МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовые аспекты в работе социального педагога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2018
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. преподаватель, Мелешева А.П.

Рецензент(ы):
д-р психологических наук, проф., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Правовые аспекты в работе социального педагога

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.психол.н., профессор И.А. Ральникова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой д.психол.н., профессор И.А. Ральникова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование базовых представлений о нормативно-правовых и морально-нравственных основниях профессиональной деятельности социального педагога; усвоение знаний об основных юридических и этических принципах организации профессиональной деятельности; формирование навыков нормативно-правового анализа различных проблемных ситуаций в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.57

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета
ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-30 способностью консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные нормативно-правовые документы регламентирующие профессиональную деятельность социального педагога, основные этические нормы организации профессиональной деятельности, нормативно-правовые акты в части охраны прав и законных интересов детей и подростков, правила и нормы охраны труда несовершеннолетних.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания о правовых и морально-этических нормах в решении задач профессиональной деятельности, осуществлять социально-педагогическую экспертизу нормативных правовых актов в части охраны прав и законных интересов детей и подростков, в том числе правил и норм охраны труда несовершеннолетних, использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности, выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.принципами применения правовых и этических норм в организации профессиональной деятельности, в том числе в работе с документами, планировании и реализации психолого-педагогических исследований и интервенций,осуществлять социально-педагогическую экспертизу нормативных правовых актов в части охраны прав и законных интересов детей и подростков, в том числе правил и норм охраны труда несовершеннолетних.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовая культура как условие профессионального становления специалиста
1.1. Основные уровни анализа профессиональной деятельности: нормативно-правовой, моральный, нравственный Лекции 5 1 ОК-4, ОПК-1, ПК-30 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.2. Нормативная документация в работе социального педагога Практические 5 2 ОК-4, ОПК-1, ПК-30 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.3. Нормативная документация в работе социального педагога Сам. работа 5 26 ОК-4, ОПК-1, ПК-30 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.4. Положения Конституции РФ регламентирующие деятельность социаьного педагога. Сам. работа 5 12 ОК-4, ОПК-1, ПК-30 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.5. Моральные и этические принципы работы социального педагога Практические 5 2 ОК-4, ОПК-1, ПК-30 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.6. Этические нормы работы социального педагога. Лекции 5 2 ОК-4, ОПК-1, ПК-30 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.7. Разработка нормативной документации, регламентирующей деятельность профессионала в организации. Сам. работа 5 26 ОК-4, ОПК-1, ПК-30 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. Деятельность социального педагога как объект правового регулирования.
2.1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности социального педагога в Российской Федерации. Лекции 5 1 ОК-4, ОПК-1, ПК-30 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.2. Международные правовые документы, лежащие в основе профессиональной деятельности социального педагога. Практические 5 2 ОК-4, ОПК-1, ПК-30 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.3. Нормативно-правовое обеспечение деятельности оциального педагога в Российской Федерации. Сам. работа 5 30 ОК-4, ОПК-1, ПК-30 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.4. Зачет 5 4 ОК-4, ОПК-1, ПК-30 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6174.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Цель деятельности социального педагога:
А) преодоление негативных явлений воспитательной среды;
Б) создание условий для психологического комфорта ребенка;
В) создание условий для безопасности ребенка;
Г) все ответы верны.
Вопрос 2. Права и обязанности социального педагога закреплены в:
А) должностной инструкции специалиста;
Б) профессиограмме социального педагога;
В) квалификационной характеристике специалиста;
Г) годовом плане социально-педагогической деятельности.
Ответ: а
Вопрос 3. В должностных обязанностях социального педагога отражаются:
А) цель и задачи профессиональной деятельности специалиста;
Б) основные цели, задачи и содержание профессиональной деятельности специалиста
Ответ: б
Вопрос 4.
Вопрос 5.При составлении анкет используются вопросы:
а) о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.п.); любое высказанное при этом
мнение представляет собой оценочное суждение и носит субъективный характер;
б) о фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности);
в) социально-демографического характера (вопросы, выявляющие пол, возраст, национальность, образование, профессиональное, семейное положение);
г) на выявление уровня информированности и знания (вопросы экзаменационного типа, содержащие задания, экспериментальные или игровые ситуации, решение которых требует от испытуемого определенных знаний, навыков, а также знакомства с конкретными фактами, событиями, именами).
