МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Копирайтинг и спичрайтинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильРусский язык и литература. Детская журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_РЯЛДЖ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., Доцент, Качесова И.Ю.

Рецензент(ы):
к.ф.н., Зав.кафедрой, Доронина С.В.

Рабочая программа дисциплины
Копирайтинг и спичрайтинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс предлагает получить компетенции для выполнения нового вида профессиональной деятельности, связанной с созданием и функционированием текста в цифровой среде.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения русскому языку, литературе и детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения русскому языку, литературе и детской журналистике
ПК-1.3 Владеет технологиями обучения русскому языку, литературе и детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания русского языка и литературы, детской журналистике
ПК-3.1 Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения русского языка и литературы, организации детского журналистского творчества
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1 Знает основы стилистики и функциональные стили речи.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2 Создает на основе существующих методик тексты различных типов и жанров, в том числе для размещения на веб-сайтах и в соцсетях, для публикации в СМИ и выпуска в эфир
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3 Владеет навыками креативного письма

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Работа с текстом в сети интернет: основные направления деятельности.
1.1. Понятие интернет-коммуникации и интернет-текста.Основные способы работы с текстом в сети интернет. Прикладные жанры интернет-коммуникации Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Устная (голосовая) и письменная (текстовая и графическая) формы интернет-коммуникации, их специфика.Эффективная работа с текстом в сети интернет.Копирайтинг. SEO-копирайтинг. Рерайтинг. Спичрайтинг.Редактирование текстов. Переводы. Работа с текстом в социальных сетях. Практические 5 2 Л1.3, Л2.1
1.3. Устная (голосовая) и письменная (текстовая и графическая) формы интернет-коммуникации, их специфика.Эффективная работа с текстом в сети интернет.Копирайтинг. SEO-копирайтинг. Рерайтинг. Спичрайтинг.Редактирование текстов. Переводы. Работа с текстом в социальных сетях. Сам. работа 5 46 Л1.3
Раздел 2. Текст в интернет-медиа
2.1. Подбор и написание текстов для медиа-, ньюс- и пресс-кита. Лекции 5 2 Л2.1
2.2. медиа-, ньюс-, пресс-релизы; составление медиа-плана, медиа-карты, пресс-дайджеста; бэкграундеры, факт-листы Практические 5 2 Л1.2, Л2.1
2.3. Подбор и написание текстов для медиа-, ньюс- и пресс-кита. Сам. работа 5 18 Л1.3
Раздел 3. Виды копирайтинга
3.1. Виды копирайтинга и технологии написания текстов.Создание информационного текста, привлекающего внимание к какому-то контенту. Лекции 5 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.2. Виды копирайтинга и технологии написания текстов.Создание информационного текста, привлекающего внимание к какому-то контенту. Композиция и структура лендинга. Практические 5 2 Л1.3, Л2.1
3.3. Виды копирайтинга и технологии написания текстов.Создание информационного текста, привлекающего внимание к какому-то контенту. Сам. работа 5 28 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемые компетенции
ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания русского языка и литературы, детской журналистики
ПК-1: Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-1: Контрольно-измерительный материал (КИМ) теоретико-практического характера (тесты).

1. Цель: Проверка усвоения теоретического и практического материала по Разделу 1 и сформированности умения актуализировать знания, полученные в процессе изучения лекционного и практического материалов курса. Проверка умений формулировать и определять границы понятийного аппарата по теме, выявлять варианты реализации проблемных ситуаций в профессиональной сфере, проводить их критический анализ и обоснованно выбирать оптимальный вариант решения проблемы.

2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 1. Работа с текстом в сети интернет: основные направления деятельности.
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-2

4. Индикаторы достижения:
ПК-2.1 Знает основы стилистики и функциональные стили речи.
ПК-2.2 Создает на основе существующих методик тексты различных типов и жанров, в том числе для размещения на веб-сайтах и в соцсетях, для публикации в СМИ и выпуска в эфир
ПК-2.3 Владеет навыками креативного письма

5. Пример оценочного средства. Пример тестовых заданий, используемых в Контрольно-измерительных материалах (КИМ) теоретико-практического характера (тесты).

1) Для оптимальной эффективности коммуникации, фраза не должна содержат более
A. 3-7 слов Б. 7-8 слов
B. 4-5 слов Г. 11-13 слов
2) Фраза, произносимая без паузы более 5-6 секунд
A. Запоминается на весь день
Б. Сохраняется в кратковременной памяти
B. Перестает осознаваться
Г. Привлекает к себе особое внимание

3) Задумав высказать некоторую информацию, человек обычно высказывает
A. 80% информации Б. 90% информации
B. 30% информации Г. 40% информации
4) Раппортом называют тип связи между людьми, характеризующийся наличием
A. Споров, разногласий, трений, разницы во мнениях
Б. Взаимных позитивных эмоциональных отношений, взаимопонимания
B. Трудностями взаимопонимания из-за семантических барьеров Г. Неприязнью партнеров по общению, носящей личный характер
5) Реципиент - это субъект, который
A. Воспринимает адресованное ему сообщение Б. Раньше передавал сообщение
B. Замышляет передачу сообщения
Г. Передает сообщение другому человеку
6) Воздействие системой доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис - это
А. Заражение
Б. Убеждение В. Подражание Г. Агитация

1. Предмет «Копирайтинга», его место и роль в системе рекламного бизнеса.
2. Междисциплинарный характер «Копирайтинга».
3. Особенности личности копирайтера.
4. Задачи копирайтинга.
5. Основные принципы редактирования рекламного текста.
6. Принципы создания рекламных текстов.
7. Структура рекламного текста
8. Свойства рекламного текста
9. Виды печатной рекламы.
10.В чем состоит отличие реклама прямого отклика от других видов печатной рекламы. 11.Методы создания печатной рекламы.
12.Суть метода Бернбаха и возможности его применения для создания печатной рекламы. 13.Элементы, из которых состоит аннотация. Значение аннотации для разработки рекламной стратегии.
14.Рекламная стратегия: суть и структура.
15.Как соотносятся аннотация и творческое резюме.
16.Составляющие креативной стратегии.
17.Позиционирование бренда и имидж бренда как составляющие креативной стратегии. 18.Понятие целевой аудитории.
19.Интонация, содержащаяся в рекламном тексте и изображении.
20.Выработка рекламного предложения (обращения).
21.Принципы соотношения текста и изображения в печатной рекламе.
22.Основные особенности заголовка.
23.Методики написания заголовка.
24.Типы заголовков с точки зрения их содержания.
25.Классификация заголовков с точки зрения прозрачности их содержания.
26.Способ написания заголовков по Глиму.
27.Варианты подзаголовков.
28.Слоган как интегральная часть всей рекламной компании. Характеристики слогана. 29.Рамка или рамочный макет. Особенности и возможности использования. 30.Использование макета « цирк или организованный беспорядок ».
31.Принципы соотношения текста и изображения в печатной рекламе
32.Структура и форматирование основного текста рекламы.
33.Использование шестиэтапной формулы Глима для написания рекламного текста. 34.Классификация стилей рекламных текстов.

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-2: Вопросы к собеседованию (практическое занятие).
1. Цель: Проверка усвоения теоретического и практического материала по Разделу 2 и сформированности умения актуализировать знания, полученные в процессе изучения лекционного и практического материалов курса. Проверка умений формулировать и определять границы понятийного аппарата по теме, выявлять варианты реализации проблемных ситуаций в профессиональной сфере, проводить их критический анализ и обоснованно выбирать оптимальный вариант решения проблемы.

2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 2. Текст в интернет-медиа; Раздел 3. Виды копирайтинга; Раздел 4. Тексты, продающие "себя"
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-2.
4. Индикаторы достижения:
ПК-2.1 Знает основы стилистики и функциональные стили речи.
ПК-2.2 Создает на основе существующих методик тексты различных типов и жанров, в том числе для размещения на веб-сайтах и в соцсетях, для публикации в СМИ и выпуска в эфир
ПК-2.3 Владеет навыками креативного письма
5. Пример оценочного средства. Вопросы к собеседованию к темам «Копирайтинг», «Спичрайтинг».
Задание 1. Переделайте следующие высказывания так, чтобы в них присутствовало слово «я».
• Ты меня ужасно сердишь, когда не слушаешь меня.
• Все согласны с тем, что добровольные увольнения являются решением проблемы.
• В этом доме не курят за обедом.
Задание 2. «Опоздавший»
Разделитесь на пары. В паре один - «руководитель», другой - «подчиненный». Задача «подчиненного» объяснить, что у него не было другого выхода, что он не специально опоздал, или разжалобить «начальника», придумав соответствующую историю. Задача «начальника» - логично доказать «подчиненному», что его увертки не имеют под собой реальной почвы. «Начальник» умышленно усиливает конфликтную ситуацию, дающую ему право на отказ. «Подчиненный» не должен поддаваться на провокацию.
Задание 3.
Используя психологические доводы и приемы, постарайтесь убедить:
1. Совершать пробежки:
а) даму средних лет;
б) пожилого мужчину.
2. Бросить курить:
а) восьмиклассника;
б) тридцатилетнюю женщину.
3. Сдавать одежду в химчистку:
а) малообеспеченного гражданина;
б) преуспевающего.
4. Застраховать имущество:
а) многодетную семью;
б) одинокого мужчину;
в) директора фирмы.
5. Изучить курс эффективного общения:
а) нового сотрудника фирмы;
б) директора фирмы.
6. Сделать пожертвование в общество защиты бездомных собак:
а) молодую женщину;
б) преуспевающего директора фирмы.
Задание 4.
Кто из слушателей убедительнее докажет:
1. а) дачный участок - это прекрасно; б) дача - это чемодан без ручки.
2. а) счастье в браке возможно только тогда, когда молодые люди страстно любят друг друга;
б) счастье в браке невозможно, если молодые люди страстно любят друг друга.
Задание 5.
Представьте, что вы продавец на базаре. Зазывая покупателей, нужно продать:
а) ласты;
б) самовар;
в) учебник по культуре делового общения;
г) большой оранжевый зонт.
Примерные варианты практических заданий к темам «Копирайтинг» и «Спичрайтинг».
1. Составить текст о себе из 10-15 предложений, наиболее полно раскрывающих информацию о студенте. Адресат теста может быть различным по выбору студента: потенциальный работодатель; заказчик/партнер; западный ВУЗ - место, будущее стажировки и т.д.
2. Разработать слоган для группы товаров: "молочный йогурт". Кратко охарактеризовать специфику этого товара, конкурентные преимущества, рекомендации по проведению рекламной кампании при выведении продукта на региональный рынок.
3. Придумать слоган к группе товаров ?молочный йогурт?, не используя слова при этом являющиеся штампами (вкус, молочный, сливочный и т.д.)

6. Критерии оценивания:
Оценивание ответов на вопросы собеседования (практическое занятие)
4-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уровень) 1. Полнота ответа на теоретический вопрос;
2. Последовательность и логичность ответа;
3. Самостоятельность ответа.
Выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с вопросами.
Хорошо
(базовый уровень) Выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) Выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Обучающийся не имеет знаний даже основного материала по вопросу.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Форма проведения промежуточной аттестации: зачет.
2. Процедура проведения:
• оценка результатов работы в течение семестра
• применение КИМ (контрольно-измерительных материалов) теоретико-практического характера к зачету (по итогам промежуточной аттестации).
КИМ (контрольно-измерительные материалы) включают:
1. Контрольно-измерительный материал (КИМ) теоретико-практического и практического характера (тесты) (количество баллов – 0–20)
2. Практические задания (количество баллов – 0–30)
3. Вопросы к собеседованию (к зачету) (количество баллов – 0–40)
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-2
4. Инндикаторы достижения:

ПК-2.1 Знает основы стилистики и функциональные стили речи.
ПК-2.2 Создает на основе существующих методик тексты различных типов и жанров, в том числе для размещения на веб-сайтах и в соцсетях, для публикации в СМИ и выпуска в эфир
ПК-2.3 Владеет навыками креативного письма

5. Пример оценочного средства:
Вопросы к собеседованию (к зачету)
1. Понятие копирайтинга. Место копирайтинга в рекламной деятельности.
2. Основные задачи копирайтинга.
3. Копирайтинг и креатив. Основные требования к креатору.
4. Роль креатора в рекламном процессе.
5. Слоган как элемент фирменного стиля и как рекламное сообщение.
6. Виды слоганов.
7. Приемы создания слоганов.
8. Рекламный текст как продукт креатива.
9. Журналистский и рекламный текст: основные различия и общие черты.
10. Жанры рекламных текстов.
11. Нейминг как процедура копирайтинга.
12. Структура рекламного текста, его элементы: заголовок, подзаголовок, слоган, основной рекламный текст, контакты.
13. Визуальное сопровождение рекламного текста. Элементы фирменного стиля.
14. Правила создания рекламного текста. 1
5. Понятие спичрайтинга, основные функции и задачи.
16. Виды продуктов спичрайтинга: речь, поздравительный текст, тезисы.
17. Технология спичрайтинга. Работа с ньюсмейкерами.
18. Правила и ошибки при создании продуктов спичрайтинга.
19. Специальное событие как форма рекламы. Виды специальных событий
20. Критерии оценки работы копирайтера.

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
«Зачтено»:
1) студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
2) студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
3) студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Не зачтено»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Земская Ю.Н. и др. Теория текста: учебное пособие М.: Флинта: Наука// ЭБС «ЛАНЬ» // ЭБС "Университетская библиотека online"2017, 2016 e.lanbook.com
Л1.2 О.С. Иссерс Речевое воздействие: учеб. пособие М. // ЭБС «Лань»2017, 2016 e.lanbook.com
Л1.3 Чувакин А.А., Качесова И.Ю., Панченко Н.В. и др. Текст в коммуникативном пространстве современной России: монография Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: учебное пособие М.:"Флинта" - https://e.lanbook.com/book/44281, 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 российская риторическая ассоциация annushkinvi.ru
Э2 российская коммуникативная ассоциация www.russcomm.ru
Э3 курс в мудле portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из лекционных и практических занятий, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым занятия способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме.
Работа с учебниками и научной литературой
При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.
Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой – это всегда большая экономия времени и сил.
Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего.
При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.
Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.
Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые понятия. Такой лист помогает запомнить основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.
Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное – это внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.
Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).
Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины. К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу.