МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современная детская журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильРусский язык и литература. Детская журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_РЯЛДЖ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 179
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 179 179 179 179
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Деминова М.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Современная детская журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование компетенций, позволяющих студенту ориентироваться в теории и практике ювенильной журналистики, ориентироваться в различных видах СМИ для детей и технологии создания информационного продукта для детей и подростков

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения русскому языку, литературе и детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения русскому языку, литературе и детской журналистике
ПК-1.3 Владеет технологиями обучения русскому языку, литературе и детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает сущность, структуру, функ-ции, движущие силы обучения рус-скому языку, литературе и детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и сред-ства обучения русскому языку, ли-тературе и детской журналистике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3.Владеет технологиями обучения русскому языку, литературе и дет-ской журналистике в образователь-ных организациях основного обще-го, среднего общего образования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в детскую журналистику
1.1. Детская тема в журналистике. Функции детской журналистики. Проблемы детского вещания. Лекции 3 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Освещение проблем детства в современных СМИ Практические 3 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Правовой аспект детской темы. Лекции 3 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Детское журналистское творчество. Организация детских журналистских кружков и студий. Практические 3 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Влияние возрастных особенностей детей на характер их творческой деятельности. Сам. работа 3 10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Детские печатные издания на рубеже 20-21 веков. Сам. работа 3 10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Функционирование проектов «Детиздат», «ЮНПРЕСС», «Окно в детство», «Рука друга». Разнообразие форм детского журналистского творчества. Сам. работа 3 10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Новые технологии в развитии детской периодики. Сам. работа 3 9 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. История и современное состояние детской журналистики
2.1. Педагогические и просветительские идеи в журнале Н.Новикова «Детское чтение для сердца и разума». Лекции 3 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Журналы исторического характера начала XIX века. Детские журналы середины XIX века. Лекции 3 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Демократизация детских журналов конца XIX века. Возрастной адрес и специализация журналов 60-80 годов ХХ века. «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Пионер» и «Костер» как явление детской периодической печати. Практические 3 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Проблемы периодических изданий «периода перестройки» и 90-х годов ХХ века. Коммерциализация детских изданий. Сам. работа 3 10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Опыт создания радиогазеты на отечественном радио. Радиоспектакли как форма литературного вещания. Радиоигра – загадка «Угадай-ка!»: идея передачи, герои, обратная связь. Образовательная программа для младших школьников «Радионяня». «Дети FM»: опыт создания детского радио. Сам. работа 3 10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Современные телевизионные передачи для детей Практические 3 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Жанровые разновидности современных телевизионных передач для детей. Участие телекомпаний в создании детских передач Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Технология ювенильной журналистики
3.1. Технология интервьюирования детей и подростков. Штампы и типичные приемы изображения детей в СМИ. Обзор распространенных жалоб на СМИ. Практические 3 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Сегментация детской аудитории. Психофизические особенности детей и подростков. Лекции 3 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Использование методик развивающих, интеллектуальных, а также подвижных, соревновательных игр в создании концептуальных основ радио и телепередач для детей. Сам. работа 3 16 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Познавательный характер детскоюношеского информационного продукта. Лекции 3 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Принципы создания произведений в жанре детской прессы. Понятие детской прессы. Характерные черты детской прессы. Сам. работа 3 15 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Роль мультипликации в развитии ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов. Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Функции мультипликационных персонажей и роль комикса в детских и молодежных СМИ. История развития мультипликации, виды мультипликации и способы их презентации в современных масс-медиа. Принципы построения и функционирования мультфильмов для детей и взрослых: общее и особенное. Эффект драматургии «на вырост». Практические 3 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.8. Суть теории социального научения А. Бандуры. Роль мультипликации в развитии ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов. Комикс как эффективная форма презентации учебного и развивающего материала для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Функции мультипликационных персонажей и роль комикса в молодежных СМИ. Сам. работа 3 17 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.9. Язык и стиль детско-юношеских СМИ. Дизайн детских изданий. Специфика детской прессы с учетом возраста и ведущего вида деятельности целевой аудитории. Лекции 3 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.10. Язык и стиль детско-юношеских СМИ. Дизайн детских изданий. Специфика детской прессы с учетом возраста и ведущего вида деятельности целевой аудитории. Практические 3 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.11. Концепция детского издания. Его основные типоформирующие характеристики. Контент детско-юношеского СМИ. Механизмы и принципы функционирования детской прессы. Сам. работа 3 20 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.12. Способы создания произведений детской журналистики. Подготовка текстовых материалов в жанре детско-юношеской прессы для публикации в СМИ. Сам. работа 3 18 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.13. Негативное воздействие телевидения и интернет-среды на сознание учащихся младшего и среднего школьного звена. Лекции 3 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.14. Интернет как сфера общения и источник информации для детей и молодежи. Детская журналистика в формате интернета: проекты «Бибигоша» (www.bibigosha.ru) и «Мир Бибигона» (www.mirbibigona.ru). Функции и принципы воздействия социальных сетей на сознание младшего школьника и подростка. Методы и способы воздействия современного телевидения и интернет-пространства. Причины и следствия негативного влияния телевидения и интернет-среды на сознание детей и подростков. Практические 3 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.15. История развития телевидения для детей младшего и среднего школьного звена. Функции детского телевидения в советский период и на современном этапе. Характеристика современных телевизионных программы для детей и подростков. Сам. работа 3 10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.16. Подростки как целевая аудитория современных масс-медиа. Лекции 3 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.17. Понятие субкультуры, классификация субкультур, принципы их функционирования и взаимодействия с обществом как носителем культурных традиций. Роль субкультур в инициации подростков и преодолении «кризиса отрицания». Анализ электронных и печатных изданий различных субкультур: готов, анимешников, эмо и т. д. Проблемы подростковой социализации. Особенности модели коммуникации в системе «подросток — подросток», «подросток — родители», «подросток — учитель», «подросток — СМИ». Роль современных СМИ в процессе социализации и самоопределения подростков. Практические 3 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.18. Роль ДиМСМИ в преодолении «кризиса отрицания». Характеристика подростков как целевой аудитории СМИ: интересы и потребности. Характеристика «кризиса отрицания»: физическая, эмоциональная, социальная перестройка. Формы протестного поведения, способы преодоления кризиса. Сам. работа 3 14 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.19. Школа (вуз) и детские, молодежные СМИ: характер взаимодействия. Лекции 3 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.20. Методика обучения журналистике и медиаграмотоности в юнкоровском кружке или школе журналистики. Школьные СМИ и СМИ для школьников: общее и особенное. Классификация СМИ для школьников. Анализ современного информационного рынка изданий для школьников. Практические 3 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.21. Типология школьных СМИ. Школьные издания как тип корпоративной прессы. Роль школьных СМИ в жизни ребенка. Особенности работы школьных пресс-центров. Характеристика школьных изданий и работы школьных пресс-центров российских регионов. Интересы и потребности студентов, учет запросов данной целевой аудитории разными типами СМИ. Структура и принципы наполнения контента в радио-, телепрограммах, интернет-изданиях для студентов. Типология и характеристика студенческой прессы. Роль корпоративных газет и журналов в системе средне-специального и высшего образования. Студенческая пресса и издания для старшеклассников: общее и особенное. Тенденции развития юнкоровского движения в России. Определение понятий «юнкор», «юношеский корреспондент», «юнкоровское движение», специфика их функционирования. Сам. работа 3 10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8198, https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9787

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Становление науки о детской литературе относят к:
А) XIX век
Б) XVIII век
В) XVII век
Г) XX век
Правильный ответ: Б

2. Жанр детского фольклора, в основе которого веселые ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-либо ее этап:
А) потешки
Б) сказки
В) прибаутки
Г) считалки
Правильный ответ: Г.

3. Определите жанровую принадлежность следующего произведения детского фольклора: Потягунюшки, подрастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ножки ходунюшки, А в ручки хватунюшки, А в роток говорок, А в головку разумок:
А) прибаутка
Б) небылица
В) пестушка
Г) дразнилка
Правильный ответ: В

4. Возникновение русской детской литературы приходится на:
А) XII в.
Б) XV в.
В) XIV в.
Г) XVI в.
Правильный ответ: Б

5. Критик, считающийся основоположником теории и критики детской литературы:
А) В.Г. Белинский
Б) Н.Г. Чернышевский
В) Н.А. Добролюбов
Г) С. Глинка
Правильный ответ:А

6. Жанр произведения С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука»:
А) сказочная повесть
Б) автобиографическая повесть
В) роман
Г) сказ
Правильный ответ: Б

7. Выдающийся детский писатель и педагог, автор книги «Детский мир и хрестоматия»:
А) Л.Н. Толстой
Б) В.А. Жуковский
В) В.И. Даль
Г) К.Д. Ушинский
Правильный ответ: Г

8. Антоний Погорельский - псевдоним писателя:
А) А.А. Перовского
Б) В.И. Гаршина
В) Н.И. Новикова
Г) П.П. Ершова
Правильный ответ: А

9. Произведение, ставшее первым образцом художественно-познавательной сказки для детей в русской литературе:
А) В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Б) А. Погорельский «Черная курица»
В) С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Г) В. Даль «Были казака Луганского»
Правильный ответ: А

10. Писатель, который «пересказал» «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина для детей:
А) Б. Федоров
Б) В. Бурьянов
В) А. Ишимова
Г) С. Глинка
Правильный ответ: Г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Термин «журналистика» пришел в русский язык из … языка.
Правильный ответ: французского

2. Что является главным «инструментом» журналиста?
Правильный ответ: Слово

3. К какому жанру относится заметка?
Правильный ответ: Оперативно-новостному

4. Как называлась первая в России печатная газета?
Правильный ответ: «Ведомости»

5. Кто является изобретателем радиоприемника?
Правильный ответ: А. Попов

6. Информационное сообщение, освещающее мероприятие или событие – это:
Правильный ответ: Отчет

7. Журналистика образно называется:
Правильный ответ: Четвертной ветвью власти

8. Когда в России отмечается День свободной прессы?
Правильный ответ: 13 января

9. Какой жанр обладает эффектом присутствия, достоверности, сопереживания:
Правильный ответ: Репортаж

10. Первый журнал для женщин в России – это:
Правильный ответ: «Женский вестник»

11. Объем рекламы в теле- и радиоэфире не должен превышать:
Правильный ответ: 20% объема вещания

12. Предмет журналистской деятельности – это:
Правильный ответ: Реальная деятельность людей и общества во всем многообразии ее проявлений

13. Перечислите элементы, которые входят в систему журналистских видов деятельности.
Правильный ответ: Творческая деятельность, рекламная деятельность, редакторская деятельность

14. Чаще всего против журналистов подают исковые заявления в суд из-за:
Правильный ответ: Унижения чести, достоинства, деловой репутации и клеветы

15. Потенциальная информация – это:
Правильный ответ: Текст, который был создан журналистом, а затем отредактирован и выпущен конкретным СМИ

16. Что означает свойство декодируемости текста?
Правильный ответ: Насколько текст прост и понятен для восприятия

17. Выпуск с подборками актуальных материалов различного вида, подготовленный пресс-службой – это:
Правильный ответ: Пресс-релиз

18. Совокупность взаимосвязанных действий, которые направлены на создание условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их базовые потребности и интересы – это:
Правильный ответ: Информационная политика


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитина, Н. Д. Средства массовой информации как создатели особой виртуально-символической реальности : Лаборатория книги, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142853
Л1.2 Жилавская, И.В. Медиаобразование молодежи : МПГУ, 2018 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500393
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Павленко Общественное телевидение: российская действительность : Лаборатория книги, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141522
Л2.2 под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской Типология периодической печати : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная конференция российских интернет-СМИ i-comference.ru
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э4 Детский журнал "Детская газета" www.detgazeta.ru
Э5 Детский журнал "Мурзилка" www.murzilka.org
Э6 Детский журнал "Клепа" www.klepa.ru
Э7 Детское радио www.deti.fm
Э8 Детский телеканал "Карусель" www.karusel-tv.ru
Э9 Детский телеканал "Disney" www.disney.ru/kanal
Э10 Курс Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.

Зачет и экзамен. Подготовка ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.