МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Командообразование и лидерские навыки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильУправление в сфере профессионального образования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_Профобучение_УСПО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Ануфриева Ирина Юрьевна;к.э.н., зав. каф., доцент, Рудакова Оксана Юрьевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Петрова Людмила Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Командообразование и лидерские навыки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать комплексные знания о командообразовании и лидерстве, сформировать умения и навыки эффективного применения полученных знаний на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы
УК-3.2 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.3 Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели
УК-6Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
УК-6.1 Проводит самоанализ и самооценку, определяет направления повышения личной эффективности в профессиональной деятельности
УК-6.2 Выстраивает индивидуальную образовательную траекторию развития; планирует свою профессионально-образовательную деятельность; критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач; применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания
УК-6.3 Владеет навыками эффективного целеполагания; приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Командообразование
1.1. Команда как особый тип организации: сущность, миссия. Виды команд. Лекции 1 1 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Команда как особый тип организации: сущность, миссия. Виды команд. Практические 1 0 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Команда как особый тип организации: сущность, миссия. Виды команд. Сам. работа 1 7 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Теоретико-методологические подходы к командообразованию Лекции 1 1 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Теоретико-методологические подходы к командообразованию Практические 1 0 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Теоретико-методологические подходы к командообразованию Сам. работа 1 7 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Структура команды. Классификация ролей в команде. Лекции 1 0 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Структура команды. Классификация ролей в команде. Практические 1 1 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.9. Структура команды. Классификация ролей в команде. Сам. работа 1 10 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Лидер в современном обществе.
2.1. Ролевые функции и характеристики лидера Лекции 1 1 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Ролевые функции и характеристики лидера Практические 1 0 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Ролевые функции и характеристики лидера Сам. работа 1 10 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Личностный ресурс и основные компетенции в реализации лидерской позиции Лекции 1 0 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Личностный ресурс и основные компетенции в реализации лидерской позиции Практические 1 1 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Личностный ресурс и основные компетенции в реализации лидерской позиции Сам. работа 1 10 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Управление командой. Эффективность работы команды
3.1. Управление командой в системе управления персоналом Лекции 1 1 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Управление командой в системе управления персоналом Практические 1 0 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Управление командой в системе управления персоналом Сам. работа 1 10 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Формирование и развитие команды Лекции 1 0 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Формирование и развитие команды Практические 1 1 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Формирование и развитие команды Сам. работа 1 10 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.7. Организация работы команды: стратегические и операционные аспекты Лекции 1 0 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.8. Организация работы команды: стратегические и операционные аспекты Практические 1 1 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.9. Организация работы команды: стратегические и операционные аспекты Сам. работа 1 10 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.10. Профориентация, адаптация и развитие членов команды Лекции 1 0 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.11. Профориентация, адаптация и развитие членов команды Практические 1 1 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.12. Профориентация, адаптация и развитие членов команды Сам. работа 1 10 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.13. Мотивация, стимулирование и оплата индивидуального и командного труда Лекции 1 0 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.14. Мотивация, стимулирование и оплата индивидуального и командного труда Практические 1 1 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.15. Мотивация, стимулирование и оплата индивидуального и командного труда Сам. работа 1 10 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:
Вопрос №1. Какое из определений является неверным?
а. Команда – группа единомышленников, решающих общую задачу и обладающих взаимодополняющими навыками и качествами. Для достижения стоящей перед ними цели члены команды вместе формулируют задачи и стратегию работы, за которую они несут взаимную ответственность.
б. Команда – это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи.
в. Команда – это группа людей, которые выполняют определенную работу за денежное вознаграждение.

Вопрос №2. Какой из принципов не относится к принципам формирования команды?
а. Добровольность вхождения в команду, коллективное выполнение работы, коллективная ответственность.
б. Принцип профессионализма, принцип единоначалия, принцип свободы самоопределения действий.
в. Принцип синергии, принцип мотивации/ стимулирования членов команды за конечный результат, автономное самоуправление команды

Вопрос №3. В каком случае (бизнес-процессе) функционирование команды не является наиболее эффективным?
а. В ситуации консалтингового проекта для заказчика, где необходима помощь из разных сфер и компетенций бизнеса.
б. Когда приходится иметь дело с такими проблемами, решение которых малоизвестно и требуется «мозговой штурм» специалистов из разных сфер, нацеленных на общий результат и знающих специфику организации.
в. Необходимы социальные, а не авторитарные методы поддержания стандартов.
г. Людям необходимы товарищеские отношения для поддержания морального духа в определенной бизнес-ситуации.

Вопрос №4. Выберите два верных определения лидерства
а. Лидерство – это умение так организовать взаимодействие с людьми, чтобы каждый из них искренне захотел достичь поставленной лидером цели.
б. Лидерство – это стиль руководства, который характеризуется централизацией руководителем управленческих функций и систематическим контролем за качественным выполнением их деятельности.
в. Лидерство — это процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.

