МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Супервизия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППСД-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 125
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д-р психол. наук, проф., Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
канд. психол. наук, доц., Гурова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Супервизия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д-р психол.наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д-р психол.наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений у обучающихся о способах и формах профессионального сопровождения деятельности посредством супервизии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета
ПСК-4.5 способность оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие, этику, принципы, этапы, функции, модели психологической супервизии.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания о психологической супервизии в целях собственного профессионального развития.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом получения психологической супервизии в области оказания индивидуальной и групповой психологической помощи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Супервизия в психологической практике
1.1. Понятие супевизии. История возникновения и становления супервизии. Лекции 5 1 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Этические и юридические принципы супервизии. Лекции 5 0,5 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Модели супервизии. Лекции 5 0,5 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Форматы супервизии. Лекции 5 0,5 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Роли и стили работы супервизора. Лекции 5 0,5 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Функции и роли супервизии. Лекции 5 0,5 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Особенности подготовки супервизоров Лекции 5 0,5 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Цели, функции, формы и сферы применения супервизии Сам. работа 5 10 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Моделеи супервизии Сам. работа 5 12 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Требования к личностным и профессиональным качествам супервизора Сам. работа 5 12 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Дефиниции понятия "супервизия": образование, менеджмент, психологическое консультирование, психотерапия Сам. работа 5 12 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. Дефиниции понятия "супервизия", метатеории: психоанализ, бихевиоризм, гуманизм Сам. работа 5 8 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.13. Функции супервизии: образовательная, административная, экспертная, консультативная, поддерживающая Сам. работа 5 8 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.14. Супервизия как технология профилактики синдромов эмоционального выгорания, хронической усталости, burnout Сам. работа 5 8 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.15. Психоаналитическая супервизия. Балинтовские группы Сам. работа 5 8 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.16. Гештальт-супервизия Сам. работа 5 8 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.17. Супервизия в системной семейной терапии Сам. работа 5 8 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.18. Поведенчески ориентированная супервизия Сам. работа 5 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.19. Супервизия в современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультировании Сам. работа 5 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.20. Правовые, этические и профессиональные нормы в супервизии Сам. работа 5 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.21. Интегративная модель супервизии Штольтенберга Сам. работа 5 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.22. Методология аутосупервизии (selfmanagement) в психологическом консультировании и психологической психотерапии(Кэнфер, Шмельцер) Сам. работа 5 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.23. Правила и принципы супервизии в контексте СБКТ Сам. работа 5 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.24. Профессиональные компетенции супервизора. Рефлексиные навыки (Рубинштейн, Брушлинский, Лепский) Сам. работа 5 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.25. Супервизия как пошаговый процесс: 7 шагов процесса супервизии Сам. работа 5 3 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Суппервизионный практикум
2.1. Супервизионный практикум Практические 5 6 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколова Е.Т. ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э4 Курс в Moodle Супервизия в психологической практике portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.