МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Детский телефон доверия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППСД-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 2
самостоятельная работа 102
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 6

Распределение часов по курсам

Курс 6 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 102 102 102 102
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Гурова Ольга Серегеевна

Рабочая программа дисциплины
Детский телефон доверия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: формирование у студента практических навыков оказания неотложной психологической помощи абонентам с проблемами широкого спектра.
Задачи дисциплины:
-ознакомить студентов со спецификой деятельности служб экстренной психологической помощи по телефону и особенностями дистантного консультирования
-познакомить студентов с основными концептуальными и нормативными положениями деятельности служб ТД, особенностями дистантного консультирования;
-помочь овладеть основами консультирования по телефону.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-30 способностью консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков
ПК-33 способностью консультировать детей с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения
ПСК-4.5 способность оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об этапах становления службы «Телефон доверия»; о принципах и правилах телефонного консультирования; о возможных ошибках, возникающих в процессе консультирования по телефону; приемы и технологии оказания психологической помощи по телефону различным категориям звонящих; установки и техники работы психолога-консультанта (безоценочное позитивное принятие, эмпатическое понимание, конгруэнтное самопредъявление, пассивное и активное эмпатическое слушание, эмпатическое и конгруэнтное говорение, паузы, метафоры, темпоритм речи, позы и дыхание); основные теоретические, технологические и профессионально этические подходы к телефонному консультированию как особому виду психологической помощи.
3.2.Уметь:
3.2.1.грамотно и профессионально вести диалог в частных случаях телефонного консультирования; применять на практике базовые способы и техники телефонного консультирования, в зависимости от задач этапа, условий; занимать профессиональную позицию в решении задач психологического консультирования; определять стратегию консультирования для каждого обратившегося абонента; исследовать заявленную абонентом проблему; формулировать и решать консультативные задачи, выбирая целесообразные в данных условиях средства и методы, а также анализировать эффективность оказанной дистанционной психологической помощи работать с актуальным состоянием, руководствуясь принципом «здесь и сейчас»;успешно завершать диалог.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.глубоким пониманием процесса телефонного консультирования, а также пониманием важности терапевтических отношений в сочетании с использованием специальных методов; основными методами построения стратегии дистанционной консультативной психологической помощи; практическими навыками работы психолога-консультанта, оказывающего психологическую помощь по телефону; применения техник и профессиональных приемов оказания консультативной телефонной помощи; базовыми навыками установления и поддержания контакта, создания доверительной атмосферы, поддержки абонента, активного слушания, расспрашивания, резюмирования а также приемами проведения организационного, диагностического и коррекционно развивающего этапов консультирования в типичных ситуациях запроса на психологическую помощь.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные организационные и методологические принципы оказания экстренной психологической помощи по телефону доверия
1.1. Телефон доверия – основы службы экстренной психологической помощи.Особенности работы на ТД, характеристики обращений Сам. работа 6 2 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Анализ обращений в службу ТД. Единый кодификатор. Феномен “выгорания” в деятельности консультантов телефонов доверия. Сам. работа 6 4 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Основные принципы работы и этика телефонной помощи. Международные нормы, на основе которых строится деятельность службы ТД. Сам. работа 6 4 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Отличительные особенности телефонного консультирования. Практика супервизии в телефонном консультировании. Сам. работа 6 6 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. История возникновения телефонного консультирования в России и за рубежом. Модели телефонов доверия. Основные типы телефонных звонков на ТД. Проблематика обращений. Сам. работа 6 6 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Цели и ценности, этика, основные принципы работы, специфика Телефона Доверия. Требования к телефонным консультантом: личностные професионально важные качества. Мифы о консультантах и абонентах. Сам. работа 6 6 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Границы компетентности психолога-консультанта и работа со смежными специалистами. Сам. работа 6 4 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Приемы и методы психологического телефонного консультирования
2.1. Активное слушание.Определение «активное слушание». Основные приемы активного выслушивания.Язык телефонного диалога. Ошибки телефонного диалога и искусство его завершения Сам. работа 6 2 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Этапы консультирования, основные правила, 5-шаговая модель интервью. Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. Практические 6 1 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Основные методы: активное слушание, соотвествие языку абонента, использование репрезентативной системы, отражение, эмпатия. Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. Сам. работа 6 2 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Ошибки телефонного диалога и искусство его завершения. Запрешенные приемы телефонного консультирования. Сам. работа 6 2 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Типы телефонных диалогов (завершенные и незавершенные). Этапы телефонного диалога (введение, исследова​ние чувств и проблем абонента, исследование альтернатив и решений, завершение). Вопросы телефонного диалога. Сам. работа 6 4 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Психотехники в телефонном консультировании Сам. работа 6 4 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Молчание в диалоге. Пространство телефонного диалога. Соответствие языку абонента. Запрещенные приемы телефонного консультирования. Типичные ошибки телефонного диалога. Сам. работа 6 4 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Гештальт-терапия в телефонном консультировании. Телесноориентированный, арт-терапевтический и поведенческий подходы.Эриксонианские техники в телефонном консультировании. Приемы НЛП в телефонном диалоге. Сам. работа 6 4 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Заполнение карты приема и фиксация процесса консультирования. Сам. работа 6 4 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Социально-психологические характеристики обращений и обращающихся за помощью на ТД
3.1. Телефонное консультирование определенных абонентов. Ориентированное на возраст консультирование по телефону. Сам. работа 6 2 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Спцифика консультирования детей и подростков. Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. Практические 6 1 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Телефонное консультирования по семейным проблемам.Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. Сам. работа 6 2 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Консултирование абонентов с суицидальным поведением. Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. Сам. работа 6 4 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Консультирование абонентов с аддиктивным поведением, созависимость. Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. Сам. работа 6 4 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Консультирование абонентов по признакам жестокого обращения и насилия.Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. Сам. работа 6 4 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.7. Консультирование абонентов по поблемам полового созревания и сексуальной компетенции. Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. Сам. работа 6 4 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.8. Особенности консультирования "зависающих", агрессивных абонентов. Сам. работа 6 4 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.9. Особенности экстренной психологической помощи по частным проблемам Сам. работа 6 4 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.10. Телефонное консультирование по экзистенциальным проблемам. Сексуальные проблемы в телефонном консультировании. Сам. работа 6 4 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.11. Консультирование абонентов по вопросам отношений, дружбы и любви. Телефонное консультирование по экзистенциальным проблемам. Сам. работа 6 4 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.12. Отношения собеседников со службой телефона доверия. Розыгрыши. Сам. работа 6 4 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.13. "Синдром эмоционального сгорания" телефонных консультантов. Превенция синдрома эмоционального сгорания и хронической усталости методами арт-терапии. Сам. работа 6 4 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.14. Зачет 6 0 ПСК-4.5, ПК-33, ПК-30 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ДТД девиант.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Ю. Меновщиков Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями: [учеб. -метод. пособие] Смысл, 2005
Л1.2 Иванова Е.Н. Конфликтологическое консультирование: учебное пособие Издательство НГТУ, 2012 www.studentlibrary.ru
Л1.3 Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. Г. Суркова Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2008 www.lib.asu.ru
Л2.2 Е. Г. Суркова Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2008 www.lib.asu.ru
Л2.3 О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев Психологическое консультирование и психологическая коррекция: учеб. для бакалавров Юрайт, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 - Курс в Moodle "Возрастно-психологическое консультирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Детский телефон доверия» придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий;
b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию;
c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников,
e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела.
4. При подготовке к практическим занятиям следует При не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
5. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование.