МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Комплексная реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2018
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Кроян Гоар Федяевна;К.социол.наук, Доцент, Васильева Елена Валерьевна

Рецензент(ы):
Д.психол.н, Зав.кафедры, Ральникова Ирина Алесандровна

Рабочая программа дисциплины
Комплексная реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психологических наук Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор психологических наук Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о содержании психологической помощи в системе комплексной реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением для повышения их социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.57

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПК-32 способностью осуществлять психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.подходы и методы оказания психологической помощи в системе комплексной реабилитации и социально-психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних с девиантным поведением
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять психологическое консультирование; психолого-педагогическую диагностику личностного и социального развития детей и подростков; разрабатывать профилактические, коррекционные и реабилитационные программы сопровождения несовершеннолетних и их семей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения приемами и методиками диагностики, реабилитации и коррекции в работе с детьми, подростками и их законными представителями

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С ДВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
1.1. Поведенческая норма, патология, девиация: основные понятия, классификация видов отклоняющегося поведения. Факторы, способствующие формированию отклоняющегося по-ведения. Основные принципы и направления реабилитации лиц с девинт-ным поведением Лекции 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Технологии работы с семьей лиц с девиантным поведением Практические 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.3. Факторы, способствующие формированию отклоняющегося по-ведения. Основные принципы и направления реабилитации лиц с девинт-ным поведением Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.4. Основные принципы и направления реабилитации лиц с девинт-ным поведением Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.5. Общая характеристика, классификация социально-реабилитационных технологий Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ ДЕВИАНТНОГО ПО-ВЕДЕНИЯ
2.1. Реабилитация лиц с агрессивным и противоправлням поведением Лекции 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Агрессивное поведение: определение, основные теории, станов-ление агрессивного поведения. Методы реабилитации лиц с агрессивным поведением Практические 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.3. Содержаниесоциально-реабилитационной работы с лицами, испытавшими насилие и жестокое обращение Практические 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.4. Противоправное поведение. Основные направления социальной работы по реабилитации осужденных Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.5. Насилие как форма отклоняющегося поведения. Определение, понятие, виды агрессивного поведения, насилия Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.6. Социальные и политические причины насилия и агрессии Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.7. Характеристика понятия жестокости и насилия в семье Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.8. Девиантное поведение, характеризующееся насилием и жестоким обращением с детьми Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.9. Суицидальное поведение. Суицид. Основные закономерности суицидального поведения. Основные направления реабилитации Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.10. Структура суицидального поведения. Типология суицидов.Подходы к классификации суицидов. Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.11. Концепции формирования суицидального поведения: психопато-логическая, психологическая, социальная (социологическая) Сам. работа 5 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.12. Мотивы, причины, поводы, условия суицидального поведения Сам. работа 5 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.13. Коррекционно-реабилитационные мероприятия, направленные на предупреждение суицидального поведения Сам. работа 5 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.14. Зависимые формы отклоняющегося поведения.основные виды, концептуальные модели, факторы, способствующие развитию зависимого поведени Основные направления реабилитации Сам. работа 5 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.15. Химические и нехимические аддикции: понятие, виды Сам. работа 5 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.16. Основные направления реабилитации лиц с зависимыми формами поведения Сам. работа 5 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.17. Деструктивное релиниозное поведение. Тоталитарные секты: общие понятия. Постановка проблемы и определение терминологии Сам. работа 5 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.18. Деструктивные секты: основные понятия Сам. работа 5 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.19. Признаки и характерные черты тоталитарных сект. Истоки и происхождение тоталитарных сект Сам. работа 5 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.20. Подходы к классификации тоталитарных сект Сам. работа 5 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.21. Этапы работы с адептом тоталитарной секты Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.22. Социальная дезадаптация как форма девиантного поведения. Побеги из дома и бродяжничество как проявления социальной дезадаптации личности Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.23. Социальная дезадаптация. Побеги из дома. Бродяжничество Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.24. Социально-психологические технологии предупреждения и регулирование бродяжничества и побегов из дома Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.25. Вандализм и граффити как проявления отклоняющегося поведения.Вандализм:основные понятия, формы. Граффити: виды граффити, мотивы рисовальщиков Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.26. Предотвращение и контроль вандализма Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.27. Неформальные объединения молодежи как социальное явление. Социально-реабилитационная деятельность с молодежью, включенной в неформальные объединения Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.28. Молодежные неформальные образования (молодежная суб-культура). Сущность понятия Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.29. Структура неформальных объединений.Классификация неформальных молодежных групп Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.30. Основные характеристики молодежной субкультуры. Характе-ристика отдельных групп молодежных неформальных объединений Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.31. Социально-реабилитационная деятельность с молодежью, включенной в неформальные объединения Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.32. Девиантная виктимность как социально-психологический феномен. Понятие девиантной виктимности. Основные показатели девиантной виктимности. Профилактика девиантной виктимности. Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.33. Психодиагностика отклоняющихся форм поведения. Возможности применения психодиагностики в девиантологии. Характеристика психодиагностических методик с целью уста-новления отклонений в поведении различных возрастных групп Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.34. Ювенальная юстиция: понятие и происхождение. Модели современной ювенальной юстиции. Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хорошилова Л. С. Социальная реабилитация: курс лекций: Кемеровский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 В.Н.Непалов, В.Ф Сопов, А.В.Радионов и др. Психология деятельности в экстремальных условиях: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений Академия, 2008
Л1.3 Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие ВЛАДОС, 2010 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под редакцией А.И. Копытина Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг : М.: Когито-Центр, 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452
Л2.2 Биктина Н. Практикум по психологии посттравматического стресса: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ФГ БОУ ВПО ОГУ, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 – электронный курс в системе Moodle "Комплексная реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.
Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов, персоналии, уметь приводить примеры, анализировать кейсы. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.