Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Управление в сфере профессионального образования |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_04_04_Профобучение_УСПО-2021 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна
1.1. | Освоение выопросов, связанных с методикой профессионального обучения |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-2 | Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации |
ОПК-2.1 | Знает: виды, структуру, особенности и порядок реализации основных образовательных программ; методологические, нормативно-правовые, психолого- педагогические, проектно методические и организационно-управленческие аспекты проектирования основных образовательных программ, разработки научно- методического обеспечения их реализации; современные требования к научно-методическому обеспечению учебных курсов, дисциплин (модулей) программ СПО |
ОПК-2.2 | Умеет: проектировать содержание, структуру, результаты освоения, условия реализации основных образовательных программ на основании требований ФГОС, ПООП, профессиональных стандартов и иных требований; разрабатывать научно-методическое обеспечение реализации основных образовательных программ, в том числе адаптированных образовательных программ |
ОПК-2.3 | Владеет: методами анализа ФГОС, профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик, ПООП и иных требований, запросов работодателей и образовательных потребностей обучающихся к содержанию и структуре, порядку и условиям организации образовательной деятельности; методикой проектирования основных образовательных программ, в том числе адаптированных образовательных программ; методикой разработки научно етодического обеспечения основных программ; средствами информационно-коммуникационных технологий при разработке, оформлении, обсуждении и сопровождении основных образовательных программ |
ОПК-3 | Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями |
ОПК-3.1 | Знает: основы психолого-педагогической диагностики; основы инклюзивного образования; нормативно-правовые, психолого-педагогические, проектно-методические и организационно- управленческие аспекты организации совместной и индивидуальной учебной (учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной) и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, при реализации основных образовательных программ; основы проектирования образовательной среды, технологии обучения и воспитания обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями |
ОПК-3.2 | Умеет: выбирать и применять методы психолого-педагогической диагностики с целью выявления индивидуальных особенностей, потребностей, затруднений обучающихся (в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями), выявления одаренных обучающихся; проектировать содержание и организационно-методический инструментарий процесса совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, с учетом принципов инклюзивного образования |
ОПК-3.3 | Владеет: методиками психолого- педагогической диагностики с целью выявления индивидуальных особенностей, потребностей, затруднений обучающихся (в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями), выявления одаренных обучающихся; методикой выбора и проектирования форм и методов организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями |
ОПК-5 | Способен разрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении |
ОПК-5.1 | Знает: требования нормативных правовых актов в сфере образования, регламентирующих проведение оценочных процедур образовательных результатов обучающихся. Современные подходы к измерению и оценке образовательных результатов обучающихся; основы построения системы внутренней оценки качества образовательной деятельности в образовательной организации; типологию мониторингов, формы и способы осуществления мониторинговых исследований, инструментарий мониторинга в области образования |
ОПК-5.2 | Умеет: разрабатывать средства измерения и оценки образовательных результатов обучающихся; разрабатывать программы мониторинга образовательных результатов обучающихся по освоению основных и дополнительных образовательных программ; разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении при освоении обучающимися основных и дополнительных образовательных программ |
ОПК-5.3 | Владеет: методикой отбора и разработки диагностического инструментария измерения и оценки образовательных результатов обучающихся; методикой интерпретации результатов измерения и оценки образовательных результатов обучающихся; методикой организации и проведения мониторинговых исследований образовательных результатов обучающихся; способами оформления и презентации результатов мониторинга образовательных результатов обучающихся с применением современных информационно-коммуникационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-2.1: Знает: виды, структуру, особенности и порядок реализации основных образовательных программ; методологические, нормативно-правовые, психолого- педагогические, проектно методические и организационно-управленческие аспекты проектирования основных образовательных программ, разработки научно- методического обеспечения их реализации; современные требования к научно-методическому обеспечению учебных курсов, дисциплин (модулей) программ СПО ОПК-3.1: Знает: основы психолого-педагогической диагностики; основы инклюзивного образования; нормативно-правовые, психолого-педагогические, проектно-методические и организационно- управленческие аспекты организации совместной и индивидуальной учебной (учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной) и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, при реализации основных образовательных программ; основы проектирования образовательной среды, технологии обучения и воспитания обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями ОПК-5.1: Знает: требования нормативных правовых актов в сфере образования, регламентирующих проведение оценочных процедур образовательных результатов