д) все верны
Ответ: д
Вопрос 6. Верно ли "Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы,
адресованные каждому конкретному испытуемому"
а) да
б) нет
Ответ: а
Вопрос 7.Верно ли, что термин «методика» (от греч. слова methodike - совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы) - один из самых масштабных в педагогической науке и относится к педагогике по организации учебно¬воспитательного процесса в целом или его значительных составляющих?
а) да
б) нет
Ответ: а
Вопрос 8. подразделил технологии на следующие группы: макротехнологии - технологии уровня общества, региона, больших социальных групп;
- мезотехнологии - технологии уровня города, населенного пункта, крупной социальной группы;
- микротехнологии - рассчитаны на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне.
а) Л.Я. Дятченко
б) А.И. Пригожин
Ответ: а
Вопрос 9.Верно ли утверждение: « с помощью психолого-педагогического эксперимента выясняют зависимость между характером тех или иных педагогических воздействий на ученика и результатом этих воздействий –стагнацией (застоем) в психическом развитии ребенка».
А) верно;
Б) неверно.
Ответ: б
Вопрос 10.Выберите верные утверждения.
А) Методы психологического изучения должны быть объективными, но не давать достоверный и надежный материал.
Б) индивидуальный подход в обучении и воспитании предполагает хорошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей учащихся;
В) как и во всякой науке, в психологии основными способами сбора данных являются анкетирование и тестирование;
Г) метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения.
Ответ: б,г
Вопрос 11.Дано определение: « это метод психологического исследования, целенаправленный на планомерное получение знаний (информации) непосредственно через органы чувств (анализаторы) », отнесите, к какому понятию оно относится.
А) Наблюдение;
Б) эксперимент;
В) беседа или интервью, точно сказать не могу;
Г) тест.
Ответ: а
Вопрос 12.Укажите неверное утверждение.
А) Тестовое исследование отличается простотой процедуры, оно кратковременно и требует простого оснащения;
Б) абсолютный плюс анкетирования это отсутствие личного контакта с испытуемым, что позволяет варьировать характер вопросов в зависимости от ответов;
В) лабораторный эксперимент требует специального оснащения и применения технических приспособлений;
Г) рисунок это королевский путь к познанию психики ребенка.
Ответ: б
Вопрос 13.Выберите правильные варианты ответа. К дополнительным методам психологического исследования относятся:
А) Беседа;
Б) анкетирование;
В) наблюдение;
Г) анализ процесса и продуктов творческой деятельности.
Ответ: а,б,г
Вопрос 14.Верно ли утверждение: « самонаблюдение это наблюдение и описание человеком протекания у себя самого тех или иных психических процессов и переживаний».
А) верно;
Б) неверно.
Ответ: а
Вопрос 15.Выберите верные утверждения.
А) Беседа должна быть живой и не принужденной, проводится в атмосфере доверия;
Б) в наблюдении исследователь пассивно ждет правления интересующих его психических процессов;
В) изучая творческую деятельность ребенка, важно анализировать продукт, ну а сам процесс создания этого продукта абсолютно не важен;
Г) в эксперименте исследователь пассивно ждет правления интересующих его психических процессов.
Ответ: а,б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1.Социальная работа - это
Ответ: вид деятельности, содержанием который является восстановление нарушенных взаимодействий
человека (группы людей) с социумом.
Вопрос 2.Наблюдение — это
Ответ: метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности.
Вопрос 3.Беседа — это
Ответ: в социально-педагогической работе метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.
Вопрос 4.Анкетирование — это
Ответ: метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых
Вопрос 5.Виды интервью..
Ответ: свободное, фокусированное, формализованное, стандартизированное, с открытыми вопросами.
Вопрос 6.Метод экспертной оценки ...
Ответ: с помощью которых выявляется информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности.
Вопрос 7.Параметрический метод - это
Ответ: метод, состоящий в сопоставлении двух ключевых параметров: прежнего состояния социальной единицы («на входе») и нынешнего состояния социальной единицы («на выходе»).
