабочая программа дисциплины
Стилистика русского языка и риторика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
докт.филол.наук Профессор Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой докт.филол.наук Профессор Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является формирование у студентов-филологов теоретических представлений и практических навыков в области стилистики и риторики.

Задачи курса:
1. освоение методологической базы стилистики и риторики;
2. изучение принципов стилистического и риторического анализа;
3. формирование у обучающихся навыков трансформации текста/речи с учетом параметров коммуникативной ситуации и специфики ее реализации;
4. ознакомление студентов с современными концепциями речепроизводства в аспекте стилистики и риторики;
5. выработка навыков создания текста определенных жанровых разновидностей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения русскому языку, литературе и детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения русскому языку, литературе и детской журналистике
ПК-1.3 Владеет технологиями обучения русскому языку, литературе и детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3.1 Знает основные положения и концепции в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; истории литературной критики, различных литературных и фольклорных жанров.
ПК-3.1 Знает основы корректирования и редактирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.1 Знает основные положения и концепции в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; истории литературной критики, различных литературных и фольклорных жанров.
ПК-3.2 Имеет навыки работы со словарями и справочниками в избранной сфере профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК 3.3. Умеет применять положения и концепции в области литературоведения в педагогической деятельности
ПК-3.3 Комментирует, редактирует, реферирует тексты различной направленности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Стилистика русского языка
1.1. Стилистика как научная и учебная дисциплина. Основные направления стилистики Лекции 4 1 Л1.2, Л2.3
1.2. Выразительность речи.Рационально-логические и эмоционально-риторические структуры текста. Классификации выразительных средств.2 Лекции 4 2 Л1.1, Л2.3
1.3. Основные направления стилистики. Основные панятия стилистики. Учебные пособия в современной стилистике. Практические 4 2 Л1.2, Л2.4
1.4. Эмоционально-риторические средства выразительности: фигуры замещения и фигуры совмещения в классификации Ю.М. Скребнева. Практические 4 2 Л1.1, Л2.3
1.5. Стилистика текста. Рационально-логические и эмоционально-риторические структуры текста. Смысловой анализ текста как основа стилистического анализа (В.В. ОДинцов). Выразительность речи. ПОнятие об эмоциогенных ситуациях. Общетекстовые выразительные эффекты. Практические 4 2 Л1.1, Л2.3
1.6. Стиль в аспекте современной функциональной стилистики.Теория стилей. Стилеобразующие признаки. Классификации стилей в современной стилистике Сам. работа 4 44 Л1.4, Л2.3
Раздел 2. Риторическая коммуникация
2.1. Риторика как наука. История и современное состояние.Риторическая модель коммуникации.Риторический текст.Система риторических жанров. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Компоненты модели риторической окммуникации.Анализ компонентов Ритор и Аудитория в риторической ситуации Практические 4 2 Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.3. Порождение риторического текста: : стратегическое планирование и современный подход к риторическому тексту, тактический аспект в современных концепциях порождения риторического текста. Произнесение. Технологии и техники публичного выступления. Практические 4 2 Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.4. Понятие агональной риторики. Речевой кризис как проявление кризиса риторичности Лекции 4 1 Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.5. Логические и речевые основы агональной риторики Сам. работа 4 44 Л2.1, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6848; https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=122
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Софизм в риторике:
а. простое рассуждение: апеллирование предположениями или поверхностными фактами
б. формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение
в. ограниченное рассуждение: донесение мысли несколькими предложениями, содержащие факты
г. аксиома
ОТВЕТ: б

Вопрос 2. Раздел риторики, изучающий вопросы произношения речи:
a. меморио
б. акцио
в. диспозиция
г. инвенция
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. Условие популяризации риторики, а конкретнее, ораторства:
а. демократия
б. монархия
в. капитализм
г. социализм
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. Первые книги по риторике в России были переведены:
а. в XVI в.
б. в XVIII в.
в. в XIX в.
г в XVII в.
ОТВЕТ: г.

Вопрос 5. К какому периоду относится «вырождение» риторики.
а. Античность
б. Средневековье
в. Просвещение
г. Ренессанс
ОТВЕТ: б

Вопрос 6. Какие черты соответствуют направлению софистической риторики?
а. Диалогический, смысловой
б. Авторитарный, гармонизирующий
в. Агональный, манипулирующий
г. Монологический, интуитивный
ОТВЕТ: в

Вопрос 7. В классической риторике наиболее целесообразной считалась:
а. индуктивная композиция
б. дедуктивная композиция
в. аналогическая композиция
г. хронологическая композиция
ОТВЕТ: а

Вопрос 8. Какое языковое средство создает воздействующий эффект: Дегенератор мыслей.
а. синоним
б. гипероним
в. эвфемизм
г. пароним
ОТВЕТ: г

Вопрос 9. Средствами каких языковых уровней создается воздействующий эффект:
Жизнь такова, какова она есть, и больше никакова. Каково?
а. лексического
б. фонетического
в. морфологического
г. синтаксического
ОТВЕТ: б, в