обучающихся. Современные подходы к измерению и оценке образовательных результатов обучающихся; основы построения системы внутренней оценки качества образовательной деятельности в образовательной организации; типологию мониторингов, формы и способы осуществления мониторинговых исследований, инструментарий мониторинга в области образования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-2.2: Умеет: проектировать содержание, структуру, результаты освоения, условия реализации основных образовательных программ на основании требований ФГОС, ПООП, профессиональных стандартов и иных требований; разрабатывать научно-методическое обеспечение реализации основных образовательных программ, в том числе адаптированных образовательных программ ОПК-3.2: Умеет: выбирать и применять методы психолого-педагогической диагностики с целью выявления индивидуальных особенностей, потребностей, затруднений обучающихся (в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями), выявления одаренных обучающихся; проектировать содержание и организационно-методический инструментарий процесса совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, с учетом принципов инклюзивного образования ОПК-5.2: Умеет: разрабатывать средства измерения и оценки образовательных результатов обучающихся; разрабатывать программы мониторинга образовательных результатов обучающихся по освоению основных и дополнительных образовательных программ; разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении при освоении обучающимися основных и дополнительных образовательных программ |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-2.3: Владеет: методами анализа ФГОС, профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик, ПООП и иных требований, запросов работодателей и образовательных потребностей обучающихся к содержанию и структуре, порядку и условиям организации образовательной деятельности; методикой проектирования основных образовательных программ, в том числе адаптированных образовательных программ; методикой разработки научно етодического обеспечения основных программ; средствами информационно-коммуникационных технологий при разработке, оформлении, обсуждении и сопровождении основных образовательных программ ОПК-3.3: Владеет: методиками психолого- педагогической диагностики с целью выявления индивидуальных особенностей, потребностей, затруднений обучающихся (в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями), выявления одаренных обучающихся; методикой выбора и проектирования форм и методов организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями ОПК-5.3: Владеет: методикой отбора и разработки диагностического инструментария измерения и оценки образовательных результатов обучающихся; методикой интерпретации результатов измерения и оценки образовательных результатов обучающихся; методикой организации и проведения мониторинговых исследований образовательных результатов обучающихся; способами оформления и презентации результатов мониторинга образовательных результатов обучающихся с применением современных информационно-коммуникационных технологий |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (ПРОИЗВОДСТВЕННОГО) ОБУЧЕНИЯ | ||||||
1.1. | Исходные общепедагогические положения учебного процесса. Особенности процесса профессионального (практического, производственного) обучения. Проблемы целеполагания производственного обучения | Лекции | 2 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.2. | Содержание производственного обучения. Логика процесса профессионального (производственного) обучения | Практические | 2 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.3. | Учение и инструктирование. Принципы профессионального обучения | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 2. МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (ПРОИЗВОДСТВЕННОГО) ОБУЧЕНИЯ | ||||||
2.1. | Общая характеристика методов обучения | Лекции | 2 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.2. | Словесные методы производственного обучения. Наглядно-демонстрационные методы производственного обучения. Практические методы производственного обучения. Система упражнений - основного метода производственного обучения | Практические | 2 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.3. | «Активные» методы обучения | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 3. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ | ||||||
3.1. | Формы организации процесса производственного обучения | Лекции | 2 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.2. | Формы организации учебно-производственного труда учащихся | Практические | 2 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.3. | Формы организации труда (обучающей деятельности) мастера производственного обучения | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 4. СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ | ||||||
4.1. | Материально-техническое обеспечение производственного обучения | Лекции | 2 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
4.2. | Учебно-методическое обеспечение производственного обучения | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 5. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ. НОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО- ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРУДА УЧАЩИХСЯ | ||||||
5.1. | Нормирование учебно-производственного труда учащихся | Практические | 2 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
5.2. | Планирование производственного обучения | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
5.3. | Планирование учебно-производственной деятельности учащихся | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 6. МАСТЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (ПРОИЗВОДСТВЕННОГО) ОБУЧЕНИЯ | ||||||
6.1. | Педагогический стиль, педагогический такт, педагогическая техника мастера | Практические | 2 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
6.2. | Мастер производственного обучения - учитель и воспитатель молодежи. Слагаемые педагогического мастерства | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
6.3. | Педагогика сотрудничества | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 7. ПОДГОТОВКА МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ | ||||||
7.1. | Подготовка к изучению очередной темы учебной программы | Практические | 2 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
7.2. | Подготовка мастера к учебному году | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
7.3. | Подготовка к уроку | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 8. МЕТОДИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ | ||||||
8.1. | Подготовительный период производственного обучения | Сам. работа | 2 | 3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
8.2. | Вводный период обучения | Сам. работа | 2 | 3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
8.3. | Период производственного обучения - освоение профессии | Сам. работа | 2 | 3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 9. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА УЧАЩИХСЯ | ||||||
9.1. | Организация производственной практики учащихся на предприятиях. Производственная практика в составе ученических бригад | Сам. работа | 2 | 3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
9.2. | Особенности производственной практики в современных условиях | Сам. работа | 2 | 3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
9.3. | Производственная практика учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих (специалистов) предприятия | Сам. работа | 2 | 3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 10. УЧЕТ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (ПРОИЗВОДСТВЕННОГО) ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ | ||||||
10.1. | Учет успеваемости учащихся | Сам. работа | 2 | 3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
10.2. | Содержание и виды учета производственного обучения | Сам. работа | 2 | 3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
10.3. | Методика и содержание оценки учебных успехов учащихся | Сам. работа | 2 | 3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 11. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ | ||||||
11.1. | Урок - основная организационная форма изучения специальных предметов. Проектирование учебного занятия. Восприятие - начало усвоения. Запоминание, закрепление. Обобщение и систематизация знаний учащихся. Формирование понятий | Сам. работа | 2 | 3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
11.2. | Содержание, роль и место специальных предметов в системе профессиональной подготовки учащихся в учебном заведении | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
11.3. | Формирование умений применять знания | Сам. работа | 2 | 3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 12. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА (МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ | ||||||
12.1. | Задачи и структура методической работы (методической службы) | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
12.2. | Коллективные формы методической работы. Массовые и групповые формы методической работы. Формирование и развитие педагогической квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
12.3. | Методический (педагогический) кабинет учебного заведения | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8974 ОПК-2: Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации ОПК-3: Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями ОПК-5: Способен разрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Основными аспектами рассмотрения понятия «методика профессионального обучения выступают»: А) теоретический, содержательный, практический; Б) методологический, методический, практический; В) методологический, теоретический, методический, практический. Ответ: А 2. Объектом исследования методики профессионального обучения как научного направления является: А) учебный процесс в учреждениях профессионального образования; Б) методическая деятельность педагога профессионального обучения; В) дидактическая деятельность педагога профессионального обучения Ответ: А 3. Предмет исследования методики профессионального обучения как научного направления в педагогике профессионального образования: А) факторы повышения эффективности учебного процесса, методическая деятельность педагога профессионального обучения; Б) теория обучения; В) теория анализа и проектирования педагогической деятельности Ответ: А 4. Основными отделами методики профессионального обучения выступают: А) методика теоретического обучения, методика осуществления учебной практики (производственного обучения), методика подготовки новых рабочих кадров в условиях производства, методика повышения квалификации работников с начальным профессиональным образованием и специалистов; Б) методика проведения занятий, методика осуществления контроля, методика воспитательной работы, методика применения средств обучения; В) методика разработки средств, методов и форм организации обучения, методика разработки и анализа содержания обучения Ответ: А 5. Выберите верный вариант ответа, отражающий структуру методики как нормативного системного способа деятельности педагога профессионального обучения. А) цели, вытекающие из общих и специальных принципов обучения в условиях профессионального образования; содержание обучения, базирующееся на целях и принципах отбора и формирования содержания; средства и методы обучения, реализуемые в формах организации обучения; средства и методы контроля результатов обучения; формы организации обучения; формы контроля в обучении. Б) тестовые задания, учебные задачи, листы рабочей тетради, учебные алгоритмы, опорные конспекты; В) учебные пособия, учебные материалы по теме занятия, учебные элементы, основные понятия по теме урока Ответ: А 6. Верно ли указаны действия педагога профессионального обучения с целями обучения: Задает цели, формулирует их с учетом требований; достигает цели в совместной деятельности с учащимися; переводит цели в проверочные задания; соотносит цели с уровнями усвоения; устанавливает в ходе контроля степень соответствия цели и результатов обучения; устанавливает зависимость содержания, средств и методов обучения от целей. Да, верно Нет, неверно Ответ: Да 7. Верно ли указана структура учебной цели:Субъект действия, объект действия, целевое действие Да, верно Нет, неверно Ответ: Да 8. Верно ли, что требованиями к постановке дидактических целей являются требования, представленные ниже: Цель должна формулироваться на языке наблюдаемых действий, которые в результате изучения темы должны демонстрировать учащиеся; должна быть рассчитана на достижение определенного уровня усвоения; должна быть проверяемой (для ее проверки можно подобрать проверочное задание на выявление определенного уровня усвоения); должна быть достижимой за определенное время. Да, верно Нет, неверно Ответ: Да 9. Верно ли, что категориями учебных целей выступают: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка? Да, верно Нет, неверно Ответ: Да 10. Верно ли, что содержание теоретического обучения представляет систему учебных дисциплин (предметов), профессиональных модулей (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) Да, верно Нет, неверно Ответ: Да 11. Верно ли, что структура содержания учебной дисциплины подразделяется на разделы, разделы – на темы по программе, тема по программе – на дидактические единицы, которые могут выступать темой занятия или вопросом изучения темы Да, верно Нет, неверно Ответ: Да 12. Верно ли дано определение учебных элементов: Учебные элементы - подлежащие обязательному изучению объекты, предметы, процессы, свойства, связи, введенные в учебный процесс в виде законов, принципов, понятий, категорий, алгоритмов, способов. Да, верно Нет, неверно Ответ: Да 13. Верно ли дано определение: Методический анализ учебных материалов – мыследеятельность преподавателя по выявлению понятийного состава, структуры и логики учебного материала и выполнению его методической переработки с учетом специфики формируемых технических понятий и психологических закономерностей познавательной деятельности учащегося. Результатом методического анализа выступает перечень учебных элементов по теме (их необходимое и достаточное количество). Да, верно Нет, неверно Ответ: Да 14. Верно ли определена сущность контроля: Контроль - процесс установления соотношения между целями и результатом обучения, определение степени достижения цели, установление характера отклонений от цели и выявление причин отклонения. Да, верно Нет, неверно Ответ: Да 15. Верно ли указаны задачи контроля: выявление качества хода и результатов обучения; получение информации о характере учебной деятельности учащихся в учебном процессе; определение эффективности применяемых педагогом ПО методик и дидактических технологий, отдельных средств и методов обучения. Да, верно Нет, неверно Ответ: Да Примеры заданий открытого типа 1. Cистема знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами это - _________________________ Ответ: Содержание воспитания 2. Cовокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, СМИ и т.д.) это - _______________________ Ответ: средства обучения 3. Перечислите задачи, решаемые на каждом уроке учителем __________,_______________,_______________. Ответ: Воспитательная, обучающая, развивающая 4. Развитие - это _______________________ Ответ: процесс качественных изменений человека, процесс не поддающийся измерению, так как он скачкообразный. 5. Перечислите условия развития личности __________,______________,__________________ Ответ: наследственность, среда, воспитание 6. Понятие "зона ближайшего развития" ввел____________________ Ответ: Л.С. Выготский 7. Содержание учебного процесса определяет______________________ Ответ: Федеральный государственный образовательный стандарт 8. Урок - это_________________ Ответ: форма организации обучения. 9. Структура урока - это____________________________ Ответ: последовательность действий учителя в классе 10. "Трудный ученик" - это ____________________________ Ответ: такой ученик, по отношению к которому работа учителя оказывается слабо производительной. 11. Метод воспитания, направленный на формирование нравственного сознания ______________ Ответ: Убеждение 12. Метод, формирующий необходимые качества личности ______________________ Ответ: Упражнение 13. Перечислите этапы проектирования - __________________,________________________,_____________________. Ответ: Моделирование, проектирование, конструирование 14. Система дидактических средств обучения по конкретной дисциплине, создаваемая в целях наиболее полной реализации образовательных и воспитательных задач, сформулированных программой по данной дисциплине ИЛИ система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации образовательных программ - это ____________________________________________. Ответ: Учебно-методический комплекс 15. предварительная разработка деталей предстоящей деятельности (В.С. Безрукова); ИЛИ прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е.С. ЗаирБек); ИЛИ способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н.А. Масюкова); ИЛИ ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (С.Я. Батышев, А.М. Новиков); ИЛИ процесс создания и реализации педагогического проекта; ИЛИ технология обучения. Все выше перечисленное является определениями __________________________ Ответ: Педагогического проектирования. 16. Перечислите уровни педагогического проектирования__________________________________ Ответ: Концептуальный, содержательный, технологический, процессуальный. 17. «Процессы развития не совпадают с процессами обучения; первые идут вслед за вторыми, создающими зоны ближайшего развития», автором высказывания является _________________ Ответ: Л.С. Выготский 18. Авторами теории развивающего обучения являются_________________________________ Ответ: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов 19. Способ целенаправленного воздействия на личность (Л.И. Божович) ИЛИ Инструмент прикосновения к личности, с помощью которого воспитатель вырабатывает у личности твердые убеждения, привычки поведения, развивает чувства, волю и устойчивый характер - это_________________________ Ответ: Метод воспитания. 20. Метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми - это__________ Ответ: Наказание. Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении на 5 курсе экзамена. Вопросы к экзамену: 1. Исходные общепедагогические положения учебного процесса 2. Особенности процесса профессионального (практического, производственного) обучения 3. Проблемы целеполагания производственного обучения 4. Содержание производственного обучения 5. Логика процесса профессионального (производственного) обучения 6. Учение и инструктирование 7. Принципы профессионального обучения 8. Общая характеристика методов обучения 9. Словесные методы производственного обучения 10. Наглядно-демонстрационные методы производственного обучения 11. Практические методы производственного обучения 12. Система упражнений - основного метода производственного обучения 13. «Активные» методы обучения 14. Формы организации процесса производственного обучения 15. Формы организации учебно-производственного труда учащихся 16. Формы организации труда (обучающей деятельности) мастера производственного обучения 17. Материально-техническое обеспечение производственного обучения 18. Учебно-методическое обеспечение производственного обучения 19. Планирование производственного обучения 20. Нормирование учебно-производственного труда учащихся 21. Планирование учебно-производственной деятельности учащихся 22. Мастер производственного обучения - учитель и воспитатель молодежи 23. Слагаемые педагогического мастерства 24. Педагогический стиль, педагогический такт, педагогическая техника мастера 25. Педагогика сотрудничества 26. Подготовка мастера к учебному году 27. Подготовка к изучению очередной темы учебной программы 28. Подготовка к уроку 29. Вводный период обучения 30. Подготовительный период производственного обучения 31. Период производственного обучения - освоение профессии 32. Особенности производственной практики в современных условиях 33. Организация производственной практики учащихся на предприятиях 34. Производственная практика в составе ученических бригад 35. Производственная практика учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих (специалистов) предприятия 36. Содержание и виды учета производственного обучения 37. Учет успеваемости учащихся 38. Методика и содержание оценки учебных успехов учащихся 39. Содержание, роль и место специальных предметов в системе профессиональной подготовки учащихся в учебном заведении 40. Урок - основная организационная форма изучения специальных предметов 41. Проектирование учебного занятия 42. Восприятие - начало усвоения 43. Запоминание, закрепление 44. Обобщение и систематизация знаний учащихся. Формирование понятий 45. Формирование умений применять знания 46. Задачи и структура методической работы (методической службы) 47. Коллективные формы методической работы 48. Массовые и групповые формы методической работы 49. Формирование и развитие педагогической квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения 50. Методический (педагогический) кабинет учебного заведения КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. Практические задания: 1. Составьте синквейн на следующие темы: «Принципы обучения», «Методы обучения», «Методы активного обучения» 2. Выберите педагогическую технологию и разработайте урок с ее использованием. 3. Напишите эссе на одну из приведенных тем: «Позиция современного ученика к процессу обучения», «Позиция современного учителя к процессу обучения» 4. Составьте конспект урока по любой из тем вашего предмета Формальная часть: Урок № ___ Тема:______________________________________________________________________ Цель:______________________________________________________________________ Задачи: обучающие:_________________________________________________________ развивающие:________________________________________________________ воспитывающие:_____________________________________________________ Оборудование:______________________________________________________________ Последовательность отдельных этапов урока. Содержательная часть: КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Методика профессионального обучения.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. Учебное пособие: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru | |
Л1.2 | Кузнецов, В. В. | Методика профессионального обучения : учебник и практикум для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Куцебо Г. И. | МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Кругликов Г. И. | Методика профессионального обучения: учеб. для высшего проф. образования | М.: Академия, 2013 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Методика профессионального обучения | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru | ||
Э2 | Методика профессионального обучения | ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Методика профессионального обучения | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
312Л | центр (класс) деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л |
Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков. Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на: - расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам; - усвоение умений и навыков практической работы; - развитие умений самопознания и саморазвития. Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий: - формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах; - формулирование резюме по прочитанному материалу; - составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями; - составление краткого конспекта текста. |