МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика и технология работы социального педагога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст.преподаватель, Мелешева А.П.

Рецензент(ы):
д-р психологических наук, проф., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Методика и технология работы социального педагога

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов профессиональную готовность к реализации целостного социально-педагогического процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПСК-4.2 способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения
ПСК-4.6 готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики, готовностью разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность понятий «методика» и «технология», их иерархия и взаимосвязь
1.1. Сущность понятия «методика» в теории, практике и образовательной сфере социальной педагогики Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Методы работы социального педагога Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Понятие «технология» в работе социального педагога Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Должностные обязанности и сферы специализаций социального педагога
2.1. Должностная инструкция как правовой документ социального педагога Сам. работа 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Сферы специализаций социального педагога Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Права и этический кодекс социального педагога Практические 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Методика работы организаций, занимающихся социально - педагогической помощью
3.1. Социально-педагогическая помощь безнадзорным и беспризорным детям подросткам Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Социально-педагогическая помощь беспризорным и безнадзорным Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Категория детей «группы риска» как получатели социально-педагогической помощи Практические 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Организационные социально-педагогические технологии Сам. работа 4 5 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска Сам. работа 4 14 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Методы социально-педагогической профилактики, коррекции и реабилитации
4.1. Методологическое обоснование социально-педагогической профилактики, коррекции и реабилитации Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Нарушения социально-педагогической адаптации как предпосылки для коррекции и реабилитации Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Социально-педагогическая коррекция и реабилитация Практические 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.4. Социально-педагогические методы профилактики Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Методы диагностики личности и окружающей ее микросреды
5.1. Диагностика личности в деятельности социального педагога Практические 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Изучение микросреды как основа профессиональной деятельности социального педагога Сам. работа 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.3. Обследование социально-педагогических учреждений в микрорайоне Сам. работа 4 11 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.4. Детский коллектив - микросреда социализации и воспитания ребенка Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.5. Роль воспитательного коллектива в реализации целей социализации и воспитания ребенка Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Технология работы социального педагога с различными категориями населения
6.1. Технология работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.2. Семья как категория населения Сам. работа 4 5 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.3. Методика работы социального педагога с различными категориями семей Практические 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.4. Технология работы социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.5. Технология работы социального педагога Сам. работа 4 15 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Социальный педагог, как менеджер: технология социального планирования и управления
7.1. Менеджмент как часть социального управления Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.2. Планирование в деятельности социального педагога Практические 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.3. Программно-целевое управление в работе социального педагога Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и дисциплинам в полном объеме размещены на образовательном портале "Цифровой ун верситете АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6173.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Цель деятельности социального педагога:
А) преодоление негативных явлений воспитательной среды;
Б) создание условий для психологического комфорта ребенка;
В) создание условий для безопасности ребенка;
Г) все ответы верны.
Вопрос 2. Права и обязанности социального педагога закреплены в:
А) должностной инструкции специалиста;
Б) профессиограмме социального педагога;
В) квалификационной характеристике специалиста;
Г) годовом плане социально-педагогической деятельности.
Ответ: а
Вопрос 3. В должностных обязанностях социального педагога отражаются:
А) цель и задачи профессиональной деятельности специалиста;
Б) основные цели, задачи и содержание профессиональной деятельности специалиста
Ответ: б
Вопрос 4.
Вопрос 5.При составлении анкет используются вопросы:
а) о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.п.); любое высказанное при этом
мнение представляет собой оценочное суждение и носит субъективный характер;
б) о фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности);
в) социально-демографического характера (вопросы, выявляющие пол, возраст, национальность, образование, профессиональное, семейное положение);
г) на выявление уровня информированности и знания (вопросы экзаменационного типа, содержащие задания, экспериментальные или игровые ситуации, решение которых требует от испытуемого определенных знаний, навыков, а также знакомства с конкретными фактами, событиями, именами).
д) все верны
Ответ: д
Вопрос 6. Верно ли "Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы,
адресованные каждому конкретному испытуемому"
а) да
б) нет
Ответ: а
Вопрос 7.Верно ли, что термин «методика» (от греч. слова methodike - совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы) - один из самых масштабных в педагогической науке и относится к педагогике по организации учебно¬воспитательного процесса в целом или его значительных составляющих?