Вопрос 10. Критерий релевантности есть критерий
а. целесообразности
б. эффективности
в. оптимальности
г. прагматического эффекта
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Энтимема – это
а. силлогизм с опущенным выводом
б. цепь силлогизмов с опущенными посылками
в. правильно построенный силлогизм
г. силлогизм с опущенной посылкой
ОТВЕТ: а, г

Вопрос 12. Какой закон логики нарушен в тексте:
- Пирожок будешь?
- Буду!
- С картошкой или с мясом?
- С пивом!
а. закон достаточного основания
б. закон исключенного третьего
в. тождества
г. закон противоречия
ОТВЕТ: б, в

Вопрос 13. Цель введения - подготовить слушающего к восприятию сообщения.
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: а

Вопрос 14.
Классическая риторика ориентирована на …
а. говорящего
б. слушающего
в. возражающего
г. заинтересованного
ОТВЕТ: а

Вопрос 15.
Выделите приемы благожелательности:
а. Давайте попытаемся разобраться во всем вместе....
б. Я уверен, вам это будет полезно...
в. Дорогие друзья!
г. Вам, конечно, известно...
ОТВЕТ: а, в, г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается одним баллом. Оценивание КИМ теортетического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий, «не зачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.
«отлично» – верно выполнено 85-100 % заданий, «хорошо» – верно выполнено 70-84 % заданий, «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69 % заданий, «неудовлетворительно» – верно выполнено 50 % или менее 50 % заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какой логический закон нарушен в тексте:
Идёт странник по пустыне. День идёт, два, три… Вода закончилась. Еле живой идёт.
И вдруг видит – оазис. А там бассейн, фонтаны, отель…
Воды напился, решил в отеле остановится, попросил номер, а ему говорят, что отель только для негров…
На базаре странник купил ваксы, лицо натёр, тело натёр, черный весь – приходит в отель – ему дают шикарный номер.
Попросил портье разбудить на следующее утро в шесть часов…
Портье выполнил поручение – разбудил вовремя. Странник быстро собрался и отправился дальше.
День идёт, два идёт, три дня идёт… Ситуация повторяется: жара, жажда… спасительный оазис, отель.
Он в отель – а там говорят, что отель только для белых.
Страннику не привыкать, идет к фонтану ваксу смывать, трёт–трёт, а вакска не смывается…
Выходит, портье не того негра разбудил…
Ответ: закон исключенного третьего

2. На какой тип речи ориентированы классические композиционные схемы?
Ответ: на судебную речь.

3. Опишите структуру строгой хрии.
Ответ: приступ – начало речи для привлечения внимания; парафразис – разъяснение темы; причина – доказательство тезиса; противоположение – доказательство от противного; подобие — сравнение этого явления с другими, из смежных областей; пример или иллюстрация; свидетельство (ссылка на авторитет); заключение или вывод.

4. Назовите логические законы риторики.
Ответ: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

5. Какой закон логики нарушен в тексте:
Умудрённый жизнью отец поучает сына:
– Запомни, сынок, умный человек всегда во всём сомневается. Только дурак может быть полностью уверен в чём-то.
– А ты уверен в этом, папа?
– Абсолютно!
Ответ: Закон противоречия.

6. Имеет ли косвенная тактика однозначное прочтение? Чем это объясняется?
Ответ: Нет. Косвенная тактика речевого воздействия есть тактика интригующая, тактика, "задействующая" личностные характеристики слушателя, тактика, включающая слушателя в сообщение. Особенностью косвенных тактик является то, что они обеспечивают слушателю «свободу действий» – свободу инициативы и свободу фантазии. Разгадать смысл информации – значит перебрать в своем сознании несколько вариантов отгадки, признав лишь один правильным, и понять, почему другие непригодны. Косвенная тактика не обязательно ведет слушателя только и исключительно к одной единственной цели. Цель эта может вообще не поддаваться строгому формулированию. Иными словами, "истина", добытая посредством прочтения косвенной тактики речевого воздействия, никогда не бывает столь определенной (до однозначности), как истина, добытая в результате прочтения прямой тактики.

7. В чем суть модели изложения ab ovo?
Ответ: Модель ab ovo (от лат. букв, «от яйца») с использованием исторического (хронологического) метода предлагала линейную схему, т.е. естественный порядок следования элементов целого (ordo naturalis).

8. В каком типе обстановки разговора используется, как правило, введение, реализующее прежде всего функцию презентации темы?
Ответ: в деловой.

9. Определите тип заключения:
Таким образом, анализ материала свидетельствует о стилевой дифференциации приглагольных определителей, которая проявляется и в плане выражения, и в плане содержания. В отличие от художественной речи в языке средств массовой информации ведущая роль в структурной организации неморфологизированных приглагольных определителей принадлежит двум моделям: "в+прилаг.+предл. падеж", "на+прилаг.+предл. падеж".
Ответ: суммирующее

10. Назовите основные группы риторических фигур.
Ответ: Фигуры расположения, фигуры добавления, фигуры сокращения.

11. Определите тип заключения:
Скорее, это нам, живущим, следует посвятить себя завершению начатого ими дела, над которым трудились до нас с таким благородством те, кто сражался здесь. Скорее, это нам, живущим, следует посвятить себя великой задаче, все еще стоящей перед нами, — перенять у этих высокочтимых погибших еще большую приверженность тому делу, которому они в полной мере и до конца сохраняли верность, исполниться убежденностью, что они погибли не зря, что наша нация с Божьей помощью возродится в свободе и что власть народа волей народа и для народа не исчезнет с лица Земли (Линкольн).
Ответ: типологизирующее заключение с фоном.

12. Какой топос использован в тексте?:
Пусти меня, отдай меня, Воронеж, -
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь -
Воронеж - блажь, Воронеж - ворон, нож!
(О. Мадельштам, Воронежские тетради)

Ответ: Топос имя.

13. В чем суть отложительной тактики во введении?
Ответ: Суть отложительной тактики заключается в том, что слушателям изначально предлагаются внешне нерелевантные темы, фактически усыпляющие их внимание, а не пробуждающие его. Тактика позволяет отодвинуть момент "выяснения отношений" до тех пор, пока оратор не привел слушателей в "холодное состояние". Таким образом, оратор выигрывает во времени, отсрочивая прямое столкновение мнений.

14. В чем суть тактики снятия противоречий во введении?
Ответ: Тактика снятия противоречий базируется на нарочитой демонстрации позитивности оратора по отношению к аудитории. Средствами такой демонстрации как раз являются приемы интимизированного речевого поведения, разрушающего барьеры, выставляемые партнером по коммуникации.

15. Какая композиция считается гармоничной?
Ответ: Композиция, в которой каждая часть отражает другую.

16. Какие тактики речевого воздействия связаны с теорией тропов и фигур?
Ответ: Косвенные.

17. Приведите оптимальную для убедительности очередность аргументов?
Ответ: сильный – средний – самый сильный.

18. Можно ли отнести к конвенциональным ситуациям разговор при встрече друзей?
Ответ: Нет. Конвенциональные ситуации ориентированы на языковую и этикетную норму. Дружеское общение обычно носит неформальный характер, допускает отступления от нормы.

19. Когда целесообразно использовать в речи функцию вербовки союзников?
Ответ: Когда аудитория настроена против говорящего.

20. Определите типы материала, реализованного в тексте:
Тире можно назвать и знаком "неожиданности" - смысловой, интонационной, композиционной. Например: К Тане не пускали никого - только письма потоком или в ее адрес (Зерн.) (неожиданное присоединение); Что сейчас жалеете – верю (Сим.) (необычное расположение изъяснительной придаточной); Много раз сидел я на дереве под забором, ожидая, что вот они позовут меня играть с ними, - а они не звали (М.Г.) (неожиданный результат).
Ответ: эмпирический, компаративный.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан. Терминология сохранена. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой. Ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток. Терминологически правильный. Нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, основной литературой. Суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-5: Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Классификация может строиться на:
а. естественных признаках объекта
б. основных признаках объекта
в. искусственных признаках объекта
г. второстепенных признаках объекта
ОТВЕТ: б, г

Вопрос 2. Естественным образом объекты могут классифицироваться
а. не более, чем двумя способами
б. множеством способов
в. только одним способом
г. ограниченным количеством способов
ОТВЕТ: в

Вопрос 3.
Аргументация – это…
а. искусство ведения дискуссии
б. искусство словесного оформления
в. искусство изложения существа дела
г. искусство побора доводов
ОТВЕТ: а, г.

Вопрос 4.
Какие языковые средства использованы для создания воздействующего эффекта:
Человека охотнее всего съедают те, кто его не переваривает.
а. средства полисемии
б. фразеологические средства
в. средства эвфемии
г. синонимические средства
ОТВЕТ: а, б.

Вопрос 5.
Стратегия развертывания аргументации в направлении адресата есть стратегия, которая учитывает:
а. на ком делается акцент при аргументации
б. зачем акцентируются аргументы
в. на чем делается акцент при аргументации
г. как акцентируются аргументы
ОТВЕТ: а.

Вопрос 6.
При помощи каких языковых средств создается комический эффект: Если Вы взглянули в зеркало, но никого там не обнаружили – Вы неотразимы! ?
а. омонимия
б. эвфемизм
в. полисемия
г. фразеологизм
ОТВЕТ: а, г.

Вопрос 7.
Требования к диспозиции в классической риторике включают:
а. обеспечение внутренней связности между частями.
б. четкое членение сообщения.
в. распределение между частями сообщения всего материала, собранного на этапе инвенции
г. построение сообщения с ориентацией на смысловую схему речи

ОТВЕТ: а, б.

