МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Базовые теории и методы психотерапевтической помощи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2018
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 121
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 121 121 121 121
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
кандидат наук, доцент, Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
кандидат наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Базовые теории и методы психотерапевтической помощи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.,д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.,д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – ознакомление студентов с ведущими концепциями и методами психотерапии.
Задачи:
1.Изучение основных понятий, категорий, принципов, моделей человека в фундаментальных направлениях психотерапии.
2.Сравнительный анализ представлений об источниках возникновения психологических проблем, стратегий оказания помощи в их решении, методах практической работы в различных психотерапевтических подходах.
3.Углубление знаний студентов о специфике психотерапевтического процесса в рамках психоаналитического, бихевиорального, когнитивно-бихевиорального, гуманистического, экзистенциального направлений.
4.Организация условий для активного присвоения знаний студентами по курсу с помощью элементов обучающего тренинга базовым психотерапевтическим умениям.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПК-34 способностью консультировать в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования личностного роста
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о закономерностях и методах психотерапии в профессиональной деятельности.
- понятия, принципы, этику, этапы, технические приемы психотерапевтической помощи различным категориям людей, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
- параметры цели, задачи, принципы, приемы оказания психотерапевтической помощи в индивидуальном и групповом контексте с точки зрения различных психотерапевтических направлений.
- приемы психотерапии в области интерперсональных отношений, планирования личностного роста.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять знания о закономерностях психотерапии, а также основные методы, способы и средства их реализации в области профессиональной деятельности.
- применять е технические приемы психотерапевтической помощи к различным категориям людей, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
- применять на практике знания о различиях психотерапии и других методов оказания психологической помощи в индивидуальном и групповом контексте.
- применять знания о классической и современной психотерапии в области интерперсональных отношений, планирования личностного роста на практике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования различных методов психотерапии в профессиональной деятельности.
- оказания психотерапевтической помощи различным категориям людей, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
- предоставления информации о разных направлениях психотерапевтической работы в индивидуальном и групповом контексте.
- использования приемов и техник психотерапии в области интерперсональных отношений, планирования личностного роста.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психотерапия как направление практической работы психолога
1.1. Понятие «психотерапия» в контексте психологического знания. Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
1.2. Понятие «психотерапия» в контексте психологического знания Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
1.3. Психотерапия: встреча пациента и психотерапевта Практические 3 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
1.4. Психотерапия: встреча пациента и психотерапевта Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
Раздел 2. Психоанализ как метод психотерапии
2.1. Психоанализ как особое направление в психотерапии. Теория объектных отношений Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
2.2. Классический психоанализ Практические 3 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
2.3. Классический психоанализ Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
2.4. Современный психоанализ Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
Раздел 3. Бихевиоральная психотерапия
3.1. Бихевиоральное направление в психологии и психотерапии. Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
3.2. Бихевиоральная психотерапия Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
Раздел 4. Когнитивно-бихевиоральное и когнитивное направление в психотерапии
4.1. Когнитивно-бихевиоральное направление в терапевтической работе Практические 3 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
4.2. Когнитивно-бихевиоральное направление в терапевтической работе Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
4.3. Феномен выученной беспомощности. Самоэффективность. Терапия реальностью. Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
Раздел 5. Гуманистическая психотерапия
5.1. Гуманистический подход в психотерапии Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.2. Гуманистическое направление в психотерапии Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.3. Теория и практика клиент-центрированной психотерапии Практические 3 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.4. Теория и практика клиент-центрированной психотерапии Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.5. Гештальттерапия Практические 3 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.6. Гештальттерапия Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.7. Транзактный анализ как психотерапевтическое направление Сам. работа 3 5 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
Раздел 6. Экзистенциальный подход в психотерапии
6.1. Теория и методология экзистенциальной психотерапии Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
6.2. Экзистенциальные проблемы личности Практические 3 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
6.3. Экзистенциальные проблемы личности Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
Раздел 7. Телесно-ориентированная психотерапия.
7.1. Общее представление о телесно-ориентированной психотерапии Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.2. Основные системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехнки Практические 3 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.3. Основные системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехнки Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.4. Категоризация проблематики и диагностика в психотерапевтической работе с телом. Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.5. Метафорический подход к классификации личностных проблем Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.6. Терапевтические подходы в современной телесно-ориентированной психотерапии Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.7. Основные процедуры телесно-ориентированной психотерапии Практические 3 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.8. Основные процедуры телесно-ориентированной психотерапии Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.9. Экзамен 3 9 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – «Базовые теории и методы психотерапевтической помощи» (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1988)