а) да
б) нет
Ответ: а
Вопрос 8. подразделил технологии на следующие группы: макротехнологии - технологии уровня общества, региона, больших социальных групп;
- мезотехнологии - технологии уровня города, населенного пункта, крупной социальной группы;
- микротехнологии - рассчитаны на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне.
а) Л.Я. Дятченко
б) А.И. Пригожин
Ответ: а
Вопрос 9.Верно ли утверждение: « с помощью психолого-педагогического эксперимента выясняют зависимость между характером тех или иных педагогических воздействий на ученика и результатом этих воздействий –стагнацией (застоем) в психическом развитии ребенка».
А) верно;
Б) неверно.
Ответ: б
Вопрос 10.Выберите верные утверждения.
А) Методы психологического изучения должны быть объективными, но не давать достоверный и надежный материал.
Б) индивидуальный подход в обучении и воспитании предполагает хорошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей учащихся;
В) как и во всякой науке, в психологии основными способами сбора данных являются анкетирование и тестирование;
Г) метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения.
Ответ: б,г
Вопрос 11.Дано определение: « это метод психологического исследования, целенаправленный на планомерное получение знаний (информации) непосредственно через органы чувств (анализаторы) », отнесите, к какому понятию оно относится.
А) Наблюдение;
Б) эксперимент;
В) беседа или интервью, точно сказать не могу;
Г) тест.
Ответ: а
Вопрос 12.Укажите неверное утверждение.
А) Тестовое исследование отличается простотой процедуры, оно кратковременно и требует простого оснащения;
Б) абсолютный плюс анкетирования это отсутствие личного контакта с испытуемым, что позволяет варьировать характер вопросов в зависимости от ответов;
В) лабораторный эксперимент требует специального оснащения и применения технических приспособлений;
Г) рисунок это королевский путь к познанию психики ребенка.
Ответ: б
Вопрос 13.Выберите правильные варианты ответа. К дополнительным методам психологического исследования относятся:
А) Беседа;
Б) анкетирование;
В) наблюдение;
Г) анализ процесса и продуктов творческой деятельности.
Ответ: а,б,г
Вопрос 14.Верно ли утверждение: « самонаблюдение это наблюдение и описание человеком протекания у себя самого тех или иных психических процессов и переживаний».
А) верно;
Б) неверно.
Ответ: а
Вопрос 15.Выберите верные утверждения.
А) Беседа должна быть живой и не принужденной, проводится в атмосфере доверия;
Б) в наблюдении исследователь пассивно ждет правления интересующих его психических процессов;
В) изучая творческую деятельность ребенка, важно анализировать продукт, ну а сам процесс создания этого продукта абсолютно не важен;
Г) в эксперименте исследователь пассивно ждет правления интересующих его психических процессов.
Ответ: а,б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1.Социальная работа - это
Ответ: вид деятельности, содержанием который является восстановление нарушенных взаимодействий
человека (группы людей) с социумом.
Вопрос 2.Наблюдение — это
Ответ: метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности.
Вопрос 3.Беседа — это
Ответ: в социально-педагогической работе метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.
Вопрос 4.Анкетирование — это
Ответ: метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых
Вопрос 5.Виды интервью..
Ответ: свободное, фокусированное, формализованное, стандартизированное, с открытыми вопросами.
Вопрос 6.Метод экспертной оценки ...
Ответ: с помощью которых выявляется информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности.
Вопрос 7.Параметрический метод - это
Ответ: метод, состоящий в сопоставлении двух ключевых параметров: прежнего состояния социальной единицы («на входе») и нынешнего состояния социальной единицы («на выходе»).
Вопрос 8.Тестирование — это
Ответ: исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания.
Вопрос 9.Биографический метод (социальные биографии)— это
Ответ: метод, позволяющий на основе анализа личных документов исследовать субъективные стороны общественной жизни.