Вопрос 8.
Определите тип заключения:
Друзья мои, я изложил вам один из взглядов на проблему, показал вам направление своих поисков, образ мысли. Но я пришел сюда не поучать, а спорить по волнующим всех проблемам, пришел поучиться. Я слишком хорошо помню и разделяю завет великого греческого государственного деятеля и поэта Солона, изрекшего буквально следующее: «Старею, всегда учась!» Как это замечательно! Вот почему хочу почувствовать в нашем научном диалоге биение мысли, услышать другие мнения и точки зрения. Да-да, я пришел сюда спорить, чтобы учиться мыслить! (А. Ф. Лосев).
а. суммирующий
б. апеллирующий
в. типолгизирующий
г. элегантный
ОТВЕТ: г.

Вопрос 9.
Определите тип заключения:
Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя тов. Сталина.
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами (В.М. Молотов).
а. элегантное
б. суммирующее
в. типологизирующее
г. апеллирующее
ОТВЕТ: г

Вопрос 10.
Функция "вербовки союзников" представлена тактиками:
а. тактикой самопрезентации
б. тактикой снятия противоречий
в. тактикой обходного маневра
г. тактикой демонстрации общих интересов
ОТВЕТ: б, в.

Вопрос 11.
аналогия фиксирует:
а. произвольный признак объекта
б. очевидный признак объекта
в. существенный признак объекта
г. случайный признак объекта
ОТВЕТ: в

Вопрос 12.
Требования к композиции заключаются в:
а. пропорциональности композиционных частей
б. ограниченности композиционных частей
в. связности композиционных частей
г. четкой членимости на композиционные части
ОТВЕТ: а, в, г

Вопрос 13.
Стадиальный метод изложения предполагает:
а. изложение каждой подтемы целостно
б. следование логике мысли
в. следование логике события
г. разбиение общей темы на подтемы
ОТВЕТ: а, б, г

Вопрос 14.
Силлогизм состоит из:
а. 2-х компонентов
б. одного компонента
в. 4-х компонентов
г. 3-х компонентов
ОТВЕТ: г

Вопрос 15.
к принципам классификации относятся:
а. многоступенчатость таксономического представления объекта.
б. правильная градация.
в. единство основания.
г. учет всех признаков объекта.
ОТВЕТ: б, в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается одним баллом. Оценивание КИМ теортетического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий, «не зачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.
«отлично» – верно выполнено 85-100 % заданий, «хорошо» – верно выполнено 70-84 % заданий, «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69 % заданий, «неудовлетворительно» – верно выполнено 50 % или менее 50 % заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какие тактики речевого воздействия предполагают этикетные ситуации?
Ответ: косвенные.

2. В каком случае наиболее эффективна прямая тактика речевого воздействия?
Ответ: В случае неравноправного речевого воздействия.

3. Какой топос использован в тексте:
- Как же ты сможешь написать книгу об Индии, если ты там ни разу не был?
- А разве Данте побывал в аду, прежде чем написать "Божественную комедию"?
Ответ: топос сопоставления.

4. Назовите несколько способов стимулирования интереса слушателей во введении.
Ответ: сведения о практическом значении информации, создание проблемной ситуации, отстранение, риторический вопрос, новые факты, крылатые фразы, демонстрация (презентация) предмета, выдвижение гипотезы, яркий пример.

5. О каком типе материала идет речь:
Определяется перечень задач, которые должен решить исследователь, приступая к проведению книговедческих исследований: какой материал и в каком количестве нужно собрать, описать, обобщить, сформировать в концептуальные схемы, какая степень полноты требуется, какие ограничительные критерии взять за основу.
Ответ: об эмпирическом.

6. Параметры какой речевой ситуации учитываются в процедуре интимизации?
Ответ: конкретной.

7. Какое языковое средство лежит в основе создания данного текста:
Разговаривают редактор и начинающий автор:
- Ваша повестушка, скажу прямо, свидетельствует об огромном усердии.
Но предстоит еще много-много работать: читать как можно больше, дома, в трамвае, даже на работе!
- Вы считаете, это поможет?
- Безусловно! Чем больше вы будете читать, особенно классиков - Достоевского, Пушкина,
Толстого - тем меньше времени будет у вас для собственного творчества!
Ответ: эвфемизм.

8. В чем разница моделей изложения ab ovo и in medias res?
Ответ: Метод изложения "ab ovo" означает буквально ("из яйца"), то есть "издалека" – исторический (хронологический) метод; in medias res – метод изложения с центрального эпизода без предварения его экспозицией и предысторией. In medias res усиливает напряжение динамичностью изложения, экономит изобразительные средства устраняет второстепенные данные и сосредоточивает внимание на основном предмете.

9. Какова универсальная композиционная схема?
Ответ: приступ (введение), основная часть, заключение.

10. Какие типы композиции выделялись в классической риторике?
Ответ: универсальная и частная.

11. Назовите правила композиции риторической аргументации.
Ответ: полноты изложения темы; доказательности (убедительности) ее изложения; релевантности изложения темы; эмоциональности изложения темы; оптимального сочетания различных частей темы.

12. Определите доминирующую функцию введения:
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! По вашим многочисленным просьбам, теперь наша газета будет выходить в рулонах и без текста...
Ответ: рекламная функция

13. Какой тип материала эксплицирован в данном тексте:
Сидит ворон на ветке, внизу мальчишка целится в него из рогатки. Ворон пристально смотрит на «охотника», но не улетает. Мальчишка видит это и спрашивает:
- Ты чего не улетаешь, ведь я сейчас в тебя стрелять буду.
Ворон отвечает:
- А чего мне улетать. Если ты умный - ты не выстрелишь, а если глупый - промахнешься.
Ответ: компаративный.

14. Какой закон логики нарушен в тексте:
- У вас телевизоры цветные есть
- Есть.
- Тогда дайте мне жёлтый.
Ответ: закон тождества.

15. Назовите требования к прямым тактикам речевого воздействия.
Ответ: коммуникативная цель не должна быть предосудительной, сообщение предполагает одно верное толкование, сообщение аргументировано или может быть аргументировано, языковые единицы точно и однозначно реферируют к ситуации.

16. Как представляют событие фабульные методы изложения?
Ответ: вынесение на первое место следствия вместо причины, представление более поздних эпизодов прежде более ранних, разбиение событий на эпизоды, каждый из которых соотносится с целым, предвидение будущих событий.

17. Определите тип заключения:
Мы представили краткий очерк событий новой истории до половины XVII столетия. Мы видели, какие результаты имела 30-летняя война для Германии. Она выдвинула на театр истории государство, дотоле не имевшее влияния, – Швецию. Но положение, занятое ею, было искусственно, оно не было условлено природными средствами этого края. Швеция не к благу своему, а истощению стала так велика (Т.Н. Грановский).
Ответ: суммирующее заключение на предмет сообщения

18. Назовите основные качества подобия, применяемые для построения аналогии.
Ответ: рефлексивность, симметричность, транзитивность.

19. Какие признаки объекта предполагает искусственная классификация?
Ответ: привнесенные признаки объекта.

20. Пригодна ли фабульная модель для жанров деловой речи?
Ответ: Нет. Фабульная модель более пригодна для жанров, требующих выразительности. Она применяется в эпидейктических речах, анекдотах, художественной литературе. Деловая речь лишена экспрессии, индифферентна к интригующему началу. В ней фабульная модель нет применяется.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан. Терминология сохранена. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой. Ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток. Терминологически правильный. Нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, основной литературой. Суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТИПА

1.Коммуникативный речевой акт и его компоненты. Функции речевой коммуникации.
2.Стилистика и ее основные направления. Стилистика языка и речи.
3.Смысл как значимая единица речи. Параметры смысла.
4.Контекст как способ реализации языкового знака. Типы контекстов.
5.Высказывание как основная единица коммуникации.
6.Смысл и значение высказывания. Параметры смысла.
7.Критерии понимания (М.П. Брандес, Л.М. Майданова). Восприятие, интерпретация, память, установка как необходимые этапы процесса понимания.
8.Механизмы восприятия текста. Причины возникновения и виды смысловых искажений при восприятии текста.
9.Методики смыслового анализа текста.
10.Критика речи как раздел стилистики. Понятие языкового и стилистического узуса.
11.Узуально-стилевой комплекс как механизм стилистического отбора. Узуально-стилевые средства языка. Причины сбоев в механизме узуально-стилевого отбора.
12. Языковая аномалия (Ю.Д. Апресян). Классификация аномалий.
13.Понятие текстовой аномалии. Виды текстовых аномалий.
14. Филологические методики анализа текста. Лингвистический и стилистический эксперименты Л.В. Щербы и А.М. Пешковского как основа филологических методик обнаружения текстовых аномалий.
15. Поэтапный анализ реального акта письменной коммуникации (Б.С. Мучник). Типологии и классификации аномалий.
16.Критика речи. Логика рассуждения и логика изложения. Понятие алогизма.
17. Экспрессивная функция языка, выразительность (экспрессивность), эмоциональность.
18.Выразительность речи. Функции выразительности речи. Условия выразительности.
19.Коммуникативные свойства речи.
20. Эмоции, типы эмоций, эмоциогенные ситуации, классификация эмоциогенных ситуаций П. Фресса и Ж. Пиаже. Общетекстовые выразительные эффекты и их моделирование в текстах разной функционально-стилевой направленности.
21. Характеристика средств выразительности (экспрессивности) в содержательном и содержательно-формальном аспектах.
22. Содержательно-формальные средства создания выразительности. Понятие композиции. «Нулевой» уровень композиции. Типы композиционного развертывания и основные трансформационные факторы. Частные композиционные приемы выразительности
23. Языковые средства выразительности как средства содержательно-формальные.
24. Рационально-логические и эмоционально-риторические структуры текста Разновидности эмоционально-риторических структур (классификация Ю. Скребнева).
25.Разновидности эмоционально-риторических структур. Стилистика единиц (ономатология).
26. Понятие стилистической окраски. Виды стилистической окраски. Шкала стилистических противопоставлений.
27. Эмоциональность, оценочность, виды эмоционально-экспрессивной окраски. Эмоционально-тональные средства (эмоционально-сниженные, эмоционально-возвышенные).
28. Виды функционально-стилевой окраски.
29. Стилистика единиц Парадигматическая семасиология (употребление тропов). Фигуры замещения.
30. Стилистика последовательностей. Понятие синтагматической семасиология: фигуры совмещения.
31.Стилистические ресурсы современного русского языка.
32. Понятие функционального стиля. Функциональный стиль как разновидность единого литературного языка.
33. Формирование единого литературного языка. Теория «трех штилей» М. Ломоносова.
34. Проблема классификации функциональных стилей: лингвистические и экстралингвистические основы классификации.
35.Стилеобразующие характеристики разных стилей языка и речи
36. Языковые факторы как основы выделения функционального стиля, определение функционального стиля.
37. Понятие жанра. Принципы описания жанра. Жанры речи. Общие принципы жанровой организации текста.