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-34: способностью консультировать в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования личностного роста
ПК-12: способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПК-11: способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ОПК-1: способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Укажите этические принципы психологического консультирования.
а. Ориентация на нормы и ценности консультанта
б. Искренность
в. Эмпатия
г. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту
д. Конфиденциальность
е. Разграничение личных и профессиональных отношений
ж. Запрет давать советы
Правильный ответ: бвгдеж

Вопрос 2. Консультативная беседа с ребенком 7-12 лет обычно длится …
а. 30 минут
б. 1 час
в. 2 часа
г. 3 часа
Правильный ответ: а

Вопрос 3. Указание на то, что клиент хочет изменить, но не может или не знает как изменить, называется...
а. Гипотеза
б. Проблема
в. Запрос
Правильный ответ: б


Вопрос 4 . В чем заключается цель техники «Парафраз»?
а. Показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять
б. Проверить правильность понимания консультантом клиента
в. Найти позитивный смысл в проблеме клиента
г. Интерпретировать слова клиента
Правильный ответ: б

Вопрос 5. Какие существуют принципы отбора конкретных ситуаций при реализации техники «Анализ конкретных ситуаций из жизни клиента»?
а. Типичность
б. Уникальность
в. Связанность с содержанием основных жалоб клиента
г. Доминирование негативных эмоций
д. Преобладание неконтролируемых действий
е. Наличие угнетающих мыслей
ж. Возможность развернутого описания

Правильный ответ: авж

Вопрос 6. «Самодиагноз» является фазой процесса идентификации проблемы клиента в процессе беседы с консультантом?
а. Да
б. Нет
Правильный ответ: а

Вопрос 7. В чем заключается цель применения техники «Анализ эмоциональных переживаний» в консультировании?
а. Выйти на мысли клиента
б. Выйти на действия клиента
в. Выйти на чувства клиента
Правильный ответ: в

Вопрос 8. В психологическом консультировании прием «Формулирование альтернатив» применяется с целью…
а. Предложения правильных решений проблемы
б. Стимулирования клиента на поиск подходящего решения проблемы
в. Предложения клиенту перейти в формат психотерапевтической работы
Правильный ответ: б


Вопрос 9. Какое консультирование бывает?
а. Индивидуальное
б. Однократное
в. Изолированное
г. Групповое
д. Психолого-педагогическое
е. Семейное
ж. Кризисное
з. Возрастно-психологическое
Правильный ответ: абвгдежз


Вопрос 10. На каком из этапов консультативной беседы решается задача по выявлению проблемы клиента и формулированию запроса?
а. Расспрос клиента
б. Завершение беседы
в. Работа с проблемой
г. Знакомство с клиентом и начало беседы
д. Поиск способов решения проблемы
Правильный ответ: а


Вопрос 11. Согласны ли Вы с утверждением, что этапы консультативной беседы можно реализовывать в любой последовательности?
а. Да
б. Нет
Правильный ответ: б


Вопрос 12. На каком из этапов консультативной беседы решается задача по установлению контакта с клиентом?
а. Расспрос клиента
б. Завершение беседы
в. Работа с проблемой
г. Знакомство с клиентом и начало беседы
д. Поиск способов решения проблемы
Правильный ответ: г

Вопрос 13. На каком из этапов консультативной беседы осуществляется проблемный анализ и проверка гипотез?
а. Расспрос клиента
б. Завершение беседы
в. Работа с проблемой
г. Знакомство с клиентом и начало беседы
д. Поиск способов решения проблемы
Правильный ответ: в


Вопрос 14. С какими категориями клиентов не имеет право работать психолог-консультант?
а. С девиантным поведением
б. С психическими заболеваниями
в. С трудностями в общении
г. С проблемами в сфере семьи
д. С проблемами в профессиональной сфере
е. С выраженными интеллектуальными нарушениями

Правильный ответ: бе

Вопрос 15. Каким термином обозначаются следующие элементы работы психолога-консультанта: уточнение, парафраз, перефразирование, нерефлексивное слушание, резюмирование, интерпретация,
парадоксальные вопросы?
а. Технические приемы
б. Методические приемы
в. Учебные приемы
г. Отвлекающие приемы
Правильный ответ: а


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Психологическое консультирование – это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в ________________________________________ . Вставьте два слова.
Правильный ответ: межличностных отношениях

Вопрос 2. Сколько минут обычно длится психологическая консультация со взрослым человеком?
Правильный ответ: 60 минут

Вопрос 3. Консультативный контакт – это атмосфера обоюдного _________________ . Вставьте слово.
Правильный ответ: доверия

Вопрос 4. Как называется элемент консультативного процесса, когда клиент обозначает, какая помощь ему нужна от консультанта?
Правильный ответ: запрос

Вопрос 5. Как называют клиентов, которые пришли на консультацию по чужой инициативе, не заинтересованы в работе над собой и своими проблемами?
Правильный ответ: немотивированные клиенты

Вопрос 6. Основным средством осуществления психологической консультации является специальным образом организованная ________________________. Вставьте слово.
Правильный ответ: беседа

Вопрос 7. Поставить под сомнение то, что клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся позволяет применение приема _____________________________. Вставьте два слова.
Правильный ответ: парадоксальные вопросы (или парадоксальные инструкции)

Вопрос 8. К какому специалисту консультант перенаправляет клиента, демонстрирующего на консультации глубинные психологические проблемы?
Правильный ответ: к психотерапевту (или к психологу-психотерапевту)

Вопрос 9. Какой этап беседы пропущен: знакомство с клиентом и начало беседы; расспрос клиента; поиск способов решения проблемы; завершение беседы? Напишите его название.
Правильный ответ: работа с проблемой

Вопрос 10. В чем заключается основная задача консультанта на этапе консультативной беседы «знакомство с клиентом и начало беседы»?
Правильный ответ: установление контакта

Вопрос 11. Составляющими какого этапа консультативной беседы являются: подведение итогов беседы, обсуждение необходимости консультации с другими специалистами?
Правильный ответ: завершение беседы

Вопрос 12. Какое эмоциональное переживание обычно возникает в ответ на воображаемую, неизвестную угрозу?
Правильный ответ: тревога (или тревожность)

Вопрос 13. Какое чувство имеет биологическую значимость, так как охраняет от многих опасностей?
Правильный ответ: страх

Вопрос 14. Бывает истинная, невротическая и экзистенциальная _______________. Вставьте слово.
Правильный ответ: вина

Вопрос 15. В консультировании самым лучшим экспертом личных проблем является…
Правильный ответ: клиент

Вопрос 16. Как называется технический прием, требующий развернутого ответа клиента.
Правильный ответ: открытый вопрос

Вопрос 17. Как называется техника, когда дается новое объяснение тем или иным внутренним переживаниям или внешним событиям клиента?
Правильный ответ: интерпретация

Вопрос 18. Как называется технический прием, когда консультант делится собственным опытом, предоставляет информацию о себе, о событиях собственной жизни или выражает свои чувства, идеи, фантазии?
Правильный ответ: самораскрытие

Вопрос 19. Как называется техника, когда консультант сопереживает эмоциональному состоянию клиента и выражает свой чувственный отклик?
Правильный ответ: эмпатия

Вопрос 20. Как называется технический прием, когда консультант повторяет своими словами то, что сказал клиент, чтобы убедиться правильно ли он его понял?
Правильный ответ: парафраз


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина ; под ред. Е. П. Кораблиной ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Соколова Е.Т. ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Якиманская И. С., Биктина Н. Н. Психологическое консультирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Оренбургский государственный университет, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шумский В.Б. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 ред. Д. Циантис ; пер. В.И. Белопольский Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками: Москва : Когито-Центр, 2006 biblioclub.ru
Л2.3 Филиппова Е.В. - Отв. ред. ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Ромек В.Г. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта: Научные монографии Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Базовые теории и методы психотерапевтической помощи" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов, уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.