Вопрос 10.Основные задачи методики работы социального педагога:
Ответ: Разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов организации социально-педагогической работы с различными категориями подопечных, различными социальными группами; Разработка механизмов изучения, анализа, внедрения передового отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической работы в практику профессиональной деятельности социальных педагогов.
Вопрос 11.Содержание методики работы социального педагога как отрасли знания включает два основных компонента:
Ответ: диагностический - обобщение и осмысление конкретного социального опыта; апробация новаций" конструктивный - определение пути реализации теоретических идей в массовой социальной практике.
Вопрос 12.Форма социально-педагогической работы - это
Ответ: это способ организации процесса, отражающий внутреннюю связь его различных элементов и характеризующий взаимоотношения социального педагога и его подопечных.
Вопрос 13. Перечислите формы социально-педагогической работы.
Ответ: - индивидуальная социально-педагогическая работа; - групповая социально-педагогическая работа (с постоянным или меняющимся составом подопечных); - социально-педагогическая работа в микросоциуме.
Вопрос 14.Формы организации социально-педагогической работы в зависимости от методики воспитательного воздействия:
Ответ: - психотерапевтического воздействия (трудотерапия, библиотерапия, арттерапия, музыкальная терапия, создание группы поддержки и др.); - пассивной социальной помощи (консультирование, патронаж, социальное обслуживание на дому и др.); - активной помощи (клубная и кружковая работа, участие в социально-полезной общественной деятельности, в благотворительной работе и т. д.).
Вопрос 15.При классификации на основе функций социально-педагогической деятельности можно выделить следующие группы методов:
Ответ: - социально-педагогической помощи и поддержки; - психолого-педагогической коррекции; - социальной адаптации; - профилактики; - реабилитации; - исследовательские методы.
Вопрос 16. Методы диагностики социальных ценностей личности:
Ответ: (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, мониторинг, биографический метод и др.);
Вопрос 17. Метод воспитания - это
Ответ: способ воздействия на сознание, волю и чувства воспитуемого с целью выработки у него определенных убеждений.
Вопрос 18. Выбор форм, методов и приемов социально-педагогической работы зависит от
Ответ: задач и содержания социально-педагогической деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей подопечного, его микросоциального окружения, уровня образования, адаптационных способностей, а также от профессиональной компетенции и мастерства социального педагога.
Вопрос 19. Методы профессионального взаимодействия с подопечным:
Ответ: убеждение, внушение, информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта, включение в социально-полезную, трудовую деятельность, создание условий для реализации творческих возможностей личности
Вопрос 20.Организационно-управленческие методы социального педагога:
Ответ: регламентирование, нормирование, инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» : Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» : Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» : Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-9: способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1.Как называется мера, которую принимают против человека, нарушающего правила поведения:
а) фикцией
б) презумпцией
в) деликтом
г) санкцией
Ответ: г
Вопрос 2.Когда, согласно закону, наступает уголовная ответственность за все преступления:
а) с 12 лет
б) с 14 лет
в) с 16 лет
г) с 18 лет
Ответ: в
Вопрос 3.Как называется поведение, которое не согласуется с общественными нормами:
а) девиантным
б) демонстративным
в) дезинтеграционным
г) деструктивным
Ответ: а
Вопрос 4.Что не входит в состав правонарушения:
а) санкция
б) объект
в) объективная сторона
г) субъект
Ответ: а
Вопрос 5.Что значит «отклоняющееся поведение»:
а) поведение, не согласующееся с общественными нормами
б) поведение, целиком игнорирующее человеческую природу
в) поведение, не соответствующее требованиям некой субкультуры
Ответ: а
Вопрос 6.
Что из перечисленного относят к корыстным преступлениям:
а) превышение пределов самообороны
б) терроризм
в) мошенничество
Ответ: в
Вопрос 7.Что из перечисленного характеризуется как общественно опасное поведение:
а) художественный перформанс
б) наркомания
в) митинг
Ответ: б
Вопрос 8.Кто впервые ввел понятие «девиация», «девиантность»:
а) Э. Дюркгейм
б) Т. Парсонс
в) И. Кон
Ответ: а
Вопрос 9.Какое из приведенных ниже утверждений является ошибочным:
а) поведение -это реакция человека на внешние и внутренние раздражители
б) поведение всегда является осмысленным
в) поведение может быть осмысленным и инстинктивным
г) стремясь к какой-то цели, человек действует осмысленно
Ответ: б
Вопрос 10.Как можно соотнести социальные нормы и девиантное поведение:
а) девиантное поведение противоречит общепринятым нормам
б) в разных социумах одно и то же поведение может считаться отклоняющимся или нормальным
в) в разные периоды времени одно и то же поведение может считаться отклоняющимся или нормальным
г) все утверждения верны
Ответ: г
Вопрос 11.Как называется виновно совершенное общественно опасное деяние, которое запрещено УК РФ под угрозой наказания:
а) проступком
б) преступлением
в) девиацией
г) деликвенцией
Ответ: б
Вопрос 12.Когда наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления:
а) с 12 лет
б) с 14 лет
в) с 16 лет
г) с 18 лет
Ответ: б
Вопрос 13.Самая негативная форма отклоняющегося поведения – это:
а) злость
б) вредные привычки
в) преступление
Ответ: в
Вопрос 14.Наиболее распространенные формы отклоняющегося поведения – это:
а) нанесение вреда экологии
б) снижение интереса к чтению книг
в) алкоголизм и наркомания
Ответ: в
Вопрос 15.Девиантное поведение прежде всего связано с нарушением:
А) социальных норм
Б) традиций
В) гуманистических установок
Г) этических норм
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1.Риск - это
Ответ: ситуативная характеристика деятельности, означающая неопределенность ее исхода, при которой возможны альтернативные варианты ошибки или успех.
Вопрос 2.Девиантное поведение — это
Ответ: поведение, отклоняющееся от нормы, нестандартное поведение.
Вопрос 3.Делинквент — это
Ответ: правонарушитель, преступник, лицо, совершившее незаконное действие, проступок.
Вопрос 4.Дезадаптация — это
Ответ: нарушение процессов взаимодействия человека с социальной средой.
Вопрос 5. Г. М. Миньковский выделяет четыре группы несовершеннолетни х правонарушителе й в зависимости от степени выраженности преступной направленности. Перечислите их.
Ответ: Несовершеннолетние с преступной направленностью, Несовершеннолетние с отрицательной направленностью, Несовершеннолетние с неустойчивой личностной направленностью, Несовершеннолетние с положительной направленностью.
Вопрос 6.Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:
Ответ: 1. дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2. дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3. дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5. дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
Вопрос 7. Особенности подростков группы риска:
Ответ: 1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.
2. Проецирование на себя современной жизни собственных родителей, напоминающей гонки на выживание.
3. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.
4. Среди ценностей на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором — материальное благополучие, на третьем - здоровье.
5. В то же время, кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт — один из источников стресса.
6. Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни - пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину и т.д.) - без знания подлинных путей достижения таких «ценностей».
7. Повышенный уровень тревожности и агрессивности.
8. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия.
9. Изменение направленности интересов - свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).
10. В отношениях с взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека.
Вопрос 8. Факторы риска:
Ответ: • медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т. д.);
• социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);
• психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
• педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).
Вопрос 9.две основные составляющие в работе с детьми группы риска:
Ответ: - выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними; - непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» : Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» : Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» : Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-10: способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1.Что не относят к причинам девиантного поведения:
а) возникновение новой социальной системы на обломках старой
б) опережение потребностями общества настоящего развития общества
в) особенности структуры политической партии
г) случайное отклонение
Ответ: в
Вопрос 2.При проявлении отклоняющегося поведения на что необходимо обращать внимание в первую очередь:
а) на последствия
б) на участников
в) на способы
Ответ: а
Вопрос 3.Сегодня среди подростков наблюдается процент тех, кто употребляет наркотические вещества, алкоголь, занимается проституцией или ведет себя агрессивно. Группу риска составляют ребята, которые не способны:
А) принимать решения без совета других людей и позволяют другим принимать важные решения за них
Б) ощущают опустошённость или беспомощность, когда обрывается близкая связь, плохо переносят одиночество
В) из страха быть отвергнутым соглашаются с другими, даже если считают, что те не правы
Г) все ответы верны
Ответ: г
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1.Прямые десоциализирующие влияния ..