ВОПРОСЫ И ЗАЛАНИЯ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОГО ТИПА

Тема 1. Введение в стилистику.
Задание 1. Познакомиться с одним из учебных пособий по стилистике (см. список литературы), найти в изучаемом учебном пособии ответы на следующие вопросы:
1) Определение понятия «стилистика».
2) Объект и предмет стилистики.
3) Основные направления стилистики.
4) Категории стилистики.
5) Направление, в рамках которого работает автор изучаемого учебного пособия.
6) Ученые-предшественники, идеи которых развивает автор.
Задание 2.
1) Найти информацию библиографического характера об авторе рецензируемого учебного пособия.
2) Добавить в раздел "Галерея.основы стилистики" фотографии авторов и к раздел "Комментарии" - информацию о тех авторах учебных пособий, биографии которых не представлены.
Тема 2. Стилистика и теория речевой коммуникации.
Изучить одну из предложенных ниже статей. На их основе сформулировать признаки противопоставления (сопоставления) языка и речи:
1) Ломтев Т.П. Язык и речь // История советского языкознания. Хрестоматия. М., 1981. С. 72 – 75.
2) Смирницкий А.И. Объективность существования языка // там же. С.64-72.
3. Прочитать повесть Кира Булычева "Можно пригласить Нину?" (http://books.rusf.ru/unzip/xussr_av/bulyc135.htm?1/2 )
4. Проведите коммуникативно-речевой анализ содержания текста, ответьте на следующие вопросы:
1) Сколько коммуникативных речевых ситуаций представлено в повести?
2) Изучите выявленные речевые ситуации, определите их компоненты (адресант, адресат, коммуникативное задание, коммуникативная цель, контакт, языковой код, условия коммуникации).
3) Каковы коммуникативное задание и цель автора, функции коммуникации (фатическая, коммуникативная, регулятивная)? Как они реализуются?
4) Все ли функции коммуникации реализованы?
5) Проследите, как осуществляется переход от одной ситуации к другой, чем осложняется каждая новая ситуация, как меняется расстановка компонентов?
6) Определите, как меняется речь героев в связи с переходом от одной ситуации к другой? Есть ли зависимость между коммуникативной речевой ситуацией и отбором языковых средств для общения коммуникантов?
7) Все ли коммуникативно-речевые ситуации можно признать успешными? От чего зависит успешность речевой коммуникации?
Тема 3. Понимание как основа интерпретации текста.
Задание 1. Познакомиться с терминологическим минимумом к занятию №3. Знать значение терминов, уметь устанавливать между ними смысловые связи.
Задание 2. Прочитать фрагменты книг М.П. Брандес и В.Я Мыркина (https://portal.edu.asu.ru/pluginfile.php/43887/mod_resource/content/1/%D0%92.%D0%AF.%D0%9C%D1%8B%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD.pdf).
Как авторы трактуют понимание? Каковы его механизмы?
Задание 3. Каково содержание дифференциального алгоритма чтения (О.А. Андреев и Л.П. Хромов)?
Используя дифференциальный алгоритм чтения, произведите анализ нижеследующего текста.
Художественные вырезки "цзяньчжи" - традиционный вид декоративно-прикладного искусства Китая