Вопрос №5. Этим качеством (навыком, компетенцией) не обязательно обладать лидеру, чтобы создать команду единомышленников
а. Лидер должен уметь строить отношения с людьми
б. Высокий профессионализм, знание актуальной проблематики рынка, сила воли, харизма.
в. Лидер должен иметь эмоциональную устойчивость, интеллект и силу воли

Вопрос №6. Выберите три типа лидерства при взаимодействии с другими членами команды:
а. Транзактор.
б. Герой-визионер.
в. Авторитарно-харизматичная личность.
г. Пассионарная личность.

Вопрос №7. Одно из определений понятия «тимбилдинг» является неверным. Какое?
а. Тимбилдинг (англ. Team building — построение команды) — термин, обычно используемый в контексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды.
б. Тимбилдинг — это командообразование. Другими словами, тимбилдинг — это комплекс мероприятий, которые направлены на сплочение команды путем совместного активного отдыха, корпоративных игр, тренингов и прочего.
в. Тимбилдинг — это процесс подбора сотрудников в команду и его профессиональная адаптация.
г. Тимбилдинг — это процесс управления группой людей для достижения общей цели.

Вопрос №8. Какова оптимальная численность сотрудников в команде?
а. Оптимальная численность сотрудников в команде составляет не более 12-15 человек согласно «Закону парадокса и кооперации».
б. Оптимальная численность сотрудников в команде определяется сложностью и количеством бизнес-процессов.
в. Оптимальная численность сотрудников в команде составляет 20-25 человек.
г. Оптимальную численность команды определяет руководитель исходя из своего видения и целей.

Вопрос №9. Назовите два ограничения, которые присущи процессу командообразования.
а. Наличие профессионалов, начинающая организация, экономический кризис.
б. Время, деньги, «человеческий фактор».
в. Недирективность, эксклюзивность (уникальность) модели, хрупкость.

Вопрос №10. Выберите 3 основные характеристики эффективной команды).
а. Имеют лидера, являющегося ядром команды, отличаются высоким качеством конечных результатов своей деятельности, члены команды хорошо сотрудничают и взаимодействуют друг с другом.
б. Члены команды высокопрофессиональны, обладают богатым опытом, они экстраверты и нацелены на карьерный рост в организации.
в. Состав команды хорошо сбалансирован в зависимости от ролей, выполняемых членами команды, менеджеры команды пользуются большим уважением благодаря примеру, который они подают членам команды, имеют высокую степень автономности.
г. Способны быстро учиться на собственных ошибках, хорошо ориентированы на клиента, потребителя, имеют навыки оптимального решения проблем и регулярно следят за их разрешением, участники высокоэффективных команд хорошо мотивированы на результат.

Вопрос №11. Выберите две основные задачи лидера в команде:
а. Создает особые способы взаимодействия между подчиненными, правила коммуникации, благодаря этому организует эффективную работу и поддерживает собственный статус.
б. Создает идею, подбирает сотрудников, расписывает им функциональные обязанности, организовывает оценку и контроль, презентует окончательный вариант проекта заказчику.
в. Влияет на людей силой своего убеждения, а не силой статуса, предлагает высокие цели, ведет участников команды за собой.

Вопрос №12. Каким образом развивается команда?
а. Команда развивается в зависимости от роста численности сотрудников и роста количества их задач.
б. Команда в своем развитии, как живой организм, проходит несколько жизненных циклов. Она растет вместе с организацией, в ней меняются цели, задачи, люди, а также характер отношений с внешним миром.
в. Развитие команды зависит от развития лидера. Если он повышает свою лидерскую и профессиональную компетентность — вместе с ним растет и команда.

Вопрос №13. Какими факторами определяются стратегия и функции лидерства в команде?
а. Роль лидера меняется в зависимости от стадий развития команды. Развивается команда — вместе с ней меняет стратегию лидерства и сам лидер. В качестве формулы профессионального становления руководителя и команды можно признать следующую последовательность: «Руководство командой — Управление ее людьми и процессами – Стратегическое лидерство».
б. Роль лидерства меняется от того, насколько эффективны и компетентны сотрудники в команде.
в. Роль лидерства меняется в зависимости от индивидуальных особенностей лидера, а также его возраста и опыта.

Вопрос №14. Назовите основные характеристики команды на стадии стабилизации, этап «Зрелость команды» (в вопросе правильных ответов: 2).
а. Цели предприятия становятся доминирующими в работе сотрудников. Отделы разграничивают свои функции, лидеры — свои полномочия и грамотные отношения с подчиненными. Сотрудники воспринимаются компанией, как внутренние клиенты.
б. Компания занимает определенную нишу на рынке, и теперь основная задача бизнеса – не столько приобрести новое, сколько удержать достигнутые позиции.
в. В команде начинают проявляться конфликты и доминирование одной группы над другими. Текучесть кадров — показатель на этой стадии развития команды.

Вопрос №15. «Синергия» - это:.
а. Синерги́я (греч. συνεργία — сотрудничество, содействие, помощь, соучастие, сообщничество; от греч. σύν — вместе, греч. ἔργον — дело, труд, работа, (воз)действие) — суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного.
б. Синергия — это выявление самого эффективного средства взаимодействия между людьми.
в. Синергия – совместное действие двух или нескольких органов.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее % заданий.

ЗАДАНИЯ:
Задание 1. На основе данных компании «А» сформируйте команду для выполнения проекта по развитию организации, составьте план командной работы, распределите задания и определите полномочия членов команды, проведите обсуждение разных идей и мнений по проекту.
Задание 2. Вы сформировали команду для выполнения проекта по развитию организации «А». Опишите командную стратегию для достижения поставленной цели.
Задание 3. Определите, какие компетенции вам необходимы для руководства командой проекта по развитию организации «А». Проанализируйте, какими компетенциями вы владеете вы сейчас и какие компетенции вам необходимо приобрести? Каким образом вы планируете это сделать?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Вопросы к зачету
1. Лидерство как социальная характеристика современной личности.
2. Понятие лидерства в теориях менеджмента.
3. Социальные характеристики черт и проявлений лидеров.
4. Лидерство и управление в современном обществе.
5. Основы тайм-менеджмента.
6. Презентация и самопрезентация.
7. Искусство публичного выступления.
8. Механизмы выдвижения в позицию лидера психологический обмен и имплицитная теория.
9. Соотношение явлений «лидерства» и «руководства».
10. Основные подходы к формированию команды: целеполагающий, межличностный,ролевой и проблемно-ориентированный
11. Эффективность работы группы. Факторы, влияющие на эффективность работы группы.
12. Типология лидерства.
13. Понятие о стилях лидерства: основные классификации.
14. Объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование стиля и типа лидерства.
15. Теории лидерства.
16. Взаимодействие в группе и коллективе: проблема организационного поведения лидера.
17. Понятие ситуационного и адаптивного лидерства: специфика современного содержания.
18. Профессионализм и личностные характеристики лидера.
19. Лидерство и власть: общее и специфичное.
20. Личностный ресурс современного лидера.
21. Проблема формирования лидерства в государственных, общественных и коммерческих структурах.
22. Пол, возраст, темперамент, характер, профессионализм, жизненный опыт – специфика влияния на формирование лидерства в современной организации.
23. Основные типы компетенций лидера.
24. Этика лидера: особенности формирования и реализации.
25. Понятие о современной технологии лидерства.
26. Команда как особый тип организации: характеристики и условия формирования.
27. Особенности командообразования в современной организации.
28. Теории формирования команд.
29. Диалектика взаимоотношений лидера и команды.
30. Понятие конфликта, его виды. Роль лидера в управлении конфликтами.
Типовые практические задания для промежуточной аттестации:
1. Один из наиболее опытных разработчиков в вашей команде проекта, где вы ПМ, постоянно возмущается техническими решениями, которые принимает технический контакт на стороне клиента. Он считает их неверными и пророчит в будущем проблемы, которые будут вызваны последствиями этих решений. Вы начинаете замечать, что эффективность этого разработчика заметно снизилась. Что бы вы могли сделать в такой ситуации, чтобы не допустить негативного влияния на проект?
2. Бизнес-аналитик в команде и тех лид не могут найти общий язык и постоянно кофнликтуют, обвиняя друг друга в некомпетентности. Аргументы для подтверждения своей точки зрения есть у обоих, личной неприязни до этого проекта не было замечено. Что можно было сделать чтобы уменьшить вероятность такой ситуации? Какие варианты решения конфликта есть сейчас?
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ридецкая О.Г. Эффективное лидерство. Хрестоматия. Учебно-методический комплекс : Университетская библиотека online М.: Директ-Медия, 2012 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117872
Л1.2 Басманова, Н.И. Тренинг командообразования : учебное пособие Технологический университет. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, , 2019 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дейнека, А.В.; Беспалько В.А. Управление человеческими ресурсами: учебник Москва : Дашков и К°, 2022 biblioclub.ru
Л2.2 Камнева, Е.В. Тренинг командообразования и групповой работы: : учебник для магистратуры Москва : Прометей, 2019 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Командообразование и лидерские навыки portal.edu.asu.ru
Э2 База данных по российским компаниям www.fira.ru
Э3 Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» www.ecsocman.edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных Гарант , КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.