Ответ: со стороны ближайшего окружения, если оно открыто демонстрирует образцы асоциального поведения, антиобщественных ориентации и убеждений, когда действуют антиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, внешние поведенческие регуляторы, направленные на формирование личности асоциального типа.
Вопрос 2.Косвенные десоциализирующие влияния среды ..
Ответ: могут быть обусловлены факторами разного характера: социально-психологического (отсутствие необходимых условий для реализации ведущих механизмов и способов социализации — неорганизованная должным образом воспитывающая среда), психолого-педагогического и психологического.
Вопрос 3.Типология семей по ее функциональной состоятельности:
Ответ: - функционально состоятельные; - функционально несостоятельные («группа риска») - конфликтные семьи.
Вопрос 4.Неправильные стили детско-родительских отношений:
Ответ: жестко-авторитарный, педантично-авторитарный, увещевательный, непоследовательный, отстраненно¬равнодушный, попустительско-снисходительный и т.п.
Вопрос 5.Социальный патронаж - это
Ответ: форма взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в распоряжении 24 часа в сутки, оказывая влияние на суть событий происходящих в семье.
Вопрос 6.Семейное консультирование - это
Ответ: оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах меду взрослыми и детьми в семье.
Вопрос 7. Раскройте сущность профилактического уровня в работе с неблагополучной семьей:
Ответ: организации общедоступной медико-психологической и социально педагогической поддержки семьи. На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации. Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьёй.
Вопрос 8. Раскройте сущность диагностического уровня в работе с неблагополучной семьей:
Ответ: Диагностика - длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьёй, а также с другими людьми.На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:
- наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента);
- беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);
- анкета (письменный опрос);
- тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).
Вопрос 9. Раскройте сущность реабилитационного уровня в работе с неблагополучной семьей:
Ответ: Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьёй, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация - это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.
Вопрос 10.В основу взаимодействия социального педагога и родителей положено:
Ответ: - Изучение семей с целью выявления причин, вызвавших проблемы в жизни ребенка.
- Встречи с родителями с целью оказания помощи их детям.
- Встречи родителей и учителей-предметников по составлению плана совместных действий педагога и родителей.
- Анализ промежуточных результатов совместной воспитательной деятельности.
- Посещение семей с целью охраны прав детства.
- Учёт неблагополучных семей, составление карточек учёта.
- Консультационные встречи со школьным психологом и другими специалистами.
- Классные собрания по проблемам социальной адаптации детей.
Вопрос 11.Основные функции социального педагога в работе с семьёй:
Ответ: - диагностическая (изучение особенностей семей и степени влияния микросреды);
- прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи);
- организационно-коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения);
- правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий);
- предупредительно-профилактическая (профилактика девиантного поведения);
- социально-бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи);
- социально-психологическая (осуществление неотложной психологической помощи);
- организаторская (обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей).
Вопрос 12.Действуя в интересах ребёнка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит:
Ответ: - установление контактов с семьей;
- выявление проблем и трудностей в семье;
- стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности;
- оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами (психологами, социальными работниками, врачами, юристами, с представителями органов власти, общественностью).
Вопрос 13.Социально¬-педагогический мониторинг семьи - это
Ответ: научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о протекающих процессах и на этой основе принятия стратегических и тактических решений.
Вопрос 14.Основные принципы:социально-педагогического мониторинга семьи:
Ответ: достоверность; полнота; системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Вопрос 15.Сущность мониторинга семьи:
Ответ: в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (например: сочинения детей о семье), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование и т.д.).