Огромная картина, созданная путем вырезания из бумаги, выставлена в эти дни на всеобщее обозрение в парке города Лоян провинции Хэнань. В центре картины - цветок пиона диаметром 1,5 метра, а по краям около ста небольших пионов, а также 10 драконов. Автор шедевра - 64-летняя Ли Цзинчжу - потратила на его изготовление целых пять лет.
Художественные вырезки - "цзяньчжи" - один из видов древнего традиционного народного декоративно-прикладного искусства Поднебесной. Его зарождение тесно соотносится с изобретением бумаги в эпоху династии Хань (206 г. до.н.э. - 220 г.н.э). В те времена бумага имела большую стоимость, поэтому искусство художественной вырезки поначалу распространилось в императорских дворцах и домах знати.
Для воплощения визуального образа автор бумажной миниатюры пользуется такими методами, как применение многослойного разноцветного материала, симметричное складывание бумажной основы, выборочное раскрашивание. Если китайские дамы в древние времена занимались вырезанием по бумаге в качестве приятного досуга, то в домах простонародья забавные бумажные рисунки все чаще пользовались как оригинальные праздничные подарки.
По мере развития этого вида прикладного искусства непрерывно обогащалось его содержание и приемы работы. Однако в качестве главной темы неизменно использовались фольклорные мотивы, а техническим способом претворения "в жизнь" художественного замысла было двухмерное изображение.
Бумажные резные картинки стали неотъемлемой частью повседневного быта китайцев. Искусство "цзяньчжи" развивалось и совершенствовалось на протяжении столетий. Многие поколения преданных ему энтузиастов изумительно запечатлевали с помощью нехитрого ножа и ножниц живые явления китайской жизни и культуры во всем их многоцветии.
Тема 4. Критика речи.
1. Законспектировать статью Ю.Д. Апресяна "Языковая аномалия: типы и функции" // Res PHILOLOGICA. Филологические исследования. М.-Л., 1990. С. 50 – 71. Она же в уч. пособии Т.В. Чернышовой "Современный публицистический дискурс" (Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2003, приложение).
2. Подобрать не менее пяти примеров нарушения речевых норм в текстах разных сфер деятельности (газета, реклама, объявления и т.п.). Указать источник, из которого взята аномалия. Аномалия представляется в контексте употребления.
3. Прочитайте раздел книги Головина Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988. В чем разница между логикой рассуждения и логикой изложения?
4. Из любых источников подобрать по 5 примеров нарушения логики рассуждения или логики изложения. Источник указать.
5.Написать эссе на тему "Намеренные и ненамеренные аномалии: роль в стилистической организации текста".
Тема 5. Выразительность речи.
Задание 1. Знать терминологический минимум по теме.
Терминологический минимум: язык, речь, речевая деятельность, экспрессивная функция языка, выразительность (экспрессивность); выразительность речи, условия выразительности; коммуникативные качества речи; экспрессивность и эмоциональность, эмоции, типы эмоций, эмоциогенные ситуации, классификация эмоциогенных ситуаций П. Фресса и Ж. Пиаже, общетекстовые выразительные эффекты (эффект обманутого ожидания, эффект напряжения, эффект конвергенции);средства выразительности (экспрессивности), содержательные и содержательно-формальные средства выразительности (экспрессивные).
Задание 2. Подготовиться к обсуждению по следующим вопросам:
1. Язык и речь в аспекте выразительности.
2. Коммуникативные качества речи.
3. Эмоции и эмоциогенные ситуации. Общетекстовые выразительные эффекты.
4. Содержательно-формальные средства моделирования эмоциогенных ситуаций.
Задание 3. Законспектировать статью Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология // сб. Экспериментальная психология. М., 1975. Вып. 5. – С. 133 –145. Электронный ресурс: http://flogiston.ru/library/paul_fress
Задание 4.Определите, какой тип композиционного развертывания и какие частные композиционные приемы используются автором в указанных текстах для создания эмоциогенных ситуаций. Ответ аргументируйте.
Текст для анализа:
Сидеть, забившись в угол дивана, становилось все опаснее и опаснее. В комнату уже вползали тяжелые зимние сумерки. Через пятнадцать минут придется включить свет, еще через пятнадцать минут станет совсем темно на улице и в соседней комнате. Мама придет с работы только через час. А это значит, что пора перебираться из зала на кухню. Там немного спокойнее, можно прикрыть дверь и без опасения дочитать книгу…
Ей все время казалось, что каждый вечер, стоит только остаться одной и сесть на диван, из темной большой спальни за ней начинают наблюдать чьи-то совсем не доброжелательные глаза. Кто-то вползает вместе с ночными сумерками в квартиру и, затаиваясь то в одном, то в другом углу, выжидает чего-то…
Самое удобное место на кухне – это промежуток между стеной и столом. Если взобраться на стул с коленями и упереться локтями в стол, то читается – лучше не придумать…
Все было отлично, пока она не дошла до пушкинского «Марко Якубовича». Страх неожиданно подкрался сзади и легонько погладил шею влажным холодным пальчиком. Сердце замерло… И в этот момент с неестественно осторожным тихим скрипом стала открываться плотно прикрытая дверь. Сначала на сантиметр, потом еще, еще… И, наконец, застыв, почти отворилась… Ужас, как безобразный паук, вполз оттуда на мохнатых щупальцах темноты… Ужас…
В дверях никого не было. В голове бешено пульсировали последние строчки из «Марко Якубовича». Струнка лопнула. Она в мгновение ока босиком выбежала на заснеженное крыльцо. Зайти туда? Без мамы?! Никогда!
Старый ленивый кот тенью вынырнул из зала в освещенную кухню и улегся у батареи. Только он знал, что если толкнуть лапой дверь, то дальше она откроется сама. Но вот никак он не мог взять в толк, для чего было нужно хозяйке так пролететь по коридору, что она чуть не наступила ему на рыжий хвост.
Задание 5. Используя вводную статью к «Словарю русского языка» под редакцией А.П.. Евгеньевой (Стилистические пометы:http://feb-web.ru/feb/mas/ma1/ma1-007-.htm ), составьте конспект используемых в словаре стилистических помет.
Сопоставьте стилистические пометы, приведенные в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова (см. таблицу 2 в занятии №11 в методическом пособии по стилистике русского языка) и «Словаре русского языка» под редакцией А.П. Евгеньевой. Укажите общее и различное в этих классификациях (Чернышова Т.В. Стилистика русского языка. Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2009).
Задание 6.Используя указанные словари С.И. Ожегова и А.П. Евгеньевой, а также теоретический материал из 3 и 4 разделов учебного пособия Кожина А.Н., Крыловой О.А., Одинцова В.В. «Функциональные типы русской речи», охарактеризуйте стилистическую окраску текстов 2 и 3 из методического пособия "Стилистика русского языка" к практическому занятию 9.
2Опираясь на схему, предложенную в презентации к лекции, и учебник Б.В. Томашевского, выбрать из предложенных текстов какой-либо троп или фигуру речи и подготовить сообщение об этом языковом средстве выразительности (фигуре или тропе). (Чернышова Т.В. Стилистика русского языка. Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2009).
Тема 6. Стили и жанры речи.
Используя материал к лекции 4 и литературу, указанную к этому заданию, дайте иллюстрированное описание одного из стилей современного русского языка (на выбор).
При выполнении задания используйте следующие критерии, характеризующие стилеобразующие признаки современных функциональных стилей (подстилей):
o сфера функционирования;
o формы существования стиля;
o выполняемые функции;
o стилеобразующие признаки;
o формы и жанры речи;
o отношение к экспрессивности;
o языковые приметы стиля на различных уровнях языка.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1977. С. 27– 3.
Чернышова Т.В. Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект). Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2003. С. 6-22.