Вопрос 8.Тестирование — это
Ответ: исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания.
Вопрос 9.Биографический метод (социальные биографии)— это
Ответ: метод, позволяющий на основе анализа личных документов исследовать субъективные стороны общественной жизни.
Вопрос 10.Основные задачи методики работы социального педагога:
Ответ: Разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов организации социально-педагогической работы с различными категориями подопечных, различными социальными группами; Разработка механизмов изучения, анализа, внедрения передового отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической работы в практику профессиональной деятельности социальных педагогов.
Вопрос 11.Содержание методики работы социального педагога как отрасли знания включает два основных компонента:
Ответ: диагностический - обобщение и осмысление конкретного социального опыта; апробация новаций" конструктивный - определение пути реализации теоретических идей в массовой социальной практике.
Вопрос 12.Форма социально-педагогической работы - это
Ответ: это способ организации процесса, отражающий внутреннюю связь его различных элементов и характеризующий взаимоотношения социального педагога и его подопечных.
Вопрос 13. Перечислите формы социально-педагогической работы.
Ответ: - индивидуальная социально-педагогическая работа; - групповая социально-педагогическая работа (с постоянным или меняющимся составом подопечных); - социально-педагогическая работа в микросоциуме.
Вопрос 14.Формы организации социально-педагогической работы в зависимости от методики воспитательного воздействия:
Ответ: - психотерапевтического воздействия (трудотерапия, библиотерапия, арттерапия, музыкальная терапия, создание группы поддержки и др.); - пассивной социальной помощи (консультирование, патронаж, социальное обслуживание на дому и др.); - активной помощи (клубная и кружковая работа, участие в социально-полезной общественной деятельности, в благотворительной работе и т. д.).
Вопрос 15.При классификации на основе функций социально-педагогической деятельности можно выделить следующие группы методов:
Ответ: - социально-педагогической помощи и поддержки; - психолого-педагогической коррекции; - социальной адаптации; - профилактики; - реабилитации; - исследовательские методы.
Вопрос 16. Методы диагностики социальных ценностей личности:
Ответ: (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, мониторинг, биографический метод и др.);
Вопрос 17. Метод воспитания - это
Ответ: способ воздействия на сознание, волю и чувства воспитуемого с целью выработки у него определенных убеждений.
Вопрос 18. Выбор форм, методов и приемов социально-педагогической работы зависит от
Ответ: задач и содержания социально-педагогической деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей подопечного, его микросоциального окружения, уровня образования, адаптационных способностей, а также от профессиональной компетенции и мастерства социального педагога.
Вопрос 19. Методы профессионального взаимодействия с подопечным:
Ответ: убеждение, внушение, информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта, включение в социально-полезную, трудовую деятельность, создание условий для реализации творческих возможностей личности
Вопрос 20.Организационно-управленческие методы социального педагога:
Ответ: регламентирование, нормирование, инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» : Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» : Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» : Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-4: способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Что такое мораль?
a) общепринятые в рамках социальной общности (группы)правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации;
б) форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе;
в) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению;
г) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности.
Ответ: б
Вопрос 2. Что такое социальные нормы?
a) общепринятые в рамках социальной общности (группы)правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации;
б) форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе;
в) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению;
г) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности.
Ответ: а
Вопрос 3. Что подразумевается под понятием «этикет»?
a) религиозное учение;
б) памятник древней этической мысли;
в) культура поведения.+
Ответ: в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Профессиональная этика -
Ответ: представляет собой науку о профессиональной морали, совокупность идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципах и нормах поведения, отражающих сущность его профессии и обеспечивающих необходимые взаимоотношения, складывающиеся в процессе профессиональной деятельности.
Вопрос 2. Под этическими нормами понимаются ...