Вопрос 16. Основное назначение диагностики и мониторинга -
Ответ: составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» : Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» : Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» : Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-11: способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1.Чтобы предупредить и помочь ребёнку преодолеть возникновения проблем употребления ПАВ, необходимо:
А) создание психологически комфортной атмосферы
Б) способствовать формированию у ребёнка нормальной самооценки
В) учить приёмам общения в социальных группах, принимать адекватные решения, воспитывать уверенность в себе, научить справляться со стрессом
Г) всё ответы верны
Ответ: г
Вопрос 2.Как нужно вести себя родителям, чтобы их дети не использовали психоактивне вещества как способ решения возникающих в их жизни проблем?
А) применять авторитарный стиль общения с ребёнком
Б) ограничивать круг друзей и исключать «дурные компании»
В) быть другом и примером для своего ребёнка
Г) поручать задания, не соответствующие возрасту ребёнка
Ответ: в
Вопрос 3. Верно ли следующее утверждение " Адаптация — процесс активного приспособления личности или группы к меняющейся социальной среда"
а)да
б) нет
Ответ: а
Вопрос 4.Групповая форма работы с целью развития компетентности общения - это...(один ответ)
а) тренинг
б) психодиагностика
в) психолого-педагогический консилиум
г) все ответы верны
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1.Технология — это
Ответ: система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.
Вопрос 2.Социальные технологии — это
Ответ: система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.
Вопрос 3. Алгоритм деятельности социального педагога
Ответ: диагностический этап, оказание помощи, совместное проектирование решения трудной ситуации, определение способов, помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы, анализ результатов, оценка собственной деятельности, последствия, осуществление контроля за ребенком.
Вопрос 4.В образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, социальный педагог....
Ответ: принимает меры по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями
Вопрос 5.В специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (открытого и закрытого типа) социальный педагог осуществляет ......
Ответ: связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживает связь с родителями (лицами, их заменяющими) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний.
Вопрос 6.Социальная служба — это
Ответ: система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специализированные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.
Вопрос 7.Диагностика — это
Ответ: общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте.
Вопрос 8.Социальная профилактика — это
Ответ: деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.
Вопрос 9. Уровни социальной профилактики:
Ответ: общесоциальный, специальный, индивидуальный.
Вопрос 10.Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения в деятельности социального педагога являются:
Ответ: ранняя диагностика детей «группы риска», консультационно-разъяснительная работа с родителями, педагогами;
- мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего, в том числе семьей; - организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб;
патронаж дезадаптированных несовершеннолетних; разработка и реализация целевых программ и технологий,
направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.
Вопрос 11.Ресоциализация — это
Ответ: организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных либо
несформированных социальных навыков дезадаптированных несовершеннолетних, переориентация их социальных установок и референтных ориентации за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды.
Вопрос 12.Коррекция, по мнению А. И. Кочетова, имеет следующие функции:
Ответ: - восстановительную, предполагающую восстановление тех
положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах;
- компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в увлекающей его деятельности (в спорте, труде и т.п.);
- стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественно полезной деятельности ученика; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т. е. небезразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его
поступкам;
- исправительную, связанную с исправлением отрицательных
качеств подростка и предполагающую применение разнообразных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, пример и т.д.)
Вопрос 13.Реабилитация — это
Ответ: комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических, профессиональных и юридических мер,
направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения.
Вопрос 14.Социально-педагогическое консультирование — это
Ответ: квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения
Вопрос 15.Основной целью социально-педагогического консультирования является...
Ответ: оказание помощи личности в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими.
Вопрос 16.Контактное консультирование - это
Ответ: состоит в том, что консультант встречается с клиентом и между ними происходит беседа.
Вопрос 17.Дистантный вид консультативной деятельности ...
Ответ: не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу.
Вопрос 18. Этапы консультативной беседы:
Ответ: . Знакомство, начало беседы; расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; Воздействие и завершение беседы.
Вопрос 19.В. М. Афонькова утверждает, что успешность педагогического
вмешательства в конфликты подростков зависит от позиции педагога. Перечислите позиции:
Ответ: 1) позиция авторитарного вмешательства в конфликт - педагог, не будучи убежден, что конфликт — это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его; 2) позиция нейтралитета — педагог старается не замечать столкновения, возникающие среди воспитанников, и не вмешиваться в них; 3) позиция избегания конфликта — педагог убежден, что конфликт — показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации; 4) позиция целесообразного вмешательства в конфликт — педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела.
Вопрос 20.Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьёй:
Ответ: 1- й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
2- й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;
3- й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;
4- й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;
5- й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации;
6- й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
7- й этап: составление карты семьи;
8- й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия);
9- й этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй;
10- й этап: текущие и контрольные посещения семьи;
11- й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» : Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» : Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» : Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:
ПСК-4.2: способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия
ПСК-4.3: способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения
ПСК-4.6: готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи

Задания:
- подобрать блок диагностических процедур, провести исследование, описать результаты;
- составить программы сопровождения детей группы риска.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.
Вопросы:
1.Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности.
2.Сущность, структура, содержание методики работы социального педагога. Метод, прием, средство, формы социально-педагогической деятельности.
3.Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.
4.Правовые, экономические, социологические методы в работе социального педагога.
5.Психологические, педагогические методы в работе социального педагога.
6.Специфика педагогических средств, форм и технологий, используемых социальным педагогом в профессиональной деятельности.
7.Понятие «социально-педагогические технологии», их типология.
8.Методы диагностики и их использование в работе социального педагога.
9.Технологии консультирования в работе социального педагога.
10.Технологии организации досуга.
11.Использование игровых технологий в профессиональной деятельности социального педагога.
12.Семья как объект социально-педагогической деятельности.
13.Типы семейного неблагополучия и методы социально-педагогической поддержки детей из семей группы риска.
14.Характеристика семей, имеющих детей-инвалидов. Виды помощи семьям с детьми-инвалидами.
15.Методика устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на дальнейшее воспитание.
16. социально-педагогической деятельности с многодетной семьей.
17.Социально-педагогическая поддержка семей беженцев, безработных.
18.Особенности социально-педагогической деятельности с приемной (патронажной) семьей.
19.Особенности работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.
20.Методика работы социального педагога с одаренными детьми, их родителями.
21.Методика работы социального педагога с детьми, склонными к алкоголизму.
22.Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-наркоманами.
23.Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема.
24.Методика работы социального педагога в социальных приютах.
25.Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательных школах.
26.Методика взаимодействия социального педагога с классными руководителями и сотрудниками психологической службы школы.
27.Основные направления деятельности социально-педагогической службы в учреждениях начального профессионального образования.
28.Специфика работы социального педагога в учреждениях реабилитации детей с ограниченными возможностями.
29.Формы и методы работы социального педагога в специальных учреждениях для детей-правонарушителей.
30.Методика работы социального педагога по профориентации воспитанников.
31.Содержание и методика работы социального педагога в клубных объединениях детей и подростков.
32.Методика и технология работы социального педагога по сплочению детского коллектива.
33.Социально-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции делинквентного поведения подростков.
34.Методика работы социального педагога по правовому образованию воспитанников.
35.Специфика работы социального педагога по профилактике суицидального синдрома.
36.Методика взаимодействия социального педагога с правоохранительными и медикосоциальными службами.
37.Особенности работы социального педагога в учреждениях пенитенциарной системы.
38.Процесс социально-психологической адаптации: механизм, виды, характеристика уровней адаптации.
39.Процесс социальной реабилитации: механизм, виды и характеристика уровней.
40.Социальная коррекция: характеристика основных направлений.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 П.А. Шептенко, Г.А. Воронина, под ред. В.А. Сластенина Методика и технология работы социального педагога : Учебное пособие для вузов Академия, 2002
Л1.2 Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для вузов Академия, 2002
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бурмистрова Е.В. Методика и технология работы социального педагога. Организация досуговой деятельности.: Учебное пособие Юрайт, 2019
Л2.2 Милькевич О.А. Методика и технология работы социального педагог. Профилактика детсого неблагополучия.: Учебное пособие Юрайт, 2019
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodl Методика и технология работы социального педагога portal.edu.asu.ru
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.