Творческое задание

1. Напишите небольшой рассказ с использованием общетекстовых выразительных эффектов (эффект обманутого ожидания, эффект напряжения, эффект заражения эмоцией), с помощью которых в тексте моделируются различные эмоциогенные ситуации (новизны, необычности, внезапности, препятствия и конфликта мотиваций, стрессовая ситуация). Для создания общетекстовых выразительных эффектов используйте композиционные и языковые средства выразительности.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Зачтено":
1) студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
2) студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
3): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Не зачтено»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Теоретические вопросы (см. п. 5.1)

Практикоориентированные вопросы и задания (см п 5.1)

«Зачтено»:
1) студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
2) студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
3) студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Не зачтено»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах препода
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Одинцов В.В. Стилистика текста. : учеб. пособие М.: Издательство ЛКИ, 2007
Л1.2 Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка: учеб. пособие М.: Флинта: Наука // ЭБС "Лань" 2017, 2016 e.lanbook.com
Л1.3 Г.Г. Хазагеров, Е.Е. Корнилова Риторика для делового человека : учеб. пособие М. : Флинта : Московский психолого-социальный институт // ЭБС "Лань", 2018 e.lanbook.com
Л1.4 Т.В.Чернышова Стилистика русского языка: уч.-мет. пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. А.А. Чувакина Основы общей риторики : учеб. пособие для вузов Барнаул : Изд-во АГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Аннушкин В.И. История русской риторики: хрестоматия М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2011 e.lanbook.com
Л2.3 М.Н.Кожина Стилистический энциклопедический словарь русского языка: словарь М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
Л2.4 Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: Словарь-тезаурус М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальный корпус русского языка www.ruscorpora.ru
Э2 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» www.gramota.ru
Э3 Российская коммуникативная ассоциация (РКА) www.russcomm.ru
Э4 курс в мудле portal.edu.asu.ru
Э5 Стилистика русского языка portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем


Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из лекционных и практических занятий, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым занятия способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме.

Работа с учебниками и научной литературой
При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.
Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой – это всегда большая экономия времени и сил.

Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего.
При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.
Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.
Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые понятия. Такой лист помогает запомнить основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.
Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное – это внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.
Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).

Методические указания по подготовке к зачету
Основное в подготовке к зачету – это повторение всего материала курса. При подготовке к зачету следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на практических занятиях), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на зачете может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь в всем курсе, имеете целостное представление об изученном.

Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины. К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу.