МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика обучения литературе в школе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильРусский язык и литература. Детская журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_РЯЛДЖ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Романова Екатерина Геннадьевна

Рецензент(ы):
д.ф.н. , Профессор, М.П.Гребнева

Рабочая программа дисциплины
Методика обучения литературе в школе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 07.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н. Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 07.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ф.н. Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– ознакомление студентов-филологов с теоретическими основами преподавания литературы в средней школе;
– формирование первоначальных профессиональных литературно-методических умений и навыков, необходимых для практической деятельности учителя литературы.
– подготовка их к реализации многообразных социальных и эстетических функций литературы как учебного предмета в практической деятельности;
– ознакомление со спецификой изучения литературного произведения в средней школе, с формами и средствами обучения литературе в школе;
– формирование профессионального умения выбирать пути и способы анализа литературного произведения, соответствующие его специфике, возрастным особенностям учащихся, требованиям ныне действующих альтернативных программ по литературе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен организовывать педагогическую деятельность по проектированию программ основного и среднего общего образования в области русского языка и литературы, развивающих программ в сфере детской журналистики
ПК-4.1 Знает основные принципы разработки программ учебных дисциплин по русскому языку и литературе, детской журналистике
ПК-4.2 Знает преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науки
ПК-4.3 Реализует цели и содержание программ учебных дисциплин по русскому языку и литературе, детской журналистики в рамках основной общеобразовательной программы
ПК-5Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении русскому языку и литературе, детской журналистике
ПК-5.1 Знает способы планирования, разработки и создания оптимального комплекса учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по русскому языку и литературе, детской журналистике
ПК-5.2 Умеет анализировать федеральный государственный образовательный стандарт, типовые (примерные) образовательные программы по русскому языку и литературе, детской журналистике
ПК-5.3 Владеет технологиями разработки комплекса учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по русскому языку и литературе, детской журналистике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы планирования уроков и внеклассных мероприятий, распределения рабочей нагрузки преподавателя; основные положения и концепции в области теории и практики методики преподавания литературы; о способах популяризации филологических знаний; о способах подготовки учебно-методических материалов.




3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные методы и приемы преподавания литературы в средней школе; разработать учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий по литературе; распространять и популяризировать филологические знания во время проведения занятий по литературе в СШ;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.организации учебных занятий и внеклассной работы по литературе в учреждениях общего и среднего специального образования; распространения и популяризации филологических знаний, воспитательной работы с обучающимися.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть
1.1. Литература как учебная дисциплина Сам. работа 5 15 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
Раздел 2. Основная часть
2.1. Формы организации и средства обучения литературе в школе Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.2. Развитие речи школьников в процессе занятий по литературе Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Анализ школьных учебников и хрестоматий по литературе Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.4. Школьный анализ литературного произведения Практические 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л1.1
2.5. Анализ лирического произведения в школе Практические 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л1.1
2.6. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 5 20 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Внеаудиторное чтение Сам. работа 5 20 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Специфика анализа драматического произведения Практические 5 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л1.1
2.9. Изучение эпических произведений в школе Практические 5 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.3, Л1.1
2.10. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 5 16 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.11. Подготовка к зачету Сам. работа 5 16 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задания закрытого типа
Критерии оценивания заданий закрытого типа. Каждое задание оценивается 1 баллом.
"зачтено" - верно выполнено 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
1. Укажите особенности школьного анализа литературы
1. Ограниченный временной фактор
2. Анализу подвергаются только произведения отечественной литературы
3. Важную роль играют индивидуально-возрастные особенности учащихся
4. На самом деле работа с художественным текстом в школе это не анализ
Верный ответ: 1,3
2. Знакомство с лучшими произведениями классической литературы в школе может обеспечить взаимосвязь с мировым и отечественным историческим, этическим, философским и культурным наследием, заключенным в художественных текстах, а следовательно, «стыковку» современного человека с чередой предшествующих поколений.
Верно/неверно
Верный ответ: верно
3. Укажите характерные признаки репродуктивного метода обучения:
1. знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;
2. учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;
3. школьники активно участвуют в поиске информации;
Верный ответ: 1,2
4. Использование репродуктивного метода предполагает следующие виды учебной деятельности (укажите верные):
1. запись плана или конспект;
2. анализ образа героя произведения
3. лекция учителя;
4. работа по учебнику;
5. пересказ с элементами анализа;
Верный ответ: 1,3,4
6. Понимание тематики, идей пьесы часто тормозится не только их сложностью, но и скрытым характером авторских оценок в драме.
Верно/неверно
Верный ответ: верно
7. Анализ литературного произведения, в основе которого лежит сюжет и последовательный разбор следующих друг за другом эпизодов, называется
1.пообразный
2.вслед за автором
3.проблемно-тематический
Верный ответ: 2
8. Укажите принцип изучения литературы в 10-11 классе.
1. Хронологический
2. Ахронологический
3. Концентрический
Верный ответ: 1
9. Литературная игра, во время которой учащиеся отвечают (устно или письменно) на вопросы по литературе, называется
1. литературная викторина
2. литературный баттл/
3. литературный суд
4. литературная олимпиада
Верный ответ: 1
10. Выберите прием, эффективный для изучения лирического произведения в 5 классе
1. фонетический анализ
2. художественное иллюстрирование
3. сравнительно-сопоставительный анализ 2 стихотворений.
Верный ответ: 2

11. Укажите элемент драматического текста, помогающий выявить авторскую позицию.
1. метафора
2. явление
3. действие
4. Ремарка
Верный ответ: 4
12. Выпускной экзамен по литературе в 11 классе называется
1. Единый государственный экзамен
2. Основной государственный экзамен
3. Итоговое сочинение
4. Выпускное сочинение
Верный ответ: 1
13. Как называется основной документ, регламентирующий деятельность педагогических работников (учителей литературы), представляющий «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования» образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.
1. Универсальный кодификатор
2. Федеральный государственный стандарт
3. Примерная программа обучения

14. Укажите, что из нижеперечисленного изучается на уроках литературы в школе
1. произведения русской литературы
2. произведения зарубежной литературы
3. киносценарии
4. фольклор
5. мифология
6. произведения мировой художественной культуры
Верный ответ 1,2,4,5

15. Учебник по литературе это всегда учебник-хрестоматия.
Верно/неверно
Верный ответ: неверно

Задания открытого типа
Критерии оценивания заданий открытого типа. Каждое задание оценивается 2 баллами. 2 балла ставится, если задание выполнено верно, 1 балл, если задание выполнено частично верно.
"зачтено" - верно выполнено 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

1. Укажите ступени школьного образования, определяющие специфику изучения литературы.
Ответ. В современной общеобразовательной школе определены следующие ступени литературного образования:
1–4 классы – ступень начального общего образования,
5–9 классы – ступень основного общего образования,
10–11 классы – ступень полного общего среднего образования.

2. Укажите пути анализа литературного произведения.
Ответ: вслед за автором, пообразный, проблемно-тематический

3. Дайте определение термину «метод обучения».
Ответ: это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач. Метод обучения состоит из элементов (частей, деталей), которые называются методическими приемами
4. Дайте определение термину «прием обучения»
Ответ: это средство и форма воплощения метода обучения как модели, задающей определенный характер взаимодействию учителя и учащихся. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер.
5. Могут ли одни и те же методические приемы быть использованы в разных методах? Ответ обоснуйте.
Верный ответ: да. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

6. Кратко охарактеризуйте лекционный метод обучения.
Ответ: он может содержать сообщение нового материала, выразительное чтение, рассказ учителя.

7. Кратко охарактеризуйте метод литературной беседы.
Ответ: выделяют две разновидности литературной беседы: беседу по заранее данным вопросам и свободную беседу. Анализ произведения осуществляется через умело выстроенный учителем диалог.

8. Кратко охарактеризуйте метод комментированного чтения.
Ответ: в ходе работы учитель дает художественному тексту исторический, культурологический, социально-бытовой, биографический или другой комментарий.

9. Перечислите виды комментариев, используемых в школе при комментированном чтении.
Ответ: лексический, исторический, культурологический, биографический, социально-бытовой. (достаточно назвать 3).
10. Укажите причины затрудненного восприятия текста при анализе драматического текс та в школе
Ответ: неясное представление о внесценических эпизодах; сложность психологических конфликтов (на сцене они прояснены игрой актеров); неявность авторской оценки; недостаточность историко-бытовых сведений об эпохе, отображенной в пьесе.
11. Методисты справедливо отмечают, что такое родовое свойство драмы, как предназначенность для сцены, должно найти отражение в методике ее изучения. Как построить школьный анализ пьесы так, чтобы читатель представил себя зрителем, режиссером, художником-постановщиком, что позволяет «увидеть» многие сценические аксессуары и тем самым глубже освоить содержание произведения?
Ответ: работать с историей постановок (декораций, костюмов, трактовок ролей и пр.), использовать такие формы работы, которые оживили бы немногочисленные авторские ремарки в воображении учащихся: среди таких приемов следует назвать режиссерские ремарки, режиссерские комментарии, создание эскизов декораций и костюмов, определение сценического рисунка роли.
12. Укажите родовые особенности лирики, в соответствии с которыми должен быть организован анализ поэтического текста .
Ответ: ассоциативность, метафоричность, экспрессивность, специфика композиции, особая форма, отсутствие сюжетности, лирический герой и пр. (достаточно назвать 3-4).
13. Произведения каких искусств методически эффективно привлекать при изучении лирики в школе?
Ответ: музыка, живопись.
14. Укажите, какие виды пересказов вам известны.
Ответ: сжатый, подробный, от лица конкретного персонажа, художественный (стилистически конкретный), выборочный. (достаточно назвать 3-4).
15. Перечислите основные этапы урока литературы.
Ответ: организационный момент; вступительное слово учителя; опрос и проверка домашнего задания; реализация образовательной цели с помощью методов и приемов, которые соответствуют содержанию изучаемого материала; диагностика, необходимая в процессе реализации образовательной цели; заключительный; этап; представление домашнего задания.

16. Что такое урок-путешествие?
Урок в игровой форме, в основе которого лежит воображаемое путешествие, например, по литературным эпохам.
17. Что такое интегрированный урок?
Это тип урока, в основе которого лежит обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Синтез дисциплин.
18. Произведениям какого хронологического периода уделяется боле всего внимания в средней школе?
первой половины 19 века.
19. Сформулируйте определение и цели внеклассного чтения.
Ответ: Внеклассное чтение — это раздел обучения самостоятельному чтению, цель которого — формирование у детей основ читательской самостоятельности, развитие читательских интересов.
20. Какие виды развития речи, используемые на уроках литературы, вы можете назвать?
Ответ: пересказы, создание устных и письменных высказываний разных жанров (доклады, сочинения и пр.), выразительное чтение, чтение наизусть и др. (достаточно назвать 3-4)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

Методика преподавания как наука. Предмет, задачи, методы исследования.
Литература как учебный предмет в средней школе.
Методы и приемы обучения литературе. Взаимосвязь методов в процессе обучения литературе.
Задачи, содержание, структура курса литературы в 5-8 классах.
Задачи, содержание, структура курса литературы в 9-11 классах.
Особенности школьного изучения эпического произведения.
Особенности изучения лирики в школе.
Особенности изучения драмы.
Пути анализа литературного произведения в средней школе. Основные этапы работы над художественным произведением.
Изучение литературно-критических статей в средней школе.
Классификация уроков литературы.
Виды работы по развитию устной речи.
Виды письменных творческих работ.
Методика обучения выразительному чтению.
Формирование теоретико-литературных понятий на уроках литературы.
Организация внеклассного чтения.
Приемы активизации творческого воображения учащихся.
Оценка «Зачтено» выставляется студентам, показавшим знание курса, знакомство с источниками, умение проиллюстрировать изложение примерами, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, ответившим на вопросы билета и вопросы экзаменатора. При этом допускаются некоторые неточности в ответе, указывающие на наличие несистематичности и пробелов в знаниях
Оценка «Не зачтено» выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, не знаком с методами и приемами преподавания литературы, некорректно применяет изученные термины, не ответил на вопросы билета или экзаменатора.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пранцова Г.В. Пранцова Г.В. Методика обучения литературе: практикум : М.: Флинта // ЭБС «Лань» ,2017, 2017 e.lanbook.com
Л1.2 Романичева Е.С. Романичева Е.С. Введение в методику обучения литературе: М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2017, 2017 e.lanbook.com
Л1.3 Коханова В.А. Коханова В.А. Технологии и методики обучения литературе: М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2017, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зинченко В.Г. Литература и методы ее изучения. Системный и синергетический подход: М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2017, 2011 e.lanbook.com
Л2.2 Занина Л.В., Меньшикова Л.П. Занина Л.В., Меньшикова Л.П. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для вузов: Ростов-на-Дону, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://festival.1september.ru/
Э2 http://openlesson.ru/
Э3 http://www.filologia.su
Э4 http://philologos.narod.ru/
Э5 Методика преподавания литературы в средней школе portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основным видом учебной работы являются практические занятия. На практических занятиях раскрываются основные положения и понятия курса, отмечаются современные подходы к решаемым проблемам, студентам также необходимо овладеть умениями, связанными с решением учебно-профессиональных задач.
Материалы практического занятия содержат вопросы для обсуждения, необходимые для актуализации и обобщения основных теоретических положений. В содержание подготовки к занятиям входят творческие задания для самостоятельной работы студентов, неотъемлемой частью которых являются аналитико-методические задачи, наиболее эффективно обеспечивающие формирование соответствующих методических умений.
Предложенный после каждого практического занятия перечень литературы позволит студентам освоить необходимое содержание и повысить уровень методической подготовки. При подготовке к практическим занятиям можно использовать следующие рекомендации:
1) Прочитайте внимательно задания к данному занятию и список рекомендованной литературы.
2) Изучите материал по учебным пособиям, монографиям, периодическим изданиям, проанализируйте его.
3) Законспектируйте необходимую литературу по указанию преподавателя. Выполните практические задания по указанию преподавателя.
4) Проверьте себя по вопросам для самоконтроля и перечню вопросов к занятию.
Выполнение практических заданий к каждому занятию позволяет успешно подготовиться к зачету и овладеть профессиональными умениями, необходимыми в ходе педагогической практики.
Самостоятельная работа является одним из основных видов учебной работы и наряду с подготовкой к практическим занятиям предполагает выполнение и анализ заданий и упражнений, проектирование способов деятельности учащихся, разработку оценочных и дидактических материалов.
Для изучения дисциплины предлагается список основной и дополнительной литературы. Основная литература предназначена для обязательного изучения, дополнительная – поможет более глубоко освоить отдельные вопросы, подготовить исследовательские и творческие задания, выполнить задания для самостоятельной работы и т.д.
Зачет по курсу проходит в устной форме. Билет состоит из одного теоретического вопроса и практического задания. План урока (в распечатанном виде) студент получает только на зачете, что помогает выявить уровень владения теоретическими навыками, оценить степень владения материалом, умение ориентироваться в предложенной методической продукции.
Время, отведённое на подготовку ответа – 40 минут.