МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология зависимости

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2018
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 125
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
д.психол.наук, зав.кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология зависимости

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
• обеспечить комплексное представление о социальных, психологических и биологических изменениях, происходящих в процессе формирования психологической зависимости. Представить социально-психологические и биологические аспекты жизнеосуществления лиц с психологической аддикцией.
• представить анализ социально-психологических изменений, связанных с психологической аддикцией.

Задачи курса:

• рассмотреть теоретико-методологические основы психологии аддикций, основы психокоррекционной работы с лицами с психологической аддикцией;
• рассмотреть основные формы аддиктивного поведения, этапы и механизмы формирования зависимости от аддиктивных веществ. психологические характеристики представителей с разными типами психологических аддикций;
• получить знания об основных путях профилактики аддиктивного поведения, а также лечения и реабилитации лиц с аддиктивными расстройствами; об основных путях законодательного егулирования распространения наркотизма среди молодежи;
• освоить особенности профилактической работы с лицами с психологической аддикцией;
• должны приобрести навыки основных стратегий поведения при подозрении на употребление аддиктивных веществ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
ПСК-4.5 способность оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением
ПСК-4.6 готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О научных подходах в области «Психологии аддикций» на основе междисциплинарного подхода, сочетающего элементы социологического, психологического и биологического анализа.
3.2.Уметь:
3.2.1.• должны знать основные формы аддиктивного поведения, этапы и механизмы формирования зависимости от аддиктивных веществ;
• должны знать основные признаки аддиктивного поведения, явные и скрытые свойства аддиктивных веществ, последствия употребления основных классов аддиктивных веществ
• должны уметь самостоятельно распознавать проявления зависимости, должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков сопротивления групповому давлению в ситуациях употребления аддиктивных веществ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Профилактической работы аддиктивного поведения.
Должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков безопасного сосуществования с потребителями аддиктивных веществ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология аддикций.
1.1. Зависимое поведение как форма девиации. Лекции 5 1 ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.2. Теории зависмого поведения. Возрастные факторы риска. Роль семьи и образования в возникновении и развитии зависимого поведения Практические 5 2 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.3. Возрастные факторы риска. Роль семьи и образования в возникновении и развитии аддиктивного поведения Сам. работа 5 6 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.4. Зависимость от алкоголя. Практические 5 2 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.5. Технологическая зависимость, интернет зависимость, как формы аддиктивного поведения. Лекции 5 1 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.6. Социально-психологические факторы аддиктивного поведения. Сам. работа 5 10 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.7. Никотиновая зависимость Сам. работа 5 10 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.8. Химическая зависимость как биопсихосоциальное явление, ее природа и закономерности формирования Сам. работа 5 10 ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.9. Наркотическая зависимость. Особенности распространения наркотиков среди молодёжи. Медицинские, психологические и социальные аспекты проблемы наркотизации населения Сам. работа 5 6 ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.10. Современная классификация аддиктивных расстройств (МКБ-10). Сам. работа 5 6 ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.11. Токсикомания Сам. работа 5 6 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.12. Особенности распространения наркотиков среди молодёжи. Медицинские, психологические и социальные аспекты проблемы наркотизации населения. Сам. работа 5 6 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.13. Физиологические и психические последствия вследствие злоупотребления наркотиками и психотропными веществами. Сам. работа 5 4 ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.14. Особенности традиционных способов профилактики наркомании, их недостаточная эффективность. Сам. работа 5 8 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.15. Созависимость Практические 5 4 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.16. Игровая зависимость Сам. работа 5 2 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.17. Компьютерная и интернет зависимость Сам. работа 5 4 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.18. Пищевая зависимость Сам. работа 5 2 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.19. Трудоголизм Сам. работа 5 2 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.20. Копирующее поведение и реакция отрицательной имитации. Как избавится от созависимости. Сам. работа 5 6 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.21. Ониомания. Спортивная аддикция Сам. работа 5 2 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.22. Виктимологическая характеристика лиц, употребляющих аддиктивные вещества. Сам. работа 5 10 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.23. Особенности профилактики в области химической зависимости Сам. работа 5 10 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.24. Любовная, сексуальная, аддикция отношений Сам. работа 5 2 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.25. Религиозный фанатизм Сам. работа 5 3 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.26. Работа с различными категориями и группами населения: предупреждение зависимого поведения граждан, реадаптация в обществе лиц, которые употребляют адиктивные вещества. Сам. работа 5 10 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
1.27. Итоговая аттестация по дисциплине Зачет 5 0 ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 [сост. К. В. Сельченок] Психология зависимости: хрестоматия ХАРВЕСТ, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 Курс в Moodle " Психология зависимости " portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
• http://www.biblioclub.ru/
• http://e.lanbook.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.