МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Количественные методы в психолого-педагогических исследованиях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2018
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 202
контроль 8
Виды контроля по курсам
зачеты: 1, 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 6 6 18 18
Практические 12 12 12 12 24 24
Сам. работа 80 80 122 122 202 202
Часы на контроль 4 4 4 4 8 8
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
к. пед. н, доцент, Кравченко Г.В;преподаватель, Нузирова А.Е.

Рецензент(ы):
д.пс.н, профессор, Каширский Д.В.

Рабочая программа дисциплины
Количественные методы в психолого-педагогических исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.психол.н. доцент Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой к.психол.н. доцент Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обоснование целостного и системного понимания вероятностной парадигмы и статистического подхода в описании экспериментальных данных в области психологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-12 способностью работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации
ПК-36 способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать, обрабатывать и интерпретировать их результаты
ПК-37 способностью формулировать выводы по теме научного исследования, готовить отчеты и рекомендации по результатам выполненных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о возможностях и ограничениях математических и статистических методов для решения широкого класса профессиональных задач;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять стандартные алгоритмы статистического анализа экспериментальных данных;
выбирать адекватные психологические технологии и статистические методы в процессе планирования исследования и проведения доказательств выдвигаемых гипотез;
самостоятельно проводить обработку данных с помощью стандартных статистических пакетов;
формулировать выводы по результатам статистического анализа по теме научного исследования;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.профессиональной работы в стандартном статистическом пакете типа SPSS;
интерпретации результатов статистического анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Измерение в психологии. Введение и обобщения.
1.1. Введение в количественные методы в психологии. Вопросы методологии Лекции 1 4 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Введение в количественные методы в психологии. Вопросы методологии. Устный опрос Практические 1 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Введение в количественные методы в психологии. Вопросы методологии. Изучение литературы по теме Сам. работа 1 14 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Методы проведения прикладных научных исследований, обработка и интерпретация данных. Изучение источников по теме Сам. работа 1 20 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2
1.5. Признаки и переменные, распределение признака, шкалы измерения, ошибки измерения Лекции 1 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Признаки и переменные, распределение признака, шкалы измерения, ошибки измерения. Устный опрос Практические 1 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Признаки и переменные, распределение признака, шкалы измерения, ошибки измерения. Изучение литературы по теме Сам. работа 1 16 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам. Лекции 1 4 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам. Решение задач Практические 1 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам. Изучение литературы по теме Сам. работа 1 10 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Процедура исследования. Проблема выборочного метода. Основные понятия выборочного метода. Лекции 1 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Решение задач Сам. работа 1 10 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.13. Компьютерные симуляторы Практические 1 4 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Формулировка выводов научного исследования Сам. работа 1 10 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2
1.15. Зачет Практические 1 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Анализ распределений. Описательная статистика.
2.1. Случайные величины и способы их описания. Описательные статистики Лекции 2 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Случайные величины и способы их описания. Изучение литературы по теме Сам. работа 2 8 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Представление данных. Гистограммы. Дескриптивная статистика. Решение задач Практические 2 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Представление данных. Гистограммы. Дескриптивная статистика. Изучение литературы теме Сам. работа 2 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Законы распределения вероятностей. Нормальное распределение Лекции 2 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Законы распределения вероятностей. Нормальное распределение. Оценка нормальности распределения. Решение задач Практические 2 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Законы распределения вероятностей. Изучение литературы по теме. Составление опорного конспекта Сам. работа 2 8 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Критерии согласия. Оценка нормальности распределения. Изучение литературы по теме. Решение задач Сам. работа 2 8 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Представление результатов статистической обработки данных в виде отчета Сам. работа 2 10 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Современные психологические технологии решения задач в различных областях профессиональной деятельности. Диагностика психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия. Изучение источников по теме Сам. работа 2 16 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Критерии проверки статистических гипотез.
3.1. Статистические гипотезы и их виды. Статистические критерии и их виды. Составление опорного конспекта. Практические 2 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.2. U-критерий Манна-Уитни. Т-критерий Стьюдента. Решение задач Практические 2 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Критерии для независимых выборок. Решение задач Сам. работа 2 16 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.4. Критерии для связанных выборок. Решение задач Сам. работа 2 16 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Анализ зависимостей. Меры связи.
4.1. Корреляционный анализ в психологии Лекции 2 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Корреляционный анализ данных. Решение задач Практические 2 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Решение задач Сам. работа 2 8 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.4. Регрессионный анализ данных. Изучение литературы по теме. Решение задач Сам. работа 2 14 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Дисперсионный анализ данных. Изучение литературы по теме. Решение задач Сам. работа 2 16 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.6. Зачет Практические 2 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Прикреплены в приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
файл в Приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Романко В.К. Статистический анализ данных в психологии: Учебное пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний // ЭБС "ONLINE", 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Артемьева О. А. КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Блягоз З.У. Теория вероятностей и математическая статистика. Курс лекций: Учебные пособия Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
Л2.2 Андрухаев Х.М. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА. СБОРНИК ЗАДАЧ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова Н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии: учебное пособие Азбука, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4193
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мастерская «Математические методы в психологии» www.psychology-online.net
Э2 Информационный портал Московского городского научно-исследовательского семинара «Математическая психология», руководители Митина О.В. и Куравский Л.С. www.it.mgppu.ru
Э3 Научный электронный журнал «Психологические исследования» psystudy.ru
Э4 Научный журнал «Моделирование и анализ данных», Главный редактор – Л.С. Куравский http://psyjournals.ru/mad/
Э5 Научная электронная библиотека "Киберленинка" cyberleninka.ru
Э6 Journal of Mathematical Psychology (USA) Editor-in-Chief: J. Myung www.journals.elsevier.com
Э7 British Journal of Mathematical and Statistical Psychology Edited By: T.Baguley (ISSN)2044-8317 onlinelibrary.wiley.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
Текущая лицензионная версия статистического пакета SPSS.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по дисциплине см. в учебном пособии:
Янова Н.Г. "Измерение и прогнозирование в психологии", Азбука, 2017, с.74-95