МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика профессионального обучения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильУправление в сфере профессионального образования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_Профобучение_УСПО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав. каф., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Методика профессионального обучения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение выопросов, связанных с методикой профессионального обучения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
ОПК-2.1 Знает: виды, структуру, особенности и порядок реализации основных образовательных программ; методологические, нормативно-правовые, психолого- педагогические, проектно методические и организационно-управленческие аспекты проектирования основных образовательных программ, разработки научно- методического обеспечения их реализации; современные требования к научно-методическому обеспечению учебных курсов, дисциплин (модулей) программ СПО
ОПК-2.2 Умеет: проектировать содержание, структуру, результаты освоения, условия реализации основных образовательных программ на основании требований ФГОС, ПООП, профессиональных стандартов и иных требований; разрабатывать научно-методическое обеспечение реализации основных образовательных программ, в том числе адаптированных образовательных программ
ОПК-2.3 Владеет: методами анализа ФГОС, профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик, ПООП и иных требований, запросов работодателей и образовательных потребностей обучающихся к содержанию и структуре, порядку и условиям организации образовательной деятельности; методикой проектирования основных образовательных программ, в том числе адаптированных образовательных программ; методикой разработки научно етодического обеспечения основных программ; средствами информационно-коммуникационных технологий при разработке, оформлении, обсуждении и сопровождении основных образовательных программ
ОПК-3Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
ОПК-3.1 Знает: основы психолого-педагогической диагностики; основы инклюзивного образования; нормативно-правовые, психолого-педагогические, проектно-методические и организационно- управленческие аспекты организации совместной и индивидуальной учебной (учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной) и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, при реализации основных образовательных программ; основы проектирования образовательной среды, технологии обучения и воспитания обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
ОПК-3.2 Умеет: выбирать и применять методы психолого-педагогической диагностики с целью выявления индивидуальных особенностей, потребностей, затруднений обучающихся (в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями), выявления одаренных обучающихся; проектировать содержание и организационно-методический инструментарий процесса совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, с учетом принципов инклюзивного образования
ОПК-3.3 Владеет: методиками психолого- педагогической диагностики с целью выявления индивидуальных особенностей, потребностей, затруднений обучающихся (в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями), выявления одаренных обучающихся; методикой выбора и проектирования форм и методов организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-5Способен разрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении
ОПК-5.1 Знает: требования нормативных правовых актов в сфере образования, регламентирующих проведение оценочных процедур образовательных результатов обучающихся. Современные подходы к измерению и оценке образовательных результатов обучающихся; основы построения системы внутренней оценки качества образовательной деятельности в образовательной организации; типологию мониторингов, формы и способы осуществления мониторинговых исследований, инструментарий мониторинга в области образования
ОПК-5.2 Умеет: разрабатывать средства измерения и оценки образовательных результатов обучающихся; разрабатывать программы мониторинга образовательных результатов обучающихся по освоению основных и дополнительных образовательных программ; разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении при освоении обучающимися основных и дополнительных образовательных программ
ОПК-5.3 Владеет: методикой отбора и разработки диагностического инструментария измерения и оценки образовательных результатов обучающихся; методикой интерпретации результатов измерения и оценки образовательных результатов обучающихся; методикой организации и проведения мониторинговых исследований образовательных результатов обучающихся; способами оформления и презентации результатов мониторинга образовательных результатов обучающихся с применением современных информационно-коммуникационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1: Знает: виды, структуру, особенности и порядок реализации основных образовательных программ; методологические, нормативно-правовые, психолого- педагогические, проектно методические и организационно-управленческие аспекты проектирования основных образовательных программ, разработки научно- методического обеспечения их реализации; современные требования к научно-методическому обеспечению учебных курсов, дисциплин (модулей) программ СПО
ОПК-3.1: Знает: основы психолого-педагогической диагностики; основы инклюзивного образования; нормативно-правовые, психолого-педагогические, проектно-методические и организационно- управленческие аспекты организации совместной и индивидуальной учебной (учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной) и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, при реализации основных образовательных программ; основы проектирования образовательной среды, технологии обучения и воспитания обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
ОПК-5.1: Знает: требования нормативных правовых актов в сфере образования, регламентирующих проведение оценочных процедур образовательных результатов обучающихся. Современные подходы к измерению и оценке образовательных результатов обучающихся; основы построения системы внутренней оценки качества образовательной деятельности в образовательной организации; типологию мониторингов, формы и способы осуществления мониторинговых исследований, инструментарий мониторинга в области образования
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2: Умеет: проектировать содержание, структуру, результаты освоения, условия реализации основных образовательных программ на основании требований ФГОС, ПООП, профессиональных стандартов и иных требований; разрабатывать научно-методическое обеспечение реализации основных образовательных программ, в том числе адаптированных образовательных программ
ОПК-3.2: Умеет: выбирать и применять методы психолого-педагогической диагностики с целью выявления индивидуальных особенностей, потребностей, затруднений обучающихся (в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями), выявления одаренных обучающихся; проектировать содержание и организационно-методический инструментарий процесса совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, с учетом принципов инклюзивного образования
ОПК-5.2: Умеет: разрабатывать средства измерения и оценки образовательных результатов обучающихся; разрабатывать программы мониторинга образовательных результатов обучающихся по освоению основных и дополнительных образовательных программ; разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении при освоении обучающимися основных и дополнительных образовательных программ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.3: Владеет: методами анализа ФГОС, профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик, ПООП и иных требований, запросов работодателей и образовательных потребностей обучающихся к содержанию и структуре, порядку и условиям организации образовательной деятельности; методикой проектирования основных образовательных программ, в том числе адаптированных образовательных программ; методикой разработки научно етодического обеспечения основных программ; средствами информационно-коммуникационных технологий при разработке, оформлении, обсуждении и сопровождении основных образовательных программ
ОПК-3.3: Владеет: методиками психолого- педагогической диагностики с целью выявления индивидуальных особенностей, потребностей, затруднений обучающихся (в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями), выявления одаренных обучающихся; методикой выбора и проектирования форм и методов организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-5.3: Владеет: методикой отбора и разработки диагностического инструментария измерения и оценки образовательных результатов обучающихся; методикой интерпретации результатов измерения и оценки образовательных результатов обучающихся; методикой организации и проведения мониторинговых исследований образовательных результатов обучающихся; способами оформления и презентации результатов мониторинга образовательных результатов обучающихся с применением современных информационно-коммуникационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (ПРОИЗВОДСТВЕННОГО) ОБУЧЕНИЯ
1.1. Исходные общепедагогические положения учебного процесса. Особенности процесса профессионального (практического, производственного) обучения. Проблемы целеполагания производственного обучения Лекции 2 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Содержание производственного обучения. Логика процесса профессионального (производственного) обучения Практические 2 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Учение и инструктирование. Принципы профессионального обучения Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (ПРОИЗВОДСТВЕННОГО) ОБУЧЕНИЯ
2.1. Общая характеристика методов обучения Лекции 2 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Словесные методы производственного обучения. Наглядно-демонстрационные методы производственного обучения. Практические методы производственного обучения. Система упражнений - основного метода производственного обучения Практические 2 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. «Активные» методы обучения Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
3.1. Формы организации процесса производственного обучения Лекции 2 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Формы организации учебно-производственного труда учащихся Практические 2 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Формы организации труда (обучающей деятельности) мастера производственного обучения Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
4.1. Материально-техническое обеспечение производственного обучения Лекции 2 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Учебно-методическое обеспечение производственного обучения Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ. НОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО- ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРУДА УЧАЩИХСЯ
5.1. Нормирование учебно-производственного труда учащихся Практические 2 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Планирование производственного обучения Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Планирование учебно-производственной деятельности учащихся Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. МАСТЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (ПРОИЗВОДСТВЕННОГО) ОБУЧЕНИЯ
6.1. Педагогический стиль, педагогический такт, педагогическая техника мастера Практические 2 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Мастер производственного обучения - учитель и воспитатель молодежи. Слагаемые педагогического мастерства Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Педагогика сотрудничества Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. ПОДГОТОВКА МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ
7.1. Подготовка к изучению очередной темы учебной программы Практические 2 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Подготовка мастера к учебному году Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.3. Подготовка к уроку Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. МЕТОДИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ
8.1. Подготовительный период производственного обучения Сам. работа 2 3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Вводный период обучения Сам. работа 2 3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.3. Период производственного обучения - освоение профессии Сам. работа 2 3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА УЧАЩИХСЯ
9.1. Организация производственной практики учащихся на предприятиях. Производственная практика в составе ученических бригад Сам. работа 2 3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.2. Особенности производственной практики в современных условиях Сам. работа 2 3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.3. Производственная практика учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих (специалистов) предприятия Сам. работа 2 3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 10. УЧЕТ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (ПРОИЗВОДСТВЕННОГО) ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
10.1. Учет успеваемости учащихся Сам. работа 2 3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
10.2. Содержание и виды учета производственного обучения Сам. работа 2 3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
10.3. Методика и содержание оценки учебных успехов учащихся Сам. работа 2 3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 11. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
11.1. Урок - основная организационная форма изучения специальных предметов. Проектирование учебного занятия. Восприятие - начало усвоения. Запоминание, закрепление. Обобщение и систематизация знаний учащихся. Формирование понятий Сам. работа 2 3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
11.2. Содержание, роль и место специальных предметов в системе профессиональной подготовки учащихся в учебном заведении Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
11.3. Формирование умений применять знания Сам. работа 2 3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 12. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА (МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
12.1. Задачи и структура методической работы (методической службы) Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
12.2. Коллективные формы методической работы. Массовые и групповые формы методической работы. Формирование и развитие педагогической квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
12.3. Методический (педагогический) кабинет учебного заведения Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8974
ОПК-2: Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
ОПК-3: Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
ОПК-5: Способен разрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Основными аспектами рассмотрения понятия «методика профессионального обучения выступают»:
А) теоретический, содержательный, практический;
Б) методологический, методический, практический;
В) методологический, теоретический, методический, практический.
Ответ: А
2. Объектом исследования методики профессионального обучения как научного направления является:
А) учебный процесс в учреждениях профессионального образования;
Б) методическая деятельность педагога профессионального обучения;
В) дидактическая деятельность педагога профессионального обучения
Ответ: А
3. Предмет исследования методики профессионального обучения как научного направления в педагогике
профессионального образования:
А) факторы повышения эффективности учебного процесса, методическая деятельность педагога
профессионального обучения;
Б) теория обучения;
В) теория анализа и проектирования педагогической деятельности
Ответ: А
4. Основными отделами методики профессионального обучения выступают:
А) методика теоретического обучения, методика осуществления учебной практики (производственного
обучения), методика подготовки новых рабочих кадров в условиях производства, методика повышения
квалификации работников с начальным профессиональным образованием и специалистов;
Б) методика проведения занятий, методика осуществления контроля, методика воспитательной работы,
методика применения средств обучения;
В) методика разработки средств, методов и форм организации обучения, методика разработки и анализа
содержания обучения
Ответ: А
5. Выберите верный вариант ответа, отражающий структуру методики как нормативного системного способа
деятельности педагога профессионального обучения.
А) цели, вытекающие из общих и специальных принципов обучения в условиях профессионального
образования; содержание обучения, базирующееся на целях и принципах отбора и формирования содержания;
средства и методы обучения, реализуемые в формах организации обучения; средства и методы контроля
результатов обучения; формы организации обучения; формы контроля в обучении.
Б) тестовые задания, учебные задачи, листы рабочей тетради, учебные алгоритмы, опорные конспекты;
В) учебные пособия, учебные материалы по теме занятия, учебные элементы, основные понятия по теме урока
Ответ: А
6. Верно ли указаны действия педагога профессионального обучения с целями обучения:
Задает цели, формулирует их с учетом требований; достигает цели в совместной деятельности с учащимися; переводит цели в проверочные задания; соотносит цели с уровнями усвоения; устанавливает в ходе контроля степень соответствия цели и результатов обучения; устанавливает зависимость содержания, средств и методов обучения от целей.
Да, верно
Нет, неверно
Ответ: Да
7. Верно ли указана структура учебной цели:Субъект действия, объект действия, целевое действие
Да, верно
Нет, неверно
Ответ: Да
8. Верно ли, что требованиями к постановке дидактических целей являются требования, представленные ниже: Цель должна формулироваться на языке наблюдаемых действий, которые в результате изучения темы должны демонстрировать учащиеся; должна быть рассчитана на достижение определенного уровня усвоения; должна быть проверяемой (для ее проверки можно подобрать проверочное задание на выявление определенного уровня усвоения); должна быть достижимой за определенное время.
Да, верно
Нет, неверно
Ответ: Да
9. Верно ли, что категориями учебных целей выступают: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка?
Да, верно
Нет, неверно
Ответ: Да
10. Верно ли, что содержание теоретического обучения представляет систему учебных дисциплин (предметов), профессиональных модулей (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК)
Да, верно
Нет, неверно
Ответ: Да
11. Верно ли, что структура содержания учебной дисциплины подразделяется на разделы, разделы – на темы по программе, тема по программе – на дидактические единицы, которые могут выступать темой занятия или вопросом изучения темы
Да, верно
Нет, неверно
Ответ: Да
12. Верно ли дано определение учебных элементов: Учебные элементы - подлежащие обязательному изучению объекты, предметы, процессы, свойства, связи, введенные в учебный процесс в виде законов, принципов, понятий, категорий, алгоритмов, способов.
Да, верно
Нет, неверно
Ответ: Да
13. Верно ли дано определение: Методический анализ учебных материалов – мыследеятельность преподавателя по выявлению понятийного состава, структуры и логики учебного материала и выполнению его методической переработки с учетом специфики формируемых технических понятий и психологических закономерностей познавательной деятельности учащегося. Результатом методического анализа выступает перечень учебных элементов по теме (их необходимое и достаточное количество).
Да, верно
Нет, неверно
Ответ: Да
14. Верно ли определена сущность контроля: Контроль - процесс установления соотношения между целями и результатом обучения, определение степени достижения цели, установление характера отклонений от цели и выявление причин отклонения.
Да, верно
Нет, неверно
Ответ: Да
15. Верно ли указаны задачи контроля: выявление качества хода и результатов обучения; получение информации о характере учебной деятельности учащихся в учебном процессе; определение эффективности применяемых педагогом ПО методик и дидактических технологий, отдельных средств и методов обучения.
Да, верно
Нет, неверно
Ответ: Да
Примеры заданий открытого типа
1. Cистема знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами это - _________________________
Ответ: Содержание воспитания
2. Cовокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, СМИ и т.д.) это - _______________________
Ответ: средства обучения
3. Перечислите задачи, решаемые на каждом уроке учителем __________,_______________,_______________.
Ответ: Воспитательная, обучающая, развивающая
4. Развитие - это _______________________
Ответ: процесс качественных изменений человека, процесс не поддающийся измерению, так как он скачкообразный.
5. Перечислите условия развития личности __________,______________,__________________
Ответ: наследственность, среда, воспитание
6. Понятие "зона ближайшего развития" ввел____________________
Ответ: Л.С. Выготский
7. Содержание учебного процесса определяет______________________
Ответ: Федеральный государственный образовательный стандарт
8. Урок - это_________________
Ответ: форма организации обучения.
9. Структура урока - это____________________________
Ответ: последовательность действий учителя в классе
10. "Трудный ученик" - это ____________________________
Ответ: такой ученик, по отношению к которому работа учителя оказывается слабо производительной.
11. Метод воспитания, направленный на формирование нравственного сознания ______________
Ответ: Убеждение
12. Метод, формирующий необходимые качества личности ______________________
Ответ: Упражнение
13. Перечислите этапы проектирования - __________________,________________________,_____________________.
Ответ: Моделирование, проектирование, конструирование
14. Система дидактических средств обучения по конкретной дисциплине, создаваемая в целях наиболее полной реализации образовательных и воспитательных задач, сформулированных программой по данной дисциплине ИЛИ система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации образовательных программ - это ____________________________________________.
Ответ: Учебно-методический комплекс
15. предварительная разработка деталей предстоящей деятельности (В.С. Безрукова);
ИЛИ
прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е.С. ЗаирБек);
ИЛИ
способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н.А. Масюкова);
ИЛИ
ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (С.Я. Батышев, А.М. Новиков);
ИЛИ
процесс создания и реализации педагогического проекта;
ИЛИ
технология обучения. Все выше перечисленное является определениями __________________________
Ответ: Педагогического проектирования.
16. Перечислите уровни педагогического проектирования__________________________________
Ответ: Концептуальный, содержательный, технологический, процессуальный.
17. «Процессы развития не совпадают с процессами обучения; первые идут вслед за вторыми, создающими зоны ближайшего развития», автором высказывания является _________________
Ответ: Л.С. Выготский
18. Авторами теории развивающего обучения являются_________________________________
Ответ: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов
19. Способ целенаправленного воздействия на личность (Л.И. Божович)
ИЛИ
Инструмент прикосновения к личности, с помощью которого воспитатель вырабатывает у личности твердые убеждения, привычки поведения, развивает чувства, волю и устойчивый характер - это_________________________
Ответ: Метод воспитания.
20. Метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми - это__________
Ответ: Наказание.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении на 5 курсе экзамена.
Вопросы к экзамену:
1. Исходные общепедагогические положения учебного процесса
2. Особенности процесса профессионального (практического, производственного) обучения
3. Проблемы целеполагания производственного обучения
4. Содержание производственного обучения
5. Логика процесса профессионального (производственного) обучения
6. Учение и инструктирование
7. Принципы профессионального обучения
8. Общая характеристика методов обучения
9. Словесные методы производственного обучения
10. Наглядно-демонстрационные методы производственного обучения
11. Практические методы производственного обучения
12. Система упражнений - основного метода производственного обучения
13. «Активные» методы обучения
14. Формы организации процесса производственного обучения
15. Формы организации учебно-производственного труда учащихся
16. Формы организации труда (обучающей деятельности) мастера производственного обучения
17. Материально-техническое обеспечение производственного обучения
18. Учебно-методическое обеспечение производственного обучения
19. Планирование производственного обучения
20. Нормирование учебно-производственного труда учащихся
21. Планирование учебно-производственной деятельности учащихся
22. Мастер производственного обучения - учитель и воспитатель молодежи
23. Слагаемые педагогического мастерства
24. Педагогический стиль, педагогический такт, педагогическая техника мастера
25. Педагогика сотрудничества
26. Подготовка мастера к учебному году
27. Подготовка к изучению очередной темы учебной программы
28. Подготовка к уроку
29. Вводный период обучения
30. Подготовительный период производственного обучения
31. Период производственного обучения - освоение профессии
32. Особенности производственной практики в современных условиях
33. Организация производственной практики учащихся на предприятиях
34. Производственная практика в составе ученических бригад
35. Производственная практика учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих (специалистов) предприятия
36. Содержание и виды учета производственного обучения
37. Учет успеваемости учащихся
38. Методика и содержание оценки учебных успехов учащихся
39. Содержание, роль и место специальных предметов в системе профессиональной подготовки учащихся в учебном заведении
40. Урок - основная организационная форма изучения специальных предметов
41. Проектирование учебного занятия
42. Восприятие - начало усвоения
43. Запоминание, закрепление
44. Обобщение и систематизация знаний учащихся. Формирование понятий
45. Формирование умений применять знания
46. Задачи и структура методической работы (методической службы)
47. Коллективные формы методической работы
48. Массовые и групповые формы методической работы
49. Формирование и развитие педагогической квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения
50. Методический (педагогический) кабинет учебного заведения
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.






















Практические задания:
1. Составьте синквейн на следующие темы: «Принципы обучения», «Методы обучения», «Методы активного обучения»
2. Выберите педагогическую технологию и разработайте урок с ее использованием.
3. Напишите эссе на одну из приведенных тем: «Позиция современного ученика к процессу обучения», «Позиция современного учителя к процессу обучения»
4. Составьте конспект урока по любой из тем вашего предмета
Формальная часть:
Урок № ___
Тема:______________________________________________________________________
Цель:______________________________________________________________________
Задачи: обучающие:_________________________________________________________
развивающие:________________________________________________________
воспитывающие:_____________________________________________________
Оборудование:______________________________________________________________
Последовательность отдельных этапов урока.
Содержательная часть:

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. Учебное пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Кузнецов, В. В. Методика профессионального обучения : учебник и практикум для вузов М. : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Куцебо Г. И. МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения: учеб. для высшего проф. образования М.: Академия, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методика профессионального обучения Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru
Э2 Методика профессионального обучения ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Методика профессионального обучения portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л центр (класс) деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.