Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2022 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 100 | 100 | 100 | 100 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.психол.н., профессор, Ральникова Ирина Александровна
1.1. | Целями освоения дисциплины является психологическое сопровождение профессионального становления студентов-психологов на первом этапе обучения; установление психологического контакта между студентами и между преподавателем и студентами; помощь в преодолении разнообразных психологических барьеров, возникающих в процессе взаимодействия; формирование у студентов позиции сотрудничества во внутригрупповом взаимодействии; повышение компетентности в общении; обучение основным методам предупреждения и конструктивного разрешения межличностных конфликтов; содействие формированию и развитию толерантности во взаимодействии с окружающим миром. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ПК-3 | Способен организовать работу по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением |
ПК-5 | Способен создавать условия для полноценного психического развития обучающихся с рисками развития девиантного поведения в образовательном учреждении и семье |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | понятия обратной связи; правила подачи и восприятия обратной связи; специфику конфликта в межличностном общении и способы управления им; понятие толерантности и особенности толерантного поведения; особенности психологического воздействия в процессе психологического тренинга; специфику психологического тренинга как метода воздействия; этику профессионального общения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проявлять безоценочное восприятие Другого; активно выслушивать партнера по общению; сообщать информацию о себе по типу Я-высказывания; психологически грамотно анализировать причины возникновения межличностных конфликтов, применять способы их предупреждения и позитивного разрешения; преодолевать предубеждения и негативные стереотипы в отношении людей, отличающихся по каким-либо признакам от преобладающего типа, ставить цели тренинговой работы, анализировать стиль ведения тренинга; применять правила служебного этикета на практике. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владения невербальными средствами для установления контакта в процессе общения; навыками взаимодействия в тренинговой группе, предупреждения и конструктивного разрешения межличностных конфликтов; способами формирования и развития толерантности во взаимодействии с окружающим миром, навыками самонаблюдения для оценки и осознания психологического воздействия в процессе тренинговой работы; анализом профессиональных ситуаций на соответствие служебному этикету. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Правила тренингового взаимодействия | ||||||
1.1. | Знакомство с правилами работы в группе тренинга. | Практические | 1 | 0,5 | ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.2. | Определение общегрупповой цели. | Практические | 1 | 0,5 | ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.3. | Основные принципы, цели и задачи психологического тренинга | Сам. работа | 1 | 20 | ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 2. Профессиональное общение. | ||||||
2.1. | Вербальные и невербальные средства общения. | Практические | 1 | 0,5 | ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.2. | Эффективная самопрезентация. | Практические | 1 | 0,5 | ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.3. | Различные ситуации профессионального общения | Сам. работа | 1 | 24 | ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 3. Внутригрупповые процессы. | ||||||
3.1. | Конфликтные ситуации в группе. | Практические | 1 | 0,5 | ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
3.2. | Командообразование. | Практические | 1 | 0,5 | ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
3.3. | Групповая сплоченность | Сам. работа | 1 | 28 | ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 4. Развитие рефлексивности. | ||||||
4.1. | Анализ личностных и групповых изменений. | Практические | 1 | 0,5 | ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
4.2. | Соотнесение целей и результатов тренинга. | Практические | 1 | 0,5 | ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
4.3. | Тренинг как метод воздействия | Сам. работа | 1 | 28 | ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
4.4. | Зачет | 1 | 4 | ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Тренинг проф. общ. и служ. этикет 44_05_01.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Левкин В. Е. | Тренинг эффективного общения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Ефимова Наталия Сергеевна | Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие | ФОРУМ, 2018 | znanium.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Караяни А.Г., Цветков В.Л. | Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учебное пособие | М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Левкин В. Е. | Тренинг конфликтонезависимости: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. | |||
Э2 | http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | |||
Э3 | курс в MOODLe по дисциплине Тренинг профессионального общения | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение всех занятий, поскольку они будут проходить в форме тренинга. После второго занятия тренинговая группа считается закрытой и студенты не посещавшие занятия будут готовиться к сдаче зачета самостоятельно по предложенным вопросам. 2. При подготовке к практическим занятиям следует знакомиться с предложенной литературой, а также осуществлять наблюдение за своими психическими состояниями, способом взаимодействия в разных социальных ситуациях. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий. 4. В процессе участия в практических занятиях необходимо вести дневник, в котором фиксируются основные изменения эмоционального состояния при выполнении и обсуждении различного рода упражнений. 5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение практических занятий, подготовка по вопросам к зачету, а также ведение дневника самонаблюдений и написание эссе. |