Ответ: социально и профессионально значимые качества личности социального педагога, стиль его поведения и общения, нравственные идеалы и личностные
ориентации, необходимые для профессиональной деятельности.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» : Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» : Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» : Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-30: способностью консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Выберите наиболее точное определение понятия «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
а) система социальных, правовых, педагогических и иных мер,
направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых
в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
б) система различных государственных мер, направленных на недопущение условий, способствующих преступности несовершеннолетних;
в) система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих преступным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности
с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
г) совокупность правовых нор, предусмотренных в действующем
законодательстве и направленных на выявление и устранение причин
и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Ответ: а
2. Определение понятия межведомственного взаимодействия
субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних содержится в:
а) Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
б) Постановлении Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995
«Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»;
в) не содержится ни в одном из перечисленных документов.
Ответ: в
3. Одними из главных признаков девиантного поведения являются:
а) стойкость и постоянство проявления, поведение наносящее
ущерб самому человеку, окружающим людям и/или имуществу;
б) однократное нарушение социальных норм и дисциплины;
в) трудности его предотвращения;
г) трудности его прогнозировани
Ответ: а
4. Показателями эффективности профилактической работы, осуществляемой субъектами профилактики в регионе, могут являться:
а) данные региональной ведомственной статистики;
б) доля обучающихся, снятых с профилактического учёта в связи
положительной динамикой поведения;
в) данные исследований склонности обучающихся к девиантному
поведению;
г) всё перечисленное.
Ответ: г
5. Сущность восстановительного подхода состоит в:
а) обязанности преступника понести заслуженное наказание
за причинение вреда другому человеку и/или обществу;
б) психологической коррекции девиантного поведения правонарушителя;
в) восстановлении субъектности людей, семей и сообществ, возвращении им ответственности за собственную жизнь, за урегулирование сложных ситуаций, за исправление негативных последствий
причиненного вреда;
г) принесении публичных извинений за совершенное преступление
Ответ: в
6. Форму федерального статистического наблюдения № 1-КДН
«Сведения о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних» предоставляют:
а) субъекты системы профилактики, принявшие участие в межведомственных мероприятиях в отчетном году;
б) орган местного самоуправления, обеспечивающий деятельность муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающий деятельность территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
в) все субъекты системы профилактики.
Ответ: б
7. Предложения в проект плана работы комиссии по рассмотрению вопросов на заседании комиссии должны содержать…
а) причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
б) информацию об органе (организации, учреждении), и (или)
должностном лице, и (или) члене комиссии, ответственных за подготовку вопроса;
в) конкретные меры, которые должны быть приняты по итогам рассмотрения указанного вопроса.
Ответ: б
8.В течении какого времени сотрудник или представитель органа учреждения системы профилактики обязан сообщить в другие субъекты профилактики при помещении несовершеннолетних в организацию для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей:
А) в течении 1 суток
Б) в течении 3 рабочих дней
В) незамедлительно
Ответ: В
9.. Возможна ли постановка несовершеннолетнего на профилактический учет в органе внутренних дел при первичном совершении им административного правонарушения?
А. нет, одного правонарушения недостаточно
Б. после первого правонарушения с н/л допустима только профилактическая беседа
В. да, первичного правонарушения достаточно для постановки н/л на профилактический учет
Ответ: В
10.В каком году принят Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
А. в 1991 году
Б. в 1995 году
В. в 1999 году
Г. в 1989 году
Ответ: В
11. Верно ли утверждение Правовое обеспечение в области защиты прав детей – это совокупность
законов и иных нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти России и органов власти субъектов Российской Федерации.
а)да
б) нет
Ответ: а
12. Верно ли утверждение Высшей юридической силой обладают международные правовые акты?
а) да
б) нет
Ответ: а
13.Права на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества признаны Конвенцией?
а)верно
б) неверно
Ответ: а
14.Какие из перечисленных прав, закрепленных в конституции РФ, относятся к личным. Выберите один или несколько ответов:
а. Право участвовать в управлении делами государство
б. Право на жилище
в. Право на жизнь
г. Право на неприкосновенность личности
Ответ: в,г
15.Согласно международному законодательству ребенок обладает правами. Выберите один ответ:
а. с момента рождения
б. по достижению 14 лет
в. по достижению 16 лет
г. по достижению 18 лет
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Напишите нормативно-правовые документы РФ о защите прав детей
Ответ: Декларация прав ребенка ( ООН, 1959г.)
Конвенция ООН о правах ребенка (подписана РФ в 1989 г. ратифицирована в 1990г.)
Конституция РФ.
Семейный кодекс РФ (1996г.)
Закон РФ «Об образовании».
Гражданский кодекс РФ.
Уголовный кодекс РФ.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
2. Права и обязанности семьи и отдельных ее членов широко рассматриваются в Семейном Кодексе Российской Федерации. Среди прав детей, рассматриваемых в Семейном Кодексе, следует отметить следующие.....
Ответ: Право ребенка жить и воспитываться в семье; Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками; Право ребенка на защиту; Право ребенка выражать свое мнение; Право ребенка на имя, отчество и фамилию; Имущественные права ребенка.
3. Ведомственные нормативно-правовые акты - это
Ответ: в РФ традиционное понятие теории права, означающее нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, изданный на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федерального органа исполнительной власти в пределах его компетенции.
4. Под правами человека принято понимать...
Ответ: естественные возможности индивида, которые обеспечивают его личное достоинство и свободу жизнедеятельности во всех аспектах общественной жизни.
5. Дата принятия Конституции рФ
Ответ: 12.12.1993
6. Напишите кодексы РФ, в которых регулируются права несовершеннолетних:
Ответ: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных нарушениях РФ, Жилищный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ.
7. Защита прав и интересов ребенка определяется:
Ответ: родителями (законными представителями), органами опеки и попечительства, прокурором или судом.
8. Иерархия законов определяется...
Ответ: Конституцией
9. Родителей лишают родительских прав если они..
Ответ: применяют неправильные методы воспитания детей
10. Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина, установленные...
Ответ: Семейным кодексом
11. Воспитание - это
Ответ:деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде.
12.Конституции Российской Федерации гарантирует право на образование ...
Ответ: каждого гражданина (статья 43)
13. Различают 4 уровня законов:
Ответ: международный, федеральный, региональный, инстуциональный
14. Федеральный закон РФ, в котором используются понятия "несовершеннолетний", "безнадзорный", "беспризорный" как основные:
Ответ: Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
15. Документ, защищающий права ребенка и имеющий обязательную силу для подписавших его стран, - это …
Ответ: конвенция.
2. Мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций – это социальная …
Ответ: реабилитация
3. Права учащихся образовательного учреждения определяются...
Ответ: уставом образовательного учреждения

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
Зачтено: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Не зачтено: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.вет не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.
Вопросы:
1. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности социального педагога.
2. Этический кодекс социального педагога.
3. Сравнительный анализ юридических и этических норм работы социального педагога.
4. Юридические ограничения в работе социального педагога.
5. Социально-исторический контекст становления правовых и морально-этических аспектов профессиональной деятельности социального педагога в России и за рубежом.
6. Место и роль социального педагога в учреждении разного типа.
7. Планирование и организация деятельности социального педагога с позиций соблюдения нормативных требований.
8. Планирование и организация деятельности социального педагога с позиций соблюдения этических принципов.
9. Знание правовых основ деятельности как условие профессионального становления социального педагога.
10. Знание морально-этических основ деятельности как условие профессионального становления социального педагога.
11. Условия и критерии эффективности профессиональной деятельности социального педагога: юридический аспект.
12. Условия и критерии эффективности профессиональной деятельности социального педагога: этический аспект.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик: Словарь-справочник по психодиагностике . М. - СПб.,, 2009
Л1.2 ред.: Горбатов Д.С. Этические стандарты психологов. Практикум по психологическому исследованию: : Учебное пособие. – Самара,, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред. С.Д. Воробьева, С.Г. Крылова. Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов РФ. : Сборник Екатеринбург, , 2013.
Л2.2 ред. А. А. Деркача Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности /: Учебно-методическое пособие Под– М.: Изд. дом «Красная площадь», , 2013.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Шамардина М.В. Правовое обеспечение деятельности психолога [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / АлтГУ ; сост. М. В. Шамардина. - Барнаул : АлтГУ, 2018. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321802254.: учебно-методическое пособие Барнаул : АлтГУ, 2018. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321802254., 2018 URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/5768
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online»: biblioclub.ru
Э2 ЭБС издательства «Лань»: e.lanbook.com
Э3 Курс в Moodl Правовые аспекты в работе социального педагога portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.